МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Система органов государственной власти в РФ.





Органы исполнительной ветви власти:

- Органы общей (ведающие многими отраслями) и специальной (ведающие отдельными отраслями) компетенции.

Органы законодательной власти:

- Федеральное собрание РФ.

- Органы законодательной власти субъектов РФ (законодательные собрания области, республики и т.д.)

Органы судебной власти:

- Конституционный суд РФ.

- Верховный суд РФ.

- Высший арбитражный суд РФ.

- другие федеральные суды.

- суды субъектов РФ.

 

 

11. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Политическая система общества– это совокупность взаимодействующих государственных и негосударственных организаций, которые связаны между собой нормами и отношениями политико–правового характера.

Структура политической системы: политические организации– субъектыы политической системы; политическое сознание– идеи, теории, учения, убеждения и иное, в соответствии с которыми осуществляется политическая деятельность; политические отношения– отношения, возникающие между субъектами по поводу осуществления государственной власти; политическая деятельность– деятельность, направленная на обеспечение функционирования, развитие, защиту политической системы; политические и правовые нормы– правила поведения, регулирующие наиболее важные отношения в процессе формирования и осуществления политической власти; политическая культура– система ценностей, используемая для регулирования деятельности внутри системы.

Субъекты политической системы: государство; политические партии; политические движения; общественные организации и объединения; органы местного самоуправления; церковь и т. п.

Функции политической системы:

1) политическое целеполагание, т. е. выработка целей развития общества;2) определение стратегии развития общества;3) властно–политическая интеграция общества;4) упорядочение политических процессов;5) представительство интересов различных социальных групп общества; 6) обеспечение единого воздействия на социально значимые отношения.

Виды политических систем:

1) распределительные,характеризующиеся распространением государственной власти во всех сферах общественной жизни и нахождением в ведении государства процесса создания и распределения созданного национального продукта;

2) рыночные,основанные на свободном предпринимательстве и товарно–денежном распределении материальных и духовных благ, когда государство обеспечивает только координацию деятельности субъектов, не вмешиваясь в их производственные действия;

3) смешанные.

ПС в России:Субъекты ПС – граждане, обладающие политическими правами, общественные объединения (прежде всего политические партии), государство. Конституционно закреплены такие принципы регулирования ПС, как идеологическое многообразие (ч. 1 и 2 ст. 13 Конституции РФ), политический плюрализм (ч. 3 ст. 13 Конституции РФ), равенство общественных объединений перед законом (ч. 4 ст. 13 Конституции РФ), запрет на создание и деятельность опасных для общества и государства общественных объединений (ч. 5 ст. 13 Конституции РФ).

12. ПОНЯТИЕ И ПРИНЦИПЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.



Гражданское общество– это свободное демократическое правовое общество, которое уважает, обеспечивает свободу, создает возможность реализации прав человека и гражданина, вырабатывая механизмы ограничения и контроля над деятельностью государства.

Структура гражданского общества:

1) личность, интересы которой ограничены только интересами других людей;

2) объединения людей (политические партии, общественные и религиозные объединения, семьи и т. д.);

3) экономические отношения и соответствующие им институты (собственность, предпринимательство т.д.);

4) духовные и культурные отношения, а также соответствующие им институты (образование, наука, культура и т. д.);

5) информационные отношения и соответствующие им институты (средства массовой информации, наблюдательные советы и т. д.).

Гражданское общество– сообщество экономически и политически свободных индивидов, которому присущи:

1) наличие демократических прав и свобод, устанавливающих достойный уровень жизни людей;

2) управление государственной властью, которая является легитимной, легальной, правовой и не вмешивается в частную жизнь личности, но создает необходимые условия для их жизнедеятельности;

3) активное использование механизма самоуправления;

4) использование правовых и иных форм социального контроля над государством;

5) свободное формирование общественного мнения;

6) всеобщая информированность и т. д.

Проблемы формирования гражданского общества в РФ – низкая политическая и правовая культура общества, абсентеизм, недостаточное количество независимых СМИ, сильное гос.вмешательство в социальную сферу, менталитет, исторические особенности

13. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА.

Правовое государство– это форма организации деятельности государственной и политической власти, при которой создаются условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина.

Правовое государство– это демократическое государство, в котором государственная власть ограничивается правом.

Признаки правового государства: наличие народного суверенитета; господство права; правовая защита личности от произвола должностных лиц и т. д.

