МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Натуралистическая школа в культурологии.





Натуралистическая концепция культуры рассматривает человека и культуру как высшие звенья природной эволюции, через усвоение культурных традиций человек превращается в культурное существо и культура начинает выступать как внутренняя характеристика человека. Основные положения натуралистической школы:

- человек как культурное существо;

- частичное подчинение бессознательной, природной части психики человека культурным нормам;

- «Сверх-Я» как основа культурного человека (3игмунд Фрейд (1856-1939);

- коллективное бессознательное как коллективный культурный опыт человечества (Карл Юнг (1875-1961);

- история культуры как осуществление бессознательных основ души человека.

Основный смысл психоаналитической теории культуры: культура – характеристика самого человека, проникла в его бессознательную часть психики, но может вступать в противоречие с его природными желаниями. Фрейд подчеркивает, что человек в условиях западной культуры имеет неустойчивую психику, страдает от комплексов, возникающих под влиянием раздирающих сознание личности противоречий между собственными желаниями и предписывающими определенное поведение нормами культуры, которые он называет табуированными (запрещающими). Поэтому, считает Фрейд, каждый человек становится или невропатом, или вынужден сублимировать (перемещать) свою нерастраченную энергию либидо в искусство, науку, политику.

Последователи Фрейда создают особую школу культурного психоанализа, получившую широкое распространение в США и Канаде. Наиболее известным представителем этой школы являлся Эрих Фромм (1900-1980), пытавшийся соединить психоанализ Фрейда с марксистской концепцией отчуждения человека. В целом ряде своих работ Фромм подчеркивает, что современный человек всегда стоит перед выбором «иметь или быть?» (так он назвал и одну из самых известных своих работ). Благодаря включению личности в культуру, она приобретает определенные социальные черты, и это, по мнению Фромма, обеспечивает человеку эффективное приспособление к требованиям общества, формирует у него чувство безопасности и защищенности. В условиях современного общества перед любым человеком встает вопрос о смысле бытия - своего существования. Осуществляя выбор, человек становится или субъектом бытия, раскрывая свое внутреннее достоинство, богатство внутреннего мира, или превращается в объект, вещь, частицу рыночных отношений, содержанием которых является обладание вещами, деньгами, другими внешними и неподлинными атрибутами бытия. Физические и духовные качества человека, характеризующие его способ отношения к миру, - это и есть культура человека. Поступки, выбор человека говорят о его внутренней и внешней культуре. Различные способы удовлетворения потребностей человека характеризуют различные типы культуры.

Теории культурной антропологии: эволюционизм

Культурная антропология изучает процессы формирования человеческой культуры как главнейшей сущности человека, особенности этнических культур, детерминирующие сущность и поведение человека. Культурная антропология опирается на культурно-специфический подход, т.е. культурантропологи стремятся изучить культуру какого-либо народа как бы изнутри, в полевых условиях, используя при этом специфичные для данной культуры единицы анализа и термины, описывая любые элементы культуры, будь то жилища или способы воспитания детей, с точки зрения участника или носителя культуры.



Исторически теории культурной антропологии прошли длительный путь своего развития: эволюционизм, диффузионизм, социологическая школа, функционализм, историческая этнология, этнопсихологическая школа, структурализм, неоэволюционизм при изучении культуры народов.

Главную задачу сторонники эволюционизма видели в открытии и обосновании общих закономерностей развития человеческой культуры, в составлении рядов развития культур разных народов. Идеи эволюционизма нашли своих приверженцев в различных странах, наиболее видными представителями эволюционизма стали: в Англии – Герберт Спенсер, Эдуард Тайлор, Джеймс Фрэзер, в Германии – Адольф Бастиан, Теодор Вайц, Генрих Шурц, во Франции – Шарль Летурно, в США – Льюис Генри Морган.

Основоположником эволюционной школы заслуженно принято считать выдающегося английского ученого Эдуарда Тайлора (1832–1917).. В1865г.он опубликовал книгу «Исследования в области древней истории человечества», где изложил свои эволюционистские идеи, в частности, идею о прогрессивном поступательном развитии человеческой культуры от первобытного состояния к современной цивилизации; идею о том, что существующие различия народов обусловлены не расовыми различиями, а являются лишь разными ступенями развития культур народов; идею о преемственности и взаимосвязи культур разных народов. В своих рассуждениях он основывался на одной из главных идей эволюционизма: человек – это часть природы и развивается в соответствии с ее общими закономерностями. Поэтому все люди одинаковы по своим психологическим и интеллектуальным задаткам, у них обнаруживаются одинаковые черты культуры, а их развитие идет сходным образом, поскольку определяется сходными причинами. Разнообразие же форм культуры Тайлор понимал как «стадии постепенного развития, из которых каждая являлась продуктом прошлого и в свою очередь играла известную роль в формировании будущего».

Л. Морган (1818-1881) в книге «Древнее общество» (1877) рассматривал три важные проблемы: место и роль родового строя в истории человечества, историю формирования семейно-брачных отношений и периодизацию истории человечества. Он предложил разделить историю человечества на три этапа: дикости, варварства и цивилизации, а первые два этапа, в свою очередь, на ступени (низшую, среднюю и высшую), отметив для каждой ступени специфические конкретные признаки.

Эволюционная школа дала первую довольно стройную концепцию развития человека и его культуры и исходила из признания идеи прогресса в общественном развитии. Основные идеи эволюционизма состояли в следующем:

- в природе существует единство человеческого рода, поэтому все люди имеют примерно одни и те же умственные способности и в одинаковых ситуациях будут принимать примерно аналогичные решения;

- это обстоятельство определяет единство и единообразие развития человеческой культуры в любой части света, а наличие или отсутствие контактов между различными культурами решающего значения не имеет.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.