МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Развитие перцепции по Ж.Пиаже.





Период новорожденности

Период от рождения до 1 мес.

Выготский Л.С.: 1-й мес. – кризис новорожденности (критический период).

Для новорожденного характерен сенсорный уровень регулирования психической деятельности. Идет дальнейшее развитие сенсорных систем, моторики, на их основе начинает развиваться перцепция.

Основная черта периода новорожденности – это адаптация к новым условиям развития, переходность от внутриутробного к внеутробному развитию, которая проявляется на всех уровнях развития: соматическом, рефлекторном, сенсорном, моторном.

Основное новообразование – возникновение индивидуальной психической жизни ребенка. Социальная ситуация новорожденного определяется двумя моментами. С одной стороны, это полная биологическая беспомощность ребенка, он не в состоянии удовлетворить ни одной жизненной потребности без взрослого. Т.о., младенец – максимально социальное существо. С другой стороны, при максимальной зависимости от взрослых ребенок лишен еще основных средств общения в виде человеческой речи.

Общесоматический уровень: физиологические изменения (адаптивные сдвиги), связанные с изменением среды и изменениями в функционировании организма: изменение состава крови (повышение содержания эритроцитов и повышенное содержание гемоглобина), учащается и становится аритмичным пульс, появляются аллергические реакции (желтушность, покраснения), изменения в метаболизме. Общим показателем адаптационных процессов является потеря веса

Рефлекторный уровень. Среди врожденных рефлексов новорожденного можно выделить три группы: физиологические, атавистические и ориентировочные рефлексы. Физиологические рефлексы – рефлексы, необходимые для его физического выживания в мире. Такими важными безусловными рефлексами являются сосательный, дыхательный, глотательный, а также различные защитные рефлексы. Рефлексы, не имеющие жизненно важного приспособительного значения, относят к группе атавистических рефлексов (хватательный рефлекс, рефлекс шагистики, плавательный рефлекс), большинство атавистических рефлексов угасает в первом полугодии жизни. В приспособительной деятельности новорожденного важную роль играет ориентировочный рефлекс, вызываемый с различных анализаторов. Ориентировочный рефлекс мобилизует ответ организма на действие внешних агентов и способствует образованию условно-рефлекторных связей.

Наличие безусловных рефлексов свидетельствует о функциональной зрелости ЦНС новорожденного, однако на протяжении первого года жизни большинство из них угасает. Простейшие рефлексы постепенно уступают место более сложным рефлекторным реакциям и условно-рефлекторным поведенческим комплексам.

Значение безусловных рефлексов состоит в том, что они не только обеспечивают жизнедеятельность ребенка, но с их помощью ребенок отражает воздействие на него окружающей среды. Безусловные рефлексы также лежат в основе условно-рефлекторной деятельности. По мнению различных исследователей, условные рефлексы могут формироваться в разном возрасте – от 2 мес. до 8 дней жизни. Были выделены факторы, влияющие на сроки становления условных рефлексов: приближение первого кормления к моменту рождения ребенка, качество безусловно-рефлекторного фонда, соматическое состояние ребенка, анализатор, к которому обращен раздражитель, индивидуальные особенности ребенка.



Уровень сенсорики: ребенок рождается с функционирующей сенсорной системой. В первые 6 часов можно получить реакции на раздражитель от любого анализатора. Но ответы дифференцированы – в первую очередь функционируют филогенетически более старые анализаторы: тактильные, обонятельные, осязательные, вестибулярные. Слуховой и зрительный – в менее совершенном виде.

В этот период ребенок видит нас (на огранич. расст.); различает основные цвета к концу 1-го мес.; слуховой анализатор – дифференцировано: звуки более 1 октавы различают 80% детей, ровно 1 октава – 70%, меньше 1 октавы – 40%; более развития кожная чувствительность: реагирует на прикосновения (губы и область рта), температурная чувствительность – чувствует разницу в 1 град.; обонятельная чувствительность развита очень хорошо: запах материнского молока отличает от запаха коровьего; вестибулярная чувствительность (балансирует в пространстве, чтобы сохранить равновесие); вкусовой анализатор: горькое, кислое, сладкое – отличие от взрослых – более высокие пороги чувствительности. Новое в психической жизни ребенка – возникновение слухового и зрительного сосредоточения.

