СОЛНЕЧНЫЙ И ТЕПЛОВОЙ УДАРЫ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИИ федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ Кафедра социальной психологии и психосоциальных технологий РЕФЕРАТ По физической культуре Тема: Меры предосторожности во время занятий физической культурой.. Выполнил: студентка 2 курса ОЗО-СДО Гусельникова А.В. Проверил: канд.биол.наук, доцент. Буданова Е.А. Кемерово 2016 Оглавление Введение……………………………………………………………………………...5 1.Правила оказания первой доврачебной помощи при характерных травмах и повреждениях ……………………………………………………………………….9 2. Меры безопасности при организации и проведении занятий по физической культуре и спорту в образовательной школе.…………………… ……………....12 3. Методические указания по разработке правил и инструкций по мерам безопасности………………………….……………………………………………..14 Заключение………………………………………………………………….………16 Список литературы……………………………………………………….…….…..20 Введение На сегодняшний день безопасности в образовательных учреждениях уделяют серьезное внимание организации работы по охране труда, предупреждению травматизма детей и работников. Но все, же безопасность трудовых и учебных процессов в общеобразовательных учреждениях до сих пор, к сожалению, оставляет желать лучшего. Несчастные случаи с учащимися и воспитанниками, произошедшие во время учебно-воспитательного процесса, были и остаются трагедией, они приносят горе родителям, педагогическим работникам. Несчастный случай влечет за собой огромные потери рабочего времени для оказания первой помощи и последующего медицинского лечения. Отвлекается от своей основной работы большое количество различных специалистов для расследования несчастного случая. Расходуются средства на оплату труда всем специалистам, вовлеченным в этот процесс, на лечение и реабилитацию пострадавшего. Положение дел с обеспечением безопасности учебно – воспитательного процесса в образовательных учреждениях является катастрофическим. Школьный травматизм составляет 12-15 % от общего травматизма детей. Травмы, полученные на переменах, составляют до 80%, на уроках физкультуры – до 20%. Органы здравоохранения, народного образования и других ведомств обеспокоены тем, что травматизм наносит большой ущерб здоровью детей. По данным экспертов ВОЗ, от различных травм и несчастных случаев на воде, в бассейнах, водоемах, травм в быту, уличных, дорожно - транспортных, школьных, в том числе, к большому огорчению, на уроках физкультуры, и при занятиях спортом детей погибает значительно больше, чем от детских инфекционных заболеваний. На занятиях физической культуры школьники входят в группу риска, которая подвержена травматизму, т.к. урок физической культуры отличается от других высокой двигательной активностью занимающихся, с использованием различного спортивного оборудования, инвентаря. Хотя спортивные повреждения и занимают не первое место в общей структуре травматизма, однако но тяжести и по удельному весу переломов костей они стоят на втором месте после дорожно-транспортных травм. Поэтому детский травматизм (тем более при занятиях физкультурой и спортом) требует самого пристального внимания, изучения и внедрения профилактических мероприятий на всех этапах физического воспитания. Профилактика детского травматизма - одна из важнейших задач современного общества, которая должна быть достигнута, в первую очередь, соблюдением техники безопасности на занятиях физкультуры. Степень разработанности проблемы. В разработку данной темы серьёзный вклад внесли такие ученые, как: В. К. Велитченко, который написал книгу «Физкультура без травм» в ней описаны главные причины детского травматизма и рекомендации по технике безопасности и профилактики. Огромное значение предавал Башкиров В. Ф. «Профилактика травм у спортсменов», который составил много комплексов и причин по профилактике Проблема данной работы. Заключается в строгом контроле за учащимися на уроках физкультуры путем строгого соблюдения техники безопасности без отрыва от деятельности по повышению интереса к урокам физической культуры. Объект исследования. Уроки физической культуры. Предмет исследования. Техника безопасности на уроках физкультуры как основополагающий фактор формирования интереса к занятиям физической культурой детей младшего школьного возраста. Цель исследования. Теоретически и практически обосновать экспериментальное наблюдение на выработку техники безопасности учащихся на уроках физической культуры как фактора формирования интереса к занятиям. Гипотеза. Мы