Феноменология педагогической деятельности Тема 7. Педагогическая деятельность. Педагогическая культура и мастерство Структура деятельности преподавателя и ее функциональные компоненты: гностический, проектировочный, конструктивный, организаторский, коммуникативный. Педагогический акт, как организационно-управленческая деятельность. Стиль педагогической деятельности. Демократический, авторитарный, либеральный стили. Факторы, определяющие выбор преподавателем стиля педагогической деятельности. Понятие педагогической культуры. Педагогическая культура и педагогическое мастерство. Структурные компоненты педагогической культуры преподавателя. Пути совершенствования педагогического мастерства. Тема 7. Педагогическая деятельность. Педагогическая культура и Мастерство Учебные вопросы: 1. Феноменология педагогической деятельности 2. Стиль педагогической деятельности 3. Педагогическая культура: сущность и структура Феноменология педагогической деятельности Феномен педагогической деятельности всегда представлял интерес для ученых, работающих в различных отраслях педагогики и психологии. Известный отечественный ученый Ирина Алексеевна Зимняяпедагогическую деятельность рассматривает как воспитывающее и обучающее воздействие учителя на ученика (учеников), направленное на его личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие, одновременно выступающее как основа его саморазвития и самосовершенствования [Зимняя И. А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с]. По мнению В.А. Сластенина педагогическая деятельность представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определенных социальных ролей в обществе. Как следует, из приведенных высказываний, основными сущностными характеристиками педагогической деятельности являются: воздействие на кого-либо; передача чего-либо; результат как развитие и подготовка к выполнению социальных ролей в обществе. При этом, конечно, следует учитывать, что субъектами педагогической деятельности могут выступать не только учитель и преподаватель, но и другие педагоги, реализующие преимущественно задачи воспитания. Кроме того, не всегда педагогическая деятельность есть процесс передачи информации и опыта только подрастающему поколению. Процесс профессиональной переподготовки и переобучения тоже относится к педагогической деятельности, также как и другие виды, связанные с социокультурной деятельностью. В самом обобщенном виде под педагогической деятельностью можно понимать обучающее и воспитывающее воздействие педагога на личность или группу людей, включающее передачу им культуры и опыта и создание на этой основе условий для их личностного и профессионального развития. Традиционно основными видами педагогической деятельности, осуществляемыми в целостном педагогическом процессе, являются преподавание и воспитательная работа. Воспитательная работа — это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности воспитанников с целью решения задач гармоничного развития личности. Преподавание — это такой вид воспитательной деятельности, который направлен на управление преимущественно познавательной деятельностью личности. Педагогическая, как и любой другой вид деятельности, определяется психологическим (предметным) содержанием, в которое включаются мотивация, цели, предмет, средства, способы, продукт и результат. В своей структурной организации педагогическая деятельность характеризуется совокупностью определенных действий (умений). Мотив – это не что иное, как опредмеченная, актуализированная потребность. Для педагогической деятельности такими предметами могут быть: стремление к самоактуализации в профессии, познавательный интерес, чувство долга и ответственности, стремление к власти, высокий статус в обществе и т.п. Сложная деятельность, какой является педагогическая, обычно вызывается несколькими мотивами, различающимися по силе, личной и социальной значимости. Полимотивированность педагогической деятельности — явление обычное: педагог может хорошо работать ради достижения высоких результатов, но в то же время удовлетворять другие свои потребности (признание коллег, моральное и материальное поощрение и др.). К социально ценным мотивам педагогической деятельности относятся чувство профессионального и гражданского долга, ответственность за воспитание, честное и добросовестное выполнение профессиональных функций (профессиональная честь), увлеченность предметом и удовлетворение от общения с обучающимися или воспитанниками; осознание высокой миссии педагога и др. Предметом педагогической деятельности является организация учебной или воспитывающей деятельности личности, социальной группы, направленной на освоение ими предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. Средствами педагогической деятельности являются научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется тезаурус (словарь, собрание сведений, корпус или свод, полномерно охватывающие понятия, определения и термины специальной области знаний или сферы деятельности) обучающихся. В качестве «носителей» знаний выступают тексты учебников, книг и другие источники информации. Вспомогательными являются технические, компьютерные, графические и т.