Школа “человеческих отношений” (1930-1950); подход с точки зрения науки о поведении (1950г. – по настоящее время) Школа научного управления (1885-1920) Основу теорий этой школы составляют идея рационализации всех компонентов организации, ориентация всех структурных единиц организации на ее цели, всеобщая целесообразность. Достижению всеобщей целесообразности и рациональности в организации служит прежде всего жесткая иерархия управления всех органов и должностей организации, которая содействует осуществлению возможно более жесткого всеобъемлющего контроля. Фредерик У. Тейлор (1856-1915) считается отцом классической теории научного управления. Тейлор выдвинул четыре научных принципа управления: ▪ внедрение экономических методов работы; ▪ профессиональный подбор и обучение кадров; ▪ рациональная расстановка кадров; ▪ сотрудничество администрации и работников. Заслуги школы научного управления состоят в том, что ее представители: ▪ обосновали необходимость научного управления трудом в целях повышения его производительности; ▪ выдвинули принципы научной организации труда; ▪ подошли к необходимости решения задачи эффективной мотивации труда. Однако человеческий фактор практически оставался вне сферы внимания этой школы. Административная (“классическая”) школа в управлении (1920-1950) Преследовала такие цели, как повышение эффективности больших групп людей и создание универсальных принципов управления, затрагивавших два основных аспекта: ▪ разработку рациональной структуры организации; ▪ построение на ее основе рациональной системы управления персоналом — бюрократической модели. Анри Файоль (1841 — 1925), французский социолог, считается основателем административной школы управления. Базируется на четырех принципах: ▪ четком функциональном разделении труда; ▪ передаче команд и распоряжений сверху вниз; ▪ единстве распорядительства («никто не работает более чем на одного начальника»); ▪ соблюдении принципадиапазона контроля (осуществление руководства ограниченным числом подчиненных), который предполагает, что при арифметическом росте числа подчиненных число возможных связей между ними, которые приходится контролировать руководителю, возрастает в геометрической прогрессии (Л. Урвик). Таким образом, согласно классической теории организации, последнюю нужно строить под работников. Макс Вебер (1864-1920), немецкий социолог, примерно в то же время провел анализ деятельности бюрократических систем, построил модель идеальной бюрократии, основанную на жестко регламентированных принципах иерархической структуры, и сформулировал концепцию рационального управления. С его точки зрения, идеальная, наиболее эффективная система управления — бюрократическая. Бюрократия в организации характеризуется: ▪ быстротой принятия решений; ▪ оперативностью в решении производственных вопросов; ▪ жесткостью связей, что способствует устойчивости бюрократических структур и четкой направленности на достижение целей организации. Важнейшей идеей Вебера, принятой в управлении, стала концепция социального действия. Согласно этой концепции, каждое действие работника в организации должно быть рационально с точки зрения как выполнения им собственной роли, так и достижения общей цели организации. В итоге административная школа, признавая значение человеческого фактора, не смогла осознать значимость эффективности мотивации труда. школа “человеческих отношений” (1930-1950); подход с точки зрения науки о поведении (1950г. – по настоящее время) Эта школа зародилась в ответ на неспособность классической школы осознать человеческий фактор как основной элемент эффективной организации и управления. Невнимание к человеческому фактору отрицательным образом сказывалось на работе «рациональных организаций», которым не удавалось повышать эффективность, несмотря на наличие ресурсов. Элтону Мэйо (1880-1949), сотруднику Гарвардского университета, принадлежит особое место в создании теории «человеческих отношений». Этот американский социолог и психолог провел ряд экспериментов, получивших название «хотторнские эксперименты». Изучая влияние таких факторов, как условия, организация груда, заработная плата, межличностные отношения, стиль руководства, он сделал вывод об особой роли человеческого фактора в производстве. Мэйо и его последователи были убеждены, что конфликт между человеком и организацией можно полностью решить, если удовлетворить социальные и психологические потребности работников, причем предприниматели только выиграют, так как резко возрастает производительность труда. В целом суть доктрины «человеческих отношений» может быть сведена к следующим положениям: ▪ человек — «социальное животное», которое может быть свободно и счастливо только в группе; ▪ труд человека, если он интересен и содержателен, может приносить ему не меньше удовольствия, чем игра; ▪ средний человек стремится к ответственности, и это качество нужно использовать на производстве; ▪ роль экономических форм стимулирования труда ограниченна, они не являются единственными и универсальными; ▪ производственная организация — это в том числе сфера удовлетворения социальных потребностей человека, решения социальных проблем общества; ▪ для повышения эффективности деятельности организации необходимо отказаться от принципов управления, основанных на постулатах о властных отношениях, иерархии, жестком программировании, специализации труда. |