Оценка уровня пенсионного обеспечения в Ханты-Мансийском автономном округе Общая численность пенсионеров, проживающих на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры по состоянию на 1 января 2014года составляет более 380 тыс. человек, в том числе: - работающих – более 200 тыс. человек; - неработающих – около 1700 тыс. человек. Средний размер пенсии в автономном округе по состоянию на 1 апреля 2014 года составляет 11 600 рублей. В 2014 году в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре прошло два повышения пенсии: с 1 апреля, в ходе которой трудовая пенсия была проиндексирована на 6,3 %, социальная на 17,1 %; и с 1 июля – социальная пенсия проиндексирована на 3,41 %. В 2014 году размеры пенсий были проиндексированы дважды:1 февраля 2014 года трудовые пенсии выросли на 6,5%; 1 апреля 2014 года социальные пенсии выросли на 10,27%. В 2012 годубыли проиндексированыразмеры трудовых пенсий - с 1 февраля 2012 года трудовые пенсии выросли на 7%. В соответствии с Законом автономного округа от 24 декабря 2007 года № 197-оз (дополнение от 22.09.2012 года N 325-п) «О государственной социальной помощи и дополнительных мерах социальной помощи населению Ханты-Мансийского автономного округа – Югры» с 2010 года пенсионерам, проживающим на территории округа и имеющим доход ниже величины прожиточного минимума пенсионера, установленного для определения размера региональной социальной доплаты к пенсии, выплачивается региональная социальная доплата к пенсии вразмере разницы между величиной прожиточного минимума пенсионера, установленной для этих целей на территории Югры, и общей суммой материального обеспечения пенсионера. [29] Величина прожиточного минимума пенсионера в Югре в целях установления социальной доплаты к пенсии на 2014 финансовый год была установлена в размере 9341 рубль (в 2013 году – 8814 рублей). Таким образом, общий объем выплат в 2013-2014 году составил более 442 млн. рублей. С целью поддержания материального положения неработающих пенсионеров, проживающих на территории автономного округа, принят Закон автономного округа от 16 декабря 2004 года № 81-оз "О дополнительном пенсионном обеспечении отдельных категорий граждан". В соответствии с данным Законом неработающие пенсионеры, обратившиеся за назначением пенсии до 30 ноября 2010 года, получают дополнительную пенсию из Ханты-Мансийского негосударственного пенсионного фонда в зависимости от стажа работы и заслуг перед автономным округом. [29] В настоящее время дополнительная пенсия по старости и инвалидности неработающим пенсионерам установлена в зависимости от количества календарных лет, проработанных на территории автономного округа, в следующих размерах: • до 5 лет – 567 рублей; • от 5 до 15 лет – 693 рублей; • от 15 до 25 лет – 820 рублей; • от 25 лет и более – 946 рублей; • лицам, имеющим заслуги перед автономным округом, - от 1 401 рублей до 3 728 рублей. Дополнительная социальная пенсия инвалидам с детства I и II групп установлена в размере 930 рублей. Право обращения неработающих пенсионеров, работавших в бюджетной сфере, за назначением дополнительной пенсии сохраняется по 31 декабря 2015 года. Право на получение дополнительной пенсии граждан, имеющих заслуги перед автономным округом, сроками обращения не ограничено. В связи с ограничением срока обращения неработающих пенсионеров (за исключением работников бюджетной сферы) за назначением дополнительных пенсий до 30 ноября 2010 года, в действующее законодательство автономного округа внесены изменения, в соответствии с которыми с 1 декабря 2010 года дополнительные пенсии отдельным категориям граждан заменены ежемесячным социальным пособием (Закон автономного округа от 7 ноября 2006 года № 115-оз «О мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре»). [29] (изм.от 16.12.2011 г.