предполагаем, что проведение профилактических мероприятий и соблюдение техники безопасности способствуют не только уменьшению травматизма младших школьников, но и вызывают интерес к занятиям: 1. Профилактические мероприятия проводится в системе и целенаправленно; 2. учитель владеет методикой проведения профилактических мероприятий; 3. учитываются возрастные и индивидуальные особенности учащихся; 4. уроки без травм способствуют стабильному интересу к занятиям физической культурой, ситуации травматизма же снижают данный интерес. Для того, чтобы раскрыть тему выпускной квалификационной работы, необходимо решить ряд поставленных нами задач: - проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу по заявленной теме; - раскрыть возрастные особенности учащихся среднего школьного возраста; - выявить влияние на интерес учащихся среднего школьного возраста; Методы исследования. В нашей исследовательской работе дана сущностная характеристика такому педагогическому феномену, как проведения экспериментального наблюдения. Таким образом, лишь при раскрытии всех вышеперечисленных пунктов, при решении всех задач можно раскрыть тему данной выпускной квалификационной работы. Практическая значимость исследования состоит в: - применение на протяжении тренировочных циклов рациональных средств общей и специальной физической подготовки; индивидуальный подход с уточнением адекватной биомеханической структуры спортивных действий в избранном виде спорта; - строгом врачебно-педагогическом отборе с учетом индивидуальных морфологических, функциональных и конституционных типологических особенностей организма на соответствующем этапе биологического развития юных школьников; - строгое соблюдение техники безопасности на уроках физкультуры должно способствовать стимулированию интереса к занятиям физкультурой. ПРАВИЛА ОКАЗАНИЯ ПЕРВОЙ ДОВРАЧЕБНОЙ ПОМОЩИ ПРИ ХАРАКТЕРНЫХ ТРАВМАХ И ПОВРЕЖДЕНИЯХ УШИБЫ И РАСТЯЖЕНИЯ При ударе о твердый предмет или при падении может произойти повреждение мягких тканей, растяжение связок. Проявляется это в виде припухлости в месте ушиба, появлении синяка. Для оказания первой медицинской помощи необходимо создать по кой поврежденному месту и положить на него холод на один час с перерывами по 15 минут 3-4 раза. При ушибах носа, сопровождающихся кровотечением, нельзя разрешать сморкаться. Голову наклонить вперед, зажав крылья носа пальцами в течение 10-15 минут. При ушибе головы необходимо обеспечить по кой. При транспортировке уложить на спину, положив под голову подушку. Нельзя разрешать учащемуся при этой травме идти в больницу самостоятельно. ПЕРЕЛОМЫ И ВЫВИХИ Диагноз перелома костей может ставить только врач. Основными признаками перелома являются резкая боль, усиливающаяся при попытке движения, постепенно нарастающая припухлость в месте повреждения, деформация. При подозрении на перелом, вывих подвывих, растяжение связок не делать попытки к вправлению, тянуть за поврежденное место. Необходимо создать максимальный покой, неподвижность поврежденной части тела с помощью транспортной шины — твердого материала, обернутого в мягкую ткань. Шину необходимо прибинтовать так, чтобы она захватывала суставы ниже и выше повреждения. При переломе костей голени две шины укладывают по наружной и внутренней поверхностям ноги от стопы до верхней трети бедра. При переломе бедра одну шину располагают по наружной стороне от подмышечной впадины поврежденной стороны до стопы. Шины туго прибинтовывают к ноге бинтом или полотенцами в 3-4 местах. Стопу фиксируют тугой повязкой. При переломе руки, ключицы или вывихе костей в плечевом или локтевом суставе руку прижимают к туловищу, закрепляют повязкой. Пострадавший должен быть доставлен в лечебное учреждение. РАНЕНИЯ При ранении происходит повреждение кожи, слизистых оболочек, а иногда и глубоколежащих тканей. Оказывая первую помощь при ранении, необходимо остановить кровотечение, наложить стерильную повязку и доставить пострадавшего к врачу. При кровотечении в виде капель и ровной непрерывной струей достаточно прикрыть рану стерильной салфеткой, положив сверху комок ваты и туго забинтовать, а затем приподнять конечность. При кровотечении толчками или выходе струи под давлением кровоточащий сосуд следует прижать к кости выше места ранения, а если это кровотечение на руке или ноге, то после этого максимально согнуть конечность в суставе и забинтовать ее в таком положении. Затем накладывается жгут на 5- 10 сантиметров выше раны. При наложении жгута следует