МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Теория и методика физического воспитания





Программа вступительного испытания по

«Теории и методике физической культуры и спорта»

Образовательный уровень: магистр

Направление подготовки: 49.04.01 Физическая культура

 

I. ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

Теория и методика физического воспитания

 

ТМФВ КАК ПРЕДМЕТ И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА

Цель физического воспитания. Задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные, воспитательные). Объект физического воспитания. Основные понятия теории физического воспитания: физическая культура, физическое образование, физическое воспитание, спорт, физическая подготовка, физическое развитие, физическое совершенство.

 

Общая характеристика системы физического воспитания

Система физического воспитания, ее элементы. Основы системно направленного использования физической культуры в обществе: идейные, научно-прикладные, программно-нормативные, организационные основы системы физического воспитания.

 

ЗАДАЧИ, СРЕДСТВА И МЕТОДЫ ВОСПИТАНИЯ, Реализованные в процессе физического воспитания

Понятие «воспитание» в педагогической науке. Цель системы воспитания. Взаимосвязь физического воспитания с умственным, нравственным, эстетическим, трудовым воспитанием. Задачи, средства и методы нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

 

Принципы, регламентирующие деятельность по ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ

Понятие «принцип». Характеристика общеметодических принципов. Характеристика специфических принципов физического воспитания.

 

Характеристика средств физического воспитания

Понятие «физические упражнения». Оздоровительное, образовательное и воспитательное значение физических упражнений. Классификация физических упражнений. Дополнительные средства физического воспитания.

 

Методы физического воспитания

Понятие «методы». Общепедагогические методы. Специфические методы: метод строго регламентированных упражнений, игровой и соревновательный метод.

 

ОСНОВЫ обучения двигательным действиям

Обучение как составная часть физического воспитания и как вид познавательной деятельности человека. Предмет обучения двигательным действиям. Понятие – эталонная и реальная техника. Двигательные умения и навыки – результат обучения в физическом воспитании. Этапы обучения двигательным действиям. Особенности методики обучения на отдельных этапах.

 

Методика ВОСПИТАНИЯ скоростных СПОСОБНОСТЕЙ

Понятие «скоростные способности». Составляющие скоростных способностей (скорость двигательной реакции, скорость одиночного движения, частота движений). Особенности состава средств и методов. Методические особенности проведения занятий при воспитании скоростных способностей.

Методика ВОСПИТАНИЯ силовых способностей

Понятие «сила», «абсолютная сила» и «относительная сила». Проявление силы в динамическом и статическом режиме. Основные средства воспитания силы. Особенности состава методов. Методические особенности проведения занятий при воспитании силовых способностей.

 

Методика воспитания координационных способностей

Понятие «координационные способности». Составляющие координационных способностей – пространственное ориентирование, точность воспроизведения движения по пространственным, силовыми и временными параметрами, статическое и динамическое равновесием. Особенности состава средств воспитания координационных способностей. Основные методы воспитания координационных способностей. Методические особенности проведения занятий при воспитании координационных способностей.



 

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ВЫНОСЛИВОСТИ

Понятие «выносливость». Типы выносливости (общая, специальная). Виды выносливости в зависимости от величины физической нагрузки. Основные средства воспитания выносливости (на примерах каждого вида выносливости). Основные методы воспитания выносливости. Методические особенности проведения занятий при воспитании выносливости.

 

Физическое воспитание ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста. Задачи физического воспитания на определенном возрастном этапе. Характеристика физических качеств, которые необходимо развивать у детей младшего школьного возраста. Основные средства и методы, используемые в физическом воспитании детей школьного возраста. Методические особенности занятий при работе с детьми младшего школьного возраста.

 

Физическое воспитание ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анатомо-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. Задачи физического воспитания на определенном возрастном этапе. Характеристика физических качеств, которые необходимо развивать у детей среднего школьного возраста. Основные средства и методы, используемые в физическом воспитании детей среднего школьного возраста. Методические особенности занятий при работе с детьми среднего школьного возраста.

 

Физическое воспитание ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Анатомо-физиологические особенности детей старшего школьного возраста. Задачи физического воспитания на определенном возрастном этапе. Характеристика физических качеств, которые необходимо развивать у детей старшего школьного возраста. Основные средства и методы. Методические особенности занятий при работе с детьми старшего школьного возраста.

 

Планирование учебной работы по физическому воспитанию в школе

Понятие «педагогическое планирование». Требования, предъявляемые к педагогическому планированиию. Виды и типы планов. Краткая характеристика и содержание документов планирования – расчет часов из разделов программы физической культуры, годовой график прохождения учебного материала, графический рабочий план, поурочные планы и план-конспект урока.