п. средства. Способами передачи социально-культурного опыта в педагогической деятельности являются методы применяемые педагогом в процессе передачи социального и профессионального опыта, а также культуры отношений. Продуктом педагогической деятельности является формируемый индивидуальный опыт личности во всей совокупности его аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели является личностное, интеллектуальное развитие человека, совершенствование, становление его как личности, как субъекта социальной жизни и деятельности. Продуктивность является специфической характеристикой педагогической деятельности. Н.В. Кузьмина предлагает различать пять уровней продуктивности педагогической деятельности: I уровень — (минимальный) репродуктивный; педагог умеет пересказать другим то, что знает сам; непродуктивный. II уровень — (низкий) адаптивный; педагог умеет приспособить свое сообщение к особенностям аудитории; малопродуктивный. III уровень — (средний) локально моделирующий; педагог владеет стратегиями обучения учащихся знаниям, навыкам, умениям по отдельным разделам курса (т.е. формулировать педагогическую цель, отдавать себе отчет в искомом результате и отбирать систему и последовательность включения учащихся в учебно-познавательную деятельность); среднепродуктивный. IV уровень — (высокий) системно моделирующий знания учащихся; педагог владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений учащихся по предмету в целом; продуктивный. V уровень — (высший) системно моделирующий деятельность и поведение учащихся; педагог владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности учащегося, его потребностей в самовоспитании, самообразовании, саморазвитии; высокопродуктивный [Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990.101. Курс общей, возрастной и педагогической психологии/Под, ред. М.В. Гамезо. М., 1982. Вып. 3., с. 13]. Рассматривая педагогическую деятельность, необходимо иметь в виду ее высокопродуктивный характер. Педагогическая деятельность реализуется в определенных педагогических ситуациях совокупностью самых разнообразных действий — перцептивных, мнемических, коммуникативных, предметно-преобразующих, исследовательских, контрольных (самоконтрольных), оценивания (самооценивания) и т.д. Эти действия подчинены определенным целям и направлены на решение тех или иных педагогических задач, осознанно (целенаправленно) или стихийно, интуитивно создаваемых учителем в педагогических ситуациях. Определенная совокупность таких разнородных действий определяет реализацию той или иной психолого-педагогической функции, представляя структурную организацию педагогической деятельности. Исходя из данной позиции структурно педагогическую деятельность можно представить как последовательную реализацию (алгоритм) различных функций. Функция в философском аспекте понимается как отношение двух групп объектов, в котором изменению одного из них соответствует изменение другого. В педагогике и педагогической психологии существуют различные трактовки функций педагогической деятельности. И.А. Зимняя все педагогические функции разделяет на две группы — целеполагающие и организационно-структурные. В первую группу входят ориентационная, развивающая, мобилизующая (стимулирующая психическое развитие учащихся) и информационная функции. Эта группа функций соотносится с дидактическими, академическими, авторитарными, коммуникативными способностями человека. Вторая группа функций — организационно-структурных — включает конструктивную, организаторскую, коммуникативную и гностическую функции. Н.В.Кузьмина выделила в структуре педагогической деятельности три взаимосвязанных компонента: конструктивный, организаторский и коммуникативный. Есть и другие точки зрения. Основываясь на существующих исследованиях (И.А. Зимняя, Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) можно выделить следующие взаимосвязанные функции функции педагогической деятельности  Диагностическая функция педагогической деятельности связана с изучением объекта педагогической деятельности и установлением уровня развития, воспитанности. Ориентационно-прогностическая функция педагогической деятельности выражается в умении педагога определять направление воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать (от греч. слов рго — вперед + gnosis — знание) её результаты. Конструктивно-проектировочная функция деятельности педагога органически связана с ориентационно-прогностической. Она обеспечивает: • отбор и организацию содержания информации, которая должна быть усвоена обучающимися (воспитанниками); • проектирование деятельности, в которой информация может быть усвоена; • проектирование собственной будущей деятельности и поведения, какими они должны быть в процессе педагогического взаимодействия. Организаторская функция педагогической деятельности связана с вовлечением в намеченную учебную и воспитательную работу и стимулированием их активности. Организаторская функция реализуется через организацию различных видов деятельности обучающихся (воспитанников); организацию собственной деятельности и поведения в процессе непосредственного педагогического взаимодействия. Информационно-объяснительная функция педагогической деятельности заключается в реализации информационных процессов. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями — это важнейшее средство развития и личностного формирования людей. Педагог в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как источник научной, мировоззренческой и нравственно-эстетической информации. Коммуникативно-стимулирующая функция педагогической деятельности ориентирована на установление оптимальных взаимоотношений с участниками педагогического процесса. Сущность аналитико-оценочной функции заключается в том, что педагог, осуществляя педагогический процесс, анализирует ход обучения и воспитания, выявляет в них положительные стороны и недостатки, сравнивает достигаемые результаты с теми целями и задачами, которые намечались, а также сопоставляет свою работу с опытом коллег. Аналитико-оценочная деятельность помогает учителю: • поддерживать так называемую обратную связь в своей работе (непрерывно сверять то, что намечалось достигнуть в обучении и воспитании учащихся и что достигнуто); • на этой основе вносить необходимые коррективы в учебно-воспитательный процесс; • вести поиски путей его совершенствования и повышения педагогической эффективности; • шире использовать передовой педагогический опыт. Успешная реализация перечисленных функций педагогической деятельности достигается при помощи педагогических действий, в которых отражены умения педагога. По-мнению И.А. Зимней, педагогические умения представляют совокупность самых различных действий педагога, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности, в значительной мере выявляют индивидуально-психологические особенности учителя (преподавателя) и свидетельствуют о его предметно-профессиональной компетенции. Многие исследователи выделяют различные умения педагога. В.А. Сластенин выделяет три группы умений: теоретические (аналитические, прогностические, проективные, рефлексивные умения); организаторские (мобилизационные, информационные, развивающие и ориентационные) и коммуникативные (перцептивные умения, собственно умения общения (вербального) и умения и навыки педагогической техники). Достаточно полно педагогические умения представлены А.К. Марковой (Аэлита Капитоновна Маркова). Она выделяет девять групп педагогических умений. Первая группа — умения увидеть в педагогической ситуации проблему и оформить ее в виде педагогических задач; при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного развивающегося соучастника учебно-воспитательного процесса, имеющего собственные мотивы и цели; Во вторую группу педагогических умений А.К. Маркова включает три подгруппы: — умений, отвечающих на вопрос «чему учить»: работать с содержанием учебного материала (осведомленность в новых концепциях и технологиях обучения), — умений, отвечающих на вопрос «кого учить»: изучать состояние отдельных психических функций (памяти, мышления, внимания, речи и др.) учащихся и целостных характеристик видов деятельности (учебной, трудовой), обученности и воспитанности школьников; — умений, отвечающих на вопрос «как учить»: отбирать и применять сочетания приемов и форм обучения и воспитания, Третью группу составляют умения использовать психологопедагогические знания и осведомленность о современном состоянии психологии и педагогики, передового педагогического опыта; Четвертая группа умений — это приемы постановки широкого спектра коммуникативных задач; наиглавнейшее из входящих в эту группу умений — создание условий психологической безопасности и реализации внутренних резервов партнера по общению. Пятая группа умений — это приемы, способствующие достижению высоких уровней общения. Шестая группа — это, прежде всего, умения удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, способного противостоять трудностям во имя ее социальной и общечеловеческой ценности; Седьмая группа — умения осознавать перспективу своего профессионального развития, определять особенности своего индивидуального стиля, используя все положительное из своих природных данных; Восьмая группа объединяет умения определять характеристики знаний учащихся определять состояние деятельности, умений и навыков, видов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности Девятая группа умений соотносится с оцениванием учителем состояния воспитанности и воспитуемости: |