подложить под него ткань. Жгут нельзя оставлять на конечности более 1 часа 30 минут. Нельзя промывать рану водой, трогать ее руками. Рану смазывают йодом по краям и накрывают стерильным материалом. ОТМОРОЖЕНИЕ Признаки отморожения — онемение поврежденной части тела, побледнение, а затем — посинение кожи и отечность. Боль вначале не ощущается, но при отогревании отмороженного участка появляется резкая боль. При оказании помощи необходимо пострадавшего внести в теплое помещение; водой или разведенным спиртом необходимо растереть побелевшее место до появления чувствительности кожи, а затем наложить повязку с вазелином. Пострадавшего нужно напоить горячим чаем. Если кожа в месте отморожения и приняла красно-синюшный оттенок — растирать нельзя. Необходимо протереть теми же растворами и наложить сухую стерильную повязку. Признаками замерзания являются сонливость, ослабление памяти, исчезновение сознания, расстройство дыхания и сердечной деятельности. Замерзшего следует внести в теплое помещение, растереть и поло жить в ванну с температурой воды 30-32°С, а после погружения довести до 37-38°С. Если пострадавший в сознании следует дать ему горячую пищу и питье, если он не дышит, следует делать искусственное дыхание. СОЛНЕЧНЫЙ И ТЕПЛОВОЙ УДАРЫ При солнечном и тепловом ударе пострадавший ощущает жажду, чувствует усталость, лицо краснеет, а затем покрывается бледностью, повышается температура, наступают судороги, потеря сознания. Для оказания первой помощи при солнечном или тепловом ударе необходимо перенести пострадавшего в прохладное место, снять с него одежду, облить водой, положить холод на голову и грудь, обтереть тело холодной водой. Если отсутствует дыхание, то следует начать его искусственно. ИСКУССТВЕННОЕ ДЫХАНИЕ Пострадавшего укладывают на спину, запрокинув голову, открытый рот накрывают носовым платком и вдувают воздух. Важно сохранить ритм вдоха: вдувают воздух в рот 18-20 раз в минуту. Если челюсти пострадавшего сомкнуты, то вдувают воздух через зубы или нос. При вдувании через нос зажимают рот. Искусственное дыхание делают до момента восстановления собственного дыхания пострадавшего. НЕПРЯМОЙ МАССАЖ СЕРДЦА Необходимо занять место сбоку от пострадавшего и, сложив кисти рук одна на другую, положить их на область грудины так, чтобы основание ладони приходилось на мочевидный отросток. Ритмически надавливая на грудину, массировать сердце, делая 50-60 толчков детям младшего возраста и 60-70 — детям старшего школьного возраста. Если сердечная деятельность возобновилась, массаж продолжать до прибытия скорой помощи. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание проводятся синхронно — 2 вдувания воздуха в легкие чередуется с 15 толчками на грудину (если помощь оказывает один человек); 3-4 вдувания на 15 толчков (если это делают двое). МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИИ ЗАНЯТИЙ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ. 1. Настоящие Правила безопасности занятий являются обязательными при организации и проведении учебных, внеклассных и внешкольных занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах, внешкольных учреждениях и оздоровительных лагерях различного типа. 2. Административный, педагогический и медицинский персонал образовательных школ должен руководствоваться настоящими Правилами, знать и соблюдать их в практической деятельности по физическому воспитанию учащихся (воспитанников) и при занятиях с ними спортом. 3. На администрацию школ возлагается ответственность за исправность спортивного инвентаря и оборудования, в соответствии с санитарно-гигиеническими условиями требований, предъявляемым к месту проведения занятий настоящими Правилами. 4. На медицинский персонал возлагается ответственность за проведение в установленном порядке лечебно-профилактических мероприятий, содействующих сохранению здоровья учащихся, а также осуществление санитарного надзора за местами и условиями проведения учебно-воспитательного процесса по физической культуре. 5. Решение о невозможности проведения спортивных мероприятий на открытом воздухе в связи с метеорологическими условиями выносится местными органами. 6. Разрешение на проведение занятий по физкультуре в школе вьщается комиссией образовательного учреждения при приеме школы к новому учебному году. Разрешение оформляется актом. 7. Проведение занятий с применением неисправного оборудования или спортинвентаря, без специальной спортивной одежды не допускается. 