МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

АНАЛИЗ ПЬЕСЫ ТЕННЕССИ УИЛЬЯМСА «СТЕКЛЯННЫЙ ЗВЕРИНЕЦ»





Актуальностьисследования обусловлена восстребованностью творчества Т. Уильямса и в американском, и, прежде всего, в отечественном литературоведении. Разработка данной темы позволяет раскрыть богатый нравственно-этический потенциал творчества драматурга. Результаты новаторских устремлений художника, о котором идёт речь в исследовании, многообразны в эстетическом плане и требуют дальнейшего теоретического осмысления, успешный результат которого обогатит наше представление о выразительных возможностях драмы.

Цель: Проанализировать пьесу «Стеклянный зверинец», выявить мировоззренческие и эстетические особенности, определить специфику поэтики пьесы. Исходя из поставленной цели, можно выделить следующие задачи:

· Рассмотреть некоторые биографические сведения Т.Уильямса;

· Выявить особенности влияния собственной жизни на мировоззрение и творчество драматурга.

Имя американского драматурга Теннесси Уильямс (1911-1983) – одно из самых ярких в современной американской и мировой литературе. Став еще при жизни легендой, он по праву считается одним из лучших драматургов ХХ столетия, чьи произведения надолго поселились на театральных подмостках мира, продолжая озадачивать режиссеров поиском универсального ключа к ним. Его драматургия сочетает в себе тонкий психологизм с высокой культурой слова. Герои его пьес – живущие иллюзиями романтики, благородные и ранимые люди – противопоставлены грубой, безобразной действительности, лишены возможности обрести в ней счастье и гармонию, преодолеть одиночество, но, несмотря на это, способные торжествовать моральную победу: зная, что обречены на гибель в прагматическом обществе, они не отрекаются от своих идеалов [2, c.155].

На протяжении всего творчества Теннесси Уильямс проявил постоянное стремление к эксперименту, новаторству, увлечение экспрессионистскими приемами, активное использование символа, подтекстового начала [4]. Таким образом, он разработал концепцию пластического театра. Манера письма американского драматурга отличается высокой эмоциональностью и открыта для прямого выражения авторских настроений.

«Стеклянный зверинец» - первая пьеса Уильямса, принесшая ему широкую известность. В пьесе отчетливо проступили ведущие темы драматургии Уильямса: одиночество людей, их взаимное непонимание, стремление спрятаться от жестокости жизни в придуманном мире, беззащитная ранимость красоты, обреченность людей, эмоционально привязанных к прошлому [1, c.132]. Пьеса в определенной степени является автобиографической. Она построена на воспоминаниях главного героя Тома Винфилда об оставленных им матери и сестре.

Уильямс мастерски показывает саму атмосферу воспоминаний - призрачную, полную ностальгии и поэзии. В пьесе воссоздана мучительная попытка Тома вырваться из-под власти матери, Аманды Уинфилд. Образ Аманды, один из самых выразительных женских образов в творчестве Уильямса, олицетворяет тип дамы-поведения, которая объединяет трезвую практичность с массой причудливых иллюзий, пагубных для ее мечтательной дочери. Лаура Уинфилд похожа на сестру Уильямса – Розу (у нее померк рассудок, начались галлюцинации и апатия, ей сделали операцию на мозг, она перестала видеть кошмары, но из нее ушла жизнь и ясное сознание), безумие которой писатель тяжело переживал. Лаура предстает перед зрителем в нежных бликах ее стеклянного зверинца, изящные фигурки которого она постоянно перебирает [1, c.201]. В самой Лауре воплощен идеал беззащитной красоты, слишком нежизнеспособной в жестоком мире. Все трое - Лаура, Аманда и Том - «беглецы», которые не принимают того, как устроен мир, и пытаются убежать от него.



Рассказанная Уильямсом история распада одной семьи бесхитростна: мать, сын и дочь не в силах больше переносить безысходность существования втроем в вымышленном иллюзорном мире, в реальность которого верит мать, Аманда. Она же, хотя и наделена огромным жизнелюбием и оптимизмом, не способна вписаться в контекст нового послевоенного общества, как и не может она и смириться с тем, что вместе с множеством поклонников ушла ее юность и муж.