Основы правового государства:

1) политическая– основа, которая характеризуется наличием суверенитета, координирующего интересы субъектов политической системы общества и обеспечивающего справедливое правовое равновесие и свободное развитие этих интересов;

2) экономическая– основа, представляющая собой производственные отношения, которым присущи многоукладность, наличие различных форм собственности (частной, государственной, коллективной т. д.);

3) социальная – основа, которая характеризуется созданием саморегулирующегося гражданского общества для реализации каждым гражданином государства своих творческих, трудовых возможностей, одновременно обеспечивая многообразие мнений, личных прав и свобод личности;

4) нравственная – основа, которую образуют общечеловеческие принципы гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности.

Принципы правового государства:

1) верховенство закона – принцип, который распространяется во всех сферах общественной жизни и является высшей формой организации и защиты свободы личности;

2) разделение властей – принцип, закрепляющий разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти, каждая из которых относительно самостоятельна, взаимно ограничивается с помощью законодательно закрепленной системы «сдержек и противовесов»;

3) реальность в обеспечении прав и свобод человека и гражданина– принцип, который закрепляет обеспечение свободного развития личности, признание за личностью определенной свободы;

4) взаимная ответственность государства и личности– принцип, закрепляющий равенство и справедливость в отношениях между государством, являющимся носителем политической власти, и личностью, являющейся участницей формирования и осуществления политической власти;

5) соответствие внутригосударственного законодательства общепризнанным нормам и принципам международного права.

14. ПРИНЦИП РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ.

 

Принцип разделения властей – общепризнанная норма построения и функционирования политических институтов в современных демократических государствах. Если власть сосредоточена в одних руках и налицо монополия власти какого-либо органа политического управления, такому обществу угрожают бесправие, деспотия и зависимость.

Теория и опыт развития правовых демократических государств пришли к тому, что для нормального функционирования общества в нем должны существовать три ветви власти:

законодательная – в лице законодательного органа (парламент страны – Федеральное Собрание, конгресс, ригсдаг, меджлис и т. д.);

исполнительная – в лице правительства (Председатель Правительства, его заместители, федеральные министры в Российской Федерации, например);

судебная – в лице судебной системы (Конституционный Суд РФ, Верховный суд США и т. д.).

Парламент – высший законодательный орган государства, общенациональный представительный институт, избираемый в современных демократических странах на основе всеобщего и равного избирательного права путем тайного голосования.

Исполнительная власть в лице правительства тоже активно участвует в законодательном процессе, вынося на рассмотрение законопроекты. Данный законопроект обсуждается в парламенте, в его комиссиях, подлежит голосованию и только тогда обретает силу закона.

Судебная власть выступает гарантом соблюдения законности деятельности законодательных и исполнительных институтов, а также арбитром в случае трудноразрешимых проблем. В демократических странах надзор за соблюдением конституции, соответствием ей нормативных правовых актов законодательной и исполнительной властей возлагается на специальный судебный орган. В Российской Федерации это Конституционный Суд РФ, в США высшим судебным органом, осуществляющим конституционный надзор, является Верховный суд США.

 

15. ФОРМА ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И СТРУКТУРА.

Форма государства– совокупность способов организации, устройства и осуществления политической и государственной власти.

На форму государства оказывают влияние:

1) социально–экономические, культурные факторы;

2) исторические традиции;

3) национальные и религиозные особенности;

4) природные и климатические условия;

5) соотношение политических сил и т. д.

Структурные элементы формы государства:

1) форма правления,отражающая порядок организации государственной власти и ее взаимодействие с населением, органами государства;

2) форма государственного устройства,отражающая территориальную организацию государственной власти;

3) государственно–правовой (политический) режим,отражающий совокупность приемов и способов осуществления власти.

Форма государства определяет:

1) порядок образования органов государственной власти;

2) структуру органов государства;

3) специфику территориальной обособленности населения;

4) характер межведомственных взаимоотношений;

5) особенности в отношениях государственных органов и населения;

6) методы и приемы осуществления политической власти и т. д.

16. ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ВИДЫ. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.

Форма правления– организация высшей государственной власти, порядок образования высших органов государства и их взаимоотношения с населением.

Виды форм правления:1) монархия,в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

2) республика,в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

В России идет процесс формирования новой российской государственности и ее правовой системы. Этот процесс начался с окончанием власти ЦККПСС, началом можно считать разные даты – или 12.06.90, когда была принята декларация независимости, которая устанавливала основные принципы – разделения властей, верховенства закона, конституционного контроля и прав человека. Форма правления – республика, но ее вид определить сложно, ближе к суперпрезидентской фактически, а по конституции – смешанная форма, президентско-парламентская. На самом деле у президента больше полномочий на деле – например, 7 федеральных округов с полномочными представителями, Госсовет, который играет большую роль, но не прописан в конституции. По государственному устройству – федерация смешанная (национальная + территориальная), ассиметричное государство. Политический режим – переходной, т.е. у нас есть многопартийность, выборы, ротация власти тип. Политологи называют его либерально-авторитарный.

