МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ДВУХФАЗНЫЙ АСИНХРОННЫЙ ДВИГАТЕЛЬ





ВОЗНИКНОВЕНИЕ МНОГОФАЗНЫХ СИСТЕМ.

Начало современного этапа в развитии электротехники относится к 90-м годам прошлого столетия, когда была решена комп­лексная энергетическая проблема, соединившая в себе технические основы электропередачи и электропривода. Это решение было най­дено в применении различных многофазных цепей, из которых мно­голетняя практика сделала выбор в пользу цепей трехфазных.

Наиболее интересными и новыми элементами трехфазной систе­мы явились электродвигатели, действие которых основано на ис­пользовании явления вращающегося магнитного поля.

Ранее упоминался опыт Apaгo, в котором содержался принцип асинхронного электродвигателя с вращающимся магнитным полем. Однако это поле создавалось не неподвижным устройством, каким в современных машинах является статор, а вращающимся магнитом.

Долгое время явление, открытое Apaгo, не находило себе прак­тического применения. Только в 1879 г. У. Бейли (Англия) скон­струировал прибор, в котором пространственное пере­мещение магнитного поля осуществлялось с помощью неподвиж­ного устройства — путем поочередного намагничивания четырех расположенных по периферии круга электромагнитов. Намагни­чивание производилось импульсами постоянного тока, посылаемы­ми в обмотки электромагнитов специально приспособленным для этого коммутатором. Полярность верхних концов стержней изменя­лась в определенной последовательности так, что через каждые восемь переключений коммутатора магнитный поток изменял свое направление в пространстве на 360°. Над полюсами электромагни­тов, как и в опытах Apaгo, был подвешен медный диск.

Бейли указывал, что при бесконечно большом числе электромагнитов можно было бы обеспечить равномерное вращение магнитного поля. Прибор Бейли не на­шел никакого применения. Тем не ме­нее, он был некоторым связующим звеном между опытом Араго и более поздними исследованиями.

К открытию явления вращающего­ся магнитного поля в современном его понимании пришли независимо друг от друга итальянский ученый Г. Феррарис и югославский ученый и изобре­татель, работавший большую часть жизни в Америке, Н. Тесла.

Способ получения вращающегося магнитного поля Феррарис нашел в 1885г., а впервые сообщил о своем от­крытии в докладе Туринской академии наук в марте 1888 г. Двумя месяцами позже, в мае того же года, с изложением существа своих открытий выступил Тесла, хотя идеи о бесколлекторном электро­двигателе переменного тока у него появились еще в 1882 г.

Феррарис и Тесла показали, что если две катушки, располо­женные под прямым углом друг к другу, питать двумя перемен­ными синусоидальными токами, отличающимися друг от друга толь­ко по фазе, и если этот фазовый сдвиг составляет 90°, то вектор суммарной магнитной индукции в точке пересечения осей катушек получает равномерное вращательное движение, не изменяясь, од­нако, по абсолютной величине. Так, было установлено, что с по­мощью двух или более переменных токов можно получить непре­рывно вращающееся магнитное поле. Минимально необходимое для этого число токов равно Двум. Поэтому вполне естественно, что исследование многофазных систем началось с двухфазной си­стемы.

На рис. 6.18 представлен внешний вид модели двухфазного дви­гателя Феррариса, хранящейся в Национальном институте элек­тротехники в Турине (Италия). Достаточно подвести к парам взаимно-перпендикулярных катушек 1 два тока, отличающихся по фазе на 90°, как между полюсами катушек возникает вращающееся магнитное поле и медный цилиндр 2 (ротор) начнет вращаться. Двигатель развивал мощность около 3 Вт. Но как получить два тока, отличающихся по фазе на 90° или по крайней мере на угол, близкий к 90°? Феррарис решал эту задачу двумя путями. В одном случае пара катушек включалась в первичную цепь трансформа­тора с разомкнутой магнитной системой, другая пара — во вторич­ную; в другом — в цепь первой пары катушек включался добавоч­ный резистор, а в цепь второй — добавочная катушка индуктив­ности.



Таким образом, один путь получения двухфазной системы токов состоял в «расщеплении» обычного однофазного переменного тока; при этом создавалась так называемая искусственная или вспомо­гательная фаза. Этот метод требовал дополнительных довольно сложных устройств для «расщепления» фаз, и, кроме того, фазовый сдвиг практически никогда не составлял 90°, что приводило к ис­кажению вращающегося поля.