 

Характеристика классно-урочной системы ЗАНЯТИЙ ПО

ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ В общеобразовательной школе

Урок как основная форма организации физического воспитания в школе. Основные признаки урока. Классификация уроков по преимущественной направленности. Классификация уроков по характеру учебной деятельности.

 

Физическое воспитание школьников с ослабленным здоровьем

Задачи физического воспитания при работе со школьниками с ослабленным здоровьем. Распределение школьников по медицинским группам (основная, подготовительная и специальная). Средства и методы физического воспитания, особенности проведения уроков физического воспитания с учениками специальных медицинских групп.

 

Физическое воспитание ДЕТЕЙ РАННЕГО И МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение физического воспитания для развития детей раннего и младшего дошкольного возраста. Физиологическая характеристика определенного возраста. Задачи физического воспитания. Содержание процесса физического воспитания и основной метод при работе с детьми дошкольного возраста. Особенности методики проведения занятий с детьми раннего и младшего дошкольного возраста.

 

ФОРМЫ занятий физическими упражнениями С детьми дошкольного возраста

Формы занятий – утренняя гигиеническая гимнастика, физкультурные занятия, физкультминутки, физкультпаузы (цель, продолжительность, содержание), физкультурные праздники, самостоятельная двигательная активность детей, прогулки, экскурсии, походы (цель, задачи, содержание, особенности организации и проведения).

 

Физическое воспитание ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО И СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Значение физического воспитания для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Физиологическая характеристика определенного возраста. Задачи физического воспитания (оздоровительные, образовательные и воспитательные). Содержание процесса физического воспитания, основные методы и особенности методики проведения занятий с детьми среднего и старшего дошкольного возраста.

 

Методика организации и проведении занятий с дошкольниками

Физкультурные занятия как основная форма учебно-воспитательной работы (цель, задачи, структура, продолжительность и содержание каждой из частей урока). Основной метод при работе с детьми дошкольного возраста. Строгое соблюдение принципов физического воспитания. Особенности проведения физкультурных занятий с детьми дошкольного возраста.

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ В процессе физического воспитания ШКОЛЬНИКОВ

Понятие «педагогический контроль». Содержание контроля, учебно-познавательная деятельность учащихся. Виды контроля. Методы контроля: педагогическое наблюдение, прием учебных нормативов, тестирование, медицинские измерения и др.). Значение самоконтроля школьников в процессе физического воспитания. Характеристика показателей самоконтроля – субъективных и объективных. Требования, предъявляемые к учету результатов физического воспитания. Виды учета. Основной документ учета – журнал класса, его содержание.

 

Физическое воспитание УЧАЩИХСЯ СРЕДНИХ (ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ) УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ (СПУЗ)

Цель и задачи физического воспитания в СПУЗ. Формы занятий в СПУЗ. Содержание программы по физическому воспитанию – теоретический материал, практический материал, учебные нормативы. Особенности методики занятий в СПУЗ.

 

ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТУДЕТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ОУВПО)

Цель и задачи физического воспитания студентов в ОУВПО. Формы занятий по физическому воспитанию в ОУВПО. Содержание программы: теоретический материал, практический материал, учебные нормативы. Учебные отделения по физическому воспитанию в ОУВПО – основное, спортивное и специальное отделение. Особенности проведения учебных занятий по физическому воспитанию в учебных отделениях.

 

ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ СТУДЕНТОВ В ОУВПО

Основная форма – учебные занятия (практические и теоретические), внеклассные занятия в режиме учебного дня студентов, в свободное время студентов. Цель, задачи, средства, содержание форм физического воспитания.

 

Профессионально-прикладная физическая подготовка (ППФП)

Понятие «ППФП». Задачи и средства ППФП. Особенности организации и проведения учебных занятий по ППФП.

 

ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ КОМПЛЕКСНОГО урока по физическому воспитанию в ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Понятие «комплексный урок». Сочетание видов физических упражнений. Признаки комплексного урока. Особенности организации и проведения комплексного урока в школе.

 

МЕТОДИКА ВОСПИТАНИЯ ГИБКОСТИ

Понятие «гибкость». Виды гибкости: общая, специальная, активная, пассивная, динамическая, статическая. Факторы, влияющие на развитие гибкости. Основные методы и средства воспитания гибкости. Особенности методики воспитания гибкости.

Теория и методика спорта

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И МЕТОДИКИ спорта

Предмет «Теория и методика преподавания избранного вида спорта». Его становление и развитие. Цель и задачи указанной дисциплины, ее содержание.