17. ХАРАКТЕРИСТИКА МОНАРХИЧЕСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

Монархия –форма государства, в которой вся государственная власть сосредоточена у одного человека – монарха, выполняющего одновременно функции главы государства, законодательной и исполнительной власти, а также контролирующего правосудие и местное самоуправление.

Признаки монархии:

наличие единоличного главы государства; передача власти по наследству представителям правящей династии; осуществление верховной власти единолично, пожизненно и бессрочно; отсутствие конкретной юридической ответственности монарха за результаты своей деятельности.

Виды монархии:

а) абсолютная(неограниченная), в которой вся полнота государственной власти принадлежит по закону одному лицу – монарху (в Саудовской Аравии, Омане, Катаре, Бахрейне);

б) конституционная(ограниченная), в которой власть монарха ограничивается другими высшими органами власти: парламентская– власть осуществляется правительством, формируемым парламентом из представителей победившей на выборах партии, а повеления монарха приобретают юридическую силу только с согласия соответствующего министра, являющегося членом правительства (в Англии, Дании, Бельгии, Японии и т. д.); – дуалистическая– вся государственная власть разделена между парламентом и формируемым монархом правительством (в Марокко, Бутане, Иордании и т. д.);

18. ХАРАКТЕРИСТИКА РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.

Республика– форма правления, в которой народом государственная власть передается выборным органам, выполняющим свои функции совместно с исполнительными и судебными органами власти.

Признаки республики:

а) формально–юридическое признание народа в качестве источника власти;

б) передача народом государственной власти коллегиальному органу правления;

в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви;

г) сменяемость и выборность представительной власти;

д) подотчетность и ответственность (юридическая и политическая) власти за результаты своей деятельности.

Виды республик:

а) президентская– власть распределена между президентом и парламентом (в США, Мексике, Аргентине);

б) парламентская– всей властью обладает парламент (в ФРГ, Италии, Индии);

в) полупрезидентские и полупарламентскиереспублики (Франция, Финляндия).

Также выделяют смешанные формы правления республики и монархии (Малайзия), абсолютной и ограниченной монархии (Кувейт).

19. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА И ЕЕ РАЗНОВИДНОСТИ. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА РФ.

Форма государственного устройства (ФГУ) – национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами власти.

Различают: простые (унитарное государство) и сложные (федеративное и конфедеративное).

Федер устройство Россииосновано на ее целостности, единстве системы гос власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами гос власти и органами гос власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов.

Федеративное государство России характеризуется тем, что в состав государства входят территориальные образования, обладающие признаками государственности и суверенитета.

В федеральном государстве существует трехзвенная система государственных органов (федеральные – высшие органы, высшие органы субъектов федерации, местные органы).

Ныне РФ в большей мере походит на классическое федеративное государство, чем ее предшественница - РСФСР. В настоящее время субъектами РФ являются не только бывшие или настоящие автономии (республики, автономная область, автономные округа), но и области, края, города федерального значения. Таким образом, вся территория РФи складывается из территорий ее субъектов.

РФ характеризуется тем, что наряду с федеральной Конституцией и федеральным законодательством в ее правовой системе действуют конституции и законодательство находящихся в ее составе государств, а также уставы и законодательство всех иных ее субъектов - краев, областей, городов федерального значения; автономной области и автономных округов.

Федеративное устройство РФ основывается на ряде принципов, обусловленных ее демократической сущностью. Эти принципы определяют характер территориального устройства не только самой Федерации, но и ее субъектов.

20. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФЕДЕРАТИВНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

Федерация - форма государственного устройства, при которой части федеративного государства являются государственными образованиями, обладающими юридически определённой политической самостоятельностью. Составные части федерации - это своеобразные государствоподобные образования, которые называются субъектами федерации, а территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

Виды федераций: По конституционно-правовому статусу субъектов: Симметричные; Aсимметричные.

