МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Классификация видов мышления





Тема 9. МЫШЛЕНИЕ. ИНТЕЛЛЕКТ

Мышление как психический процесс.

Интеллект человека.

Основные понятия темы

Интеллект – совокупность познавательных способностей человека, используемых на практике и приводящих к адаптивному поведению в проблемных ситуациях.

Мышление – наиболее общая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая существенные связи и отношения между познаваемыми объектами.

Понятие – отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.

Суждение – основная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности.

Умозаключение – выделение из одного или нескольких суждений нового суждения.

Мышление как психический процесс

Исследование мышления занимает одно из центральных мест во всех философских учениях как прошлого, так и настоящего. В настоящее время мышление стало предметом изучения не только философии, но и психологии, логики, физиологии, кибернетики, лингвистики.

Мышление – это наиболее общая и опосредованная форма психического отражения, устанавливающая наиболее существенные связи и отношения между познаваемыми объектами.

Обобщенности способствует то, что мышление носит знаковый характер, мысль воплощается в слове. Словесное опосредование делает возможным для человека познавать то, что не дано ему непосредственно в восприятии, даже то, что не дано ему в личном опыте. Этим мышление человека отличается от мышления животных.

Мышление – сложнейший процесс. Прежде всего, для него нужно получать непосредственные впечатления от предметов внешнего мира. Но этого недостаточно. Для того, чтобы осуществлять в окружающей среде разумную деятельность и регулировать свое поведение, необходимо, чтобы на уровне психики были отражены связи и отношения между предметами и явлениями, что и осуществляется в процессе мышления.

Решение мыслительных задач проходит ряд этапов (рис. 9.1). Начальным моментом мышления является проблемная ситуация, то есть конфликт между тем, что дано субъекту и тем, чего он должен достигнуть. Нет проблемы там, где нет дефицита информации и неудовлетворенных потребностей. Поэтому то, что для одного человека является проблемой, для другого может ею и не быть.

проблемная ситуация
Если проблема все-таки существует, решение проблемной задачи – это поиск недостающего звена в цепочке необходимой информации. В результате анализа проблемной ситуации возникает задача. Задача – это цель, данная в определенных условиях. Возникновение задачи означает, что решающему ее человеку удалось выделить известное и неизвестное (искомое). Следовательно, анализ условий наличной ситуации – это первый шаг к нахождению решения.

 

                     
   
 
     
 
   
отсев ассоциаций, появление предположения
 
   
 
   
проверка предположения (не подтвердилось)
 
 

 

 

       
   
 
 
проверка предположения (подтвердилось)
 
   
 
 
решение задачи

 


Рис. 9.1 Схема этапов решения мыслительных задач

 

Важным условием принятия правильного решения является наличие точных знаний. Отсутствие знаний о предмете приводит к невозможности выдвижения предположений. При этом большую роль играет правильная словесная формулировка. Точно поставленный вопрос нацеливает на решение задачи. Многие задачи решаются путем применения правил. Поэтому в образовательном процессе наибольшее значение имеет не изучение отвлеченных знаний, а усвоение определенных правил и закономерностей окружающего мира, позволяющих принимать правильные решения.

Мыслительные операции

Процесс мышления совершается посредством ряда мыслительных операций.

                                                                       
   
проблемная ситуация
 
   
 
   
мышление
 
         
 
   
анализ
 
 
       
 
     
сравнение
 
обобщение
 
абстрагирование
 
         
 
 
   
 
       
 
 
понятие
 
суждение
 
умозаключение

 

 


Рис. 9.2 Принципиальная схема решения мыслительных задач

Сравнение-мыслительная операция, заключающаяся в сопоставлении предметов и явлений, их свойств и отношений друг с другом и выявлении общности или различия между ними.Сравнение характеризуется как более элементарный процесс, с которого начинаются все остальные мыслительные операции.

Обобщение-мыслительная операция объединения многих предметов или явлений по какому-то общему признаку.

Анализ мыслительная операция расчленения сложного объекта на составляющие его части.

Синтез -мыслительная операция, позволяющая в едином аналитико-синтетическом процессе переходить от частей к целому.

Анализ и синтез обычно выступают в единстве. Они неразрывны: анализ, как правило, осуществляется одновременно с синтезом, и наоборот.

Абстрагирование-мыслительная операция, основанная на отвлечении от несущественных признаков предметов и явлений и выделении в них основного, главного.

Конкретизациядвижение мысли от общего к частному.

Формы мышления

С помощью мыслительных операций возникают определенные продукты мышления в форме понятия, суждения, умозаключения.

