Самостоятельная работа студентов. Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тюменская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ГБОУ ВПО ТюмГМА Минздрава России) Кафедра внутренних болезней, поликлинической терапии И семейной медицины “ПНЕВМОНИИ, ПЛЕВРИТЫ. Принципы ранней диагностики в амбулаторно-поликлинических условиях. Программа амбулаторного обследования и лечения. Показания для госпитализации. Экспертиза трудоспособности. Профилактика. Диспансерное наблюдение.” Методические указания для студентов 6 курса лечебного факультета По дисциплине «Поликлиническая терапия» Тюмень, 2014 Методические указания по теме “Пневмонии, плевриты.Принципы ранней диагностики в амбулаторно-поликлинических условиях. Программа амбулаторного обследования и лечения. Показания для госпитализации. Экспертиза трудоспособности. Профилактика. Диспансерное наблюдение.” для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» подготовлены доцентом кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины Ж.В. Куимовой под редакцией д.м.н., профессора Т.В. Болотновой. Методические указания по теме “Пневмонии, плевриты.Принципы ранней диагностики в амбулаторно-поликлинических условиях. Программа амбулаторного обследования и лечения. Показания для госпитализации. Экспертиза трудоспособности. Профилактика. Диспансерное наблюдение.” для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании кафедры внутренних болезней, поликлинической терапии и семейной медицины, протокол № 11 от 27 мая 2014 года; Методические указания по теме “Пневмонии, плевриты.Принципы ранней диагностики в амбулаторно-поликлинических условиях. Программа амбулаторного обследования и лечения. Показания для госпитализации. Экспертиза трудоспособности. Профилактика. Диспансерное наблюдение.” для студентов по дисциплине «Поликлиническая терапия» утверждены на заседании цикловой методической комиссии по специальности «общая врачебная практика» (семейная медицина), протокол № 9 от 29 мая 2014 года; Методические рекомендации заслушаны и утверждены на заседании ЦКМС протокол протокол № 7 от 26 июня 2014 года. 1. Тема занятия: “Пневмонии, плевриты.Принципы ранней диагностики в амбулаторно-поликлинических условиях. Программа амбулаторного обследования и лечения. Показания для госпитализации. Экспертиза трудоспособности. Профилактика. Диспансерное наблюдение.” Значение изучения темы. Внебольничная пневмония (ВП) относится к числу наиболее распространенных острых инфекционных заболеваний. По данным Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека внебольничные пневмонии остаются одной из ведущих причин заболеваемости, госпитализации и смертности. При регистрации эпидемических очагов ВП специалистами органов, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, проводится эпидемиологическое расследование. Наиболее высокая заболеваемость пневмонией у взрослых отмечена в Сибирском и Северо-западном федеральных округах (4,18 и 3,69 на 1000), наименьшая в Центральном Федеральном округе (3,07 на 1000). В настоящее время сохраняются трудности в диагностике этого заболевания. Так в России согласно расчетам общее число больных ежегодно превышает 1,5 млн. человек, но при этом диагностируется 1/3 случаев (в 2006 году в РФ было зарегистрировано 591493 случаев заболевания). Ошибки в диагностике ВП достигают 20%, диагноз в первые 3 дня болезни ставится лишь у 35% заболевших. В России средняя продолжительность одного случая составляет 25,6 дней. Ежегодный экономический ущерб при этом составляет примерно около 15 млрд. рублей. Наиболее тяжело внебольничные пневмонии протекают у лиц пожилого возраста, на фоне сопутствующих заболеваний. В США ежегодно диагностируется более 5 млн. случаев ВП, из которых более 1,2 млн. нуждается в госпитализации. Из числа последних непосредственно умирает от ВП более 60.000 человек. В 2006 году в нашей стране среди лиц старше 18 лет от пневмонии умерло 38970 человек, что составило 27,3 на 100 тыс. человек. Анализ российских данных в отдельных регионах свидетельствует, что наиболее высокая смертность от ВП регистрируется у мужчин трудоспособного возраста. При этом, среди факторов риска летального исхода при ВП выделяют факт позднего обращения пациентов за медицинской помощью. Знание темы необходимо для решения профессиональных задач по диагностике, лечению и реабилитации больных с пневмониями. Цель занятия. 