№ 125-оз) Право на социальное пособие имеют следующие категории: - неработающие пенсионеры (женщины старше 50 лет, мужчины старше 55 лет), не относящиеся к льготным категориям, постоянно проживающие на территории автономного округа, имеющие стаж работы на его территории не менее 20 лет, не подпадающие под действие Федерального закона для формирования накопительной части трудовой пенсии (лица 1966 года рождения и старше) в размере: • 765 рублей при стаже работы на территории автономного округа от 20 до 25 лет; • 875 рублей – при стаже работы 25 и более лет (было – от 820 до 946 рублей в зависимости от стажа); - инвалиды с детства I и II групп, получающие социальную пенсию в соответствии с Федеральным законом "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" – в размере 900 рублей (было 930 рублей). Пособие назначается при соблюдении следующих условий: 1) отсутствие трудовых отношений по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг на возмездной основе, а также отсутствие государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; 2) отсутствие права на получение дополнительных пенсий, пенсии за выслугу лет и иных выплат к пенсии в соответствии с действующим законодательством, а также дополнительных негосударственных пенсий за счет средств организаций по месту прежней работы. На выплату социальной поддержки из бюджета автономного округа потребуется более 155 млн. рублей (на период с 2012 по 2014 годы). Отдельным категориям граждан в соответствии с Законом автономного округа № 115-оз (участникам, инвалидам, ветеранам Великой Отечественной войны и других боевых действий, труженикам тыла, реабилитированным лицам, ветеранам труда и ветеранам труда автономного округа, неработающим одиноким и малообеспеченным пенсионерам и другим) предоставляются меры социальной поддержки, в зависимости от категории граждан, имеющих право на оказание поддержки: - компенсация расходов по оплате ЖКУ – от 50 до100 %; - бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов; - частичная оплата стоимости лекарственных средств и изделий медицинского назначения, приобретаемых по рецептам врачей; - бесплатное санаторно-курортное лечение при наличии медицинских показаний для неработающих граждан; - компенсация расходов за междугородний проезд пассажирским автомобильным (кроме такси), железнодорожным, водным транспортом один раз в год туда и обратно в пределах РФ (для неработающих пенсионеров); - передача в собственность транспортных средств инвалидам Великой Отечественной войны, которые на 1 января 2005 года состояли на учете в органах социальной защиты населения субъектов РФ, оказание бесплатных услуг по ремонту этих средств; - бесплатное обеспечение трудоспособных инвалидов техническими средствами реабилитации, их ремонт; - пособие и компенсации на погребение; - частичное возмещение расходов на оплату газификации жилых домов. [29] Кроме того, в автономном округе выплачивается: - государственная социальная помощь одиноко проживающим пенсионерам и супружеским парам пенсионеров, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в округе, в течение девяти месяцев в размере, равном доведению дохода пенсионеров до величины прожиточного минимума. - единовременная помощь в размере не более 40 тыс. рублей, которая предоставляется по заявлению граждан в случаях острой нуждаемости. Таким образом, сегодня Югра — один из субъектов Российской Федерации с наиболее высоким уровнем заботы о пенсионерах. В 2014г. размеры государственных пенсий были проиндексированы дважды: С 1 февраля 2014 года трудовые пенсии увеличились на 6.5%и с 1 апреля 2014года на 1,7 и на 17,1% выросли социальные пенсии. В результате проведенных индексаций средний размер федеральной пенсии по автономному округу на 1 апреля 2014 года составил 11600 рублей . Система негосударственного пенсионного обеспечения действует в округе достаточно эффективно. Более 200 тысяч человек получают дополнительные пенсии, которые сформированы только из бюджета автономного округа, и более 50 тысяч человек — бывшие работники компаний, создавших корпоративные, негосударственные пенсионные фонды. В 2012 году было принято два закона автономного округа, стимулирующих как развитие системы дополнительного пенсионного обеспечения, так и работодателей — для внесения пенсионных взносов на формирование дополнительных пенсий. Кроме того разработан и начато внедрение «Пенсионного стандарта», реализация которого позволит заложить основные принципы трехстороннего финансирования из источников: государство, работодатель, работник. Сейчас в Югре около 51% граждан участвуют в системе обеспечения НПФ, тогда как по стране этот показатель на уровне 10%. В большинстве это