Тестовые проверочные задания Семинарско-практическое занятие Занятие №4. Общение и взаимодействие. Человек как субъект взаимодействия. Цель занятия: систематизировать знания о психологии общения и взаимодействия людей, научить использовать теоретические положения психологии в понимании и объяснении социально-психологических явлений в практике общения и деятельности, освоить основные стратегии взаимодействия, техники воздействия. Основные понятия: организация совместных действий, теории действия, ступени развития взаимодействия: 1) пространственный контакт, 2) психический контакт, 3) социальный контакт (совместная деятельность), 4) взаимодействие (вызвать реакцию), 5) социальные отношения (сопряженная система действий).Транзактный анализ Э.Берна, типы взаимодействий по К. Томасу, формы деятельности: совместно-индивидуальная, совместно-последовательная, совместное взаимодействие. План занятия 1. Теории межличностного взаимодействия 2. Основные стратегии взаимодействия 3. Модель регуляции совместной деятельности 4. Эффективность группового взаимодействия 5. Психология воздействия в общении № вопроса | Характеристика материала, изученного согласно пунктам плана (краткая аннотация вопросов) | 1. 1. | | 2. | | 3. | | 4. | | 5. | | Контрольные вопросы 1. Перечислите основные социальные мотивы и проиллюстрируйте, в каких конкретных стратегиях поведения они реализуются? 2. В чем основные особенности ведущих стратегий поведения? 3. В чем специфика эффективности применения механизмов воздействия в различных условиях? 4. Умение общаться: дар или приобретение? 5. В чем специфика средств общения? 6. Особенности педагогического общения. 7. Коммуникация, взаимодействие и познание в профессии педагога. 8. Раскройте ступени развития взаимодействия по Я.Щепаньскому Темы сообщений 1. Взаимодействие и взаимопонимание в общении. 2. Психологические барьеры в межличностном общении. 3. Педагогическое общение и его особенности. 4. Взаимодействие и взаимопонимание в общении 5. Психологические условия эффективности группового взаимодействия 6. Основные теории межличностного взаимодействия 7. Основные механизмы воздействия в процессе общения Задания для самостоятельной работы 1. В словарь психологических терминов запишите определения следующих понятий: взаимодействие, кооперация, конкуренция. 2. В словарь персоналий запишите краткие биографические сведения о: Э. Берн, М. Вебер, П. Сорокин, Т. Парсонс. Тестовые проверочные задания 1. Какой из предложенных не относится к стилям взаимодействия: а) продуктивный б) транзактный в) непродуктивный. 2. Подтверждение взаимных ролевых ожиданий, полное взаимопонимание, единый резонансный ритм, созвучность переживаний участников контакта это: а) конгруэнция б) приакция в) тепис 3. Как называется одна из основных форм организации межличностного взаимодействия, характеризующаяся достижением индивидуальных или групповых целей, интересов в условиях противоборства с добивающимися этих же целей и интересов другими индивидами или группами? а) противоборство б) коакция в) конкуренция 4. Тип взаимодействия, при котором его субъекты, достигнув взаимного соглашения о преследуемых целях, стремятся не нарушать его, пока совпадают их интересы это: а) дружба б) кооперация в) взаимопомощь 5. Какой тип конфликта лишний? а) продуктивный б) деструктивный в) конкурентный 6. Набор норм, определяющих, как должен вести себя человек,определенного социального положения это: а) положение б) роль в) позиция. 7. Единство сознания и деятельности, направленное на реализацию базовой ценности это: а) направленность б) позиция в) роль. 8. Эмоционально окрашенное, избирательное отношение человека к действительности, одна из характеристик личности это: а) интерес б) чувство в) потребность 9. Поиск согласия с помощью непосредственного обсуждения между участниками конфликта это? а) посредничество б) переговоры в) проакция. 10. Разрешение конфликта нейтральной третьей стороной, изучившей обе точки зрения это: а) коммуникация б) арбитраж в) интегральное соглашение. Рекомендуемая литература Основная литература 1. Андреева, Г.М. Социальная психология [Текст] : учебник для студентов высшего профессионального образования / Г.М. Андреева. — Аспект Пресс, 2014- 389 с. 2. Веракса, Н. Е. Социальная психология [Текст] : учебник для студентов высшего профессионального образования / Н. Е. Веракса. - М. : Академия, 2011. - 224 с. 3. Немов Р.С. Социальная психология [Текст] : учебник для студентов высшего профессионального образования / Р.С. Немов. — М.: Академия, 2012-321 с. Дополнительная литература 1. Агеев, В.С. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы [Текст] / В.С. Агеев. - М.: Просвещение, 1990. -189 с. Дубов, И.Г. Социально-психологические аспекты активности [Текст] : монография / И. Г. Дубов ; Рос.акад. образования, Психол. ин-т. - [Б. м.] ; Санкт-Петербург : Нестор-ИсторияМ., 2012. - 536 с. 2. Бендас, Т.В. Гендерная психология [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов/ Т.В. Бендас. –Спб: Питер, 2005. -213 c. 3. Битянова, М.Р. Социальная психология [Текст] : учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ М.Р. Битянова. - М.: Академия, 2001.- 342 с. Ильин, Г. Л. Социология и психология управления [Текст] : учебное пособие для студентов вузов / Г. Л. Ильин. - М. : Академия, 2010. - 192 с. 4. Крейхи, Барбара. Социальная психология агрессии [Текст] /Б. Крейхи.- СПб: Питер, 2003. -178 с. 5. Крический, Р.Л., Дубовская, Е.М. Психология малой группы: теоретические и прикладные аспекты / Р.Л. Крический, Е.М. Дубова. - М.,1991. -201 с. 6. Крысько, В.Г. Социальная психология изд.2 [Текст] : учебник для вузов/ В.Г. Крысько. –Спб : Питер, 2010. - 256 с. 7. Майерс, Д. Социальная психология. - 7-е изд. [Текст] / Д. Майерс. — Спб.: Питер, 2007-287 с. 8. Моргунов, Е.Б. Личность и организация [Текст] / Е.Б. Моргунов. - М., Эксмо, 1995. – 212 с. 9. Московичи, С. Социальная психология [Текст] / С. Московичи. — Спб.: Питер, 2007. -254 с. 10. Парыгин, Б.Д.Социальная психология. Истоки и перспективы. [Текст] / Б.Д. Парыгин.— СПб: СПбГУП, 2010. – 356 с. 11. Семечкин, Н.И. Социальная психология [Текст]: учебное пособие для ВУЗов/ Н.И. Семечкин. –Спб: Питер, 2005. -213 c. 12. Социально-психологические детерминанты межэтнических отношений подростков [Текст] : монография / Т. И. Куликова, С. А. Черкасова, К. С. Шалагинова ; ред. Т. И. Куликова. - Тула : Имидж Принт, 2013. - 148 с. 13. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. [Текст]: учебное пособие для студентов ВУЗов/ Н.И. Шевандрин, -М: Просвещение,1995 – 289 с. |