Но не эти недостатки (на которые, собственно, сначала и не обратили внимания) помешали Феррарису и некоторым его совре­менникам разработать конструкцию промышленного двухфазного электродвигателя. В своем теоретическом исследовании Феррарис предположил, что электрический двигатель так же, как это принято в технике передачи сигналов, должен работать не при максималь­ном к. п. д., а при максимальной полезной мощности. Простые математические преобразования показывали, что такому условию удовлетворяет двигатель, ротор которого имеет скольжение, рав­ное 50%, т. е. вращается со скоростью, вдвое меньшей, чем ско­рость вращающегося магнитного поля. Такой ротор должен иметь обмотку с большим сопротивлением. Дальнейший математический анализ привел Феррариса к тому, что двигатель, построенный на использовании свойств вращающегося магнитного поля, принципи­ально не может иметь к. п. д. выше 50 %. Естественно, столь низкий к. п. д. не мог удовлетворить электротехников-практиков, и интерес к работам Феррариса заметно ослабел. Так, ошибочное начальное условие в теоретическом анализе на некоторое время задержало развитие прогрессивной по своему существу технической идеи.

Для полноты представлений о развитии двухфазной системы можно добавить, что в 1889—1890 гг. были построены первые кон­денсаторные двигатели, в которых сдвиг по фазе осуществлялся с помощью конденсаторов.

По иному пути пошли некоторые другие изобретатели, и среди них наибольших успехов добился Никола Тесла. Тесла, не прибегая к попыткам получить необходимую разность фаз в самом двигателе, пришел к выводу о целесообразности построения такого генератора, который сразу давал бы два тока, различающихся по фазе на 90°.

Тесла построил двухфазный генератор и питал от него двух­фазный асинхронный двигатель. Схематически система Тесла в ее наиболее характерной форме представлена на рис. 6.19: слева изображен синхронный генератор, справа — асинхронный двига­тель. В генераторе между полюсами вращались две взаимно-пер­пендикулярные катушки, в которых генерировались два тока, сдви­нутые по фазе на 90°. Концы каждой катушки были выведены на кольца, расположенные на валу генератора (на чертеже для ясности эти кольца имеют различные диаметры). Ротор двигателя тоже имел обмотку в виде двух расположенных под прямым углом друг к другу замкнутых на себя катушек.

 
 

Основным недостатком двигателя Тесла, который впоследствии сделал его неконкурентоспособным, было наличие выступающих полюсов с сосредоточенной обмоткой. Эти двигатели имели большое магнитное сопротивление и крайне неблагоприятное распределение намагничивающей силы вдоль воздушного зазора, что приводило к ухудшению характеристик машины. Таковы были следствия ме­ханического переноса в технику переменного тока конструктивных схем машины постоянного тока.

 

Конструкция обмотки ротора, как выяснилось позднее, тоже оказалась неудачной. Действительно, выполнение обмоток сосредо­точенными (а не распределенными по всей окружности ротора) при выступающих полюсах на статоре приводило к ухудшению пуско­вых условий двигателя (зависимость величины пускового момента от начального положения ротора), а то обстоятельство, что обмотки ротора имели сравнительно большое сопротивление, ухудшало ра­бочие характеристики.

Неудачным оказался и выбор двухфазной системы токов из всех возможных многофазных систем. Известно, что значительную долю стоимости установки для передачи электроэнергии составля­ют затраты на линейные сооружения и, в частности, на линейные провода. В связи с этим казалось очевидным, что чем меньше при­нятое число фаз, тем меньшим будет число проводов и тем, следо­вательно, экономичнее устройство электропередачи. Двухфазная система требовала применения четырех проводов, а удвоение числа проводов по сравнению с установками постоянного или однофазного переменного токов представлялось нежелательным. Поэтому Тесла предлагал в некоторых случаях применять в двухфазной системе трехпроводную линию, т. е. делать один провод общим. В этом случае число проводов уменьшалось до трех. Однако расход ме­талла на провода при этом снижался меньше, чем можно было

ожидать, так как сечение общего провода должно быть примерно в 1,5 раза больше сечения каждого из двух других проводов в связи с тем, что синусоидальный ток в общем проводе в 1,5 раз больше каждого из двух синусоидальных токов других проводов.

Встретившиеся экономические и технические трудности задержи­вали внедрение двухфазной системы в практику. Фирма Вестингауз, где работал Тесла, построила несколько станций по его системе, из которых наибольшей по масштабам была Ниагарская гидро­электростанция.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.