люди, работавшие в нефтяных компаниях, «РЖД», банковских учреждениях. Задача региона - с помощью пенсионного стандарта и закона о государственном стимулировании увеличить в ближайшие годы число граждан, задействованных НПФ, до 70%. Тогда человек, проработавший 20 лет на предприятиях Югры, будет иметь пенсию как минимум в 2 раза превышающую среднероссийскую трудовую пенсию по старости. (Приложение) В программе предусмотрен переходный период, который продлится до 31 декабря 2021 года. За это время гражданам, заключившим с НПФ индивидуальный пенсионный договор (если и работодатель заключил договор с этим НПФ), а также тем, кому уже назначена повышенная выплата за счет пенсионных взносов работодателя не менее 200 и не более 1 тыс. руб. в месяц, правительство обеспечит пожизненную доплату. Ее размеры колеблются от 600 до 200 руб. в зависимости от года назначения. Совокупный размер взносов работодателя и работника не должен превышать 1,2 тыс. руб. Эта мера всеобща, но прежде всего ориентирована на тех, у кого пенсии низкие или отсутствуют. Право обращения за доплатой из бюджета АО сохраняется до 31 декабря 2020 года. На сегодняшний день ни в одном другом регионе России похожих программ нет. Реализация данного проекта позволит повысить уровень жизни и социальную защищенность жителей после их выхода на пенсию. Заключение Численность пенсионеров в Югре на 1 января 2014 года составила 380 787 человек (из них работающих пенсионеров – 200 466 человек.). Из общего числа пенсионеров численность получателей трудовых пенсий составила 350 627 человек, из них пенсионеры, получающие трудовую пенсию по старости, составляют 91,5%, пенсионеры-получатели трудовой пенсии по инвалидности – 4,4%, пенсионеры – получатели трудовой пенсии по случаю потери кормильца – 4,1%. В 2014г. размеры государственных пенсий были проиндексированы дважды: 1 февраля 2014 года на 6,5%; 1 апреля 2014 года на 1,7%.. В результате проведенных индексаций средний размер федеральной пенсии по автономному округу на 1 апреля 2014 года составил 11600 рубля. Система негосударственного пенсионного обеспечения действует в округе достаточно эффективно. На сегодняшний день в ХМАО округе действует 2 базовых закона, на основании которых правительство Югры совместно с работодателями поддерживает пенсионеров: «О дополнительном пенсионном обеспечении» № 64-оз, включающий новые нормы, направленных на упрощение процесса выплаты пенсионного пособия, снятие ряда ограничений; «О мерах государственного стимулирования дополнительного пенсионного обеспечения» — № 63-оз. Новая редакция которых внесла следующие изменения: гражданин из любого города РФ имеет право обратиться за назначением дополнительной пенсии при условии наличия у него заслуг перед ХМАО или бюджетного стажа работы в Югре не менее 15 лет; в части формирования накопительной пенсии для бюджетников снижен порог стажа, после которого работник может накапливать пенсию — вместо 10 он теперь составляет 5 лет, что позволяет участвовать в программе большему количеству людей; сохранена выплата дополнительной пенсии работающим гражданам, чей возраст превышает 60 лет у мужчин и 55 лет у женщин; продлен срок обращения граждан, работающих в бюджетной сфере округа, за назначением базовой части дополнительной пенсии до 2020 года; изменился порядок назначения пенсии гражданам, работавшим в бюджетной сфере; сохраняются выплаты дополнительной пенсии всем гражданам, меняющим АО на другое место жительства в иных субъектах РФ и т.д. Кроме того разработан и начато внедрение «Пенсионного стандарта», основанного на принципах трехстороннего финансирования из источников: государство, работодатель, работник. С помощью реализации программы пенсионного стандарта и закона о государственном стимулировании Правительство округа планирует увеличить в ближайшие годы число граждан, задействованных НПФ, до 70%, что несомненно позволит повысить уровень пенсионного обеспечения граждан осуществляющих трудовую деятельность на территории ХМАО в будущем. Таким образом, реализация региональных пенсионных программ позволит решить ряд социально-экономических проблем региона, муниципальных предприятий и организаций бюджетной сферы через дополнительное пенсионное обеспечение своих работников. |