Сенсорика определяет всю психическую деятельность ребенка. Благодаря наличию комплексов различных рефлексов, которые проявляются благодаря сенсорике, ребенок взаимодействует со средой.

Функционирование анализаторов у новорожденного обеспечивает также различение комплексных раздражителей разной степени структурированности. Это можно рассматривать в качестве переходной формы от сенсорики к перцепции. Новорожденные обладают врожденной способностью к локализации звуковых сигналов, способностью определять направление движущихся предметов (лучше всего перед собой); доказано наличие врожденных механизмов восприятия удаленности предметов в пространстве. Новорожденный воспринимает форму предметов: дети в первые 10 дней жизни, предпочитают структурные, комплексные объекты простым, трехмерные - плоскостным, движущиеся - неподвижным, асимметричные, неправильной формы – симметричным. Однако, ориентация на сложные объекты еще не означает наличия восприятия у новорожденных

Уровень моторики: Адаптационные сдвиги происходят и в моторике новорожденного. С момента рождения моторика имеет сложную организацию. Наряду с рефлексами у новорожденного проявляется гиперкинетика конечностей - база для формирования сложных форм моторики.

Поза новорожденного еще во многом напоминает позу плода: преобладает тонус мышц сгибателей. Но есть и существенное отличие от позы плода: усиливается тонус мышц задней поверхности шеи и глубоких мышц спины, обеспечивающих выпрямление и удержание головы и туловища в прямом положении.

В месяц – повышается общая активность, начинают работать мышцы-разгибатели, улучшается функционирование всех физиологических систем.

Пейпер выделяет следующие группы рефлексов: рефлексы положения и движения, рефлексы локомоций, хаотические движения.

а) группа рефлексов положения и движения: цеплятельный, выпрямительный, поза фехтовальщика.

б) группа рефлексов общих локомоций: шагистики, плавательный, ползающие движения.

в) группа рефлексов хаотических движений: движения ручками, ножками.

Эмоционально-социальное развитие. На первом месяце жизни преобладают отрицательные эмоциональные реакции, свидетельствующие о переживании дискомфорта (проявляются в виде крика и плача). На 2-м месяце наблюдается переход к положительным эмоциям.

Потребность в общении с взрослым складывается в период новорожденности под влиянием активных обращений и воздействий взрослого. В результате материнской активности в конце 3-й недели жизни у новорожденного появляется зрительное сосредоточение на лице матери и коммуникативная улыбка, адресованная ей.

Завершается период новорожденности появлением у ребенка первого поведенческого акта – комплекса оживления. Комплекс оживления – это эмоционально положительная реакция ребенка на появление взрослого, выражающаяся в зрительном сосредоточении на лице взрослого, улыбке, двигательной активности. Комплекс оживления – первый специфический поведенческий акт младенца, являющийся определяющим для всего последующего развития.

Важная особенность развития ребенка в ранние периоды проявляется в том, что незавершенность формирования у него основных нервных структур к моменту рождения, их пластичность увеличивает количество возможностей в выборе направления развития и обеспечивает гибкость адаптации.

Младенческий период

Общая характеристика. Возрастные рамки периода младенчества – от 1 мес. до 1 года.

Развитие в период младенчества имеет естественный характер. Идет интенсивное, как физическое, так и психическое развитие ребенка (идет активное развитие сенсорно-перцептивной сферы). Это период сенсорной регуляции психической деятельности, он является сензитивным для развития моторики. Младенец овладевает простейшими предметными действиями. Развивается потребность в общении, причем важно отметить, что ведущая деятельность и ведущий фактор развития младенца – эмоциональное общение со взрослым.

Развитие моторики идет по 3-м направлениям: развитие движений глаз, развитие движений руки (формирование акта хватания) и развитие общих локомоций.

2 специфические закономерности в моторном развитии ребенка: моторное (и физическое) развитие ребенка идет в цефалокаудальном и проксимодистальном направлении

Развитие движений глаз. У новорожденного макродвижения есть, микро – нет. Конвергенция глаз происходит к 3 мес. С возрастом увеличивается время фиксации, сосредоточения взора на неподвижном предмете: 4 нед. – 1,5 минуты, в 3 месяца – 9 минут. Следящие движения из стороны в сторону появляются в 3 недели, постепенно следящие движения приспосабливаются к скорости и к углу наклона к оси зрения. Сначала по горизонтали, потом по вертикали, потом по кругу. Больший интерес к разнообразным объектам (прямая и зигзаг, цветная доска или фон и т.д.).