8. Учитель физической культуры или лицо, проводящее занятие по физическому воспитанию по внешкольной работе несут прямую ответственность за охрану жизни и здоровья учащихся и обязаны: - перед началом занятий провести тщательный осмотр места проведения занятия, убедится в исправности спортивного инвентаря, надежности установки и закрепления оборудования, в соответствии с санитарно-гигиеническими условиями требований, предъявленных к месту проведения занятий настоящими Правилами, инструктировать школьников о порядке, последовательности и мерах безопасности при выполнении физических упражнений; - обучать школьников безопасным приемам выполнения физических упражнений и следить за соблюдением мер безопасности, при этом строго придерживаться принципов доступности и последовательности обучения; по результатам медицинских осмотров знать физическую подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося, в необходимых случаях обеспечивать страховку, при появлении у учащегося признаков утомления или при жалобе на недомогание и плохое самочувствие немедленно направлять его к врачу; - после окончания занятий тщательно осмотреть место проведения занятий, убедиться в отсутствии напряжения в электросети и устранить обнаруженные недостатки. Перед проведением первого урока в новом учебном году учитель физической культуры обязан провести инструктаж по мерам безопасности с учениками. Инструктажи по охране труда с обучающимися проводятся в следующем порядке: а) вводный инструктаж проводится с вновь прибывшими школьниками один раз за все время обучения; б) инструктаж на рабочем месте (первое занятие в I четверти в сентябре и первое занятие в III четверти) и инструктаж по видам спорта, которые запланированы в этих четвертях, проводится со всеми учениками не менее двух раз в год. После проведения инструктажей они фиксируются в журнале установленной формы; в) во II и IV четвертях, когда учащиеся переходят заниматься со спортивных площадок в спортивный зал, с ними проводится повторный инструктаж на рабочем месте и доводится до сведения инструкция по виду спорта. В классном журнале в графе «тема занятия» записывается «беседа по мерам безопасности» и ставится подпись учителя. 9. Порядок действий в случае, если учащийся во время учебного процесса получил травму: а) оказать первую медицинскую помощь; б) доставить пострадавшего в лечебное учреждение; в) немедленно сообщить о несчастном случае руководителю учреждения (дежурному администратору) и родителям пострадавшего; г) при необходимости, принять участие в расследовании несчастного случая. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАЗРАБОТКЕ ПРАВИЛ И ИНСТРУКЦИЙ ПО МЕРАМ БЕЗОПАСНОСТИ На основании Постановления Министерства труда Российской Федерации от 6 апреля 2001 г. № 30 утверждено Положение о порядке разработки и утверждения правил и инструкций по охране труда. В каждом спортивном зале, на стадионе, комплексной спортивной площадке, в тренажерном зале, плавательном бассейне, на лыжной базе необходимо иметь инструкции по мерам безопасности при занятиях гимнастикой, легкой атлетикой, лыжами, плаванием, по спортивным и подвижным играм, при проведении соревнований, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, согласовываются с председателем профсоюзного комитета и пересматриваются не реже одного раза в пять лет. Типовая инструкция и инструкция для работников должны содержать следующие разделы: - общие требования безопасности; - требования безопасности перед началом работы; - требования безопасности во время работы; - требования безопасности в аварийных ситуациях; - требования безопасности по окончании работы. Примечание. При необходимости в инструкции можно включать дополнительные разделы. Например, в типовых инструкциях может быть предусмотрен раздел «Введение», отражающий соответствующие положения, указания директивных органов, особенности методики изложения требований безопасности в инструкциях для работников, разрабатываемых на основе данной типовой инструкции. В этом же разделе могут быть приведены ссылки на нормативные акты, которые учтены при разработке инструкций, дан перечень этих актов, а также перечень актов, утративших силу. В разделе «Общие требования безопасности» должны быть отражены: - условия допуска лиц к самостоятельной работе или выполнению соответствующей работы (возраст, пол, состояние здоровья, проведение инструктажей ит. п.); - указания о необходимости соблюдения правил внутреннего распорядка; - характеристики опасных и вредных