Система органов государственной власти в РФ. Органы исполнительной ветви власти: - Органы общей (ведающие многими отраслями) и специальной (ведающие отдельными отраслями) компетенции. Органы законодательной власти: - Федеральное собрание РФ. - Органы законодательной власти субъектов РФ (законодательные собрания области, республики и т.д.) Органы судебной власти: - Конституционный суд РФ. - Верховный суд РФ. - Высший арбитражный суд РФ. - другие федеральные суды. - суды субъектов РФ. 11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Политическая система общества– это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико–правового характера. Структура политической системы: политические организации– субъектыы политической системы; политическое сознание– идеи, теории, учения, убеждения и иное, в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность; политические отношения– отношения, возникающие между субъектами по поводу осуществления государственной власти; политическая деятельность– деятельность, направленная на обеспечение функционирования, развитие, защиту политической системы; политические и правовые нормы– правила поведения, регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти; политическая культура– система ценностей, используемая для регулирования деятельности внутри системы. Субъекты политической системы: государство; политические партии; политические движения; общественные организации и объединения; органы местного самоуправления; церковь и т. п. Функции политической системы: 1) политическое целеполагание, т. е. выработка целей развития общества;2) определение стратегии развития общества;3) властно–политическая интеграция общества;4) упорядочение политических процессов;5) представительство интересов различных социальных групп общества; 6) обеспечение единого воздействия на социально значимые отношения. Виды политических систем: 1) распределительные,характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта; 2) рыночные,основанные на свободном предпринимательстве и товарно–денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия; 3) смешанные. ПС в России:Субъекты ПС – граждане, обладающие политическими правами, общественные объединения (прежде всего политические партии), государство. Конституционно закреплены такие принципы регулирования ПС, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ). 12. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Гражданское общество– это свободное демократическое правовое общество, которое уважает, обеспечивает свободу, создает возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывая механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства. Структура гражданского общества: 1) личность, интересы которой ограничены только интересами других людей; 2) объединения людей (политические партии, общественные и религиозные объединения, семьи и т. д.); 3) экономические отношения и соответствующие им институты (собственность, предпринимательство т.д.); 4) духовные и культурные отношения, а также соответствующие им институты (образование, наука, культура и т. д.); 5) информационные отношения и соответствующие им институты (средства массовой информации, наблюдательные советы и т. д.). Гражданское общество– сообщество экономически и политически свободных индивидов, которому присущи: 1) наличие демократических прав и свобод, устанавливающих достойный уровень жизни людей; 2) управление государственной властью, которая является легитимной, легальной, правовой и не вмешивается в частную жизнь личности, но создает необходимые условия для их жизнедеятельности; 3) активное использование механизма самоуправления; 4) использование правовых и иных форм социального контроля над государством; 5) свободное формирование общественного мнения; 6) всеобщая информированность и т. д. Проблемы формирования гражданского общества в РФ – низкая политическая и правовая культура общества, абсентеизм, недостаточное количество независимых СМИ, сильное гос.вмешательство в социальную сферу, менталитет, исторические особенности 13. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА. Правовое государство– это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правовое государство– это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом. Признаки правового государства: наличие народного суверенитета; господство права; правовая защита личности от произвола должностных лиц и т. д. Основы правового государства: 1) политическая– основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов; 2) экономическая– основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности (частной, государственной, коллективной т. д.); 3) социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности; 4) нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности. Принципы правового государства: 1) верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности; 2) разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»; 3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина– принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы; 4) взаимная ответственность государства и личности– принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти; 5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права. 14. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ. Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость. Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти: – законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.); – исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например); – судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.). Парламент – высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования. Исполнительная власть в лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона. Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган. В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ, в США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд США. 15. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА. Форма государства– совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти. На форму государства оказывают влияние: 1) социально–экономические, культурные факторы; 2) исторические традиции; 3) национальные и религиозные особенности; 4) природные и климатические условия; 5) соотношение политических сил и т. д. Структурные элементы формы государства: 1) форма правления,отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства; 2) форма государственного устройства,отражающая территориальную организацию государственной власти; 3) государственно–правовой (политический) режим,отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти. Форма государства определяет: 1) порядок образования органов государственной власти; 2) структуру органов государства; 3) специфику территориальной обособленности населения; 4) характер межведомственных взаимоотношений; 5) особенности в отношениях государственных органов и населения; 6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д. 16. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВИДЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Форма правления– организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением. Виды форм правления:1) монархия,в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление. 2) республика,в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти. В России идет процесс формирования новой российской государственности и ее правовой системы. Этот процесс начался с окончанием власти ЦККПСС, началом можно считать разные даты – или 12.06.90, когда была принята декларация независимости, которая устанавливала основные принципы – разделения властей, верховенства закона, конституционного контроля и прав человека. Форма правления – республика, но ее вид определить сложно, ближе к суперпрезидентской фактически, а по конституции – смешанная форма, президентско-парламентская. На самом деле у президента больше полномочий на деле – например, 7 федеральных округов с полномочными представителями, Госсовет, который играет большую роль, но не прописан в конституции. По государственному устройству – федерация смешанная (национальная + территориальная), ассиметричное государство. Политический режим – переходной, т.е. у нас есть многопартийность, выборы, ротация власти тип. Политологи называют его либерально-авторитарный. 