Социальная значимость педагогической профессии Основные задачи методической службы 1) оказание методической поддержки и необходимой помощи участникам педагогического процесса (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей; 2) -выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта, 3 )обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников;4)-определение содержания предметно-развивающей среды и учебно-методического оснащения основной общеобразовательной программы дошкольного образования; организация педагогического мониторинга. Содержаниемметодической работы в общеобразовательном учреждении являются - совершенствование учебно-воспитательного процесса (контроль, диагностика, анализ, коррекция результатов учебно-воспитательной работы); - повышение профессиональной подготовки учителей на основе использования современных информационных технологий; - разработка учебно-методической документации; - организационно-методическое обеспечение научно-исследовательской работы, инновационных процессов; - технологическое обеспечение образовательного процесса; - организация работы учителей по самообразованию; - выявление, обобщение и распространение положительного опыта работы учителей; - проведение профессиональных смотров, конкурсов; - аттестация педагогических кадров. Основные задачи методической службы: В области информатизации системы образования: 1) оказание методической поддержки и необходимой помощи участникам педагогического процесса (педагогам, родителям (законным представителям) воспитанников и др.) по вопросам воспитания, обучения и развития детей; 2) выявление, изучение, обобщение, распространение и внедрение передового педагогического опыта; 3) обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития дошкольного образования, современных требованиях к организации педагогического процесса, учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников; 4)организация педагогического мониторинга. В сфере научного обеспечения развития системы образования: - мониторинг состояния и формирование банка данных опытно-экспериментальной работы образовательных учреждений; - информирование образовательных учреждений об инновационных процессах в образовательной системе района (города, округа); - научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной системе района (города, округа); Вариант задания №2 Методическая работа. Цели, задачи, функции. Цель методической работы: Оказание действенной помощи педагогам в улучшении и организации обучения и воспитании обучающихся; в обобщении и внедрении передового педагогического опыта; в повышении теоретического уровня и профессиональной квалификации педагогов; поддержка педагогического мастерства через актуализацию, развитие, реализацию педагогических идей, принимаемых как ценность во всём их многообразие. Задачи: · рост профессионального уровня и мастерства педагогических работников; · внедрение в практическую деятельность педагогических работников современных психолого-педагогических знаний; · развитие творческой самостоятельности педагогических работников, формирование у них самостоятельности педагогического мышления, стимулирование осознания ими необходимости и значимости содержательных и методических перемен в образовательном процессе детского объединения; · помощь в сознательном выборе стратегии деятельности Учреждения через разработку и реализацию оптимальных моделей его работы в целом, и отдельных детских объединений, ориентированной на развитие лучших традиций и педагогических идей. Функции методической деятельности: · организация работы по повышению профессиональной квалификации педагогов; · изучение уровня профессиональной компетентности педагогов; · предоставление педагогам необходимой информации по основным направлениям развития дополнительного образования, о программно-методическом обеспечении, новых педагогических технологиях, учебно-методической литературе по проблемам обучения и воспитания детей и подростков; · обеспечение функционирования обучающих структур: «Кадровая школа педагога», «Школа педагогического мастерства», «Творческие лаборатории (мастер-классы)», «Клуб профессионального общения»; · мониторинг результатов образовательной деятельности; программно-методического обеспечения образовательно–воспитательного процесса; Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей дом детского творчества · обобщение передового педагогического опыта, через систему создания портфолио педагогов. Вариант задания №3: Перечислите основные формы организации методической работы, их содержание. Формы организации деятельности методической работы: · Индивидуальные: консультирование, самообразование, аттестация, посещение занятий педагогов, анкетирование. · Групповые: заседания методических объединений, творческие отчёты педагогов, мастер-классы, круглые столы и др. · Коллективные формы: проблемно-ориентированные семинары, педагогические советы, конференции, педагогические планёрки, деловые и ролевые игры, профессиональные конкурсы, педагогические капустники, методические выставки; · курсовое обучение; · отчёты по самообразованию; · изготовление дидактического и наглядного материала; · выставки творческих работ учащихся и др. Методическая деятельность Дома детского творчества призвана помогать педагогу в его профессиональном становлении и развитии. Специфика методической работы Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей ДДТ заключается в предоставлении педагогам возможности психолого-педагогического, методического обеспечения, их активного участия в разработке образовательных программ, в инновационной и экспериментальной деятельности, в развитии педагогического творчества. Вариант задания №4: Концептуальные ( принцип) основы и содержание образовательных стандартов. НЕТ Вариант задания №5: Функции учителя физкультуры. Функции учителя физкультуры в школе 1) Участие в образовательном процессе, направленном на сохранение и укрепление здоровья, предупреждение, компенсацию и коррекцию отклонений в физическом развитии детей. 