ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Модель проблемной ситуации Как только ЛПР осознало важность и срочность проблемы, которую ему предстоит решать, оценило принципиальную возможность выделить на ее решение активные ресурсы, у него обычно возникает желание устранить проблему в кратчайшие сроки. В таком случае ЛПР приходит в cocтояние, так сказать, кризиса(от греч. krisis — «решение, переломный момент»), специфического психологического напряжения. Это напряжение обусловлено стремлением ЛПР найти ответы сразу на несколько вопросов. Среди этих вопросов на первом месте стоят те, которые относятся: к существу проблемы; к рациональной последовательности действий по разработке решений (с чего начать?); к информационному обеспечению процесса управления (какую информацию, какого качества, к какому сроку и откуда получить?); к распределению активных ресурсов (какие конкретно из активных ресурсов, когда, где, для чего и в каком количестве задействовать?); к контролю над ходом операции, к вопросам оказания своевременной помощи и оценки эффективности решений (где, когда, в отношении чего (сроков, ресурсов, качества) возможны нарушения? как и откуда о них станет известно? что следует срочно предпринять, если.? в чем, с помощью каких критериев оценивать успех и неудачу планируемой операции?). Подобное психологическое затруднение, в котором оказывается ЛПР, стремясь разрешить проблему, состояние творческого поиска, обусловленное необходимостью отыскания ответов на столь разные и все же тесно переплетающиеся вопросы, будем называть проблемной ситуацией.Согласно системному подходу, чтобы подойти к разрешению проблемы с научных позиций, ЛПР следует построить модель проблемной ситуации.В качестве модели проблемной ситуации примем совокупность взаимосвязанных вербальных и формальных задач обоснования решений, последовательное решение которых приведет к желаемой цели — выбору наилучшей альтернативы, «наилучшего решения». Термин «наилучшее решение» будет обозначать для нас следующее понятие. Это такое решение, которое в наилучшей степени обеспечивает удовлетворение потребностей ЛПР при заданной (сложившейся) проблемной ситуации; наилучшее решение всегда считается ЛПР не менее предпочтительным, чем любая из альтернатив. При рассмотрении модели проблемной ситуации под задачейбудем понимать упорядоченное высказывание (вербальное или формальное), состоящее из двух частей. Первая часть — это то, что известно, или «Дано». Вторая — то, что не известно, но «Требуется» («Найти»). Соответственно, в зависимости от формы описания будем различать вербальную и формальную (или математическую) постановки задачи. Ясно, что формальную постановку задачи можно получить только на основе вербальной. Для рационального выбора формы постановки той или иной задачи следует ориентироваться на их достоинства и недостатки. Некоторые сравнительные характеристики вербальной и формальной постановок задач представлены в табл. 4.1. Таблица 4.1. Сравнительные характеристики вербальной и формальной постановок задач Критерии оценки качества форм постановок задач | Основные формы постановок задач | «Вербальная» | «Формальная» | Историческая очередность появления | Первая | Вторая | Уровень однозначности понимания условий задачи | Низкий (из-за того, что трудно обеспечить единство языка, добиться однозначности семантики слов и выражений) | Высокий (ввиду единства и строгости математического языка, однозначности семантики математических выражений) | Интерпретируемость | Высокая (из-за образности языка, его избыточности и возможности учесть контекст) | Низкая (из-за излишнего формализма, сухости выражений) | Дополняемость другими средствами повышения адекватности восприятия высказываний | Широкий диапазон дополнительных средств: аудио-визуальные, визуальные, игровые средства | Ограниченные возможности: графики, схемы, таблицы | Для того чтобы получить математическую постановку задачи, вводят идентификаторы, обозначающие переменные и константы, а фигурирующие в вербальных высказываниях физические, экономические, социальные и другие связи моделируют введением логических, арифметических, алгебраических и математических соотношений между переменными и константами. Области допустимых значений управляемых и неуправляемых факторов моделируют проявления законов природы, ограничения на активные ресурсы и пр. Эти ограничения формируются уравнениями и неравенствами соответствующего вида. Таким образом, постановка задачи — это тоже парадигма, то есть тоже образец, шаблон, который накладываем на самые разнообразные вопросы исследования, выделяя отдельно то, что «Дано», и четко обозначая, что «Требуется» («Найти»). А раз так, то обе формы постановки задачи можно сравнивать по общим для парадигм характеристикам, а именно — по оперативности задания, полноте, достоверности (адекватности) и др. Характеристики частных задач модели проблемной ситуации представлены в табл.4.2., а ее графическая модель, визуально представляющая основные связи между задачами, — на рис. 4.1. Значительная часть