МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на болезнь





Конструктивное взаимодействие в семье ведет к улучшению качества жизни ребенка с ОВЗ, однако семья может является и основным источником травматизирующего переживания. В этом случае она и вызывает это переживание, и в силу других своих особенно­стей определяет чувствительность к травме и особенности реагирования индиви­да на нее.

Что представляет собой семья.С точки зрения семейной работы с детьми, членами семьи считают тех лиц из системы взаимоотношений с ребенком, которые оказывают непосредственное и постоянное влияние на повседневный опыт ребенка. Ниже приводятся некото­рые варианты определения этого понятия с профессиональной точки зрения:

• все основные члены семьи (мать, отец, сиблинги);

• все находящиеся в родстве лица, объединенные общим хозяйством;

• все лица, объединенные общим хозяйством (включая состоящих на пан­сионе, постоянно проживающую прислугу);

• все лица, объединенные общим хозяйством, и близкие члены семьи (вклю­чая родителя, состоящего в разводе, опекаемых дедов и бабок);

• любой из перечисленных выше и лица из оказывающего влияние окру­жения (сотрудник по уходу за ребенком, учитель, работник социальной службы);

• «система распознавания проблем», представленная совокупностью лиц, вовлеченных в процесс определения и разрешения проблем ребенка.

Один родитель может считаться «семьей» только в том случае, когда родитель-одиночка (как правило, мать) проживает с ребенком в изоляции от своих близких Большинство же родителей, в одиночестве осуществляющих ведение домаш­него хозяйства, имеют постоянные существенные взаимоотношения с окруже­нием в том числе и с сиблингами ребенка, близкими друзьями, родственниками своих родителей. Беседа с матерью, которая сама по себе еще не является работой с семьей тем не менее может оказаться успешным шагом в деле получения анам­нестических сведений. Работа с парой «мать-ребенок» (что исключает из систе­мы взаимоотношений других значимых членов семьи) может оказаться нерезуль­тативной, даже иметь отрицательные последствия. Это объясняется невозмож­ностью в подобных ситуациях из-за отсутствия сотрудничества с другими членами семьи сбалансировать систему существующих взаимоотношений. Поэтому из со­ображений эффективности семейной терапии при ее проведении рекомендуется привлекать остальных детей семьи.

 

Существует совокупность способов, которыми семья может оказывать влияние на процесс травматизации. Рассмотрим некоторые из них.

1. Семья как фактор сенсибилизации ее члена к психической травме.Одна и та же патогенная ситуация может оказывать различное травматизирующее воздействие в зависимости от «почвы», то есть от личностных особенностей индивида, опре­деляющих его чувствительность к травме. В соответствии с положением В. Маньяна существует обратно пропорциональная зависимость между чувствительнос­тью нервной системы и массивностью психической травмы, необходимой для развития болезни. Чем чувствительнее нервная система, тем менее интенсивной травмы достаточно для нарушения ее деятельности. Это положение было распро­странено на взаимосвязь реакции и «почвы» в целом, выдвинута концепция континуума реакции - «почвы», в соответствии с которой связь между травматизирующим воздействием и «почвой» характерна для любого патологического про­цесса (Ушаков Г. К.). Семья выступает в качестве фактора сенсибилизации различными путями:

а) через формирование неспособности противостоять психической травме. Изнеживающее воспитание само по себе не травмирует подростка, однако оно делает его чувствительным к фрустрирующим ситуациям, с которыми он позднее столкнется вне семьи. Точно так же скрытая безнадзорность (гипоопека) сама по себе не травмирует психику, но затрудняет формиро­вание волевых качеств личности. Это сенсибилизирует ее, делает уязви­мой, например, для алкоголизации;

б) через воздействие на психическую сопротивляемость. Непереносимое нервнопсихическое напряжение может не только быть фактором травматизации, но и ослабить способность индивида сопротивляться самым раз­личным психотравмирующим явлениям;

в) через формирование представления индивида о патогенной ситуации и ее оценки. В. Н. Мясищев неоднократно указывал на огромное значе­ние представления индивида о патогенной ситуации и оценки им этой ситу­ации. Семья играет важнейшую роль в формировании представления ее чле­нов о самых различных сторонах жизни. Возможны ситуации, представление индивида о которых (сформированное в основном под воздействием членов семьи) объективно оказывается травматизирующим. Например, для под­ростка с пограничной умственной отсталостью неудача в учебе сама по себе не является патогенной ситуацией, однако становится таковой в силу опре­деленного отношения к ней всей семьи и особенно родителей, возлагавших на подростка какие-то надежды. Подросток становится на точку зрения се­мьи, и от этого ситуация приобретает психотравмирующие свойства.

2. Семья как фактор, закрепляющий действие психической травмы(«хронифи-цирующее», «аккумулирующее» действие семьи). Психическая травма может вы­звать различные реакции как самого индивида, так и семьи. В одних случаях это реакции противодействия - они направлены на скорейшую ликвидацию психи­ческой травмы и ее последствий. В других случаях реакции могут быть прямо про­тивоположными - они так или иначе стимулируют травму, утяжеляют ее, затруд­няют ее ликвидацию. В результате действия таких реакций травма «хронифицируется», «закрепляется»; неблагоприятные ее последствия аккумулируются, что проявляется в том, что при повторяющихся травмах новая возникает раньше, чем психика успевает ликвидировать последствия предыдущей, поэтому каждая но­вая травма «накладывается» на все предшествующие.

3. Роль семьи в формировании индивидуальных способов противодействия трав­ме.Психическая травма ставит индивида перед необходимостью как-то противодействовать ей. Индивид может избрать рациональные методы противодействия, защитные (вытеснение, проекция) или деструктивные (инфантилизация, фикса­ция). Семья, как правило, существенно влияет на выбор способа реакции на трав­му: через представления членов семьи о трудностях и «правильных», «достойных», «наиболее простых» путях их преодоления. Воспитание по типу «потворствую­щая гиперпротекция» в семье, которая к тому же поощряет демонстративное по­ведение, во многом предопределяет реакцию подростка на психическую травму - в данном случае это будет демонстративная реакция.

Итак, семья выступает в качестве важного источника психической травматизации, прежде всего непосредственно участвуя в травматизации. Семья – один из наиболее значимых источников психогенных переживаний личности. Кроме того, существуют различные способы косвенного участия семьи в процессе трав­матизации - когда она определяет уязвимость своих членов по отношению к трав­ме, длительность последствий травмы, ее устойчивость к терапевтическим воз­действиям. В психологическом плане это означает необходимость постоянно иметь в виду весь комплекс возможных видов участия семьи в этиологии психической травмы.

 

Литература: Эйдемиллер Э. Г., В. Юстицкис В. Семья как фактор, определяющий реакцию индивида на психическую травму // Психология семьи и больной ребенок. Учебное пособие: Хрестоматия. - СПб.: Речь, 2007. – С. 37-40.

 

Задания для студентов:

1. Прочитайте статью А. Адлера «Созвездие семьи». На основе данного материала представьте классификацию детей в соответствии с их положением в семье.

2. Изучите теорию личности А. Адлера. Что представляет собой Адлеровское понимание феноменов «порядок рождения», «комплекс неполноценности».

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.