МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Скорость химической реакции и химическое равновесие





 

Цель работы: изучить влияние различных факторов на скорость химических реакций и разобраться в сущности химического равновесия и его смещения.

ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

 

Опыт №1. Зависимость скорости химической реакции от природы реагирующих веществ

 

В две пробирки налить по 5 мл соляной кислоты. Опустить в одну из них магниевую, в другую – цинковую пластинки. Об интенсивности взаимодействия различных металлов с одной и той же кислотой, а, следовательно, о скорости реакции можно судить по выделению пузырьков водорода. Написать уравнения реакций.

Реактивы: магниевая и цинковая пластинки, Iн раствор HCl.

 

Опыт №2. Зависимость скорости реакции от концентрации реагирующих веществ

 

В три пробирки налить по 2 мл раствора H2SO4, а в три другие: в первую – 3 мл раствора тиосульфата натрия Na2S2O3, во вторую – 2 мл раствора Na2S2O3 и 1 мл воды, в третью – 1 мл раствора Na2S2O3 и 2 мл воды. Объемы отмеривать точно по бюретке. Смешать содержимое каждой пробирки с серной кислотой, находящейся в первых трех пробирках.

Наблюдать, через сколько времени в каждой из пробирок появится опалесценция серы, выделяющейся в результате реакции

Na2S2O3+H2SO4=Na2SO4+H2O+SO2+S.

Время отсчитывается по секундомеру с момента сливания до начала появления опалесценции в каждой пробирке. Экспериментальные данные свести в табл.7.1.

 

 

Таблица 7.1

Номер прбирки Объем, мл Общий объем раствора Промежуток времени от начала отсчета до помутнения, τс Скорость реакции, V=1/τ
  H2SO4 Na2S2O3 H2O      
   

 

Приняв концентрацию тиосульфата натрия в первой пробирке за единицу, построить график зависимости скорости реакции от концентрации тиосульфата натрия, откладывая на оси абсцисс концентрации, а на оси ординат – относительную скорость реакции, т.е. величины, обратные времени.

Каким должен быть график при идеальном выполнении закона действия масс? Сделать вывод о зависимости скорости реакции от концентрации реагирующих веществ.

Реактивы: Iн раствор H2SO4, 0,5н раствор Na2S2O3.

 

Опыт № 3. Зависимость скорости реакции от температуры

 

В две пробирки налить по 3 мл раствора перманганата калия и 1,5 мл серной кислоты, в две другие пробирки – по 3 мл раствора оксалата натрия (Na2C2O4) и 1,5 мл серной кислоты. Пробирки поставить попарно в водяную баню. Нагреть одну пару пробирок до 313K, а другую – до 323К.

Нагретые растворы одновременно слить попарно в одну пробирку и тотчас включить секундомер. Зафиксировать время исчезновения окраски перманганата калия в каждой пробирке. Уравнения реакции:

2KMnO4 + 5Na2C2O4 + 8H2SO4 = K2SO4 + 2MnSO4 + 5Na2SO4 + 10CO2 + 8H2O

2MnO4- + 5C2O42- + 16H+ = 2Mn2+ + 10CO2 + 8H2O.

Сравнить результаты, полученные при 313К и 323К, вычислить скорость реакции и сделать вывод о влиянии температуры на скорость химической реакции.

Реактивы: 1н раствор H2SO4, 0,5н растворы KMnO4 и Na2C2O4.

 

Опыт №4. Зависимость скорости реакции от величины поверхности реагирующих веществ

 

Приготовить два небольших приблизительно одинаковых куска мела. Один из них растереть на бумаге и пересыпать в пробирку, второй целиком поместить в другую пробирку. В обе пробирки одновременно налить равное количество (около трети пробирки) соляной кислоты. В какой из пробирок реакция протекает быстрее и почему?



Реактивы: кусочки мела, Iн раствор HCl.

 

Опыт № 5. Влияние катализатора на скорость реакции

 

а) Гомогенный катализ

К подогретому до 323-333К раствору бихромата калия (K2Cr2O7) прилить 1 мл пероксида водорода. Раствор в пробирке быстро темнеет и становится почти черным. Это связано с образованием промежуточных соединений типа K2[Cr2O7 · H2O2]. Через одну-две минуты начинается бурное разложение промежуточного соединения – выделяется кислород (показать тлеющей лучиной выделение кислорода).

Н2О2 – 2е → 2Н+ + О2

Н2О2 + 2е → 2ОН-

___________________

2О2 → 2Н2О +О2

По окончании реакции вновь появляется оранжевая окраска, свойственная катализатору – бихромату калия.

Реактивы: 0,5н раствор бихромата калия, 2н раствор пероксида водорода.

 

б) Гетерогенный катализ

В три пробирки налить 3 мл пероксида водорода. Испытать каталитическое действие оксидов марганца, железа и кремния на процесс разложения пероксида водорода. Для этого в первую пробирку насыпать небольшое количество оксида кремния, во вторую – оксида железа, в третью – оксида марганца. Различная интенсивность выделения пузырьков кислорода наглядно показывает разницу в каталитической активности данных оксидов.

Реактивы: 2 н раствор пероксида водорода, порошок SiO2, Fe2O3, MnO.

 

Опыт №6. Смещение химического равновесия при изменении концентрации реагирующих веществ

 

При взаимодействии роданида аммония или роданида калия с хлоридом железа образующийся роданид железа Fe(CNS)3 придает раствору красную окраску:

FeCl3+3NH4CNS=3NH4Cl+Fe(CNS)3

По изменению интенсивности окраски можно судить об изменении концентрации Fe(CNS)3, т.е. о смещении равновесия в ту или иную сторону.

В пробирке смешать по 10 мл 0,1н растворов хлорида железа и роданида калия или роданида аммония. Полученный окрашенный раствор разлить поровну в четыре пробирки, одну из которых оставить в качестве контрольной. В первою пробирку добавить 2-3 капли концентрированного раствора роданида калия или роданида аммония, во вторую – столько же раствора хлорида железа, а в третью насыпать немного твердого хлорида калия или хлорида аммония и встряхнуть пробирку несколько раз, чтобы ускорить растворение соли.

Сравнить окраску растворов в трех пробирках с окраской в контрольной пробирке и объяснить происшедшие изменения, исходя из принципа Ле-Шателье. Опытные данные представить в табл. 7.2.

 

 

Таблица 7.2

Номер пробирки Добавленный раствор (или соль) Изменение интенсивности окраски (ослабление, усиление) Направление смещения (влево, вправо)
       

Реактивы: 0,1н и 2н растворы FeCl3, KCNS или NH4CNS, кристаллы KCl или NH4Cl.

 

Список литературы

 

1. Глинка Н.Л. Общая химия. -М.: Химия, 1980-1985, - 720с.

2. Фролов В.В. Химия.- М.: Высшая школа, 1986-560с.

3. Ахметов Н.С. Неорганическая химия – М.: Высшая школа, 1975 – 680с.

 

Содержание

с.

1. Энергетика химических процессов………………………………… 1

2. Химическая кинетика……………………………………………….. 2

3. Химическое равновесие…………………………………………….. 3

4. Вопросы для самоконтроля по теме: “Закономерности

протекания химических реакций”…………………………………… 4

5. Контрольные задания………………………………………………… 5

6. Задачи по теме: “Энергетика химических реакций”……………….. 9

7. Лабораторная работа “Скорость химической реакции и

химическое равновесие”………………………………………………

8. Приложение 1 ………………………………………………………… 15

9. Список литературы…………………………………..………………... 17

10. Содержание……………………………………………………………. 17

 


 

 
 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.