Тест 1. «ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ» ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ памяти. ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. Физиологической основой высшей нервной деятельности являются индивидуально приобретенные рефлексы, названные И.П.Павловым условными, в отличие от врожденных, безусловных рефлексов. Человек обладает высокой приспособляемостью и изменчивостью поведения, что обусловлено максимальным развитием головного мозга, возникновением высшей формы отражения действительности - сознания, ощущение и восприятие, представление и мышление, внимание и память, чувства и волю. ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ. Изучить физиологические основы памяти и познакомиться с современными методами оценки структуры памяти. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ. а) студент должен знать: 1. Особенности восприятия у человека. 2. Память и ее значение. 3. Виды памяти. 4. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека. б) студент должен уметь: 1. Проводить тестирование по исследованию объема памяти. 2. Проводить тестирование по исследованию видов памяти. 3. Проводить тестирование по исследованию скорости протекания мыслительных процессов. в) студент должен иметь представление: 1. Об архитектуре целостного поведенческого акта. 2. О фазовых явлениях в коре больших полушарий. 3. О роли эмоций в формировании памяти. Перечень МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, обязательных ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ 1. Виды внимания и методы их определения. ВОПРОСЫ БАЗОВЫХ ДИСЦИПЛИН, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ. 1. Значение работ И.П.Павлова для понимания особенностей психических функций человека. 2. Биоритмология (хронобиология). ВОПРОСЫ ПРОГРАММЫ для контроля знаний при самоподготовке. 1. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности. 2. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. Классификация условных рефлексов. 3. Физиологические механизмы образования рефлексов. Их структурно-функциональная основа. Развитие представлений И.П.Павлова о механизмах формирования временных связей. 4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков. 5. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К.Анохина. 6. Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения. 7. Роль этапа принятия решения в формировании функциональной системы поведения. 8. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика. 9. Физиологические механизмы сна. Фаза сна. Теории сна. 10. Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах. 11. Торможение в высшей нервной деятельности. Виды коркового торможения. Современные представления о механизмах торможения. КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ Тестирование на ЭВМ проводится параллельно с выполнением практических работ. Для тестирования студенту предлагается 30 вопросов с вариантами ответов. Правильных ответов может быть несколько, причем в некоторых вопросах ответы нужно расположить в определенной последовательности (на экране в правом верхнем углу имеется сведение о количестве и характере правильных ответов). МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ. Работа 1. Изучение условного рефлекса. Ознакомиться и перерисовать рисунки из Атласа по нормальной физиологии № 295, 296, 297, 298, 301, 302, 303, 305, 306, 318. Работа 2. Исследование объема памяти. При исследовании объема памяти (тест Шульте) испытуемому предлагают таблицу с напечатанными разными цветами цифрами. Цифры нанесены в случайном порядке, нарисованы красными и черными красками. Испытуемый должен как можно быстрее и точнее по очереди назвать и показать указкой цифры, начиная один ряд сначала, а другой с конца (например, красная 1 и черная 25, красная 2 и черная 24). Тест 1. «ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ» Вводные замечания. Экспериментальное исследование переключения внимания является одним из важных для практики направлений исследования характеристик внимания. Специалистами установлено, что в ряде профессий (например, при пилотировании самолетов или многостаночном обслуживании) быстрое переключение внимания является необходимым условием эффективности деятельности. Варьирование экспериментальных приемов исследования переключения внимания основывается на разнообразии стимульного материала и способов работы с ним испытуемого. Однако во всех случаях задача испытуемого заключается в совмещенном выполнении двух или более заданий экспериментатора. Затем проводится сопоставление показателей скорости выбора в условиях совмещенного выполнения действий (Sсов) и без него (Sбс) П = | Sсов | =1 | Эту величину рассматривают в качестве условного показателя переключения внимания. | | Sбс ч+к | | | Стимульным материалом в данном задании служат таблицы Э. Шульте, т. е. черно-красные таблицы с буквенными символами. Задачей испытуемого является одновременный счет чисел двух цветовых рядов: одного в возрастающей последовательности и другого - в убывающей. Оснащение эксперимента. Таблицы Шульте с изображением 25 черных чисел (от I до 25) и 24 красных чисел (от 1 до 24). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние. Ход работы: Найдите в таблице числа черного цвета, причем в возрастающей последовательности (от 1 до 25). Отметьте затраченное на эту работу время Найдите в таблице числа красного цвета в убывающей последовательности. Запишите потраченное на эту работу время. Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел. При этом черные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные — в убывающей. Фиксируется время выполнения задания на каждом этапе. Обработка результатов. Определить скорость выбора на I, II и III этапах. Найти условный показатель переключения внимания по формуле. Сделать вывод о продолжительности выполнения задания с переключением внимания против счета только черными или красными цифрами. Тест 2. «непроизвольная память» Инструкция. Вам будет предложено 6 заданий, причем сначала текст задания, а потом указание, что Вы должны сделать. После того как прочтете текст задания, закройте его рукой и отвечайте на вопрос к нему. Отвечайте быстро. Задание 1. Укажите, в каком из слов: =ПОРТНОЙ, ПОДВАЛ. ТРУБА, ЗАЛП, АНТРАКТ= | | есть буква «Д»? Задание 2. Допустим, Вам дали следующее задание: «Пойдите в комнату 325, в правом нижнем ящике стола возьмите статью «Правительство и левое движение в Англии» Принесите мне ее». вопросы 1. из правого илииз левого ящика взять статью? 2. 2) Какой номер комнаты: 235, 325 или 225. Задание 3. В перечне слов: вторымстоит слово МОТ. Правильно? Задание 4. Таня просиламужа купить: мясо, масло, мыло и спички. Он купил: Масло, сало, спички и мясо. 1. Что он забыл купить? 2. Что он купил лишнее? Задание 5. Запомните 3 числа: 36 14 52 Вопросы: 1. В какой геометрической фигуре было число 14? 2. В какой геометрической фигуре было число 52? Задание 6. Постарайтесь представить себе большого темно-зеленого крокодила. Вообразите, как он плывет по мутной воде, как он начинает медленно выползать на берег. Задание:В течение З-х минут ни разу не подумать о темно-зеленом крокодиле. Удастся ли Вам? Оформление: напишите, сколько заданий вы сделали правильно из 6-ти. Тест 3. «Объем памяти» Прочитайте по одному разу каждый ряд слов и цифр и постарайтесь их запомнить. Сначала прочитайте первый ряд, закройте его рукой, запишите запомненное, затем так же второй ряд и так далее. 1) крот, стена, пальто, окно, книга, туча, воображение, крючок, нос, лист 2) стул, танк, беда, еж, карандаш, кольцо, ток, лист, газ, ведро 1) 1 7 3 2 5 4 9 0 6 8 4) 3 1 7 5 4 2 8 0 9 6 | Результат: Подсчитайте количество запомненных словили цифрпосле одного прочтения. У большинства людей объемкратковременной памяти составляет 7 ±2 единицы (слова, цифры, буквы, изображения и т.д.). Запишите какой объем памяти у Вас. Тест 4. «МЮНСТЕРБЕРГА» Направлен на определение избирательности внимания. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избирательности и концентрации внимания, а также высокой помехоустойчивости. Инструкция. В строках беспорядочно написанных букв имеются слова. Ваша задача - как можно быстрее просмотреть текст и выписать на лист эти слова. Пример: рюклбюсрадостьуфркнп. Время работы — 2 минуты бсолцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэыгчяфактъуэкзамстрочягщ шгцкпрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхлккейтроицафц телевизорболджзхюэлщьбпамятьшогхещиздвосприятие йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфыплослдспектакльячс бюерадостьвуфтиеждрлоррпнародшарикуыфйшрепортаж ждорлафывюфбьконкурсйфнаприличностьзжэьеюлоджия эрпплаваниеедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчая джэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиехж шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъ Тест 5. «Объем памяти» Объем непосредственной памяти - это наибольшее число отдельных элементов (цифр), которое может быть безошибочно воспроизведено после однократного воспроизведения этих элементов в определенной последовательности. В течение 1 минуты — положите перед собой часы — прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось запомнить: сено тротуар ключ столетие самолет фильм поезд аромат картина Карпаты месяц Гималаи певец неподвижность радио календарь трава мужчина перевал женщина автомобиль абстракция сердце вертолет букет Подсчитайте число написанных слов и оцените каждое написанное слово в 1 балл. По сумме баллов определите к какой категории вы можете себя отнести. 6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состоянии. 7—12 баллов. Удовлетворительная 13—17 баллов. Хорошая 18—21 балл. Отличная Тест 7. «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА» Методика предназначена для оценки кратковременной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым в течение 10 секунд демонстрируется набор из 12 двузначных цифр, которые нужно запомнить и записать на бланке. Инструкция. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все числа, которые вы запомнили. Оценка кратковременной зрительной памяти производится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше. |