2)Проведение углубленного обследования школьников МОУ СОШ для определения уровня физического развития и физической подготовленности, специфических нарушений в физическом развитии и состоянии здоровья детей. 3) Осуществление комплекса мероприятий по физическому развитию учащихся МОУ ООШ. 4)Практическое использование в работе с детьми апробированных методик по выявлению отклонений в состоянии здоровья и физическом развитии детей, своевременном оказании им коррекционной помощи, исправлению отклонений и восстановлению нарушенных функций в физическом развитии. 4)Установление сотрудничества взаимодействия, координация деятельности городских и областных органов власти, муниципальных служб, учреждений и организаций, осуществляющих различные направления работы по физическому развитию и физической культуре детей. 5)Оказание консультативной и методической помощи педагогам, специалистам, родителям по проблемам физического развития воспитанников с целью профилактики и коррекции выявленных нарушений физического развития школьников, применению специальных методик и приемов оказания помощи детям, имеющим отклонения в физическом развитии. 6)Активизация и совершенствование в МОУ ООШ работы по пропаганде здорового образа жизни, популяризация занятий физической культурой и спортом, формирование осознанной мотивации ценностей здорового образа жизни школьников, детского и взрослого населения города. Вариант задания №6: Образовательные программы. Виды, содержание, основные требования, структура Образовательная программа – нормативный правовой документ образовательного учреждения, характеризующий специфику содержания образования и особенности образовательного процесса. Виды образовательных программ: Общеобразовательные программы (основные и дополнительные) направлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К ним относятся программы: 1) дошкольного образования; 2) начального общего образования; 3) основного общего образования; 4) среднего (полного) общего образования. Профессиональные образовательные программы направлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательного уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. К профессиональным относятся программы: 1) начального профессионального образования; 2) среднего профессионального образования; 3) высшего профессионального образования; 4) послевузовского профессионального образования. Основные требования к образовательным программам: Пояснительная записка или введение, в которой определяются целевые направления изучения данного конкретного учебного предмета в системе учебных дисциплин, преподаваемых в рамках общеобразовательной школы или соответствующей специальности в учреждениях профессионального или послевузовского образования; Содержание образования, т.е.учебный материал, который включает основную информацию, понятия, законы, теории, перечень обязательных предметных навыков и умений, а также перечень общеучебных и специальных навыков и умений, формирование которых осуществляется на межпредметной основе; Методические рекомендации по вопросам определения путей реализации программы, методов, организационных форм, средств обучения, оценки знаний, навыков и умений, приобретаемых учащимися в процессе изучения данного учебного предмета. Особое внимание в программах в последние года обоснованно уделяется межпредметным связям, которые в обобщенном виде представляются в конце содержания основных разделов. Учебно-методическое обеспечение программы– список используемых в образовательном процессе учебной, научной, словарно-справочной литературы (основной и дополнительной), нормативно-правовых источников, наглядные и технические средства обучения и др., без которых эффективность аудиторной и самостоятельной работы, не говоря уже о дистанционном образовании, будет сведена к нулю. Вариант задания №7: Содержание методической работы учителя. Методическая работа – это: систематическая и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической, методической подготовки и профессионального мастерства. Содержание методической работы Организация повышения квалификации- .1) Современные здоровьесберегающие технологии на уроках 2) Курсы повышения квалификации 3) исследовательская деятельность учащихся. 1)Изучение методик, методов, технологий: Анализ урока. Типология. Методики. 2) Мониторинг физического развития и физической подготовленности.3) Изучение здоровьесберегающих технологии. Метод проектов Организация работы по формированию, изучению, обобщению и распространению передового педагогического опыта. Относится: Участие в работе методических советов, педагогических советов, методических объединений, конференциях. Разработка методических рекомендаций, пособий и т.д. относится:1) Разработка методических рекомендаций, пособий по физической культуре. 2. Разработка вопросов к развивающим зачетам по ФК. 3. Разработка программ 1-11 классы Повышение качества обучения (взаимопосещение уроков, анализ уроков, мониторинг срезов, зачетов и т.д.) Относится:1)Взаимопосещение уроков физкультуры, ритмики. Новые направления в области физической культуры. 2) Составление рабочих программ по физкультуре, по спортивно-оздоровительной работе. 3) Выполнение учебных программ. 