из этой совокупности задач решается лично ЛПР. Особенно важно личное участие ЛПР в разработке решения и управлении переломными экономическими операциями в ходе «истребительной» конкурентной войны на рынке или сегменте рынка. Об этом известно давно. Вот, например, какие поучения своим детям давал, великий князь киевский Владимир Всеволодович Мономах (1053 —1125 гг.). «Отправившись на войну, не ленитесь; не полагайтесь на воевод, не предавайтесь напиткам, ни еде, ни сну; стражу расставляйте сами и ночью, везде поставив караул, сами ложитесь вблизи воинов, а вставайте рано; да не снимайте с себя оружия второпях, не подумавши, — от такой небрежности человек может внезапно погибнуть. Остерегайтесь лжи...». Как видите, — полная аналогия! Таблица 4.2. Характеристики частных задач модели проблемной ситуации Наименование задачи | Цель решения задачи | Вербальная постановка задачи | «Дано» | «Найти» | | | | | Задача анализа проблемы | Обеспечение принципа цели. Выбор наиболее актуальной проблемы из списка проблем и формирование критерия | Список проблем, представления ЛПР об актуальности и срочности их решения, собственных возможностях и предпочтениях | Описание цели предстоящей операции, ее ожидаемых и требуемых результатов, критериев оценки эффективности | Задача моделирования «механизма ситуации» | Обеспечение принципа измерения. Получение в заданных шкалах оценок результатов применения альтернатив | Результаты анализа проблемы, оценки условий проведения операции, сведения о природе факторов и о закономерностях их взаимосвязи в операции | Тип модели, типы шкал для получения результатов и основные соотношения для моделирования | Задача получения информации | Обеспечение принципа информационной достаточности. Информационная поддержка процесса разработки решений. | Результаты анализа проблемы, результаты моделирования механизма ситуации | Источники получения информации, способы обращения к источникам информации и формы представления информации | Задача формирования исходного множества альтернатив | Обеспечение принципа свободы выбора решений | Результаты анализа проблемы, результаты моделирования механизма ситуации | Сформировать несколько альтернативных вариантов решения проблемы (не менее двух альтернатив) | Задача моделирования предпочтений | Обеспечение принципа оптимальности | Цель операции, результаты моделирования механизма ситуации | Модель предпочтений ЛПР | Задача выбора | Принятие решения | Цель операции, множество альтернатив | «Наилучшая альтернатива» | Задача оценки фактической эффективности решений | Обобщение и передача опыта | Фактические результаты проведенной операции, оценка фактической эффективности | Выводы о значимости достигнутых успехов или причинах неудач, корректировки ранее принятых решений | Задача анализа проблемы. Это наиболее ответственная часть модели проблемной ситуации. Решение задачи предполагает на начальном этапе содержательный анализ проблемы с целью проверки ее «на истинность», чтобы не взяться за решение мнимой, неактуальной проблемы. После этого проводят вербальное описание выбранной проблемы и вербально формулируют цель предстоящих действий.  Рис. 4.1. Графическая модель проблемной ситуации Окончательным результатом решения задачи будет формально заданная цель и критерии оценки. Работая над этой задачей, ЛПР должно принять как еще одну аксиомуи верить в то, что «решение проблемы всегда есть».Это решение может оказаться очень хорошим, хорошим или не очень, но оно всегда есть. Следовательно, ЛПР «остается только найти это решение проблемы». Технологически задача анализа проблем предполагает составление списка проблем, выбор наиболее важной цели предстоящих действий проблемы и трансформацию ее в четко сформулированный вопрос (задачу), одинаково понимаемый всеми, кто участвует в разработке решения (ЛПР, исследователь, эксперты). Если ЛПР убеждено, что выбранная проблема действительно является ключевой, то ее надо сформулировать. Задача моделирования механизма ситуациирешается одновременно с задачей получения информации. «Механизм ситуации» устанавливает связь между описанием альтернатив и значениями критериев (или результатов). Сама задача моделирования «механизма ситуации» содержательно включает: § определение перечня управляемых и неуправляемых факторов; § определение ведущего типа механизма ситуации (однозначный или многозначный) и ведущего типа неопределенностей; § выбор типов шкал для результатов; § построение моделей для получения значений результатов в выбранных шкалах. Здесь потребуется решить два принципиальных вопроса: каков тип модели (или определение совокупности моделей) и каковы основные соотношения для моделирования. При поиске ответов на эти вопросы полезно знать, что преобразование исходных данных для моделирования в искомые результаты моделирования в любых моделях может быть осуществлено посредством всего лишь трем типов действий: § декларативное задание недостающих данных; § применение математических преобразований; § статистическое наблюдение или эксперимент. Каждому из