3.1. Цель изучения темы: формированиеу студентов умений ведения больных в амбулаторных условиях с диагнозом внебольничная пневмония в ее типичном течении с обоснованием лечения, вопросов экспертизы временной нетрудоспособности, организации санаторно-курортного лечения. 3.2. Общая (учебная) цель занятия: Для освоения цели занятия надо знать: - тактику клинического обследования больного с внебольничной пневмонией на догоспитальном этапе, диагностический алгоритм и стандарты обследования при проведении диспансерного наблюдения, при направлении на госпитализацию, дневной стационар, санаторно-курортное лечение; - семиотику и дифференциальную диагностику при внебольничной пневмонии, международную классификацию (ВОЗ) о причинах болезни и смерти; - принципы и методы амбулаторного лечения, реабилитации и профилактики при внебольничной пневмонии; - показания и противопоказания для лечения в условиях дневного стационара, стационара на дому; - показания и противопоказания к санаторно-курортному и физиотерапевтическому лечению; - показания и противопоказания, методику проведения различных тренирующих режимов, физиолечения; - правила выписывания рецептов и приема лекарственных препаратов; контроль за лечением; - основные принципы организации работы станции "Скорой медицинской помощи"; - разделение функций скорой и неотложной медицинской помощи и преемственность в работе между ними; - должностные обязанности и права врача по оказанию неотложной помощи; - методику обследования больных на дому; - оперативную, учетно-отчетную документацию; методику проведения экспертизы нетрудоспособности при внебольничной пневмонии; нормативы при диспансеризации больных с внебольничной пневмонией; - профессиональную этику и деонтологические аспекты лечебно-профилактической работы врача, роль информированного согласия; методы и средства санитарного просвещения. Для освоения цели занятия надо уметь: - в ограниченное время качественно провести опрос и осмотр пациента и выявить основные объективные данные, подтверждающие диагноз внебольничной пневмонии; - определить минимум необходимых для установления диагноза внебольничной пневмонии лабораторных и инструментальных исследований; - интерпретировать полученные результаты лабораторных и инструментальных методов обследования; - составить план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с внебольничной пневмонией; - выписать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства; - оказать первую помощь в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи; - определить показания для госпитализации больных с внебольничной пневмонией и реализовать госпитализацию в экстренном и плановом порядке; - пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности; - правильно оформлять документы по экспертизе нетрудоспособности; - проводить диспансеризацию, оформлять первичную и текущую документацию, оценивать эффективность диспансеризации; - дать пациенту рекомендации по первичной профилактике, здоровому образу жизни с учетом состояния его здоровья; - выбрать оптимальный вариант лечения, назначить медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию; - правильно оформлять документацию, с которой имеет дело участковый врач; - создать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности; - использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний; - использовать санитарное просвещение для профилактики внебольничной пневмонии в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного; - вести учет санитарно-просветительной работы; - планировать санитарно-просветительную работу. Для освоения цели занятия надо владеть: - интерпретацией полученных результатов лабораторных и инструментальных методов обследования; - умением составлять план обследования, лечения и профилактики конкретного больного с внебольничной пневмонией; - умением выписывать рецепты (с учетом социальных прав на льготные лекарства) на обычные лекарства; - методикой оказания первою помощи в экстренных случаях до приезда скорой медицинской помощи; - умением пользоваться законодательствами, установками по экспертизе трудоспособности; определить причину временной нетрудоспособности, критерии выздоровления и восстановления трудоспособности; - методологией оформления документов по экспертизе нетрудоспособности; - тактикой проведения диспансеризации (по основным группам диспансерного наблюдения), оформления первичной