МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Тест 1. «ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ»





ТЕМА: ФИЗИОЛОГИЯ памяти.

ЗНАЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.

Физиологической основой высшей нервной деятельности являются индивидуально приобретенные рефлексы, названные И.П.Павловым условными, в отличие от врожденных, безусловных рефлексов. Человек обладает высокой приспособляемостью и изменчивостью поведения, что обусловлено максимальным развитием головного мозга, возникновением высшей формы отражения действительности - сознания, ощущение и восприятие, представление и мышление, внимание и память, чувства и волю.

 

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ.

Изучить физиологические основы памяти и познакомиться с современными методами оценки структуры памяти.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ЗНАНИЙ.

 

а) студент должен знать:

1. Особенности восприятия у человека.

2. Память и ее значение.

3. Виды памяти.

4. Роль эмоций в целенаправленной деятельности человека.

 

б) студент должен уметь:

1. Проводить тестирование по исследованию объема памяти.

2. Проводить тестирование по исследованию видов памяти.

3. Проводить тестирование по исследованию скорости протекания мыслительных процессов.

 

в) студент должен иметь представление:

1. Об архитектуре целостного поведенческого акта.

2. О фазовых явлениях в коре больших полушарий.

3. О роли эмоций в формировании памяти.

 

Перечень МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ, обязательных ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ

1. Виды внимания и методы их определения.

ВОПРОСЫ БАЗОВЫХ ДИСЦИПЛИН, НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСВОЕНИЯ ДАННОЙ ТЕМЫ.

 

1. Значение работ И.П.Павлова для понимания особенностей психических функций человека.

2. Биоритмология (хронобиология).

 

ВОПРОСЫ ПРОГРАММЫ для контроля знаний при самоподготовке.

 

1. Врожденная форма поведения (безусловные рефлексы и инстинкты), их значение для приспособительной деятельности.

2. Условный рефлекс как форма приспособления животных и человека к изменяющимся условиям существования. Закономерности образования и проявления условных рефлексов. Классификация условных рефлексов.

3. Физиологические механизмы образования рефлексов. Их структурно-функциональная основа. Развитие представлений И.П.Павлова о механизмах формирования временных связей.

4. Аналитико-синтетическая деятельность коры больших полушарий. Динамический стереотип, его физиологическая сущность, значение для обучения и приобретения трудовых навыков.

5. Архитектура целостного поведенческого акта с точки зрения теории функциональной системы П.К.Анохина.

6. Мотивации. Классификация мотиваций, механизм их возникновения.

7. Роль этапа принятия решения в формировании функциональной системы поведения.

8. Учение И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, их классификация и характеристика.

9. Физиологические механизмы сна. Фаза сна. Теории сна.

10. Учение И.П.Павлова о I и II сигнальных системах.

11. Торможение в высшей нервной деятельности. Виды коркового торможения. Современные представления о механизмах торможения.

 

КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ

 

Тестирование на ЭВМ проводится параллельно с выполнением практических работ.

Для тестирования студенту предлагается 30 вопросов с вариантами ответов. Правильных ответов может быть несколько, причем в некоторых вопросах ответы нужно расположить в определенной последовательности (на экране в правом верхнем углу имеется сведение о количестве и характере правильных ответов).



МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ.

Работа 1. Изучение условного рефлекса.

 

Ознакомиться и перерисовать рисунки из Атласа по нормальной физиологии № 295, 296, 297, 298, 301, 302, 303, 305, 306, 318.

Работа 2. Исследование объема памяти.

 

При исследовании объема памяти (тест Шульте) испытуемому предлагают таблицу с напечатанными разными цветами цифрами. Цифры нанесены в случайном порядке, нарисованы красными и черными красками. Испытуемый должен как можно быстрее и точнее по очереди назвать и показать указкой цифры, начиная один ряд сначала, а другой с конца (например, красная 1 и черная 25, красная 2 и черная 24).

Тест 1. «ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРЕКЛЮЧАЕМОСТИ ВНИМАНИЯ С ПОМОЩЬЮ ТАБЛИЦ ШУЛЬТЕ»

Вводные замечания. Экспериментальное исследование переключения внимания является одним из важных для практики направлений исследования характеристик внимания. Специалистами установлено, что в ряде профессий (например, при пилотировании самолетов или многостаночном обслуживании) быстрое переключение внимания является необходимым условием эффективности деятельности. Варьирование экспериментальных приемов исследования переключения внимания основывается на разнообразии стимульного материала и способов работы с ним испытуемого. Однако во всех случаях задача испытуемого заключается в совмещенном выпол­нении двух или более заданий экспериментатора. Затем проводится сопоставление показателей скорости выбора в условиях совмещенного выполнения действий (Sсов) и без него (Sбс)

П = Sсов =1 Эту величину рассматривают в качестве условного показателя переключения внимания.
Sбс ч+к

 

Стимульным материалом в данном задании служат таблицы Э. Шульте, т. е. черно-красные таблицы с бук­венными символами. Задачей испытуемого является одновременный счет чисел двух цветовых рядов: одного в возрастающей последовательности и другого - в убывающей.

Оснащение эксперимента. Таблицы Шульте с изображением 25 чер­ных чисел (от I до 25) и 24 красных чисел (от 1 до 24). Числа разбросаны по таблице таким образом, что порядковые числа оказываются удаленными друг от друга на максимальное расстояние.

Ход работы: Найдите в таблице числа черного цвета, причем в возрастающей последовательности (от 1 до 25). Отметьте затраченное на эту работу время

Найдите в таблице числа красного цвета в убывающей последовательности. Запишите потраченное на эту работу время.

Необходимо одновременно вести счет черных и красных чисел. При этом чер­ные числа надо считать в возрастающей последовательности, а красные — в убывающей. Фиксируется время выполнения задания на каждом эта­пе.

