Методические рекомендации по выполнению контрольной работы МИНИСТЕРСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ДЕЛАМ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ И ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ СТИХИЙНЫХ БЕДСТВИЙ ФГБОУ ВО ИВАНОВСКАЯ ПОЖАРНО-СПАСАТЕЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОТИВОПОЖАРНОЙ СЛУЖБЫ Кафедра государственного надзора и экспертизы пожаров УНК «Государственный надзор»  ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЧС РОССИИ Методические рекомендации по выполнению контрольной работы слушателями заочной формы обучения по специальности 20.05.01 – «Пожарная безопасность» Иваново 2015
УДК 614.84 Кокурин А.К., Емелин В.Ю. Информационно-методическое обеспечение надзорной деятельности МЧС России. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы слушателями заочной формы обучения по специальности 20.05.01 – «Пожарная безопасность» – Иваново: ООНИ ИПСА ГПС МЧС России, 2015. – 18 с. Методические рекомендации содержат теоретические и практические задания для выполнения контрольной работы слушателями заочной формы обучения, рекомендации по работе с литературой. Предназначены для слушателей заочной формы обучения по специальности 20.05.01 – «Пожарная безопасность». Методические рекомендации рассмотрены и рекомендованы к публикации кафедрой государственного надзора и экспертизы пожаров (в составе УНК «Государственный надзор») ФГБОУ ВО Ивановской пожарно-спасательной академии ГПС МЧС России (протокол № 7 от 3.11.2015). Печатается по решению Редакционно-издательского совета академии (протокол № __ от ____________). Рецензенты: Заместитель начальника управления надзорной деятельности и профилактической деятельности ГУ МЧС России по Ивановской области – начальник отдела организации государственного пожарного надзора, майор внутренней службы, кандидат педагогических наук А.А. Лазарев. Профессор кафедры пожарной безопасности объектов защиты (в составе УНК «Государственный надзор»), доктор технических наук Никифоров А.Л. © Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2015. СОДЕРЖАНИЕ Введение | | Методические рекомендации по выполнению контрольной работы | | Рекомендации по работе с литературой | | Рекомендации по оформлению работы | | Варианты заданий для выполнения контрольной работы | | Перечень теоретических вопросов и практических задач | | Теоретические вопросы | | Практические задания | | Библиографический список | | Введение Деятельность федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов власти местного самоуправления и организаций в области обеспечения пожарной безопасности – одно из условий успешной реализации важнейшей государственной задачи в системе обеспечения пожарной безопасности. Дисциплина «Информационно-методическое обеспечение надзорной деятельности МЧС России»является как сугубо правовой, так и прикладной, так как основывается на понимании, знании и умении применять в практической деятельности нормативно-правовые акты различных уровней, регулирующих правоотношения, складывающиеся между различными субъектами обеспечения пожарной безопасности. Данная дисциплина подводит итог изучения других дисциплин, где так или иначе затрагивались нормативно-правовые акты в данной сфере. Изучая данную дисциплину, слушатели не только закрепляют полученные ранее знания, но и получают целостное представление о системе и структуре нормативно-правовой базы на уровне государственного строительства. Она также является актуальной и важной, так как служит отправной точкой в решении профессиональных задач. Практическая составляющая занимает значительное место в связи с тем, что большое внимание уделяется практическим занятиям, где рассматриваются конкретные примеры действия того или иного нормативно-правового акта в области обеспечения пожарной безопасности. Последние десятилетия показывают, что существенную угрозу безопасности населения, экономической инфраструктуры и страны в целом представляют природные и техногенные катастрофы и аварии. Эти негативные явления являются источниками чрезвычайных ситуаций, под которыми понимают обстановку на определённой территории, сложившуюся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. Особенностью функционирования надзорных органов является дефицит времени, сопряжённый со всё возрастающим объёмом объектов проверок. В связи с этим строго ограниченное время на принятие решений, с одной стороны, и мощные потоки информации, необходимой для обработки должностными лицами органов управления, с другой стороны, определяют необходимость решения особого рода задач – информационно-аналитических – в рамках автоматизированных систем (АС) МЧС России. Названные задачи характеризуются наличием процедур комплексного анализа разнообразных данных, их динамики, тенденций изменения, поиска скрытых закономерностей и т.