и текущей документации, оценке эффективности диспансеризации; - методикой обучения пациентов по вопросам первичной профилактики, здорового образа жизни с учетом состояния его здоровья; - умением выбирать оптимальный вариант лечения, назначать медикаментозную терапию с учетом фармакокинетики и фармакодинамики лекарств, предупреждения их нежелательных побочных действий; рекомендовать немедикаментозную терапию; - умением правильно оформлять документацию, с которой имеет дело врач-терапевт участковый; - умением создавать оптимальный уровень взаимоотношений с пациентом и его родственниками, коллегами и медицинским персоналом на приеме в поликлинике, при посещении больных на дому, при проведении санитарно-просветительной работы, экспертизы трудоспособности, трудоустройстве больного с учетом профессиональной пригодности; - умением использовать средства и методы устной, печатной, изобразительной пропаганды знаний; - умением использовать санитарное просвещение для профилактики внебольничной пневмонии в виде бесед перед началом приема больных в поликлинике, во время групповых профилактических приемов, при работе с семьей больного; - умением вести учет санитарно-просветительной работы; - умением планировать санитарно-просветительную работу. 4. План изучения темы. 1. Контроль исходного уровня самостоятельной подготовки студентов (проверка усвоения учебного материала и выявление остаточных знаний по ранее изученным смежным дисциплинам). Контроль самостоятельной работы студентов проводится в устной форме опроса по теме занятия, письменной тестовой форме и в оценке докладов, презентаций студентов по учебно-исследовательской деятельности. 2. Практическая работа студентов: самостоятельная работа с врачом терапевтом участковым, клинические разборы, работа с медицинской документацией. 3. Закрепление практических навыков: решение ситуационных задач, интерпретация методов исследования и др. Самостоятельная работа студентов. Вопросы для самоподготовки. Вопросы базовых дисциплин, необходимые для изучения данной темы: 1.Патофизиология воспаления; понятие резистентности, реактивности. 2. Причины возникновения, механизмы развития и появления иммунодефицитных состояний. 3. Морфогенез и морфологические особенности пневмонии в зависимости от вида вызывающего ее инфекционного агента. 4. Нормальная рентгенограмма органов грудной клетки. 5. Микробиологическая характеристика возбудителей пневмоний, методы их верификации: бактериоскопия, посев мокроты и определение чувствительности к антибактериальным препаратам выделенной флоры, серологическая диагностика. 6. Пропедевтическая характеристика синдромов интоксикации, очагового уплотнения легочной ткани, бронхообструктивного и синдрома накопления жидкости в легких. 7. Клиническая фармакология антибактериальных средств; принципы антибиотикотерапии. 8. Анатомия плевры, плевральных полостей. 9. Физиология транссудации и резорбции плевральной жидкости. 10. Биохимические тесты, позволяющие дифференцировать транссудат и экссудат. 11. Рентгеноанатомия плевральных полостей, легких, средостения. Вопросы по дисциплине «Поликлиническая терапия»: 1. Какие виды пневмоний выделяют в соответствии с современной этиопатогенетической рубрификацией. 2. Эпидемиологическая характеристика атипичных пневмоний. 3. Перечислите диагностические критерии пневмонии. 4. Перечислите возможные осложнения пневмоний. 5. Каковы показания к госпитализации больных пневмонией? 6. Какие современные принципы эмпирической терапии внебольничных пневмоний. 7. В каких случаях производят смену антибактериального средства? Назовите критерии эффективности антибиотикотерапии. 8. Что такое плевральный синдром? 9. Какие группы факторов ведут к развитию плеврального выпота? Назовите клинические варианты плевральных выпотов. 10. Назовите этапы диагностического поиска при наличии плеврального выпота. 11. Какие методы лучевой диагностики позволяют выявить даже небольшое количество жидкости в плевральной полости? 12. Экспертиза утраты трудоспособности у пациентов с пневмониями, плевритами. 13. Как организовать диспансерное наблюдение за больными после перенесенной пневмонии, плеврита? 14. Определите показания к санаторно-курортному лечению у пациентов после перенесенных острых воспалительных заболеваний легких. 15. Особенности ведения пациентов пожилого и старческого возраста с острыми воспалительными заболеваниями легких. |