Развитие движений руки. 2ф.:1-3 мес. усложнение хаотических движений (к глазу, к уху, носу); 3 ф.: 3-4 мес. – ребенок пытается удержать различные тактильные ощущения, успешно – удовольствие; 4 ф. 4-5 мес. – формируется единое сенсомоторное поле зрения. Одновременно видит свою тянущуюся руку и предмет, к которому тянется; 5 ф.: совершенствование акта хватания (развитие движений пальчиков ребенка). Благодаря акту хватания происходит тренировка речедвигательной коры ГМ (между развитием и совершенствованием тонкой моторики руки и общим умственным развитием существует корреляция).

Отдельные показатели развития движения руки:

Конец 1 мес.: подводит руку непроизвольно ко рту. Сопротивление открытию кулачка сильнее со стороны мизинца. Конец 2 мес. (на спине): на короткое время задерживает погремушку. Начало исчезновения рефлекторного хватания. Кисти чаще открыты. Конец 3 мес.: Поднимает кисти рук над головой и рассматривает их. Кисти чаще открыты. Переход к активному хватанию, двигает вложенной в руку погремушкой. Конец 4 мес.: неуверенно приближается рукой к погремушке и касается ее. Играет пальцами. Конец 5 мес.: уверенно подводит руку к погремушке и захватывает ее. Еще нет предпочтения одной руки. Билатеральная активность рук. Хватание предмета всей ладонью и вытянутым большим пальцем. Конец 6-го м.: если подаются два кубика, хватает только один из них, но второй кубик может держать, если его дать в руку. Если хватает второй кубик, первый выпадает. Ощупывание рукой поверхности. Конец 7 мес.: Хватает обеими руками, каждой по кубику. Перекладывает кубики или погремушки из рук в руки. Крутит игрушку между ладонями. Конец 8 мес. (сидя за столом): Хватает таблетку 8 мм диаметром между вытянутыми большим и указательным пальцами. Начинающаяся оппозиция большого и указательного пальцев. Звонит в колокольчик. Первые попытки произвольного выпускания из рук предметов. Конец 9 мес. (сидя за столом): касается указательным пальцем деталей своей игрушки (куклы). Пытается схватить чашку при питье двумя руками. Снимает с головы платок или иной посторонний предмет. Конец 10 мес. (сидя за столом): протягивает игрушку взрослому (но не может параллельно с удерживанием и протягиванием выпустить ее). Конец 11 мес. (сидя за столом): захватывает таблетку согнутым большим и указательным пальцами (завершенная оппозиция большого и указательного пальцев). Конец 12 мес. (сидя за столом): при хватании кубика рука открывается в зависимости от величины объекта. Хватает одной рукой два кубика. Может взять одновременно двумя руками три кубика. Протягивает игрушку взрослому и выпускает ее.

Общие движения тела. Развиваются от поднятия головки до начала ходьбы. 2-4 мес. – поднимает головку; 4-6 мес. – сидит с поддержкой; 4-7 мес. стоит при поддержке за руки; 6-8 мес. – стоит держась за перила; 7-9 мес. сидит без поддержки; 8-10 мес. ходит при поддержке; 10-12 стоит без поддержки, 11-12 мес. – ходит без поддержки.

Общие движения тела. Развиваются от поднятия головки до начала ходьбы. 2-4 мес. – поднимает головку; 4-6 мес. – сидит с поддержкой; 4-7 мес. стоит при поддержке за руки; 6-8 мес. – стоит держась за перила; 7-9 мес. сидит без поддержки; 8-10 мес. ходит при поддержке; 10-12 стоит без поддержки, 11-12 мес. – ходит без поддержки.

При неблагоприятных условиях вос­питания у ребенка могут складываться и закрепляться тупиковые виды движения, которые не только не способствуют дальнейшему разви­тию, но, наоборот, тормозят его (сосание пальцев, раскачивание на чет­вереньках и др.).

Развитие перцепции по Ж.Пиаже.