п. Помимо специализированного математического и программного обеспечения, названный класс задач требует соответствующей информационной поддержки и, как следствие, качественной подготовки сотрудников. Стоит отметить, что классические базы данных (БД) не предполагают учёта динамики изменения состояния объектов защиты и по этой причине не могут быть использованы в качестве информационного базиса функциональных задач, связанных с анализом и прогнозированием развития ЧС и действий надзорных органов. Для информационной поддержки задач оперативной аналитической обработки данных была предложена и в настоящее время активно развивается концепция информационного хранилища (англ. – Data Warehouse), дополняющая и модифицирующая общую концепцию БД. Существенный вклад в становление и развитие концепции информационного хранилища внесли видные учёные Э. Кодд (Codde), У. Инмон (Inmon W.), К. Дейт (Date С.). Необходимо отметить отечественных специалистов в этой области, таких как: Артамонов B.C., Куватов В.И., Кузнецов С.Д., Львов В.В., Поляков A.C., Сахаров С.С., Саенко И.Б., Таранцев A.A., Щербаков О.В. и другие. В то же время, несмотря на внушительный научный задел и опыт построения и применения информационных хранилищ, названная концепция в существующем виде не может быть рекомендована к реализации в автоматизированных системах МЧС России. Основная причина состоит в том, что концепция предполагает централизованный характер информационного хранилища, а АС МЧС России являются территориально-распределёнными системами. Подобное несоответствие не позволяет ожидать высоких значений показателей оперативности и надёжности информационно-аналитического сервиса. Поэтому весьма важной и требующей решения является проблема совершенствования информационного обеспечения автоматизированных систем МЧС России путём организации распределённых информационных хранилищ (РИХ). Вопросам внедрения и практического использования новых информационных технологий в надзорной деятельности МЧС России посвящено большое количество как публикуемых научных, научно-исследовательских, учебно-методических материалов, так и проводимых мероприятий в системе МЧС России различного уровня. «В рамках электронного межведомственного взаимодействия между ФОИВ активно отрабатываются механизмы, позволяющие максимально ускорить, упростить процедуры оказания услуг населению. Применение информационных технологий в деятельности МЧС России позволяет нам совершенствовать механизмы управления на основе полноценной информационно-технологической инфраструктуры, включающей не только базовые информационные системы и ресурсы, а также средства, обеспечивающие их функционирование, взаимодействие между собой, населением и организациями. Наша деятельность открыта для граждан, для бизнес-сообществ. Поэтому сегодня мы активно внедряем новые формы работы, позволяющие обеспечить безусловный контроль общественности за деятельностью должностных лиц надзорных органов федеральной противопожарной службы МЧС России» (Юрий Дешевых). На сегодняшний день более 15,5 тысяч инспекторов надзорных органов МЧС России осуществляют надзор за обеспечением безопасности более 2,3 млн. объектов. Более 300 тысяч объектов, в первую очередь – социальной сферы, уже сегодня обследуются инспекторами с применением инфокоммуникационных технологий. В МЧС России работа по созданию программно-аппаратного комплекса для информационно-методической и справочной поддержки деятельности органов пожарного надзора проводится с 2009 года. На сегодняшний день в разработке находится ещё ряд модулей комплекса, реализующих отдельные функции этой универсальной программы: в частности в эту систему активно внедряются уже используемые органами ГПН программные продукты «Экспертиза», «НСИС», «Банк данных по пожаровзрывоопасности веществ и материалов». Результатом этой работы будет создание Интернет-портала, с которого каждый инспектор (удалённый пользователь) сможет скачивать обновления (актуализировать базы данных) для СПО, используемого им в служебной деятельности, например, в случае изменений законодательства в области пожарной безопасности, касающихся вопросов надзорной деятельности. В МЧС России успешно функционируют территориально-распределённые системы электронных средств информационно-справочной и методической поддержки. Системно ведётся сбор и передача данных из субъектов Российской Федерации в НЦУКС. Продолжается развитие инфокоммуникаций внутри субъектов. Всё это требует существенного расширения квалификационных требований при подготовке специалистов. Методические рекомендации по выполнению контрольной работы Рекомендации по работе с литературой Большое значение в процессе обучения имеет самостоятельная работа с учебной литературой, которая позволяет вникнуть в сущность изучаемых вопросов, основательно разобраться в них. В целях более глубокого и осмысленного усвоения знаний по учебной литературе Вам необходимо: – отыскивать взаимосвязи между различными частями изучаемых текстов, причины и следствия различных явлений; – сравнивать изучаемые факты, находя в них сходства и различия; – связывать новый материал со знаниями, полученными ранее; – продумывать область применения усваиваемых знаний в практической деятельности; – находить собственные примеры к изучаемым