Аманда считает, что единственная романтика, которую может позволить себе ее сын Том, - это ускорить продвижение по службе; а дочери надо думать об удачном замужестве. Хрупкая болезненная Лаура (очень закомплексованная девушка, т.к. пережив тяжелую болезнь в детстве, ее нога стала короче другой; она - символ беззащитной красоты) пытается в угоду матери понравиться холостому Джиму О'Коннору, но терпит сокрушительный провал и вряд ли когда-нибудь сможет оправиться от пережитого потрясения. Мать в этом обвиняет сына, и тот уходит из семьи, решив начать новую жизнь [3, c.77]. Но сделать этого так и не смог, ведь он носит в душе незаживающую рану и клеймо отверженного. Таким образом мы видим семейный и межличностный конфликт.

Можно с уверенностью сказать, что коллекция стеклянных зверушек – это художественный символ пьесы. Хрупкие фигурки олицетворяют и человеческое одиночество, и эфемерность жизненных иллюзий, и ломкость самого окружающего мира героев.

Уже в этой пьесе прослеживается неповторимый стиль Уильямса - то подчеркнуто конкретный и ироничный, то пронизанный высоким лиризмом и пафосом, отмеченный поэтическими интонациями и метафоричностью.

В образах уильямовских «беглецов» отчетливо заметное влияние литературной традиции американского Юга (В. Фолкнер, Г. П. Уоррен и др.), которому характерен мотив «утраченного рая» [4].

«Стеклянный зверинец» выдвигает концепцию нового пластического театра, которая реализуется в пьесе с помощью:

Экрана - Здесь очень часто используется экран, цель которого, подчеркнуть того или иного эпизода. В каждой сцене есть момент или моменты, которые наиболее важных в композиционном отношении. Надпись или изображение на экране усиливают намёк в тексте, помогают доступно, легко донести нужную мысль, заключенную в репликах..

Освещение - Очень интересно задумано освещение в пьесе. Сцена видится как бы в дымке воспоминаний. Луч света падает на актёра или какой нибудь предмет, оставляя в тени то, что по видимости кажется центром действия. Например, Лаура не участвует в ссоре Тома с Амандой, но именно она залита в этот момент ясным светом. То же самое относится к сцене ужина, когда в центре внимания зрителя должна оставаться молчаливая фигура Лауры на диване. Свет, падающий на Лауру, отличается особой целомудренной чистотой и напоминает свет на старинных иконах или на изображении мадонн. Свободная, основанная на творческой фантазии применение света очень ценно. Оно придаёт сцене подвижность и пластичность.

Музыка - Другое внелитературное средство, которое использовано в пьесе – это музыка. Нехитрая сквозная мелодия «Стеклянного зверинца» эмоционально подчёркивает соответствующие эпизоды. Музыка возникает между сценами, как память, как сожаление о былом, без которого нет пьесы. Эта мелодия принадлежит в основном Лауре, и поэтому звучит особенно ясно, когда действие сосредотачивается на ней и на изящных хрупких фигурках, которые как бы воплощают её саму

Введение фигуры рассказчика.

На протяжении всего творческого пути Теннесси Уильямс вбирал и переосмысливал сквозь призму своего мировоззрения множество различных традиций. Драматург старался найти всё новые и новые словесные формы для описания внутреннего мира своих героев.
Его мастерство и индивидуальность заключается в создании поэтической атмосферы в произведениях, тончайшей разработке характеров, создании подтекста, символизме.

Литература

1. Бернацкая В. Четыре десятилетия американской драмы. 1950-1980 гг. / В. Бернацкая - М.: «Суфлер», 1993. - № 3. - 215 с.

2. Вульф В. От Бродвея немного в сторону: очерки о театральной жизни США, и не только о ней. 70-е годы. / Ред.: Вульф В.Ф. - М.: «Искусство», 1982. -264 с.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.