Функции правоохранительных органов. Правоохранительная деятельность - вид государственной деятельности, которая осуществляется с целью охраны права путём применения юридических мер воздействия в строгом соответствии с законом и при неуклонном соблюдении установленного им порядка. Все правоохранительные органы осуществляют одну или несколько из следующих функций: - Конституционный контроль, - Осуществление правосудия, - Прокурорский надзор, - Расследование правонарушений, - Обеспечение безопасности, - Исполнение судебных решений, - Оперативно-розыскная деятельность, - Охрана общественного порядка, - Оказание юридической помощи, -Профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений. Виды правоохранительных органов: - Органы судебной власти, - Органы выявления и расследования преступлений, - Органы юридической помощи, - Органы обеспечения правопорядка и безопасности. Характерной особенностью России и стран, унаследовавших основные черты советской правой системы, является причисление судебных органов к правоохранительным. В целом, в России к правоохранительным органам относят: Cуды общей юрисдикции, Арбитражные суды, Конституционный суд России, Прокуратура России, Следственный комитет при Прокуратуре России, Министерство внутренних дел, Следственный комитет МВД России, Криминальная милиция, Милиция общественной безопасности, Департамент уголовного розыска, Департамент обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, Департамент охраны общественного порядка, Департамент по борьбе с организованной преступностью, Департамент экономической безопасности, Федеральная служба безопасности, Служба внешней разведки, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков, Федеральная таможенная служба, Федеральная налоговая служба, Федеральная миграционная служба, Нотариат. В законодательстве нет специально сформулированного понятия «правоохранительные органы», хотя этот термин употребляется даже в Конституции РФ (п. «л» ч. 1 ст. 72). Оно сформировалось на практике. Это понятие можно также встретить в различных документах ненормативного характера. Правоохранительные органы составляют определенным образом обособленную по признаку профессиональной деятельности самостоятельную группу органов государства, имеющих свои четко определенные задачи. Эти задачи состоят либо в восстановлении нарушенного права, например в области гражданских правоотношений, либо в наказании правонарушителя, когда восстановить нарушенное право невозможно, либо в восстановлении нарушенного права и наказании одновременно, когда возможность восстановить нарушенное право имеется, но правонарушитель заслуживает еще и наказания. Таким образом, правоохранительные органы — это государственные органы (а в ряде случаев и негосударственные структуры), которые осуществляют специализированную правоохранительную деятельность в целях защиты прав и свобод граждан, общественных и государственных институтов от противоправных посягательств. Как и все органы государства, правоохранительный орган наделен государственно-властными полномочиями, собственной компетенцией, обладает организационной самостоятельностью, которая предусмотрена законом. Однако его характерная особенность состоит в том, что правоохранительная деятельность в общем объеме деятельности данного органа является доминирующей (преобладающей). К особенностям деятельности правоохранительных органов относится и то, что они, находясь в системе и выполняя каждый свои задачи, взаимодействуют друг с другом. В частности, такая закономерность просматривается во взаимодействии судебных и следственных органов. Суд — самостоятельный орган судебной власти, в то время как органы предварительного следствия — часть другого правоохранительного органа (органа внутренних дел, прокуратуры и др.). Правосудие и предварительное следствие по всем основаниям могут рассматриваться как две взаимодействующие системы. Более того, предварительное следствие — это подсистема в системе уголовного судопроизводства. Взаимодействие правоохранительных органов, т. е. согласованная по целям и задачам деятельность как правоохранительных органов, так и отдельных их частей, невозможно без наличия единой системы правоохранительных органов. Под ней принято понимать совокупность взаимосвязанных государственных органов, создаваемых для охраны прав и свобод от противоправных посягательств путем применения соответствующих мер юридического воздействия. В правоохранительной деятельности существенную роль играют негосударственные правоохранительные организации (адвокатура, нотариусы, занимающиеся частной практикой, частные охранные и детективные структуры). Строго говоря, суд правоохранительным органом не является. Полномочия судебных органов по осуществлению правосудия - это более широкое понятие, которое значительно выходит за пределы правоохранительной деятельности. Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы Федеральной таможенной службы, органы Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков (ФСКН России), а также некоторые органы Министерства юстиции РФ. В то же время деятельность этих органов в современном демократическом государстве невозможна без суда и негосударственных организаций обеспечения правоохраны (адвокатуры, юридических фирм и юрисконсультов, осуществляющих свою деятельность в экономической сфере, нотариата, в том числе и нотариусов, занимающихся частной практикой, частных охранных и детективных структур). При этом необходимо подчеркнуть, что "собственно правоохранительными среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.). Это правоохранительные органы "узкой компетенции". Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной. К их числу можно отнести органы федеральной службы безопасности и органы ФСКН России (например, в деятельности органов федеральной службы безопасности основной является контрразведывательная функция, а органы ФСКН России призваны контролировать прежде всего легальный оборот наркотических средств). Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб и контролирующих органов обусловлено различиями в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп она носит опосредованный (производный) или второстепенный характер. Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способов деятельности. Все они являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных действий. Заключение Права человека являются универсальными моральными категориями, они - неотъемлемая составная часть отношений человека с государством. Подчеркнем в заключении три важнейших аспекта прав человека: 1. ограничительные рамки для любой власти по отношению к индивидууму; 2. автономная сфера жизни каждого человека, в которую никакая сила не может вторгаться; 3. возможность для каждого сделать серьезное заявление против государства с целью защиты своих прав. Права человека, принадлежа к комплексу моральных прав, отличаются, однако, от других моральных прав по ряду признаков. Так, некоторые моральные права могут принадлежать индивидууму в связи с его определенным местом или положением в обществе. Права человека, наоборот, являются универсальными: они принадлежат всем людям, в любых ситуациях, независимо от социального статуса. Тогда как некоторые другие моральные права могут приобретаться, права человека присущи ему от рождения. Права человека неотъемлемы, что означает невозможность лишить их кого-либо, как и невозможность добровольного отказа от этих прав. Другие же моральные права могут быть добровольно ограничены, отданы или даже ликвидированы самим индивидуумом. Завершая изучение права и свободы личности можно сделать вывод, что в целом конституционное регулирование прав и свобод личности в Российской Федерации соответствует современным мировым стандартам. Однако при этом следует помнить, что провозглашение тех или иных (пусть самых демократических) прав и свобод в конституции в наших российских условиях, является лишь планом будущего строительства. Целью данной работы было исследование права и свободы личности, как реальных возможностей человека в системе общественных отношений. В процессе работы цель была достигнута путем решения следующих задач: - было изучено понятие и значение права и свободы личности; - было определено значение права и свободы личности для гражданина государства; - выработана позиция статуса права и свободы личности в правовом государстве (на примере Российской Федерации). Библиографический список 1. Конституция Российской Федерации. Принята референдумом Российской Федерации 12 декабря 1993 года. 2. Барбин В.В. Конституционно-правовые основания ограничений основных прав и свобод человека и гражданина в деятельности органов внутренних дел. учеб. пособие / В.В. Барбин – М.: Акад. Упр. МВД России 2005. 3. Воеводин Л.Д. Юридический статус личности в России учеб. пособие. – М.: Изд. МГУ, Инфра-М - Норма, 1997. 4. Головистикова А.Н. Права человека. учебник / А.Н. Головистикова, Л.Ю.Грудицина. – М.: Эксмо, 2006. 5. Иванов Г.И. Права человека. учеб. пособие / Г.И. Иванов; Под. ред. М.Ф. Чудакова. - М.: Издательство деловой и учебной литературы. 2004. |