Современное состояние терминологии спорта. Задача терминологии. Правила образования терминов. Требования к образованию терминов и понятий.

 

СРЕДСТВА ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ

Физическое упражнение как основное средство тренировки. Структура физических упражнений. Задача системно-структурного анализа движений. Типы классификации физических упражнений.

 

Общая и специальная физическая подготовка В спортЕ

Физическая подготовка. Общая физическая подготовка (ОФП). Специальная физическая подготовка (СФП). Цель, задачи, содержание. Возрастная динамика нагрузки с ОФП и СФП. Тестирование – как основной метод контроля уровня физической подготовленности. Методы развития физических качеств. Связь между спортивно-технической подготовленностью и показателями уровня развития различных физических качеств.

Гибкость. Виды гибкости: активная и пассивная. Факторы, определяющие уровень гибкости. Проявление гибкости в зависимости от времени суток, температуры воздуха, пола. Возрастная динамика развития гибкости. Контроль. Особенности воспитания гибкости в структуре тренировочного процесса.

Выносливость. Общая и специальная выносливость. Ее разновидности. Основы методики развития общей и специальной выносливости.

Сила. Режимы работы мышц. Виды силовых способностей. Методика развития силы. Контроль. Особенности силовой подготовки на различных этапах многолетней тренировки. Развитие силы в структуре отдельного занятия.

Двигательно-координационные способности. Факторы, определяющие уровень координационных способностей. Методика развития.

Быстрота и ее проявление в спорте. Характеристика быстроты. Простая и сложная двигательные реакции, скорость одиночного движения, частота движений. Положительная и отрицательная взаимосвязь уровня спортивно-технической подготовленности с вышеперечисленными способностями.

Тестирование – как основной метод контроля уровня физической подготовленности.

Понятие технической подготовки в спорте. Общая и специальная техническая подготовка. Многолетний характер технической подготовки. Понятие техники физических упражнений. Методика специальной технической подготовки. Информативные показатели технической подготовки. Уровни освоения элементов (начальный, базовый и выше). Надежность техники. Устойчивость. Оценка технической подготовленности.

Особенности психологической подготовки. Совершенствование психических процессов и качеств, способствующих овладению высоким уровнем технического мастерства. Создание положительных устойчивых эмоциональных состояний и выработки умений их регулировать.

Формирование мотивации занятий спортом. Теории мотивации достижений. Влияние мотивации на достижение в процессе многолетней подготовки. Изменения мотивов в зависимости от различных этапов подготовки.

Определение понятий тактика и тактическая подготовка. Тактические знания, тактические умения, тактические навыки, тактическое мышление. Связь тактического мастерства с уровнем технической, физической, психологической подготовленности. Рациональная тактическая схема соревновательной тактики независимо от выступлений соперников. Тактическая схема в зависимости от выступлений соперников. Тактическая схема комплектования команды в зависимости от условий определения победителей.

Моральное сознание, нравственные понятия. Методы и приемы воспитания нравственных качеств. Спортивный коллектив как важнейший фактор нравственного воспитания.

Воля как сложное психическое явление. Условия и факторы, которые являются основой для методики волевой подготовки. Воля к победе как интегральный показатель развития всех волевых качеств. Основные правила воспитания волевых качеств у спортсменов.

Теоретическая подготовка как составляющая часть всестороннего воспитания. Знания, которыми должны обладать учащиеся спортивных школ. Теоретическая подготовка как часть интеллектуального воспитания. Задач интеллектуального воспитания. Взаимосвязь физической, технической, психологической, тактической и теоретической подготовки. Взаимосвязь высоких спортивных результатов с умственной деятельностью.

 

ОБЩИЕ ОСНОВЫ ПОДГОТОВКИ В СПОРТЕ

Цель и задачи спортивной подготовки. Методы спортивной тренировки. Основные группы методов: словесные, наглядные и практические. Методы, направленные преимущественно на освоение спортивной техники: в целом и по частям. Методы, направленные преимущественно на развитие двигательных качеств. Специфические принципы спортивной подготовки.

Отдельное занятие как самостоятельная структурная единица процесса подготовки. Структура занятий. Особенности проведения подготовительной, основной, заключительной частей. Особенности построения тренировки в зависимости от возраста, разряда, подготовленности, задач тренировки. Занятия избирательной и комплексной направленности в процессе подготовки. Особенности организации и методика проведения разминочных, учебных, тренировочных, модельных, восстановительных занятий и занятий по ОФП и СФП.

