Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) 1980г. с изменениями 1999г. (вступили в силу с 1 июля 2006г.) (БЕРН) (в силу с 1985) Российские коллизионные нормы В отличие от коллизионных норм транспортных конвенций, которые, как правило, являются императивными, коллизионные привязки во внутреннем праве государств чаще носят диспозитивный характер. Особенностью коллизионных норм в сфере международных перевозок является наличие как общих, так и специальных коллизионных привязок. Российское законодательство (ст. 1211 ГК РФ) содержит общую коллизионную норму, отсылающую к праву страны, где находится место жительства или основное место деятельности стороны, которая осуществляет исполнение, имеющее решающее значение для содержания договора. Согласно ч. 2 ст. 1211 ГК РФ такой стороной в договоре перевозки является перевозчик. Право страны перевозчика необходимо определять в соответствии со ст. 1202 ГК РФ, в силу которой в указанных случаях применяется закон страны, где соответствующая транспортная компания учреждена (инкорпорирована). Норма ст. 1211 ГК РФ является диспозитивной и применяется в случаях, когда стороны договора не согласовали иного подлежащего применению права. Исключение составляют отношения, возникающие в связи с причинением вреда жизни и здоровью пассажиров. Статья 800 ГК РФ изымает их из сферы специального транспортного законодательства, подчиняя ответственность перевозчика в этих случаях общим правилам об обязательствах из причинения вреда (гл. 59 ГК РФ). Это приводит к необходимости применять право страны, где имело место причинение вреда (ст. 1219 ГК РФ). Сложность транспортных отношений обусловили наличие наряду с общими коллизионными привязками специальных коллизионных привязок, подчиняющих внутреннему праву определенный круг правоотношении в рамках транспортных обязательств. При этом следует считать неправильным обращение к общей коллизионной привязке, если по спорному вопросу имеется коллизионная отсылка специального характера. Примеры специальных коллизионных привязок: - закон составления перевозочного документа, - закон страны отправления (порта погрузки), - закон страны следования, задержания груза, - закон страны, в которой производится изменение договора перевозки, - закон страны происшествия, - закон местонахождения груза, - закон места составления акта о состоянии груза, - закон страны назначения (порта разгрузки), - закон страны, где предъявлена претензия, - закон суда и др. По своему существу названные коллизионные привязки, как правило, соответствуют коллизионным привязкам, используемым в международном частном праве применительно к другим обязательствам. Так, закон страны отправления груза является, как правило, законом места заключения договора (lex loci contractus), закон страны задержания груза - это вариант коллизионной привязки закона местонахождения вещи (lex rei sitae), закон страны назначения представляет собой закон места исполнения договора (lex loci solutionis). + Из старых билетов (похоже на правду): Специальные коллизионные привязки из ЧМП · закон флага, · личный закон и закон места нахождения собственника судна, · закон места заключения договора, · закон языка и места исполнения договора, · закон валюты фрахта, · личный закон и закон места нахождения сторон договора, · закон порта отправления и порта назначения груза. Для договора морской перевозки грузов главная коллизионная привязка — это закон места совершения соглашения. Международные железнодорожные перевозки Конвенция о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) 1980г. с изменениями 1999г. (вступили в силу с 1 июля 2006г.) (БЕРН) (в силу с 1985) В соотв. с ФЗ РФ от 17 июля 2009 г. N 152-ФЗ "О присоединении Российской Федерации к Конвенции о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 9 мая 1980 года в редакции Протокола об изменениях от 3 июня 1999 года: предусмотрено, что РФ в будет применять КОТИФ только: -в отношении перевозок грузов (Приложение В) -к перевозкам, осуществляемым на части железнодорожной инфраструктуры от причала паромного комплекса Балтийск до припортовой железнодорожной станции Балтийск (2,84 км), а также от причала паромного комплекса Усть-Луга до припортовой железнодорожной станции Лужская (1,745 км). Общая коллизионная норма: Согласно ст. 8 КОТИФ к отношениям, оставшимся за рамками регулирования Конвенции, применяется национальное законодательство. Под национальным законодательством КОТИФ понимает право государства, в котором правомочное лицо предъявляет свои права. Таким образом, в КОТИФ прямо выражен общий коллизионный принцип - закон страны суда (lex fori). Специальные коллизионные нормы: 1) В КОТИФ устанавливается право перевозчика проверить, соответствует ли груз сведениям, указанным отправителем в накладной, а ручная кладь, багаж, автомашины, включая их содержимое, - условиям перевозки. Однако порядок такой проверки и возможность ее осуществления определяются законами и предписаниями государства, в котором должна состояться проверка. 2) Способ, применяемый в случае реализации груза перевозчиком, определяется законами, действующими в месте нахождения груза, или практикой, используемой в данном месте. 3) КОТИФ предусматривает, что оспаривание содержания коммерческого акта и процедура проведения независимой экспертизы регулируется законом места составления акта. 2. Соглашение о международном железнодорожном грузовом сообщении 1950 г. (СМГС действует с ноября 1951г., с изменениями и дополнениями от 1 июля 2010г.) (Россия участвует) Общая коллизионная норма: Из ст. 36 которого следует, что при отсутствии в Соглашении, а также в применяемых тарифах и Служебной инструкции к Соглашению необходимых положений применяются внутренние законы и правила страны перевозчика, железной дороги, которой осуществляется перевозка. Специальные коллизионные нормы: 1) Если во время выполнения договора перевозки обнаружены предметы, не допускаемые к перевозке, или состояние тары или упаковки опасных грузов не позволяет осуществлять их дальнейшую перевозку, то они задерживаются в порядке, предусмотренном законами страны места задержания. 2) Экспертиза для установления причин несохранности груза и размера ущерба производится по закону страны назначения груза. 3) Порядок удержания груза перевозчиком в обеспечение уплаты причитающихся платежей определяется по закону страны назначения груза. Изложенные коллизионные нормы международных соглашений составляют далеко не полный их перечень. |