Обработка результатов.

Определить скорость выбора на I, II и III этапах.

Найти условный показатель переключения внимания по формуле.

Сделать вывод о продолжительности выполнения задания с переключением внимания против счета только черными или красными цифрами.

 

Тест 2. «непроизвольная память»

Инструкция. Вам будет предложено 6 заданий, причем сначала текст задания, а потом указание, что Вы должны сделать. После того как прочтете текст задания, закройте его рукой и отвечайте на вопрос к нему. Отвечайте быстро.

Задание 1. Укажите, в каком из слов:

=ПОРТНОЙ, ПОДВАЛ. ТРУБА, ЗАЛП, АНТРАКТ=  

есть буква «Д»?

Задание 2. Допустим, Вам дали следующее задание: «Пойдите в комнату 325, в правом нижнем ящике стола возьмите статью «Правительство и левое движение в Англии» Принесите мне ее».

вопросы

1. из правого илииз левого ящика взять статью?

2. 2) Какой номер комнаты: 235, 325 или 225.

Задание 3. В перечне слов:

=РОТ МОТ ГОД КРОТ ПОТ=  

вторымстоит слово МОТ. Правильно?

Задание 4. Таня просиламужа купить:

мясо, масло, мыло и спички.

Он купил: Масло, сало, спички и мясо.

1. Что он забыл купить?

2. Что он купил лишнее?

Задание 5. Запомните 3 числа:

36 14 52

 

 

Вопросы:

1. В какой геометрической фигуре было число 14?

2. В какой геометрической фигуре было число 52?

 

Задание 6.

Постарайтесь представить себе большого темно-зеленого крокодила. Вообразите, как он плывет по мутной воде, как он начинает медленно выползать на берег.

Задание:В течение З-х минут ни разу не подумать о темно-зеленом крокодиле. Удастся ли Вам?

Оформление: напишите, сколько заданий вы сделали правильно из 6-ти.

 

Тест 3. «Объем памяти»

Прочитайте по одному разу каждый ряд слов и цифр и постарайтесь их запомнить.

Сначала прочитайте первый ряд, закройте его рукой, запишите запомненное, затем так же второй ряд и так далее.

1) крот, стена, пальто, окно, книга, туча, воображение, крючок, нос, лист 2) стул, танк, беда, еж, карандаш, кольцо, ток, лист, газ, ведро 1) 1 7 3 2 5 4 9 0 6 8 4) 3 1 7 5 4 2 8 0 9 6

Результат:

Подсчитайте количество запомненных словили цифрпосле одного прочтения.

У большинства людей объемкратковременной памяти составляет 7 ±2 единицы (слова, цифры, буквы, изображения и т.д.). Запишите какой объем памяти у Вас.

 

Тест 4. «МЮНСТЕРБЕРГА»

Направлен на определение избирательности внима­ния. Рекомендуется для использования при профотборе на специальности, требующие хорошей избиратель­ности и концентрации внимания, а также высокой по­мехоустойчивости.

Инструкция. В строках беспорядочно написан­ных букв имеются слова. Ваша задача - как можно быс­трее просмотреть текст и выписать на лист эти слова.

Пример: рюклбюсрадостьуфркнп.

Время работы — 2 минуты

бсолцевтргщоцэрайонзгучновостьъхэыгчяфактъуэкзамстрочягщ

шгцкпрокуроргурсеабетеориямтоджебьамхлккейтроицафц

телевизорболджзхюэлщьбпамятьшогхещиздвосприятие

йцукендшизхьвафыпролдблюбовьабфыплослдспектакльячс

бюерадостьвуфтиеждрлоррпнародшарикуыфйшрепортаж

ждорлафывюфбьконкурсйфнаприличностьзжэьеюлоджия

эрпплаваниеедтлжэзбьтрдшжнпркывкомедияшлдкуйфотчая

джэхьгфтасенлабораториягшдщнруцтргшчтлроснованиехж

шдэркентаопрукгвсмтрпсихиатриябплмстчьйфясмтщзайэъ

 

Тест 5. «Объем памяти»

Объем непосредственной памяти - это наибольшее число отдельных элементов (цифр), которое может быть безошибочно воспроизведено после однократного воспроизведения этих элементов в определенной последовательности.

В течение 1 минуты — положите перед собой часы — прочтите 25 слов, закройте текст и за 5 минут запишите в любом порядке все слова, которые вам удалось за­помнить:

сено тротуар

ключ столетие

самолет фильм

поезд аромат

картина Карпаты

месяц Гималаи

певец неподвижность

радио календарь

трава мужчина

перевал женщина

автомобиль абстракция

сердце вертолет

букет

Подсчитайте число написанных слов и оцените каж­дое написанное слово в 1 балл.

По сумме баллов определите к какой категории вы можете себя отнести.

6 баллов и меньше. Ваша память (в первую очередь зрительная) не в лучшем состоянии.

7—12 баллов. Удовлетворительная

13—17 баллов. Хорошая

18—21 балл. Отличная

 

Тест 7. «ПАМЯТЬ НА ЧИСЛА»

Методика предназначена для оценки кратковремен­ной зрительной памяти, ее объема и точности. Задание заключается в том, что обследуемым в течение 10 се­кунд демонстрируется набор из 12 двузначных цифр, которые нужно запомнить и записать на бланке.

Инструкция. Ваша задача заключается в том, чтобы за 20 секунд запомнить как можно больше чисел. Через 20 секунд таблицу уберут, и вы должны будете записать все числа, которые вы запомнили.

 

Оценка кратковременной зрительной памяти про­изводится по количеству правильно воспроизведенных чисел. Норма взрослого человека — 7 и выше.

 

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.