Явное и скрытое утомления. Типы утомления. Утомление и работоспособность. Врабатывание. Реакция организма на нагрузку. Восстановление. Фазы восстановления. Связь – утомление, восстановление – повышение тренированности. Индивидуализация объемов нагрузки при подготовке спортсменов различной квалификации. Показатели внешней и внутренней нагрузки. Объем нагрузки и ее интенсивность. Показатели нагрузки на различных этапах подготовки. Общая и моторная плотность занятия. Методы контроля нагрузки.

Педагогические средства восстановления. Характеристика педагогических, психологических, медико-биологических, гигиенических, физических средств восстановления работоспособности. Фармакологическое обеспечение в подготовке спортсменов. Питание и различные вещества природного и искусственного происхождения, которые способствуют обеспечению высокой работоспособности спортсменов и эффективному протеканию процессов восстановления. Комплексное использование средств повышения работоспособности.

Типы микроциклов (МЦ). Задачи, содержание и структура МЦ: ударных, восстановительных, соревновательных, подводящих к соревнованиям. Виды деятельности в соревновательном микроцикле. Тренировочная деятельность в дни соревнований и между ними. Особенности построения МЦ при однократных и двукратных тренировках в течение дня.

Структура и продолжительность средних циклов – мезоциклов (МЗЦ). Содержание мезоциклов на различных этапах подготовки в годичном цикле. Особенности построения МЗЦ: втягивающих, базовых, контрольно-подготовительных, соревновательных. Принципиальная последовательность мезоциклов в связи с направленностью работы. Последовательность микроциклов в мезоциклах.

Общая структура годичной подготовки. Построение годичного процесса тренировки на основе одного, двух и более макроциклов (МКЦ). Структура различных периодов на основе удвоенного, утроенного и других циклов. Продолжительность и задачи макроциклов. Особенности годичного планирования в зависимости от этапа многолетней подготовки.

Периоды подготовки в макроциклах. Задачи, содержание, структура и особенности работы в подготовительном, соревновательном и переходном периоде. Нагрузка и средства. Факторы, от которых зависит продолжительность периодов. Различные подходы к планированию переходного периода.

Влияние овариально-менструального цикла (ОМЦ) на способности к переносимости тренировочных нагрузок у девушек. Особенности биоритмичных изменений в организме женщины в течение ОМЦ. Фазы ОМЦ. Изменения психофизиологических показателей в фазе овуляции.

Прогнозирование в спортивной тренировке. Методы прогнозирования. Особенности краткосрочного, среднесрочного, долгосрочного, сверхдолгосрочного прогнозирования. Моделирование подготовки спортсменов. Функции, которые выполняют модели. Характеристика различных групп моделей. Обобщающие, групповые, индивидуальные модели. Модели соревновательной деятельности. Модели подготовленности. Морфофункциональные модели. Особенности моделирования соревновательной деятельности и подготовленности.

Отбор в системе многолетней подготовки спортсменов. Связь отбора и ориентации с этапами многолетней подготовки. Виды отбора. Методические основы начального отбора и отбора на различных этапах многолетней подготовки. Критерии и условия отбора лучших спортсменов.

Планирование в спорте. Общие основы планирования. Перспективное планирование. Планы развития спорта по разным направлениям на период от 2 до 15 лет. Характеристика и особенности перспективного, текущего и оперативного планирования. Системный и комплексный подходы при планировании. Последовательный и параллельный методы планирования. Основные требования к планированию. Характеристика основных документов планирования в спортивных школах и секциях.

Цель, объект и виды контроля в спорте. Особенности и характеристика этапного, текущего, оперативного контроля. Углубленный, избирательный, локальный, педагогический, социально-психологический, медико-биологический контроль. Особенности комплексного контроля. Требования к показателям, которые используются в контроле. Контроль физической, технической, тактической, психологической подготовленности. Контроль соревновательной деятельности.

 

Организация, проведение и СУДЕЙСТВО СОРЕВНОВАНИЙ

Соревнования как основное средство контроля подготовки спортсменов. Классификация соревнований по различным признакам. Определение результата и победителей в соревнованиях. Методические подходы в современной соревновательной практике. Виды соревнований в системе подготовки спортсменов. Календарь соревнований.

 

ПрофилактикА травматизма. ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЕР БЕЗОПАСНОСТИ На занятиях СПОРТОМ

Основные причины травматизма в спорте. Методические и организационные требования, направленные на предотвращение травматизма. Гигиенические требования к местам занятий и оборудованию. Правила эксплуатации приборов, тренажеров, оборудования, инвентаря. Виды страховки и помощи, их значение при обучении. Простейшие приемы оказания помощи пострадавшим.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.