По особенностям формирования федерации выделяют: территориальные(США); национальные(Чехословакия, Югославия); смешанные (комбинированные)(Россия)

По способу образования федерации делятся на: договорные; конституционные

По степени централизации: централизованные (Аргентина, Германия, Россия); децентрализованные (Швейцария, США)

Общие чертыбольшинства федеративных государств:

1. Территория федерации состоит из территорий её отдельных субъектов:

2. В некоторых федерациях субъекты могут принять собственную конституцию

3. В большинстве федераций существует единое общефедеральное гражданство и гражданство субъектов федерации — федеральных единиц.

4. Основную общегосударственную внешнеполитическую деятельность в федерациях осуществляют федеральные государственные органы.

5. Обязательным признаком федерации считается двухпалатная структура федерального парламента.

21.ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УНИТАРНОЙ ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА.

Унитарное государство - форма государственного устройства, при которой его части являются административно-территориальными единицами и не имеют статуса государственного образования.

Признаки: 1. Единый для всего государства учредительный нормативный правовой акт, нормы которого имеют верховенство на всей территории страны; 2. Единые для всей страны высшие органы власти; 3.Единая система законодательства; 4. Единое гражданство; 5. Единая денежная единица; 6. Единый государственный язык; 7. Составные части унитарного государства не обладают признаками суверенитета.

Виды:Унитарное государство может быть:

а) Простым или сложным. Унитарное государство, не имеющее автономных образований, называется простым (Болгария, Польша), а с автономией (одной или несколькими) - сложным (Финляндия, Дания).

б) Централизованным - управление в региональных единицах осуществляется назначаемыми сверху чиновниками. Децентрализованным (Великобритания) - наоборот, на всех уровнях административно-территориального деления есть выборные органы. Относительно централизованным (Франция) - управление в региональных единицах осуществляется как назначаемыми чиновниками, так и выборными органами.

22. ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Государственно–правовой (политический) режим– совокупность средств и способов осуществления государственной власти, которые выражают ее содержание и характер.

Политический режим характеризуется методами осуществления политической власти, мерой участия граждан в управлении, отношением государственных институтов к правовым основам собственной деятельности, степенью политической свободы в обществе, открытостью или закрытостью политических элит с точки зрения социальной мобильности, фактическим состоянием правового статуса личности.

В основном выделяют три вида политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный.

Различные типологии режимов: 1.Аристотеля: Правильные: Монархия. Аристократия. Полития. Неправильные: Тирания. Олигархия. Демократия

2. Маркса: Социалистический. Капиталистический.

3. Дюверже: явные и авторитарные; демократические, автократические, монократические (диктаторские); директории (коллективное правление).

4. Курашвили: Тиранический. Авторитарно-демократический. Демократическо-авторитарный. Развернуто демократический. Анархо-демократический.

23. ДЕМОКРАТИЯ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ И ФОРМЫ.

Демократический режим – государственная власть основана на принципе подчинения меньшинства большинству.

Признаки:

а) прямое и непосредственное формирование народом представительных органов;

б) реализация принципа разделения властей;

в) полное подчинение государства праву;

г) провозглашение и обеспечение государством демократических прав и свобод.

Виды:

а) демократия участия,т. е. участие в политике всего населения;

б) демократия многовластия (полиархия),

т. е. наличие множества центров политической активности, привлекающих граждан и отстаивающих свои интересы;

в) демократия сообществ (консоциатив–ная),т. е. сохранение за каждым участником национально–религиозной культуры.

В зависимости от того, как, каким образом народ осуществляет свое право на власть, можно выделить три основных способа реализации демократии.

Прямая демократия - весь народ (имеющие право голоса) непосредственно принимает решения и следит за их исполнением. Такая форма демократии наиболее характерна для ранних форм демократии, например, для родовой общины.

Плебисцитарная демократия - народ принимает решение лишь в определенных случаях, например во время референдума по какому-то вопросу.

Представительная демократия - народ избирает своих представителей, а они от его имени управляют государством или каким-то органом власти. Представительная демократия является наиболее распространенной и эффективной формой народовластия. Недостатки представительной демократии заключаются в том, что народные избранники, получив властные полномочия, не всегда выполняют волю тех, кого они представляют.

 

 

24. АВТОРИТАРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.

Авторитаризм — один из видов политического режима, в которомполитическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа) при минимальном участии народа и для которого характерны бюрократически-командные методы управления обществом.