Развитие восприятия объекта в младенческом возрасте. Нет понятия об объекте - исчезая предмет перестает существовать. Предвестником выделения объекта являются слежение за движущимися объектами и попытки продлить или вновь поймать приятный для ребенка образ (1-4 месяца). В это же время интенсивно, проходя ряд этапов, формируется акт хватания и его координация с актом сосания и зрением. У младенцев начинают образовываться связи между зрением и движениями рук. При этом ребенок схватывает предмет только тогда, когда рука и предмет одновременно оказываются в его поле зрения.

На следующем этапе (4-8 месяцев) проявляется повышенная активность взаимодействия руки и глаз: ребенок старается смотреть на то, что ему удалось случайно взять, и пытается схватить то, что видит. Появление экстраполяции – выход за пределы непосредственного восприятия, ребенок начинает предвосхищать последующую позицию перемещающегося предмета на основе видимой траектории его движения. Одновременно появляется предвосхищение объекта на основе восприятия его части.

В 8-12 месяцев ребенок узнает и выделяет предмет, который раньше для него не имел собственного существования: он являлся деталью общей ситуации, картины и не обладал свободой. Активный поиск исчезнувшего предмета свидетельствует о том, что ребенок начинает познавать объективные отношения и выделять предмет как отдельную вещь, которая может перемещаться в пространстве. К году осуществляет хватание «вслепую», после отведения взора от объекта.

Исследования также показали, что трехме­сячные дети различают цвета, формы объемных и плоскост­ных геометрических фигур. С разнообразными свойствами предметов – их формой, величиной, весом, плотностью, устойчивостью и т.д. – младенец знакомится в процессе хватания и манипулирования. К 10-11 мес. жизни возникает зрительное восприятие формы и величины.

Развитие мнемической функции идет с момента рождения и на протяжении всего младенческого периода жизни в первоначальных формах. Вначале процесс запечатления носит кратковременный характер в пределах 1 сек. В 3-4 мес. зафиксировано узнавание в сфере зрения и слуха. В 5-6 мес. жизни он узнает близких и отличает их от чужих людей. В конце первого года жизни объектом запечатления становятся словесные стимулы. Происходит расширение круга запоминаемых объектов и вместе с тем удлинение сроков запечатления.

Развитие внимания. В первые месяцы у ребенка отмечается наличие только непроизвольного внимания. Ребенок вначале реагирует исключительно на внешние раздражители, причем только в случае их резкой смены (громкие звуки, смена света). Начиная с 3 мес. ребенок начинает все больше интересоваться внешними объектами, тесно связанными с его жизнью, т.е. наиболее близкими к нему. В 5-7 мес. непроизвольное внимание развивается интенсивно: может долго сосредотачиваться на ярком и блестящем предмете. Зачатки произвольного внимания появляются к концу 1 года, началу 2-го года.

Развитие мыслительной функции, которая проявляется в преднамеренном достижении ребенком намеченной цели. В конце младенческого периода, после 8-10 мес., ребенок оказывается способным решать пространственные задачи, используя для этого различные средства.

Также была выявлена способность ребенка к обобщению практического опыта решения задач и переносу способа действия в сходную ситуацию, что почти отсутствовало в опытах с обезьянами. Процесс становления мышления у детей изучал также Ж. Пиаже. В младенческом периоде ребенок проходит четыре стадии сенсомоторного периода развития мышления, выделенные Ж. Пиаже: стадию рефлексов, первичных и вторичных круговых реакций, а также практического мышления.

Предречевое развитие. Подготовка к появлению речи идет дву­мя путями: развитие понимания речи взрослых (или развитие пассивной речи) и развитие предречевых вокализаций ребенка, которые предше­ствуют собственной активной речи.

Первый путь связан с развитием фонематического слуха в результате которого к концу года (8 мес.) ребенок уже различает мно­гие слова взрослого и понимает их значение. Начиная с 9-ти мес. дети адекватно реагируют на обращенную к ним речь взрослого, ее интонацию, откликаются на свое имя, отвечают действиями на некоторые словосочетания. При отставании психического развития ребенок не понимает обращенной к нему речи и не начинает говорить сам.