положениям, принципам, законам; – анализировать помещенные в учебной литературе таблицы, рисунки, чертежи; – осуществлять самоконтроль путем пересказа прочитанного своими словами; – пользоваться словарями, справочниками и энциклопедиями для выяснения значения новых слов и терминов; – в ходе чтения следует делать конспекты прочитанного (выписки, заметки), выделять неясные, сложные для восприятия вопросы, в целях прояснения которых, нужно обращаться к преподавателю. Рекомендуется избегать механического заучивания учебного материала. Самым эффективным способом изучения является проникновение в сущность изучаемых вопросов. Важно с самого начала изучения учебного материала дисциплины развивать понимание изучаемых явлений, их взаимосвязи, представлять, где эти явления встречаются в практике. Чем лучше осмыслено содержание, тем – при прочих равных условиях, – прочнее запоминание[1]. Необходимо вести систематическую каждодневную работу над литературными источниками. Объем информации по курсу настолько обширен, что им не удастся овладеть в «последние дни» перед сессией. Следует воспитывать в себе установку на прочность, долговременность усвоения знаний по курсу. Важно помнить, что они потребуются не только в ходе изучения данной дисциплины, но и для изучения других дисциплин, а также в последующей профессиональной деятельности — и это основная цель получения знаний. При работе с учебной и научной литературой следует помнить о непрерывности процесса обучения. Дисциплина постоянно развивается и совершенствуется. В условиях ускоряющегося старения информации учебные и научные издания далеко не всегда актуальны. В связи с этим в литературе по курсу обучающимся могут встречаться положения, которые уже не вполне отвечают новым тенденциям развития. В таких случаях следует, проявляя критичность мысли, опираться не на устаревшие идеи того или другого издания, как бы авторитетно оно ни было, а на нормы, вытекающие из современных изданий, имеющих отношение к изучаемому вопросу. Обучающемуся следует знать как литературу, рекомендуемую в данном пособии, так и интересоваться новыми изданиями. Рекомендации по оформлению работы Задание на контрольную работу состоит из 100 вариантов. Две последние цифры номера зачетной книжки слушателя-заочника определяют вариант задания (табл. 1). Например, номер зачетной книжки – 12345. Вариант задания 45. По табл. 1 определяются номера вопросов (16,46,6), причём первые два вопроса – теоретические, а последний – практический (задача). Приступая к выполнению контрольной работы, необходимо ознакомиться с методическими указаниями, вопросами контрольной работы, подобрать литературу и изучить её в соответствии с рекомендациями, полученными на установочной лекции. Оформлять контрольную работу следует в соответствии с правилами и рекомендациями[2]. При выполнении контрольной работы слушатели обязаны соблюдать ряд требований: – работу следует писать самостоятельно, в своем стилевом исполнении. В процессе написания следует избегать неуместного употребления терминов, смысл которых неясен, повторов, загромождения основного текста фамилиями, названиями работ, не относящимися к сути дела, неоправданной детализацией; – материал, в соответствии со своими мыслями и идеями, следует излагать простыми и понятными предложениями; – использование в работе чужих мыслей и идей оформляется в виде цитирования – прямого (текст заключается в кавычки) и косвенного (текст дается в пересказе); – при обработке отобранного материала не следует увлекаться цитированием. Следует помнить, что цитаты в контрольной работе необходимы лишь в следующих случаях: – для того, чтобы без искажения передать конкретную мысль исследователя; – для идентификации взглядов исследователя при сопоставлении различных точек зрения; – для выражения несогласия с каким-либо положением исследователя. Цитата при этом должна быть дана в таком объеме, который бы не искажал мысли автора. Кроме того, слушатель должен уяснить следующие моменты: 1. Наряду с цитированием, в научной работе применяется иная форма ссылки в виде упоминания (на мысль, идею, факт, положение, вывод и пр., а также на источник и исследование). 2. Цитирование и всякая иная ссылка оформляется библиографической сноской, которая помещается в подстрочнике (место внизу страницы, заключенное между ее рамкой и отчеркнутым основным текстом). Величина подстрочника зависит от количества материала, размещаемого в нем на данной странице. 3. Технически сноска оформляется таким образом: в тексте в виде арабской цифры дается ссылка на источник информации. Цифра при этом ставится чуть выше основной строки, после окончания прямого или косвенного цитирования или непосредственно после фамилии автора цитируемой или упоминаемой работы (или ссылки на источник), а также после ссылки на мысль, идею, факт, положение, вывод. Затем, в подстрочнике ставится соответствующая цифра и дается описание работы или источника, на который ссылается автор контрольной работы. При этом нумерация ссылок и соответствующих им сносок на каждой новой странице начинается с «I». |