производственных факторов, воздействующих на работника; - нормы ношения спецодежды, спецобуви; - требования по обеспечению пожаро- и взрывобезопасности; - правила личной гигиены, которые должен знать и соблюдать учащийся при выполнении работы; - ответственность учащегося за нарушение требований инструкций. В разделе «Требования безопасности перед началом работы» должны быть изложены: - порядок подготовки рабочего места; - порядок проверки исправности оборудования, приспособлений, вентиляции, местного освещения и т. п.; - требования производственной санитарии. В разделе «Требования безопасности во время работы» должны быть изложены: - способы и приемы безопасного выполнения работ, правила использования спортивного инвентаря и оборудования; - указания по безопасному содержанию рабочего места; - основные виды нарушений и методы их устранения; - действия, направленные на предотвращение аварийных ситуаций. В разделе «Требования безопасности в аварийных ситуациях» должны быть изложены: - действия учащихся при возникновении аварий и ситуаций, которые могут привести к нежелательным последствиям; - действия по оказанию медицинской помощи пострадавшим при травмировании, отравлении и внезапном заболевании. В разделе «Требования безопасности по окончании работы» должны быть изложены: - порядок сдачи рабочего места; - порядок уборки рабочего места; - требования соблюдения личной гигиены и производственной санитарии; - порядок извещения о всех недостатках, обнаруженных во время работы. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Инструкция по охране труда и мерам безопасности для учителя физкультуры I. Общие требования безопасности Настоящая инструкция является обязательной для учителей физкультуры при организации и проведении учебных и внеклассных занятий по физической культуре и спорту. Учителя физкультуры в своей практической деятельности по физическому воспитанию должны: руководствоваться настоящей инструкцией, государственными актами и документами по охране труда, разработанными Министерством образования РФ, и осуществлять контроль за соблюдением учащимися правил и инструкций по охране труда. Учитель физкультуры или другое лицо, проводящее занятие по физической культуре и спорту, несут ответственность за сохранность жизни и здоровья обучающихся воспитанников. Учитель физкультуры, должен: - проходить курсы (не реже 1 раза в 5 лет) по охране труда; - принимать участие в испытании гимнастических снарядов и оборудования; - вносить предложения по улучшению условий проведения образовательного процесса; - организовывать изучение обучающимися воспитанниками правил по охране труда в быту и т. д. Учитель физкультуры должен знать: - подготовленность и функциональные возможности каждого учащегося; - медицинскую группу, к которой учащиеся отнесены по результатам медицинского осмотра; - учащихся, освобожденных врачом от физических упражнений после болезни; - отмечать учащихся, отсутствующих на уроке. П. Требования безопасности перед началом проведения занятий Учитель должен: - проводить инструктаж (1 раз в полгода) обучающихся воспитанников по безопасности труда на учебных занятиях с обязательной регистрацией в классном журнале или регистрацией инструктажа; - предоставить учащимся помещение для переодевания (отдельно мальчикам и девочкам); - убедиться в том, что все учащиеся переоделись, закрыть раздевалки на ключ; - следить за соблюдением правил поведения учащихся в раздевалках; - обеспечивать безопасное проведение образовательного процесса; - провести тщательный осмотр места проведения занятия; - предусмотреть меры безопасности при выполнении физических упражнений; - проверить исправность спортивного инвентаря, надежность установки и крепления оборудования; - проветрить помещение при помощи естественной или принудительной вентиляции; - при недостаточном естественном освещении включить осветительные приборы; - проверить состояние запасного выхода при проведении занятий в спортзале. III. Требования безопасности во время проведения занятий Учитель должен: - соблюдать принципы доступности, последовательности при обучении учащихся и соответствие даваемых упражнений и нагрузок учебной программе; - проводить разминку и увеличивать время, отведенное на нее, при сильном ветре, пониженной температуре и повышенной влажности; - снизить нагрузку или увеличить время отдыха при появлении у учащихся признаков утомления; - обеспечивать страховку при выполнении учащимися сложных технических элементов; - следить