Второй — с развитием интонационных структур и развитие псевдослов. Становление интонаций проходит следующие этапы: звуки спокойного гуления, звуки радости и смеха, интонации эмоциональной просьбы, интонации вопроса. Развитие псевдослов: гуканье (произнесение согласных звуков), гуление (произнесение гласных звуков), лепет (произнесение первых слогов), который появляется у ребенка после 6-го месяца жизни. К 12 мес. для детей характерны монологи из слогов, ребенок произносит по меньшей мере 2, чаще 5-10 осмысленных слов (на детском языке).

Важными условиями появления и развития лепетных вокализаций и подго­товки к речи являются насыщение слышимой речью в присутствии взрослого и эмоциональный контакт с ним.

 

 

Развитие образа Я. Кризис 1 года. На этом этапе развивается представление ребенка о себе. На основе формирующегося положительного самоощущения в процессе общения со взрослым и манипулятивной деятельности, у ребенка складывается представление о самом себе как о субъекте практической дея­тельности, т.е. как об источнике собственных действий. Ребенок начинает узнавать себя в зеркале, что свидетельствует о наличии образа себя.

Возросшее чувство «Я» наиболее ярко проявляет себя в кризисе од­ного года, симптомы которого охватывают все сферы жизнедеятельно­сти ребенка: его отношения к предметному миру, к окружающим взрос­лым и к самому себе. Выросшая свобода передвижения и активность ребенка, а также не­избежные запреты взрослого приводят к тому, что ребенок переживает свои стремления и тем самым узнает и чувствует себя. Появляются собственные, независимые от взрослого аффективные стремления ре­бенка и яркая ориентация на оценку взрослого. Стремление ребенка к независимости и его объективная зависимость от взрослого составля­ют главное противоречие кризиса одного года.

Социальное развитие: общение со взрослым. Базовая потребность младенческого возраста – потребность в безопасности, защищенности. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Э.Эриксон: в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. Неудовлетворение потребности в общении и любви может привести к проблемам в физическом и психическом здоровье (синдром госпитализма). Госпитализм – синдром патологии детского психического и личностного развитии, появляющийся у малыша вследствие отделении его от матери и раннего помещения в больницу, дет.дом. Признаки: потеря в весе, вялость, апатичность, повышенная сонливость, мышечный гипотонус, уход от контактов с окружающими, слабый плач и т.д. В крайних формах он может привести к серьезным душевным заболеваниям ребенка, хроническому инфицированию, а иногда и смерти малыша.

В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

В этот период ребенокуже реагирует на воздействие взрослого и сам начинает воздействовать на взрослого, различными способами – это проявляется в подражании движениям рта, рук, вокализациям. Больше всего ребенок реагирует на речь человека, произнесенную с интонацией.

До 6 мес. общение со взрослым носит преимущественно эмоциональный характер (ситуативно-личностный тип общения). В качестве средств общения в это время выступают эмоциональные реакции. Оно оказывает огромное влияние на пси­хическое развитие младенца: он начинает выделять самого себя как отдельного субъекта общения; формируются аффектив­но-личностные связи с близкими взрослыми; эмоциональное общение со взрослым стимулирует его познавательную активность.

Во втором полугодии меняются отношения ребенка со взрослыми: у ребенка формируется новый тип общения со взрослыми – ситуативно-деловой, при котором в качестве средства общения наряду с эмоциональными реакциями становится действие с предметом. Младенец в это время начинает по-разному реагировать на отрицательные и по­ложительные воздействия взрослого. Дети демонстрируют качественно различное отношение к близ­ким и посторонним взрослым: по отношению к близким взрослым устанавливаются и ярко проявляются аффективно-личностные связи; к посторонним взрослым ребенок испытывает недоверие и страх.

Если в первые полгода для ребенка важен физический контакт с матерью, то с 6 мес. голос и зрительный образ матери несут такой же позитивный эмоциональный импульс, как ранее физический контакт.

К концу 1-го года у ребенка появляются зачатки эмпатии. К 1 году начинает понимать похвалу, повторяет действия, за которые хвалят и над которыми посмеялись. Понимает запреты.

Подражание – один из основных механизмов развития ребенка в младенческий период (и не только). До 6 мес. как исключение в виде эмоционального заражения. После 6 мес. подражание становится источников развития, приобретает форму копирования, причем до 1 года копируются действия с конкретным предметом, после 1 года происходит перенос действий на сходные предметы.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.