Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ. Региональная финансовая политика Финансы субъектов РФ — одна из важнейших составных частей государственных финансов. Они реализуются в рамках субъектов РФ в пределах их компетенции в вопросах законодательного регулирования, организации и управления финансовыми потоками. Функционирование и развитие финансов субъектов РФ основываются на концепции региональной экономической политики. Основными целями региональной финансовой политики являются: · обеспечение основ бюджетно-налогового федерализма в РФ, основанного на едином экономическом пространстве; · обеспечение единых минимальных социальных стандартов и равной социальной зашиты; · выравнивание условий социально-экономического и финансового развития регионов; · приоритетное развитие регионов, имеющих особо важное стратегическое значение; · становление и обеспечение гарантий местного самоуправления. Главная цель региональной финансовой политики — стабилизация производства и обеспечение экономического роста. Одним из главных условий реализации региональной финансовой политики является обеспечение единства экономического пространства страны, определяемого общностью денежной, налоговой, бюджетно-финансовой систем, скоординированным развитием основных финансово-экономических институциональных структур. Региональная финансовая политика во многом зависит от системы территориального разделения труда и производственной специализации хозяйства регионов РФ. Важнейшими исходными пунктами региональной финансовой политики являются прогнозирование платежеспособного спроса и его регионального распределения, изучение региональных финансово-кредитных рынков, оценка финансовых возможностей регионов, стимулирование развития собственного финансового потенциала регионов для решения важнейших социально-экономических проблем их развития. Особо следует отметить роль региональной финансовой политики в решении острых социальных проблем, требующих участия федеральных бюджетных средств. Главные цели региональной политики в области доходов предусматривают: обеспечение условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и других денежных доходов граждан РФ и стабилизацию уровня жизни населения, создание основы для его повышения во всех регионах РФ. Особенности разграничения предметов ведения и полномочий между органами власти РФ и субъектов РФ. В ведении Российской Федерации находятся вопросы общегосударственного значения, среди них: • принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением; федеративное устройство; • защита прав и свобод человека; • организация федеральных органов власти; • управление федеральной собственностью; • разработка основ федеральной политики; • финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, ценовая политика; • федеральный бюджет; • федеральные энергетические системы, федеральный транспорт; деятельность в космосе; • внешняя политика, оборона и безопасность; • судоустройство, прокуратура; уголовное, гражданское, арбитражное законодательство; • метеорологическая служба, стандарты, официальный статистический и бухгалтерский учет. Статус субъекта РФ определяется Конституцией РФ, а также конституцией республики, уставом края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа, принимаемыми законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта РФ.. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РФ находятся следующие вопросы: • Обеспечение соответствия конституций, законов, иных правовых актов субъектов РФ Конституции РФ и федеральным законам. • Защита прав и свобод человека, режим пограничных зон. • Владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами; охрана памятников. • Разграничение государственной собственности, общие принципы налогообложения. • Общие вопросы образования, науки, культуры; координация вопросов здравоохранения; социальная защита. • Борьба с катастрофами, эпидемиями, стихийными бедствиями, ликвидация их последствий. • Законодательство административное, трудовое, семейное, жилищное, земельное, водное, лесное, о недрах, охране окружающей среды. • Кадры судебных и правоохранительных органов, адвокатура, нотариат. • Общие принципы организации государственной власти и местного самоуправления. • Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ. При разграничении используется принцип делегирования полномочий, субсидиарности. Высшая инстанция берет на себя те функции, которые не может самостоятельно выполнять низшая. Права принятия решений передаются на тот уровень, который ближе к заинтересованному населению. В свою очередь субъекты РФ делегируют на более высокий уровень те функции, которые не могут выполнять самостоятельно. Так обеспечивается взаимодополняемость управленческих функций. Договор между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъекта РФ является правовой формой разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти. Соглашение между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ является правовой формой передачи федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ друг другу части своих полномочий. Сторонами договора являются федеральные органы государственной власти и уполномоченные законом субъекта РФ органы государственной власти субъектов РФ. Сторонами соглашения являются федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ. |