за выполнением учащимися инструкций, правил поведения на уроке физкультуры и принимать решение об отстранении учащихся от участия в учебном процессе за грубое или систематическое их нарушение. IV. Требования безопасности при несчастных случаях и экстремальных ситуациях Учитель должен: - при жалобе на недомогание или плохое самочувствие немедленно направить учащегося к врачу; - при порезах, ушибах, вывихах, растяжении, переломах принять меры по оказанию первой доврачебной помощи и вызвать «скорую помощь»: - порезы— промыть рану дезинфицирующим раствором, обработать ее по краям йодом, наложить повязку. При сильном кровотечении наложить жгут выше места кровотечения, ранения. Место наложения жгута покрыть слоем марли. Сразу же после наложения его следует замаркировать (число, месяц, часы, минуты). На рану положить давящую повязку, - ушибы— положить холодный компресс, забинтовать место ушиба, - вывих— создать полную неподвижность и немедленно госпитализировать (вправлять вывих неспециалисту запрещено), - растяжение— наложить на болезненную область холодный компресс на 10—15 мин. Если отек не уменьшился, то менять холодные компрессы каждые 15 минут пока отек не уменьшится. На конечность наложите плотную повязку, - перелом— остановите кровотечение, наложите шину, захватывая не менее 2 суставов выше и ниже места перелома. Под шину положите что-либо мягкое., после чего ее необходимо прибинтовать (плотно). Всегда фиксируйте конечности в том положении, в котором они находятся; - оперативно извещайте руководство о каждом несчастном случае; - при пожаре в спортивном зале открыть запасные выходы и организованно вывести учащихся согласно плану эвакуации в безопасное место, сообщить о пожаре в пожарную часть и приступить к ликвидации очага возгорания. V. Требования безопасности по окончании занятий Учитель физкультуры: - организует учащихся для уборки спортивного инвентаря и оборудования в места его хранения; - организованно выводит учащихся с места проведения занятия; - производит тщательный осмотр места проведения занятия, выключает освещение, закрывает на ключ все подсобные помещения и спортзал; - доводит до сведения ответственного за спортзал и спортплощадку обо всех недостатках в обеспечении образовательного процесса. Список литературы 1. Давыдов В.Ю., Коваленко Т.Г., Кисилев П.А., Попова Г.Н. Меры безопасности на уроках физической культуры – Волгоград, 2003. 2. Величко В.К. Физкультура без травм. Просвещение, 1993. 3. Вестник образования. 1999. Ноябрь. 4. Гигиенические требования к условиям обучения школьников в различных видах современных образовательных учреждений. Санитарные правила и нормы СаН ПиН 2.42.576. 5. Дубровский В.И. Лечебная физическая культура. Владос, 1999. 6. Инструктивное письмо Минпроса РСФСР от 25.08.77 г .№ 379—м «Об акте приема готовности школы к новому учебному году». 7. Квартовкин К.К., Мандриков В.Б. Первая доврачебная помощь при спортивных травмах, внезапных заболеваниях и воздействии других неблагоприятных факторов: Методические рекомендации. Волгоград: ВМА, 1997. 46 с. 8. Федеральный закон РФ от 17.07.99 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в РФ». 9. Охрана труда в образовательных учреждениях (Сборник инструкций по охране труда 1999 г.); Инструкция по охране труда при проведении занятий по гимнастике, легкой атлетике, лыжному спорту, плаванию, спортивным играм, при проведении соревнований, при проведении занятий в тренажерном зале. 10. Памятка по технике безопасности при организации и проведении физкультурно-оздоровительной, учебной и внеклассной работы в общеобразовательных школах. 10. Положение о службе охраны труда в системе Министерства образования РФ от 27.02.95 № 92. 11. Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве: Постановление Минтруда и соцразвития РФ от 24.10 2002 г. №73. 12. Положение о расследовании и учете несчастных случаев с учащимися, молодежью и воспитанниками в системе Гособразования СССР: Приказ Минобразования РФ от 23.07.96 № 378. 13. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах. 19.04.79. 14. Правила безопасности занятий по физической культуре и спорту в общеобразовательных школах: Сборник приказов Минпроса РСФСР № 10. 1980 г. 15. Приказ Минздрава и Минобразования РФ от 30.06.92№ 186/272 «О совершенствовании системы медицинского обеспечения детей в образовательных учреждениях // Вестник образования, № 8. 1992. 16. Техника безопасности на уроках физкультуры. М.: Спорт Академ Пресс, 2001. 94 с. |