ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Уголок природы как средство экологического воспитания младших школьников На сегодняшний день нет актуальней и важней задачи, чем экологическое воспитание. В основном и первоначальном своем значении – одна из биологических дисциплин, наука, изучающая многочисленные связи населяющих землю организмов, как между собой, так и с окружающей средой. Экологическое воспитание – достаточно новая область школьной педагогики, теоретическое и практическое становление которой осуществляется в настоящее время. Формирование экологической культуры населения, начало её становления падает на первые семь лет жизни ребёнка. Поэтому большое внимание должно быть уделено экологическому воспитанию детей. Все живое связано с жизнью человека и несет в себе эстетическое. Нравственное, религиозное отношение к растениям и животным. Познание мира природы может научить людей жить в согласии и гармонии с окружающей средой, чтобы сохранить планету пригодной для жизни в будущем. Экологическое воспитание - новая категория, которая непосредственно связана с наукой экологией, различными ее ответвлениями. Для развития мышления и речи ребенка необходим богатый чувственный опыт, получаемый им от восприятия различных предметов, мира природы, общественной жизни. Природа окружает ребенка с ранних лет. Мы считаем, что это - источник новых знаний различных природных явлений. Особую роль природы в развитии логического мышления и связной речи подчеркивал К.Д. Ушинский. Н считал логику природы самой доступной, наглядной и полезной для ребенка. Именно непосредственное наблюдение окружающей природы «…составит те первоначальные логические упражнения мысли, от которых зависит логичность, истина самого слова, и из которых потом вытекут само собой логическая речь и понимание грамматических законов». Умение наблюдать, вырабатываемое в процессе познания природы, рождает привычку делать выводы, воспитывает логику мысли, четкость и красоту речи - развития мышления и речи идет как единый процесс. Каждое знакомство с природой - урок развития детского ума, творчества, чувства. Разнообразие, яркость, красота природы, наглядность ее связей и зависимостей обеспечивают доступность их понимания детьми и оказывают существенное влияние на совершенствование их мыслительной деятельности мышления. Ребенок учится находить и правильно определять словом причинную и временную зависимость, последовательность, взаимосвязь предметов и явлений природы, учится элементарно объяснять наблюдаемое. Необходимо различать попутное формирование качеств личности, которое происходит в разнообразной деятельности, и различных отношениях с людьми, природой, и специально организованного воспитания личности. Специальная организация возникает при постановке на данном этапе воспитания конкретной цели, при индивидуализации воздействия педагога и вовлечения школьников в дела среди природы, которые полагают формирование мировоззрения, убеждения, ценностные ориентации, речь, волю, характер. В отношениях между учителем и учеником реализуются функции: укрепление и обогащение связей с природой, специфического развития практических отношений, организаторского сочетания педагогического и системного подхода. Необходимо усиление экологического воспитания младших школьников. Усиление экологического воспитания – важное требование реформы школы. Это важнейшее требование, вытекающее из представлений современной экологии, приобрело законодательный характер. Оно основано на нескольких принципах, которые широко известны: 1. Всеобщая связь с живой природой. Все живое связано в единое целое цепями питания и другими способами. Эти связи лишь в некоторых случаях очевидны для нас, лежат на поверхности, чаще же они скрыты от наших глаз. Нарушение этих связей может иметь непредсказуемые последствия, скорее всего нежелательные для человека. 2. Принцип потенциальной полезности. Мы не можем предвидеть, какое значение для человечества приобретает для человечества тот или иной вид в будущем. Изменяются обстоятельства, и животное, к которому сейчас относятся как к вредному и ненужному, может оказаться и полезным, и нужным. Если же мы допустим исчезновение какого-либо вида, то очень много в будущем рискуем потерять. 3. Принцип разнообразия. Живая природа должна быть разнообразной, только в том случае природные сообщества смогут нормально существовать, будут устойчивы и долговечны. Основу для становления и развития ответственного отношения к природе, формирование экологической культуры младших школьников составляет содержание учебных предметов начальной школы, которые несут некоторую информацию о жизни природы, о взаимодействии человека (общества) с природой, о ее ценностных свойствах. Например, содержание предметов гуманитарно-эстетического цикла (язык, литературное чтение, музыка, изобразительное искусство) позволяет обогащать запас сенсорно-гармонических впечатлений младших школьников, способствует развитию его оценочных суждений, полноценному общению с природой, грамотному поведению в ней. Общеизвестно, что произведения искусства так же, как и реальная природа в ее многообразных проявлениях красок, форм, звуков, ароматов служит важным средством познания окружающего мира, источником знаний о природном окружении и нравственно-эстетических чувств. На основе содержания всех учебных предметов формируются ведущие идеи и понятия, составляющие ядро экологического образования и воспитания в начальной школе. На основе накопления фактических знаний, получаемых из разных предметов, младшие школьники подводятся к мысли (идее), что природа – среда и необходимое условие жизни человека: в природе он отдыхает, наслаждается красотой природных объектов и явления, занимается спортом, трудится; из нее он получает воздух, воду, сырье для изготовления продуктов питания, одежды и т. д. Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды. В решении задач ознакомления младших школьников с природой, воспитание любви к ней – поможет уголок природы в начальной школе. Где содержатся комнатные растения и некоторые животные. Обитателей уголка природы школьники видят ежедневно, что облегчает работу педагога: под руководством ребята систематически наблюдают и ухаживают за живыми существами. В процессе ухода за ними, дети получают представление о многообразии растительного и животного мира на земле, о том, как растут и развиваются растения и животные. Задачи уголка живой природы: - развитие у обучающихся интереса к практической и исследовательской деятельности; - воспитание у школьников любви и бережного отношения к объектам живой природы; - служить звеном привития навыков натуралистических исследований; - способствовать профессиональной ориентации учащихся. При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области. Уголок живой природы выполняет психотерапевтические функции - дает детям возможность соприкоснуться с миром живой природы и за счет общения с животными и растениями, восполнить дефицит тактильных и зрительных ощущений, эмоций, переживаний. Обделённость в подобных ощущениях в первую очередь испытывают дети с ограниченными возможностями, а также дети, живущие в условиях Сибири, и просто городские детишки, в семьях которых нет возможности содержать домашних питомцев. Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной практической работы в уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога, рабочего по уходу за животными, узнают практическую значимость этих профессий. Дети приучаются работать в уголке живой природы уже с дошкольного возраста. Уголок живой природы - это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные. Требования к отбору обитателей уголка природы: 1. Животных подбирают безвредных, неприхотливых, обязательно прошедших осмотр ветеринара с выдачей заключения. Условия их содержания должны быть просты, а уход за ними несложным, доступным детям. 2. Сезонных животных необходимо подбирать типичных для определенного класса, характерных для данной местности и интересных для наблюдения. 3. Нельзя содержать в уголке природы одновременно большое количество животных требующих разного ухода. 4. Размещать обитателей следует с учетом их биологических особенностей и потребностей. 5. Пополнять уголок природы нужно постепенно. По мере того, как дети привыкнут к обитателям и научатся ухаживать за ними. 6. После наблюдения животные должны быть отпущены на свободу, за исключением тех. Которые живут постоянно в уголке природы. 7. Растения должны быть неприхотливыми к уходу за ними, безопасными для жизни и здоровья детей. 8. Растения должны быть внешне яркими, привлекательными, способными вызвать и удержать внимание детей. Требования к размещению комнатных растений: Учитывая психологические особенности детей, согласно программе, объем знаний, умений и навыков по уходу и содержанию объектов уголка природы в каждой возрастной группе существенно изменяется. Младшие школьники называют до 20 растений, описывают их, выделяют лекарственные растения, знают их применение. Комнатные растения уголка природы являются его постоянными обитателями. Для того чтобы растения украшали групповую комнату, важно знать и учитывать факторы, влияющие на их рост и развитие. При размещении комнатных растений нужно учитывать их биологические особенности, сформированные под воздействием природно - климатических условий. Размещая комнатные растения необходимо помнить, что их благополучие зависит от света, тепла, влажности воздуха и полива. Нельзя: 1. Допускать резких перепадов температур воздуха – подсыхают и опадают листья 2. Размещать растения около отопительных систем – там высокая температура и низкая влажность воздуха. 3. Ставить около входных дверей и вентиляционных отверстий – сквозняки губительны для растений. Труд в уголке природе. Экологический подход к организации труда в природе заключается в том, что его надо рассматривать как процесс создания условий для живых существ – обитателей уголка природы. В центре внимания должны быть растения и животные, за которыми осуществляется уход: их состояние и самочувствие, условия, в которых они находятся в данный момент. Труд по уходу за растениями и животными – это выполнение тех компонентов среды обитания, которые в настоящее время отсутствуют, или их недостаточно, или они не того качества, которое требуется растению или животному в соответствии с их биологическими потребностями. Труд в уголке природы – это, прежде всего, гуманное отношение ко всему живому, что окружает ребенка, это понимание благополучного или неблагополучного состояния обитателей уголка природы, это – сочувствие и жалость, это – желание, чтобы им было хорошо. И только во вторую очередь труд в природе – это правильные действия и операции с предметами и оборудованием. В организации труда в уголке природы – необходимо четкое выделение трех этапов: · Наблюдение – осмотр живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций · Трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре · Заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов. Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Ежегодно должны проводиться общие родительские собрания по вопросу экологического воспитания. На них необходимо разъяснять родителям, какую роль в развитии личности, нравственном воспитании ребенка, играют навыки заботливого, бережного отношения ко всему живому, рассказывать об эколого-оздоровительной работе, о пользе походов и экскурсий. Привлекать родителей к активному участию в акциях, организуемых на базе школы – «Посади дерево», Зеленый мир на окне». Организовывать совместную деятельность (уборка мусора, окапывание и подкормка деревьев, озеленение участка и т.д). Приглашать родителей на специальные занятия, участие в выставках, экологических праздниках, играх – викторинах с целью обогащения экологических знаний. |