МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Литературная викторина по рассказам В. Осеевой, проведенная 4 апреля 2012 года Соловьёвой Н.В. между 2 – 4 классами





Цель:

- формирование умения анализировать художественные произведения на доступном для детей уровне;

Задачи:

- способствовать развитию речи, пополнению словарного запаса;

- раскрыть содержание понятий: "волшебное слово", "настоящий друг", "щедрость";

- дать детям возможность оценить себя и свои поступки.

 

Оборудование: доска, книжная выставка, иллюстрации к рассказам, разрезанные на части названия рассказов, презентация

 

 

Валентина Александровна ОСЕЕВА

(1902- 1969)

 

Есть на свете волшебные слова: «спасибо», «пожалуйста». Скажешь их — и люди станут к тебе добрее и внимательнее. Но, к сожалению, не все ребята знают эти слова. Вот и происходят с ними неприятности. Совсем такие, как у мальчика Павлика из рассказа В. Осеевой «Волшебное слово». Решил Павлик даже из дому убежать. Сестра Лена краски не даёт, брат не захотел его на лодке покатать. А дело-то оказалось в том, что не умел Павлик просить, не знал волшебного слова «пожалуйста», которое говорить нужно «тихим голосом, глядя прямо в глаза».

Но не только о «волшебных словах» можно узнать из рассказов Осеевой.

Семнадцать лет проработала Валентина Александровна с детьми. Любила их и понимала. И книги свои писала для того, чтобы выросли все девочки и мальчики честными и воспитанными людьми.

 

А чтобы стать воспитанным человеком, мало знать и говорить «волшебные» и вежливые слова. Воспитанный человек — это тот, кто не будет сидеть, равнодушно поглядывая в окно, если рядом, в переполненном трамвае или автобусе, стоит пожилой человек, маленький мальчик или девочка. Тот, кто не съест всё печенье, ничего не оставив маме и бабушке, как это сделали Вова и Миша из рассказа В. Осеевой «Печенье». И уж точно, воспитанный человек никогда не будет обижать тех, кто слабее его, например собаку. А именно так и поступила девочка Таня из рассказа «Кто всех глупее». Дёрнул её за косичку мальчик Ваня, а сдачи она ему дать не могла. Большой Ваня, сильный. Вот от злости и ударила ногой Барбоса.

Так что в маленьких рассказах, которые писала Валентина Александровна для того, чтобы дети «могли читать их без помощи взрослых», большой смысл.

Есть у В. Осеевой и повести о школьной дружбе — «Васёк Трубачёв и его товарищи», «Динка». В повести «Динка» рассказывается о девочке Динке, живущей на берегу реки Волги. Повесть эта — воспоминание писательницы о своём детстве, друзьях и недругах1.

Но какими бы ни были произведения Валентины Александровны Осеевой, большими или маленькими, очень хотелось ей, чтобы дети не просто читали их, а, «прочитав рассказ, думали о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и своих собственных».

1 Задание.

Заголовки рассказов рассыпались. Соберите названия рассказов Осеевой. (оформляется на доске)

1. Девочка с куклой.

2. Навестила.

3. Жадная мать.

4. Долг.

5. Кто всех глупее.

6. Печенье.

7. Рыжик.

8. Динка.

9. Волшебное слово.

10. Сыновья.

11. Три товарища.

 

2. Вопросы и задания

1. Почему писала В. А. Осеева маленькие рассказы?

2. Что значит быть воспитанным человеком?

3. Как нужно читать рассказы В. А. Осеевой?

4. Какие «волшебные слова» вы знаете?

5. Расскажите какой рассказ вам понравился и объясните почему.

 

3 Задание.

Подберите заголовок рассказа и иллюстрацию к нему.

4 Задание.

Назовите хорошие и плохие поступки, описанные в рассказах В.Осеевой.

В одной из книг Валентина Александровна обратилась к своим читателям с такими словами:

"Дорогие ребята! Когда я была такой, как вы, я любила читать маленькие рассказы. Я любила их за то, что могла читать без помощи взрослых. Один раз мама спросила:

– Понравился тебе рассказ?

Я ответила:

– Не знаю. Я о нем не думала.

Мама очень огорчилась.

– Мало уметь читать, надо уметь думать,– сказала она.

 

С тех пор, прочитав рассказ, я стала думать о хороших и плохих поступках девочек и мальчиков, а иногда и о своих собственных. И так как в жизни мне это помогло, то я написала для вас короткие рассказы, чтобы вам легче было научиться читать и думать".

Читать вы все умеете. Теперь будем учиться думать о том, что вы читаете.

Далее педагог кратко знакомит учащихся с понятием "рассказ" (небольшое по числу событий, персонажей и объему текста прозаическое произведение).

"Волшебное слово" – пожалуй, самый известный рассказ В.А. Осеевой. Как вы думаете, почему рассказ так назван, что за чудеса происходят с его героями? (Дети отвечают.) Какие еще "волшебные слова" вы знаете? (Проводится аукцион: кто больше вспомнит слов.) Как нужно их произносить? (Тихим голосом, глядя прямо в глаза.)

Учитель читает учащимся рассказы В.А. Осеевой "Навестила", "Синие листья", "Хозяюшка". Далее все вместе обсуждают рассказы, отвечают на вопросы:

Как вы понимаете слова: "надо так давать, чтобы можно было взять";

что значит слово "щедрость" (бескорыстная помощь другим);

настоящий друг – какой он;

подумайте: может ли кто-то назвать вас настоящим другом?

5 Задание.

Работа по презентации.

В заключение учитель подводит итог мероприятия, жюри награждает команды победителей и просит не забывать совет В.А. Осеевой: читать и думать.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.