17. ХАРАКТЕРИСТИКА МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. Монархия –форма государства, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление. Признаки монархии: наличие единоличного главы государства; передача власти по наследству представителям правящей династии; осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно; отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности. Виды монархии: а) абсолютная(неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне); б) конституционная(ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти: парламентская– власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая– вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.); 18. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ. Республика– форма правления, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти. Признаки республики: а) формально–юридическое признание народа в качестве источника власти; б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви; г) сменяемость и выборность представительной власти; д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности. Виды республик: а) президентская– власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине); б) парламентская– всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии); в) полупрезидентские и полупарламентскиереспублики (Франция, Финляндия). Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт). 19. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РФ. Форма государственного устройства (ФГУ) – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти. Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное). Федер устройство Россииосновано на ее целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти и органами гос власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов. Федеративное государство России характеризуется тем, что в состав государства входят территориальные образования, обладающие признаками государственности и суверенитета. В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные – высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы). Ныне РФ в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница - РСФСР. В настоящее время субъектами РФ являются не только бывшие или настоящие автономии (республики, автономная область, автономные округа), но и области, края, города федерального значения. Таким образом, вся территория РФи складывается из территорий ее субъектов. РФ характеризуется тем, что наряду с федеральной Конституцией и федеральным законодательством в ее правовой системе действуют конституции и законодательство находящихся в ее составе государств, а также уставы и законодательство всех иных ее субъектов - краев, областей, городов федерального значения; автономной области и автономных округов. Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов. 20. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Составные части федерации - это своеобразные государствоподобные образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий ее субъектов. Виды федераций: По конституционно-правовому статусу субъектов: Симметричные; Aсимметричные. По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные(США); национальные(Чехословакия, Югославия); смешанные (комбинированные)(Россия) По способу образования федерации делятся на: договорные; конституционные По степени централизации: централизованные (Аргентина, Германия, Россия); децентрализованные (Швейцария, США) Общие чертыбольшинства федеративных государств: 1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов: 2. В некоторых федерациях субъекты могут принять собственную конституцию 3. В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц. 4. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы. 5. Обязательным признаком федерации считается двухпалатная структура федерального парламента. 21.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИТАРНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА. Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования. Признаки: 1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт, нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; 2. Единые для всей страны высшие органы власти; 3.Единая система законодательства; 4. Единое гражданство; 5. Единая денежная единица; 6. Единый государственный язык; 7. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета. Виды:Унитарное государство может быть: а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания). б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами. 22. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ. Государственно–правовой (политический) режим– совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер. Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности. В основном выделяют три вида политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный. Различные типологии режимов: 1.Аристотеля: Правильные: Монархия. Аристократия. Полития. Неправильные: Тирания. Олигархия. Демократия 2. Маркса: Социалистический. Капиталистический. 3. Дюверже: явные и авторитарные; демократические, автократические, монократические (диктаторские); директории (коллективное правление). 4. Курашвили: Тиранический. Авторитарно-демократический. Демократическо-авторитарный. Развернуто демократический. Анархо-демократический. 23. ДЕМОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ И ФОРМЫ. Демократический режим – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству. Признаки: а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов; б) реализация принципа разделения властей; в) полное подчинение государства праву; г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод. Виды: а) демократия участия,т. е. участие в политике всего населения; б) демократия многовластия (полиархия), т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы; в) демократия сообществ (консоциатив–ная),т. е. сохранение за каждым участником национально–религиозной культуры. В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии. Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины. Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу. Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют. 24. АВТОРИТАРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. Авторитаризм — один из видов политического режима, в которомполитическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом. Существенные черты авторитаризма: § автократизм или небольшое число носителей власти § неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности; § игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют; § монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции § отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику; § методы государственного управления - командные, административные, отсутствует террор; § политич. права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются; § личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью; § силовые структуры обществу почти неподконтрольны и используются подчас в политических целях. § Имитация выборов Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу. Он выделял следующие разновидности авторитаризма: 1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие). 2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г.Никарагуа до 1979 г. и другие). 3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.). 4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Россия, Беларусь, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие). 5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие). Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц. 25. ТОТАЛИТАРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека. Признаки тоталитаризма Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить: - идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)
- единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)
- организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
- монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
- централизованный контроль над экономикой(экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
- милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).
В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм. 26. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права: - тоталитарная (государство выше права и им не связано);
- либеральная (право выше государства);
- прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).
Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства. Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством. Прагматический подход. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь. |