Реформа ЖД транспорта в России Источники правового регулирования ЖД транспорта в России Конституция РФ Определяющее положение по отношению ко всем другим законам занимает Конституция Российской Федерации - Основной Закон нашего государства. Конституция Российской Федерации (ст. 71) относит управление федеральным транспортом, путями сообщения к ведению Российской Федерации. Это положение является основополагающим при правовом регулировании деятельности транспорта. ГК РФ Важнейшие нормы российского законодательства, определяющие основы правового регулирования транспортных обязательств, содержатся в Общей части обязательственного права ГК и части второй ГК, где имеется особая гл. 40 «Перевозка» и гл. 41 «Транспортная экспедиция». Важный источник железнодорожного права – ГК РФ, который сконцентрировал в отдельной главе (гл. 40) нормы, регулирующие основные положения по перевозкам: о договоре перевозки грузов и пассажиров, перевозке транспортом общего пользования, подаче транспортных средств, погрузке и выгрузке груза, ответственности перевозчика, претензиях и исках и т.д. Федеральные законы 3.1 Говоря о публично-правовых нормах, регулирующих организацию и условия функционирования ЖД транспорта, следует, прежде всего, назвать ФЗ от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации". Настоящий Федеральный закон устанавливает правовые, организационные и экономические условия функционирования железнодорожного транспорта общего пользования, основы взаимодействия организаций железнодорожного транспорта и выполняющих работы (услуги) на железнодорожном транспорте индивидуальных предпринимателей с органами государственной власти и организациями других видов транспорта, а также основы государственного регулирования в области железнодорожного транспорта необщего пользования. Статья 1. Основы функционирования железнодорожного транспорта в Российской Федерации 1. Железнодорожный транспорт в РФ является составной частью единой транспортной системы РФ … 2. Железнодорожный транспорт в РФ состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд указанных организаций. 3.2Следующий ФЗ преимущественно состоит из норм гражданско-правового характера: ФЗ от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" – УЖТ. УЖТ регулирует отношения, возникающие между перевозчиками, пассажирами, грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями), владельцами инфраструктур железнодорожного транспорта общего пользования, владельцами железнодорожных путей необщего пользования, другими физическими и юридическими лицами при пользовании услугами железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожного транспорта необщего пользования, и устанавливает их права, обязанности и ответственность. Настоящий Устав определяет основные условия организации и осуществления перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, порожних грузовых вагонов, оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и иных связанных с перевозками услуг. 3.3 ФЗ от 27.02.2003 N 29-ФЗ "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта" Настоящий ФЗ устанавливает организационно-правовые особенности приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта, а также управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта. В процессе приватизации имущества федерального железнодорожного транспорта создается единый хозяйствующий субъект (ОАО «РЖД») путем изъятия имущества у организаций федерального железнодорожного транспорта и внесения его в уставный капитал единого хозяйствующего субъекта. Устав единого хозяйствующего субъекта утверждается Правительством Российской Федерации. Правительство Российской Федерации осуществляет от имени Российской Федерации полномочия акционера единого хозяйствующего субъекта в соответствии с законодательством Российской Федерации о приватизации и об акционерных обществах. 3.4 ФЗ от 17.08.1995 N 147-ФЗ (ред. от 30.12.2012) "О естественных монополиях" естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров. 4. Подзаконные НПА: 1) Указы Президента РФ Указ Президента РФ от 8 ноября 1997 г. № 1201 «О совершенствовании структуры железнодорожного транспорта Российской Федерации». Указ Президента РФ «Об основных положениях структурной реформы в сферах естественных монополий» от 28 апреля 1997 г. № 426. 