4) Развитие двигательной активности на уроках ФК. 5)Мониторинг физической подготовленности учащихся. Сдача норм ГТО Вариант задания №8: Документация учителя физкультуры по учебно-воспитательной работе. Учебно-методическая документация состоит из: алфавитной книги записи учащихся: (ведется как обязательный документ, в книгу записываются все учащиеся школыа так же ежегодно в нее заполняются сведения об учащихся нового приема, учащиеся пишутся в алфавитном порядке, независимо от класса), личных дел учащихся-(личное дело имеет номер соответствующий номеру в алфавитной книге и ведется классным руководителем с 1-11 класс, при выбытии учащигося личное дело выдается на основании письменного заявления с отметкой об этом в алфавитной книге.), классного журнала, журнала физкультурных занятий. Журнала групп продленного дня, книги учета бланков и выдачи аттестатов о среднем (полном) образовании, книга об общем основном образовании, книги учета выдачи золотых медалей, книги протоколов педагогического совеета школы, книги- приказы, книга учета личного состава пед.работников. Вариант задания №9: Методика разработки УМК Разрабатывать УМК дисциплины рекомендуется в следующем порядке: Определение тем согласно требованиям и количества часов на отдельные виды занятий согласно учебному плану. Разработка образовательного стандарта дисциплины. Разработка учебника, учебного пособия, курса или конспекта лекций. Разработка контрольных вопросов и заданий по каждому тематическому блоку. Формирование экзаменационных билетов. Разработка структуры и содержания практических, лабораторных работ и семинарских занятий (при их наличии в учебном плане). Планирование СРС и расстановка точек текущего контроля знаний студентов. Разработка заданий для контрольных точек. Разработка методических рекомендаций к практическим и лабораторным занятиям, а также курсовому проектированию (при наличии в учебном плане). Формирование методических рекомендаций и прочих руководств по СРС и самостоятельному изучению дисциплины. Разработка тестовых заданий по курсу дисциплины. Оформление документации УМК. Апробация и корректировка материалов УМК дисциплины в учебном процессе. Согласование и утверждение УМК. Более укрупнено этапы разработки УМК представлены на схеме. После создания УМК апробируют в учебном процессе, в ходе которого, анализируя результаты текущего контроля студентов, вносятся коррективы. После апробации на первом потоке студентов УМК при необходимости корректируется, дополняется и утверждается, таким образом, постоянно совершенствуется. УМК дисциплины и его компоненты должны: -учитывать общую идеологию федеральной и региональной политики, содействовать развитию региональной системы высшего образования; -предусматривать логически последовательное изложение учебного материала; -предполагать использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко --осваивать учебный материал и получать навыки по его использованию на практике; -соответствовать современным научным представлениям в предметной области; -обеспечивать межпредметные связи; -обеспечивать простоту использования для преподавателей и студентов; -содержать информацию об авторе (авторах), редакторе, результатах апробации в учебном процессе. Вариант задания №10: Значение предметно-развивающей среды в организации обучения, воспитания и развития в современном Правильно организованная предметно-развивающая среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а именно это лежит в основе развивающего обучения. Целенаправленно организованная предметно-развивающая среда в образовательном учреждении играет большую роль в гармоничном развитии и воспитании ребенка. Созданная среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к школе, желание посещать ее, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной учебной деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей младшего школьного возраста. В основе разработки создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода: многофункциональность помещений; рациональность использования пространства; взаимосвязь цветовой отделки и освещения; целесообразность озеленения интерьера. Вариант задания №11: Предметно-развивающая среда. Спортивный зал (урок физкультуры) как база для успешного выполнения образовательной программы. Осуществление профилактики травматизма учащихся. Осуществление прафилактики травматизма учащихся: Работа по профилактике детского травматизма должна вестись в трех основных направлениях: 1. Создание травмобезопасной среды, в которой пребывают учащиеся; 2. Выработка у учащихся безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; 3. Закаливание и физическое развитие учащихся, направленное на укрепление костно-мышечной системы и выработку координации движений. Работу по профилактике травматизма необходимо проводить дифференцировано, в зависимости от возраста учащихся. Мероприятия по профилактике травматизма должны включаться в план воспитательной работы, который контролируется заведующим учебной частью и директором учебного заведения. В планах должен быть представлен весь комплекс мероприятий по профилактике всех видов травматизма. Учителям физкультуры, труда необходимо включать элементы обучения детей безопасному поведению в программный материал. Планированию работы помогает строгий учет травм, возникший у учащихся на территории учебного заведения и вне ее. Анализ этих случаев обсуждается в педагогическом коллективе и служит отправной точкой для планирования конкретных общешкольных и классных мероприятий. Предметно- развивающая среда: в тетради!! Вариант задания №12: Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета физкультуры, спортивному залу, планированию и организации работы. Паспорт кабинета. Перспективный план развития кабинета. Требования к ведению документации. Требования к учебно-методическому обеспечению кабинета физкультуры, спортивному залу, планированию и организации работы: -Наличие нормативной школьной