Основные задачи аксиологии и предмет её изучения МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ» Факультет истории, коммуникации и туризма Кафедра перевода и межкультурной коммуникации Коледа Наталья Казимировна Аксиологические аспекты поведения человека как проявлениеличнойидентичности и их отражение в английских и русских паремиях Курсовая работа студентки IV курса дневной формы обучения специальность 1 23 01 02 Лингвистическое обеспечение межкультурных коммуникаций (внешнеэкономические связи) Научный руководитель: доцент, кандидат филологических наук Середа Людмила Михайловна Гродно 2016 РЕЗЮМЕ Тема курсовой работы «Аксиологические аспекты поведения человека как проявление личной идентичности и их отражение в английских паремиях» Работа содержит: 34 страниц, 2 Приложения, 18 использованных источника литературы. Ключевые слова: аксиология, ценности, поведение человека, идентичность, личная идентичность, пословицы, поговорки. Цель курсовой работы – выявить аксиологические аспекты поведения человека на материале английских паремий, отражающих личную идентичность. Объектом исследования выступают английские и русские пословицы и поговорки. Предметом исследования настоящей работы является специфика проявления личной идентичности человека в английских и русских пословицах и поговорках, отражающих поведение человека. В работе были использованы следующие методы: анализ теоретической литературы, метод направленной выборки, семантический анализ, сравнение, обобщение. ОГЛАВЛЕНИЕ ВВЕДЕНИЕ................................................................................................... 4 ГЛАВА 1 АКСИОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА ФИЛОСОФИИ......................................................................................................................... 5 1.1 Основные задачи аксиологии и предмет ее изучения ...................... 5 1.2 Поведение, деятельность человека и ценности как их основа ......... 7 1.3 Формирование идентичности ............................................................ 13 1.4 Личная идентичность и ее структура ................................................ 15 ГЛАВА 2 СПЕЦИФИКА АНГЛИЙСКИХ И РУССКИХ ПАРЕМИЙ, ОТРАЖАЮЩИХ ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА........................................................................... 19 2.1 Понятие «паремии» …………………………………………………………19 2.2 Сравнительный анализанглийских и русских пословиц и поговорок, отражающих поведение человека …………………………………………… 20 ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 32 СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ…… ...33 ВВЕДЕНИЕ Данная курсовая работа посвящена изучению аксиологическихаспектов поведения человека как проявлениеличнойидентичности и их отражение в английских паремиях. Аксиология – философское учение о природе ценностей, их месте и роли в целостной структуре мироотношения и мировоззрения людей. Определение понятия «ценность» фиксирует сущностные качества той сферы действительности, которая обозначается посредством этого понятия. На его основе формируется система знаний, составляющая содержание аксиологии. Актуальность темы исследования обусловлена важностью понимания аксиологических аспектов в поведении человека в нашей речи, ведь именно знание этих аспектов помогает и делает нашу речь ярче, эмоциональней, более образной и выразительной, вне зависимости от того, на каком языке мы говорим – на русском или английском. Цель работы – выявить аксиологические аспекты поведения человека на материале английских паремий, отражающих личную идентичность. Задачами работы являются следующие: · рассмотреть специфику аксиологии как философской дисциплины; · уточнить понятие идентичности, в частности, личной идентичности; · отобрать и проанализировать английские паремии, в которых отражается поведение человека и проявляется личная идентичность. Объектом исследования является русские и английские пословицы и поговорки, отражающие поведение человека. Предметом данного исследования являются культурные различия в международных деловых переговорах. В ходе исследования применялись следующие общенаучные методы: анализ, классификация, сравнение и обобщение. Теоретическую базу курсовой работы составляют труды В.П. Барышова, С.Л, Рубенштейна, А.Р. Акалаева ГЛАВА 1 АКСИОЛОГИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДИСЦИПЛИНА ФИЛОСОФИИ Основные задачи аксиологии и предмет её изучения Аксиология (axio – ценю, logos – учение) – одна из самых молодых дисциплин философии. Как самостоятельное философское знание она сформировалась в конце прошлого века, однако проблемы, связанные с различными видами ценностей, берут свое начало с вопроса, поставленного ещё Сократом: что есть благо? Ценностное представление о мире, стремление постигнуть его значение существовали многие сотни лет до того, как сформировалась наука о ценностях – аксиология [3, с.4]. В качестве ценностей называют следующее: 1. Категории: Любовь, Истина, Добро, Красота, Мир и др. 2. Качества личности: скромность, ответственность и др. 3. Стили управления или формы правления: авторитаризм, либерализм и др. 4. Качества социальных отношений: равенство женщин. 5. Качества социальных общностей: мощь государства и другое. Выявление сферы действительности, изучаемой аксиологией, т.е. предмета аксиологии, возможно при изучении различных трактовок понятия «ценность». Поэтому ознакомление с каким-либо учением, наукой всегда начинают с ознакомления с её предметом по существующим трактовкам понятия, обозначающего этот предмет. Проанализируем несколько определений понятия «ценность». Ценности – это «явления (или стороны, свойства явлений) природы и общества, которые полезны, нужны людям исторически определенного общества или класса в качестве действительности, цели или идеала» [2, с. 6] «Ценности – это обобщенные, устойчивые представленияо предпочитаемых благах и приемлемых способах их получения, в которых сконцентрирован предшествующий опыт субъекта и на основе которых принимаются решения о его дальнейшем поведении» [7, с. 201] «Ценность есть стойкое предпочтение личностью или обществом определенного образа поведения или конечного состояния, в противоположность другому типу поведения или состоянию» [4, с. 112]. Анализ содержания различных трактовок понятия «ценность» показывает, что этим словом обозначаются различные сферы действительности: и явления природы и общества, и отношения между субъектом. Наиболее просто общие характеристики ценностей выделяются при анализе функций того, что обозначается словом «ценность». На основе рассмотрения данных определений можно сделать вывод, что ценности – это то, что выполняет функцию регулятива в отношениях субъекта с миром или регулятивную функцию. А регулятив – это то, что вносит порядок, планомерность во что-то; то, что направляет. В качестве субъекта рассматривают и индивида, и общество. В качестве регулятива и для индивида, и для общества могут выступать его предпочтения, то, что воспринимается как полезное, нужное, значимое, как единство смысла и существования. Этот регулятив воспринимается человеком как нечто нормативное, предписательно-оценочное, и существует в форме идеала, цели. Перечисленные характеристики ценностей позволяют сделать вывод, что в качестве таковой может выступать только мыслительная форма (мыслительный образ), т.е. структура сознания субъекта, в которой фиксируется определенная связь (отношение) этого субъекта с какими-либо объектами. Основу этой связи составляет то, что объект переживается субъектом как необходимый, значимый для субъекта. На основе результатов анализа различных трактовок содержания понятия «ценность» можно сформулировать следующее определение: Ценности – это мыслительные образы, фиксирующие стремление человека (людей) к тому, что предстаёт для него как значимое, как необходимое. Это определение нельзя назвать полным, так как в нем нет ответов на следующие вопросы: Что именно может выступать для человека предметом стремлений? Каким образом человек выделяет что-то как значимое, необходимое и т.п.? В чем выражается значимость предмета стремлений? Всякое ли значимое становиться для человека предметом стремлений? Рассмотрение ценностей как структуры сознания, как мыслительной формы, позволяет встать на определенную концептуальную позицию при изучении различных аксиологических теорий. В результате мы сможем согласовать знания о ценностях, полученные в аксиологических теориях, по-разному рассматривающих природу ценностей. |