2) Постановления Правительства РФ Постановление Правительства РФ от 21 марта 1998 г. №338 «О реализации мер по совершенствованию структуры железнодорожного транспорта в Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 18 мая 2001 г. № 384 «О программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2003 г. № 710 «Об утверждении Правил недискриминационного доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта общего пользования» 3) Правила перевозок - важнейшая составляющая транспортного законодательства, которая на основании и в развитие транспортного устава подробно регулирует взаимоотношения транспортных организаций с их клиентурой, определяет порядок выполнения основных транспортных операций, особенности осуществления перевозок ЖД транспортом и т.д. Правила перевозок ЖД транспортом устанавливаются Правительством РФ: - Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 "Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности". * В учебнике Остроумова еще упоминается: Постановление Правительства РФ от 20.11.2003 N 703 "Об утверждении Правил оказания услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования" 4) Другие ведомственные акты. * МПС – Министерство путей сообщения (упразднено в 2004 году) - Приказ МПС РФ от 18.06.2003 N 30 "Об утверждении Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в универсальных контейнерах" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4765) - Приказ МПС РФ от 16.06.2003 N 21 (ред. от 03.10.2011) "Об утверждении Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.06.2003 N 4763) и т.д. Реформа ЖД транспорта в России - Постановление Правительства РФ от 18.05.2001 N 384 "О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте" Остроумов: Основная задача реформы - отделение перевозочной деятельности от перевозочной инфраструктуры. Все сначала объединили под ОАО РЖД, железные дороги стали его филиалами, то есть, инфраструктура ЖД транспорта находится в собственности государства. Перевозчики должны конкурировать между собой, пользуясь инфраструктурой. Принцип недискриминационного доступа перевозчиков к услугам инфраструктуры - сердцевина этой реформы. Сейчас у РЖД нет своего парка вагонов, оно владеет только локомотивами, плюс инфраструктурой. Парк вагонов передан дочерним компаниям. конкуренцией там пока еще не пахнет, но начальные шаги сделаны, заложены основы, появилась такая фигура, как оператор. Такая же идея и в Европе, такая же схема - там она более-менее закончилась, у нас еще продолжается. Когда возникает конкуренция, растет инвестиционная привлекательность. Пока что реформа, можно сказать, провалилась. Т.к. РЖД владеет инфраструктурой, у него в собственности также находятся локомотивы, только вагоны - у дочерних компаний. Основные направления структурной реформы на железнодорожном транспорте 1) разделение функций государственного регулирования и управления хозяйственной деятельностью 2) разделение основных и неосновных видов деятельности Виды деятельности, непосредственно не связанные с перевозками, должны быть обособлены с последующим их выведением из системы железнодорожного транспорта, поскольку они могут быть ориентированы на других потребителей услуг и предоставлять иные возможности для специализации. 3) переход от монопольного состояния отрасли к конкурентному Основой для принятия решений о разделении существующих видов деятельности является их классификация на естественно-монопольные, временно-монопольные (потенциально конкурентные) и конкурентные. В отношении предприятий, осуществляющих конкурентные и временно-монопольные (по мере их демонополизации) виды деятельности, будет решаться вопрос о приватизации. Государственное регулирование будет постепенно заменено рыночными механизмами регулирования во временно-монопольном и конкурентном секторах. 4) сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой) 5) формирование организационной структуры по основным видам деятельности При переходе к новой модели организации железнодорожного транспорта его территориально-функциональная организация будет преобразована в организацию по видам деятельности (грузовые перевозки, пассажирские перевозки и т.