указанных способов получения информации можно поставить в соответствие один из наиболее часто встречающихся типов моделей, а именно: имитационные, аналитические, статистические. Если информация задана в наиболее агрегированной форме, в количественных шкалах, обычно применяют аналитические модели. Там, где работают с фактическим материалом, чаще используют статистическое или имитационное моделирование («грубый силовой прием», по образному выражению Р. Шеннона). Задача получения информациирешается одновременно с задачей моделирования механизма ситуации. Для разработки решений всегда необходимо получить какую-то исходную информацию, исходные данные. С этой целью решается задача получения информации. В ходе решения задачи требуется: § определить источник информации, § выбрать способ обращения к источнику информации, § принять решение относительно формы представления исходной, промежуточной и выходной информации для ЛПР и других пользователей. При решении каждого из указанных вопросов, прежде всего, исходят из требований к точности, надежности, достоверности, обоснованности и убедительности вырабатываемого решения. Задача получения информации имеет большое значение, поскольку ее результаты используются на всех последующих этапах принятия решений. Здесь важно не только взвешенно определить требования к качеству информации (ее точности, надежности, достоверности), но и установить наиболее предпочтительный источник и способ ее получения. Не менее важным оказывается вопрос и о выборе форм представления полученной информации. Иногда с трудом добытая информация из-за пренебрежительного отношения к способу ее представления оказывается невыразительной и неубедительной, слабо свидетельствует в пользу предлагаемого варианта решения проблемы, а значит — неэффективна. Задача формирования исходного множества альтернатив.Вообще-то все задачи, составляющие модель проблемной ситуации, являются по-своему важными, ответственными, своеобразными, трудными. Но если говорим о разработке решений, то среди этих задач есть такая, на которой как в фокусе сходятся интеллектуальные усилия ЛПР. Это, конечно же, задача формирования исходного множества альтернатив. При этом решение задачи формирования исходного множества альтернатива позволяет ответить на вопрос, какими способами будет достигаться цель. После углубленного анализа цели часто бывает достаточно ясно, чем (какими ресурсами) и как (каким способом) можно достичь желаемого исхода операции. Но иногда требуется включить интуицию, привлечь исторические аналогии, вспомнить опыт последних лет. Задача формализации (моделирования) предпочтений. Решается на основе углубленного анализа цели предстоящих действий (операции) и представлений ЛПР о преимуществах тех или иных результатов над другими. Поскольку при одних результатах цели, преследуемые ЛПР в операции, достигаются в большей степени, а при других — в меньшей, с его (ЛПР) точки зрения исходы определенным образом различаются по предпочтительности. Именно на множестве значений результатов операции и проявляется (существует) система предпочтений ЛПР. Без значений результатов ЛПР индифферентно (безразлично) в своем выборе относительно наилучшего решения. Но на предпочтения ЛПР существенно влияют особенности многозначного механизма ситуации. Это проявляется в так называемом отношении ЛПР к риску, связанному с неопределенностью исходов. Система предпочтений ЛПР может быть выявлена различными способами. Задача выбора.В этой задаче речь идет об осознанном выборе, который постоянно осуществляет ЛПР, эксперт или исполнитель среди каких-то представленных ему возможностей. Таким образом, когда мы говорим «Задача выбора», всегда имеем в виду, что требуется выявить «наилучший» (с точностью до модели предпочтений) вариант, альтернативу, образец и т.п., который будет рассматриваться как первый претендент на реализацию. Когда же мы говорим о задаче выбора как задаче принятия решений, то тут необходимо дополнительно иметь в виду, что для обеспечения «осознанности» решения, для окончательного выбора решения среди претендентов на это звание, еще нужен этап интерпретации и адаптации «наилучшей» альтернативы к условиям операции. Эта работа осуществляется или лично ЛПР, или экспертами под его личным руководством. Задача оценки фактической эффективности решений. Весьма большое значение имеет задача оценки фактической эффективности решений. Именно здесь становится ясно, какие из частных решений ЛПР были приняты верно, а какие варианты действительно оказались плохими частично или полностью ошибочными. На основании выводов, которые делает ЛПР после получения информации о фактически достигнутых результатах, ее обработки и анализа, им формируются выводы, рекомендации, вносятся необходимые корректировки в модели и элементы решения. Все это «замыкает» процесс разработки решений на практику, позволяет учиться и накапливать управленческий опыт. Литература 1.Балдин К. В., Воробьев С. Н. Управленческие решения: теория и технологии принятия . Учебник для вузов. – М.: Проект, 2004. – 304 с. |