Существенные черты авторитаризма:

§ автократизм или небольшое число носителей власти

§ неподконтрольность власти народу, сужены или сведены на нет действия принципов выборности;

§ игнорируется принцип разделения властей, глава государства, исполнительная власть доминируют;

§ монополизация власти и политики, недопущение реальной политической оппозиции и конкуренции

§ отказ от тотального контроля над обществом, невмешательство или ограниченное вмешательство во внеполитические сферы, прежде всего в экономику;

§ методы государственного управления - командные, административные, отсутствует террор;

§ политич. права и свободы личности главным образом провозглашаются, но реально не обеспечиваются;

§ личность лишена гарантий безопасности во взаимоотношениях с властью;

§ силовые структуры обществу почти неподконтрольны и используются подчас в политических целях.

§ Имитация выборов

Одна из самых удачных типологий авторитарных режимов принадлежит немецкому политологу. Он выделял следующие разновидности авторитаризма:

1. Традиционные абсолютистские монархии (примеры: Эфиопия до 1974 г., Непал до 2007 г., Марокко, Саудовская Аравия и другие).

2. Традиционные авторитарные режимы олигархического типа. Характерны для стран Латинской Америки (примеры: Гватемала, Куба до 1959 г.Никарагуа до 1979 г. и другие).

3. Гегемонистский авторитаризм новой олигархии (примеры: Камерун, Тунис, Филиппины при Ф. Маркосе в 1972—1985 гг.).

4. Страны «социалистической ориентации» со всеми особенностями восприятия социализма, его типов, эгалитаристских традиций собственной культуры и так далее (примеры: Россия, Беларусь, Бирма, Гвинея, Мозамбик, Венесуэла, Танзания и другие).

5. Военные режимы (примеры: режим Г. А. Насера в Египте, Х. Перона в Аргентине, авторитарные режимы в Ираке, Перу и другие).

Также следует выделить как разновидность авторитаризма теократические режимы, когда политическая власть сконцентрирована в руках духовных лиц.

25. ТОТАЛИТАРИЗМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ВИДЫ.

Тоталитаризм - политический режим, стремящийся к полному (тотальному) контролю государства над всеми аспектами жизни общества и человека.

Признаки тоталитаризма

Среди базовых признаков и сущностных характеристик тоталитаризма, определяющих его «естество» как враждебного демократии режима, следует выделить и уяснить:

  • идеологический абсолютизм (тоталитарный режим — это сверхидеологизированный режим, в котором политика всецело подчинена идеологии, и ею же детерминируется)
  • единовластие одной партии — «ордена-меченосцев» (тоталитарный режим олицетворяет однопартийная система, и вся общественная жизнь строится на началах «партизации», т.е. знает только санкционированные партией структуры и формы)
  • организованный террор и репрессии (одним из фундаментных оснований тоталитарного режима является предельная концентрация страха перед «силовыми структурами», с помощью которого обеспечиваются подчинение и повиновение масс)
  • монополия власти на информацию (при тоталитарном режиме все средства массовой информации подчинены партии и государству и беспрекословно их обслуживают, будучи лишены права на свободу слова и инакомыслие)
  • централизованный контроль над экономикой(экономика при тоталитарном режиме относится к разряду командно-административной (полностью огосударствленной), т.е. выступает не иначе, как концентрированное выражение политики)
  • милитаризация страны (при тоталитарном режиме страна уподобляется единому военному лагерю, окруженному врагами, которых надлежит уничтожить ради «светлого будущего»).

В зависимости от господствующей идеологии тоталитаризм обычно подразделяют на коммунизм, фашизм и национал-социализм.

26. СООТНОШЕНИЕ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

В современной литературе указываются три модели (подхода) взаимоотношений государства и права:

  • тоталитарная (государство выше права и им не связано);
  • либеральная (право выше государства);
  • прагматическая (государство поддерживает и усиливает мощь права, но связано им).

Тоталитарная модель предполагает, что право — продукт государственной деятельности, следствие государства. В отечественной юридической литературе еще недавно считалось, что право находится в подчиненном отношении к государству. Фактическим условием для данного этатистского подхода служила наша политическая практика видеть в праве некий придаток государства.

Либеральный подход к соотношению государства и права утвердился в русле представлений, выводивших понятие государства из общественного договора, ограничения государства правом, что, как считалось, вытекало из нерушимости естественного закона и неотчуждаемости основанных на нем субъективных публичных прав индивида. С позиций данного подхода праву принадлежит безусловный приоритет в сравнении с государством.

Прагматический подход. Согласно этому подходу связь между правом и государством не имеет столь однозначного причинно-следственного характера (государство порождает право, или наоборот). Связь видится более сложной, имеющей характер двусторонней зависимости: право и государство друг без друга не могут существовать, а значит, между ними имеется функциональная связь.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.