п.). Реформа железнодорожного транспорта должна была быть проведена в 3 этапа: 2001—2002 годы — 1-й этап; 2003—2005 годы — 2-й этап; 2006—2010 годы — 3-й этап. Фактически мероприятия 1-го и 2-го этапов проведены с некоторым опозданием от ранее намеченных сроков. Этапы реформы 1) В рамках первого этапа структурной реформы проведены следующие мероприятия: - Разделены функции государственного регулирования и хозяйственной деятельности соответственно между МПС России и вновь созданным ОАО «Российские железные дороги» (ОАО «РЖД» создано 18 сентября 2003 г.); - В 2004 году МПС России упразднено, его функции переданы: · Министерству транспорта РФ (общее нормативно-правовое регулирование, ответственность за проведение реформы), · Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (контроль и надзор) и · Федеральному агентству железнодорожного транспорта (управление государственным имуществом, реализация федеральных целевых программ и др. направления регулирования). Помимо этих ведомств железнодорожный транспорт регулируют ФАС (контроль за деятельностью естественных монополий) и Федеральная служба по тарифам (установление тарифов на перевозки грузов и пассажиров в дальнем следовании); - Произведена инвентаризация имущества железнодорожного транспорта, в уставный капитал ОАО «РЖД» при его образовании внесено имущество 987 из более 2 тысяч ранее существовавших предприятий и организаций железнодорожного транспорта, подведомственных бывшему МПС России; - С 2004 года начат раздельный учёт и формирование финансовой и бухгалтерской отчётности ОАО «РЖД» по видам деятельности (отдельно по грузовым перевозкам, пассажирским перевозкам в дальнем следовании и пригородном сообщении, предоставлению услуг инфраструктуры, ремонту подвижного состава и др.); - С 2001 года на железнодорожном транспорте активно развивается «операторская деятельность» в сфере предоставления вагонов под перевозку грузов, то есть рост парка грузовых вагонов частных компаний; с каждым годом доля грузов, перевезённых в частных вагонах, увеличивается по сравнению с вагонами принадлежности ОАО «РЖД». 2) Второй этап реформы (2003 - 2005 годы) Организационно-правовое обособление самостоятельных структурных образований, осуществляющих отдельные виды деятельности. - Активно создаются дочерние общества ОАО «РЖД» по различным видам деятельности железнодорожного транспорта (организации перевозок грузов в специализированном подвижном составе, капитального ремонта и модернизации локомотивов, пассажирских вагонов, грузовых вагонов, путевой техники, капитального строительства, телекоммуникаций и др.); - Либерализуются тарифы на перевозку пассажиров в дальнем следовании в купейных вагонах и вагонах «СВ» (их устанавливает ОАО «РЖД» самостоятельно, за государством остаётся регулирование тарифов на перевозку в плацкартных и общих вагонах). 3) Третий этап реформы (2006 - 2010 годы) - оценка целесообразности и способов полного организационного отделения инфраструктуры от перевозочной деятельности (если условия, при которых возможно такое отделение, достигнуты на этом этапе); - развитие частной собственности на магистральные локомотивы; - переход большей части (60 процентов и более) парка грузовых вагонов в частную собственность; - развитие конкуренции в сфере грузовых перевозок; - развитие конкуренции в сфере дальних пассажирских перевозок; - продажа лицензий на осуществление пассажирских перевозок в пригородном сообщении, ограниченных сроком действия (франшиз); - оценка возможности создания нескольких конкурирующих между собой вертикально интегрированных железнодорожных компаний. - Происходит реформирование пассажирского комплекса дальнего следования: 1 июля 2006 г. в качестве филиала ОАО «РЖД» создаётся Федеральная пассажирская дирекция (ФПД), на баланс которой передаются пассажирские вагоны и имущество пассажирского хозяйство. - В декабре 2009 года учреждается ОАО «Федеральная пассажирская компания» (как дочернее общество ОАО «РЖД»), которая на базе имущества ФПД начнёт хозяйственную деятельность и будет осуществлять пассажирские перевозки в дальнем следовании самостоятельно в качестве перевозчика (вместо ОАО «РЖД»); - Создаются пригородные пассажирские компании (совместно ОАО «РЖД» и администрациями субъектов РФ), которые становятся перевозчиками пассажиров в пригородном сообщении, для чего арендуют подвижной состав у ОАО «РЖД»; - В 2007 году создаётся ОАО «Первая грузовая компания» (дочернее общество в сфере оперирования подвижным составом), на баланс которого передаётся значительный парк специализированных и универсальных грузовых вагонов; таким образом, с 2008 г. более 60 % грузовых вагонов находятся в собственности компаний-операторов (а не ОАО «РЖД»); - Происходит реорганизация системы управления ОАО «РЖД», переход от регионального (управление всеми видами деятельности по территориальным железным дорогам) к функциональному принципу (образование действующих в рамках всей сети дирекций управления движением, тяги, ремонта тягового подвижного состава и др.). |