МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Феноменология педагогической деятельности





Тема 7. Педагогическая деятельность. Педагогическая культура и мастерство

Структура деятельности преподавателя и ее функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Педагогический акт, как организационно-управленческая деятельность. Стиль педагогической деятельности. Демократический, авторитарный, либеральный стили. Факторы, определяющие выбор преподавателем стиля педагогической деятельности. Понятие педагогической культуры. Педагогическая культура и педагогическое мастерство. Структурные компоненты педагогической культуры преподавателя. Пути совершенствования педагогического мастерства.

 

Тема 7. Педагогическая деятельность. Педагогическая культура и

Мастерство

 

Учебные вопросы: 1. Феноменология педагогической деятельности

2. Стиль педагогической деятельности

3. Педагогическая культура: сущность и структура

 

Феноменология педагогической деятельности

Феномен педагогической деятельности всегда представлял интерес для ученых, работающих в различных отраслях педагогики и психологии.

Известный отечественный ученый Ирина Алексеевна Зимняяпедагогическую деятельность рассматривает как воспитыва­ющее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его са­моразвития и самосовершенствования [Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с].

По мнению В.А. Сластенина педагогическая деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе.

Как следует, из приведенных высказываний, основными сущностными характеристиками педагогической деятельности являются: воздействие на кого-либо; передача чего-либо; результат как развитие и подготовка к выполнению социальных ролей в обществе. При этом, конечно, следует учитывать, что субъектами педагогической деятельности могут выступать не только учитель и преподаватель, но и другие педагоги, реализующие преимущественно задачи воспитания. Кроме того, не всегда педагогическая деятельность есть процесс передачи информации и опыта только подрастающему поколению. Процесс профессиональной переподготовки и переобучения тоже относится к педагогической деятельности, также как и другие виды, связанные с социокультурной деятельностью.

В самом обобщенном виде под педагогической деятельностью можно понимать обучающее и воспитывающее воздействие педагога на личность или группу людей, включающее передачу им культуры и опыта и создание на этой основе условий для их личностного и профессионального развития.

Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа.

Воспитательная работа это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности.



Преподавание это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью личности.

Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, оп­ределяется психологическим (предметным) содержанием, в ко­торое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. В своей структурной организации педаго­гическая деятельность характеризуется совокупностью определенных дейст­вий (умений).

Мотивэто не что иное, как опредмеченная, актуализированная потребность. Для педагогической деятельности такими предметами могут быть: стремление к самоактуализации в профессии, познавательный интерес, чувство долга и ответственности, стремление к власти, высокий статус в обществе и т.п.

Сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности — явление обычное: педагог может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.).

К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с обучающимися или воспитанниками; осознание высокой миссии педагога и др.

Предметом педагогической деятельности является организа­ция учебной или воспитывающей деятельности личности, социальной группы, направленной на осво­ение ими предметного социокультурного опыта как основы и ус­ловия развития.

Средствами педагогической деятельности явля­ются научные (теоретические и эмпирические) знания, при по­мощи и на основе которых формируется тезаурус (словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности) обучающихся. В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников, книг и другие источники информации. Вспомогатель­ными являются технические, компьютерные, графические и т.п. средства.

Способами передачи социально-культурного опыта в педаго­гической деятельности являются методы применяемые педагогом в процессе передачи социального и профессионального опыта, а также культуры отношений.

Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт личности во всей совокупности его аксиологических, нравственно-этических, эмо­ционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих.

Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является личностное, интеллек­туальное развитие человека, совершенствование, становле­ние его как личности, как субъекта социальной жизни и деятельности.

Продуктивность является специ­фической характеристикой педагогической деятельности. Н.В. Кузьмина предлагает различать пять уровней продуктивности педагогической деятельности:

I уровень — (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пере­сказать другим то, что знает сам; непродуктивный.

II уровень — (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный.

III уровень — (средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формулировать педа­гогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащих­ся в учебно-познавательную деятельность); среднепродук­тивный.

IV уровень — (высокий) системно моделирующий знания учащих­ся; педагог владеет стратегиями формирования искомой сис­темы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный.

V уровень — (высший) системно моделирующий деятельность и по­ведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащего­ся, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, са­моразвитии; высокопродуктивный [Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и масте­ра производственного обучения. М., 1990.101. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/Под, ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3., с. 13].

Рассматривая педагогическую деятельность, необходимо иметь в ви­ду ее высокопродуктивный характер.

Педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях совокупностью самых разнообраз­ных действий — перцептивных, мнемических, коммуникатив­ных, предметно-преобразующих, исследовательских, контроль­ных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (це­ленаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учите­лем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность та­ких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную ор­ганизацию педагогической деятельности.

Исходя из данной позиции структурно педагогическую деятельность можно представить как последовательную реализацию (алгоритм) различных функций.
Функция в философском аспекте понимается как отношение двух групп объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого.

В педагогике и педагогической психологии существуют различные трактовки функций педагогической деятельности. И.А. Зимняя все педагогические функции разделяет на две группы — целеполагающие и организационно-структурные. В первую груп­пу входят ориентационная, развивающая, мобилизующая (сти­мулирующая психическое развитие учащихся) и информацион­ная функции. Эта группа функций соотносится с дидактически­ми, академическими, авторитарными, коммуникативными спо­собностями человека. Вторая группа функций — организационно-структурных — включает конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую функции.

Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Есть и другие точки зрения.

Основываясь на существующих исследованиях (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) можно выделить следующие взаимосвязанные функции функции педагогической деятельности

 

 

Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением объекта педагогической деятельности и установлением уровня развития, воспитанности.

Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении педагога определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов рго — вперед + gnosis — знание) её результаты.

Конструктивно-проектировочная функция деятельности педагога органически связана с ориентационно-прогностической. Она обеспечивает:

• отбор и организацию содержания информации, которая должна быть усвоена обучающимися (воспитанниками);

• проектирование деятельности, в которой информация может быть усвоена;

• проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе педагогического взаимодействия.
Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением в намеченную учебную и воспитательную работу и стимулированием их активности. Организаторская функция реализуется через организацию различных видов деятельности обучающихся (воспитанников); организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного педагогического взаимодействия.

Информационно-объяснительная функция педагогической деятельности заключается в реализации информационных процессов. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования людей. Педагог в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации.

Коммуникативно-стимулирующая функция педагогической деятельности ориентирована на установление оптимальных взаимоотношений с участниками педагогического процесса.

Сущность аналитико-оценочной функции заключается в том, что педагог, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю:

• поддерживать так называемую обратную связь в своей работе (непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто);

• на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс;

• вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности;

• шире использовать передовой педагогический опыт.

Успешная реализация перечисленных функций педагогической деятельности достигается при помощи педагогических действий, в которых отражены умения педагога. По-мнению И.А. Зимней, педагогические умения представляют совокупность самых раз­личных действий педагога, которые, прежде всего, соотносятся с функ­циями педагогической деятельности, в значительной мере выяв­ляют индивидуально-психологические особенности учителя (пре­подавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональ­ной компетенции.

Многие исследователи выделяют различные умения педагога. В.А. Сластенин выделяет три группы умений: теоретические (аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения); организаторские (мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные) и коммуникативные (перцептивные умения, собственно умения общения (вербального) и умения и навыки педагогической техники).

Достаточно полно педагогические умения представле­ны А.К. Марковой (Аэлита Капитоновна Маркова). Она выделяет девять групп педагогических умений.

Первая группа — умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; при поста­новке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного про­цесса, имеющего собственные мотивы и цели;

Во вторую группу педагогических умений А.К. Маркова включает три подгруппы:

— умений, отвечающих на вопрос «чему учить»: работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых кон­цепциях и технологиях обучения),

— умений, отвечающих на вопрос «кого учить»: изучать состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.) учащихся и целостных характеристик ви­дов деятельности (учебной, трудовой), обученности и воспитан­ности школьников;

— умений, отвечающих на вопрос «как учить»: отбирать и при­менять сочетания приемов и форм обучения и воспитания,

Третью группу составляют умения использовать психолого­педагогические знания и осведомленность о современном состо­янии психологии и педагогики, передового педагогического опы­та;

Четвертая группа умений — это приемы постановки широ­кого спектра коммуникативных задач; наиглавнейшее из входя­щих в эту группу умений — создание условий психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению.

Пятая группа умений — это приемы, способствующие дости­жению высоких уровней общения.

Шестая группа — это, прежде всего, умения удерживать ус­тойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего зна­чимость своей профессии, способного противостоять труднос­тям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности;

Седьмая группа — умения осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего ин­дивидуального стиля, используя все положительное из своих при­родных данных;

Восьмая группа объединяет умения определять характерис­тики знаний учащихся опре­делять состояние деятельности, умений и навыков, видов само­контроля и самооценки в учебной деятельности

Девятая группа умений соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости:





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.