Понятиеэто отражение в сознании человека общих и существенных свойств предмета или явления.Понятия бывают общими (рабочие инструменты) и единичными (совковая лопата), конкретными (учебник) и абстрактными (развитие). Понятия формируются в процессе жизни и деятельности на основе практического опыта взаимодействия с явлениями и предметами окружающей действительности.

Суждениеосновная форма мышления, в процессе которой утверждаются или отражаются связи между предметами и явлениями действительности. Суждения могут быть истинными (университет – учреждение высшего профессионального образования) и ложными (университет – учреждение досуговой деятельности молодежи).

Умозаключениевыделение из одного или нескольких суждений нового суждения. Например: Рабочий инструмент помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Совковая лопата помогает человеку выполнять тяжелый физический труд. Следовательно, совковая лопата – рабочий инструмент.

Классификация видов мышления

I. По степени новизны и оригинальности.

1. Репродуктивное мышление. Направлено на воспроизведение типичных, заранее усвоенных способов решения проблемной ситуации.

2. Творческое (созидательное)мышление. Порождение новых идей, поиск оригинального решения.

II. По характеру протекания познавательных процессов.

1. Интуитивное мышление. Свернуто во времени, минимально осознанно, не имеет четко выраженных этапов. Результат представлен как готовое знание. Человек часто не может дать объяснения, почему он пришел к данному выводу, но точно знает, что вывод верен.

2. Аналитическое мышление. Протекает осознанно, этапы решения проблемной ситуации последовательно развернуты во времени. Человек может точно дать отчет, каким образом и почему сделаны такие выводы.

III. По уровню развития (генетическая классификация)

1. Наглядно-действенное мышление. В конкретной наглядно данной ситуации проблема решается путем практического действия (манипулирования) с предметом. Наглядно-действенное мышление преобладает у детей в возрасте до 3 лет. У взрослых проявляется в ситуации неопределенности при взаимодействии с предметами.

Тогда путем подбора правильных действий с предметом решаются конструктивные задачи.

2. Наглядно-образное мышление. В своем сознании человек оперирует представлениями об объектах в виде образов, схем, мысленных моделей и т.д. Наглядно-образное мышление преобладает у детей от 3 до 10 - 13 лет. Остается ведущим у основной массы женщин и у лиц, занимающимися различными видами искусства.

3. Абстрактно-логическое мышление. Опирается на систему знаков, символов, отвлеченных понятий. Развивается после 10 - 13 лет, типично для лиц мужского пола, но не чуждо и женщинам.

 

 

Интеллект человека

В современной психологии понятие интеллекта рассматривается с разных позиций. Для исследователя развития интеллекта в детском возрасте Жана Пиаже[1] интеллект – это общий регулятор поведения человека, его способности адаптироваться к наличным обстоятельствам жизни. Для Л. Векслера – показатель обучаемости человека всему новому. Б.Г. Ананьев[2] писал об интеллекте как о многоуровневой организации познавательных сил, охватывающей процессы, состояния и свойства личности.

Все эти подходы позволяют говорить об интеллекте не просто как о сумме знаний, но о способности познавать мир и реализовывать познание адекватно сложившейся ситуации.

Интеллект – это совокупность познавательных способностей человека, используемых на практике и приводящих к адаптивному поведению в проблемных ситуациях.

Интеллект имеет определенные уровни, которые позволяют решать определенные проблемные задачи.

Практический – помогает решать повседневные задачи с высокой степенью адаптации к конкретным условиям.

Теоретический – позволяет оперировать словами и понятиями, усваивать большой объем сложной информации и реализовывать его в своей деятельности, описывая в теории наиболее общие закономерности развития и функционирования явлений реальной действительности.

Несмотря на кажущуюся сложность теоретических знаний, невозможно сказать, что теоретический интеллект выше практического. Часто придумать какую-либо теоретическую схему (даже очень сложную) бывает проще, чем добиться эффективной работы изобретенного аппарата. Такой же эффект наблюдается и в управленческой деятельности при работе с людьми. Умение на практике применять теоретические знания имеет большое значение в развитии как теоретического, так и практического интеллекта.

В структуре интеллекта различают вербальный и невербальный интеллект. Вербальный интеллект основан на знаниях, закрепленных в словесной форме. В тестах на исследование интеллекта вербальный интеллект определяется по способности обобщать информацию, строить умозаключения, по самостоятельности и зрелости мышления.

Невербальный интеллект проявляется не столько в знаниях, сколько в умениях. В заданиях на определение невербального интеллекта оценивается развитие внимания, восприятия, зрительно-моторной координации, пространственного мышления, скорости формирования навыков и др.

 


[1] Пиаже Ж. Психология интеллекта // Избранные психологические труды. – М.: Педгиз. – С. 210 - 222.

[2] Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – СПб.: Питер, 2001.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.