документации на открытие и функционирование учебного кабинета: - Соблюдение техники безопасности и санитарно-гигиенических норм в учебном кабинете - Соблюдение эстетических требований к оформлении учебного кабинета Требования к ведению документации:1) заведующим учебного кабинета назначают преподавателя данного предмета 2) Заведующий учебным кабинетом назначается и снимается с занимаемой должности приказом директора школы. Заведующий кабинетом в своей деятельности руководствуется законом об образовании, правилами внутреннего распорядка школы, правилами и нормативами санапедемстанции. Паспорт кабинета. Перспективный план развития кабинета. Требования к ведению документации. МОТРЕТЬ В ПОРТФОЛИО!! Вариант задания №13: Сущность и социальная значимость педагогической профессии. Сущность педагогической деятельности заключается в следующем: · производстве знаний, то есть проведении исследований, поиске нового, осуществлении разработок, проведении экспертизы и т. п.; · передаче знаний при проведении учебного процесса на всех уровнях; · распространении знаний путем разработки и издания учебников, учебных пособий и других учебно-методических материалов, научных статей; · воспитании учащихся, формировании и развитии их личности. Социальная значимость педагогической профессии Педагог, где бы он ни трудился (в детском саду, школе, колледже, спортивной секции и др.) является представителем одной из самых социально-значимых человековедческих профессий. Его деятельность направлена на развитие и формирование человека. Педагоги, содействуя формированию человека как созидателя всех материальных и духовных ценностей, прямым образом влияют на развитие производительных сил общества, приобщают детей ко всем достижениям мировой культуры и тем самым создают предпосылки для дальнейшего прогресса человечества. Педагог, трудясь в настоящем, растит будущее. Специфика профессии учителя выражается в постоянном общении с детьми, у которых есть свое миропонимание, свои права. В силу этого ведущей стороной педагогического мастерства учителя является умение правильно направить процесс развития подрастающего поколения, так организовать всю деятельность учащихся, чтобы каждый из них имел возможность полноценно развивать свои наклонности и интересы. Вариант задания №14: Виды и структура портфолио. Требования к оформлению и содержанию портфолио Виды портфолио Портфолио по своей принадлежности подразделяются: -на портфолио дошкольника; -педагога; -детского сада; -любого коллектива. По направленности портфолио выделяют: -портфолио-собственность (подбор материалов для себя); -портфолио-отчет (подбор материалов в соответствии с планом, по запросу и др.) СМОТРЕТЬ В ПАПКЕ!! Вариант задания №15: Мониторинг педагогической деятельности. Анализ и самоанализ педагогической деятельности. Педагогическая рефлексия. мониторинг – это форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием развития педагогических систем. Система внутришкольного педагогического мониторинга представляет комплексную аналитическую систему по следующим направлениям 1. Диагностика качества образования. 2. Анализ социальных условий. 3. Анализ содержания образования. 4. Психодиагностика 5. Анализ педагогической культуры учителя. 6. Медицинская диагностика. 7. Анализ деятельности школьных подразделений Таким образом, педагогический мониторинг является объединяющим началом социологического, психологического и медицинского мониторинга с целью получения целостного представления о личности школьника, что крайне необходимо для учебных заведений, работающих в режиме личностно ориентированного образования. Анализ и самоанализ педагогической деятельности: Самоанализ: представляет собой изучение педагогом состояния результатов своей профессиональной деятельности, установлением причинно-следственных связей между элеменнтами педагогических явлений, определения путей дальнейшего совершения профессиональной деятельности Функции самоанализа: - диагностический -познавательный -преобразовывающий -самообразовательный Ошибки при написании самоанализа: педагог пишет только о том, что им сделано за отчетный период, важно то. Что им делается педагогом для решенияч этой задачи. И каков результат его деятельности. Сначала формулируется проблема, а потом шаги и пути пее решения. Для самоанализа важно для чего педагог применял те или иные методы, приемы и технологии почему именно их и как их использование повлияло на результат. Анализ: Осуществляется ежедневно и является основой для совершенствования текущей работы с детьми, позволяет вскрыть недостатки в этой работе и причины их возникновения. Анализировать отдельные дела, их эффективность, изменение позиции и настроение детей, состояние межличностных отношений в отряде, выполнение единых норм и педагогических требований, активность включения детей в те или иные виды деятельности, состояние здоровья детей и условие жизнеобеспечения. Анализ результатов педагогической деятельности. Проводится по итогам определенного временного отрезка. Включает анализ организационного, основного и итогового периодов. Предполагает сопоставить результаты собственной педагогической деятельности с работой лагеря в целом, оценить эффективность и уровень своей работы и выстроить перспективы дальнейшего взаимодействия с другими подразделениями лагеря. Педагогическая рефлексия: Функции рефлексии: диагностическая, проектировочная, организаторская, коммуникативная, смыслотворческая, мотивационная, коррекционная. Классификация рефлексии (исходя из функции) · Рефлексия настроения и эмоционального состояния; · Рефлексия содержания учебного материала; · Рефлексия деятельности. НЕДОКОНЦА!! Вариант задания №16: Перечислите и раскройте основные виды ответственности учителя физкультуры |