Дополнительный материал в вопросу № 3 темы «Нарушения в овладении счетными операциями» При коррекции дискалькулии наиболее важными являются следующие принципы: 1. Принцип комплексности предполагает медико-психолого-педагогическое воздействие и позволяет в коррекционной работе учитывать сложных характер симптоматики и механизмов дискалькулии, которые обусловлены несколькими патогенетическими факторами 2. Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в коррекционной работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов. 3. Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности, по А.Н.Леонтьеву). В процессе коррекции дискалькулии необходимо учитывать сложную структуру математической деятельности: мотивационно-целевой этап, операциональный этап, - этап контроля. Так, в процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется вызыванию интереса к выполнению математических действий, что достигается использованием большого количества наглядности, игровых приемов, значимых для ребенка реальных игровых ситуаций; особенно на начальном этапе коррекции. 4. Принцип учета психологической структуры процесса овладения счетными операциями. Умение пользоваться операциями счета, с одной стороны, и умозаключениями - с другой, является предпосылкой для формирования способности решения матема-тической задачи. 5. Принцип учета особенностей высших психических функций, обеспечивающих овладение счетными операциями. У детей с дискалькулией в процессе коррекции этого нарушения особое внимание направлено на формирование познавательной деятельности детей с учетом их онтогенетического развития, а также на формирование речевых предпосылок математической деятельности. В связи с этим в основе коррекции лежит принцип перехода от более простых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение) к более сложным, т. е. к формированию обобщения, абстрагирования. Содержание и последовательность коррекционного обучения определяются также уровнем несформированности высших психических функций у детей с дискалькулией. 6. Принцип взаимосвязи в развитии перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок деятельности по освоению математическими умениями и навыками. Готовность ребенка к овладению математикой зависит от гармоничного развития речевых и неречевых компонентов умственной деятельности. Исходя из этого, коррекционная работа с детьми, страдающими дискалькулией, должна быть направлена на формирование всех предпосылок процесса овладения математическими умениями и навыками. 7. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий. На основе теории формирования умственных действий с учетом психологической структуры процесса интериоризации выделяются следующие этапы формирования математических действий: I этап - выполнение математических действий в материализованной форме, основанное на восприятии и предметных действиях с постепенным переходом на уровень представлений. Этот этап можно подразделить на две стадии. Первая - сначала действие осуществляется с помощью экспериментатора. В процессе игры ребенок знакомится с предметными действиями, приобретает логический опыт, наблюдает практические действия, сравнивает, выполняет классификацию. На этой стадии огромное значение имеет терапевтический аспект коррекции. Важно сформировать у ребенка уверенность в возможности преодоления трудностей, спо-собствовать появлению эмоциональной активности и положительного отношения к математической деятельности. Значимым требованием на этой стадии является доведение работы до конца, даже с помощью экспериментатора. Вторая стадия - самостоятельное выполнение действий. Действия ребенка на этой стадии по-прежнему выполняются в материализованной форме, но они сопровождаются объяснением самого ребенка и носят более осознанный характер. II этап - выполнение действия в речевом плане без его материализации. Конкретные предметы и ситуации замещаются дидактическим материалом (палочки, жетоны, фишки и т. д.). Ребенок должен уметь обосновать свои действия и полученные результаты в вербальном плане, четко определить закономерности, отношения и взаимосвязи. В психотерапевтическом плане поощряются попытки самостоятельного преодоления трудностей, осознание ребенком своих успехов. III этап - формирование математических умозаключений, основанных на конкретном мышлении с переходом в абстрактную форму. Ребенок , находящийся на этом этапе, способен рассуждать, обобщать, делать выводы и формулировать их в речевом плане. Предполагаются вспомогательные приемы в виде зрительных схем. На основе приобретенного опыта ребенок устанавливает новые способы решения заданий, а также переносит умения с одного действия на другое. IV этап - интериоризация математических умений и навыков, т. е. выполнение математических действий в умственном плане. На этом этапе у ребенка закрепляются математические умения и навыки, он выполняет логические и другие математические действия, оперируя понятиями как объектами. 8. Принцип программирования при формировании нарушенных функций. При коррекции дискалькулии необходимо формировать в развернутом виде психологическую структуру счетных операций. При этом каждая из математических операций выносится вначале во внешний план, отрабатывается изолированно и доводится до автоматизма. В дальнейшем происходит организация, структурирование программы выполнения математического задания под руководством педагога. После овладения этой программой она становится для ребенка алгоритмом выполнения аналогичных математических действий, средством самоуправления. В процессе формирования программы выполняется пошаговая коррекция дискалькулии, которая включает следующие стадии: выделение минимальных единиц данной математической деятельности (действий); формирование автоматизма действий, составляющих ту или иную математическую деятельность, т. е. превращение действий в операцию (способ действия, автоматизированное действие); интеграция операций в определѐнную целостную математическую деятельность. В процессе коррекции осуществляется постепенный переход от пассивного выполнения заданий к активному, что имеет особое значение в соответствии: с операционной структурой процесса овладения математическими умениями и навыками; особенностями нарушений неречевых и речевых высших психических функций. 9. Принцип постепенности перехода от наглядно-действенного к вербально-логическому мышлению. Формирование вербально-мыслительно-мнестической деятельности у школьников с нарушениями счетных операций осуществляется по следующим этапам: наглядное воспроизведение действий условия задачи с помощью реальных рисунков; воспроизведение условия задачи с помощью абстрактно-графических схем; выполнение решения задачи в умственном плане. В связи с этим в коррекционном обучении широко используется метод моделирования. Моделирование предполагает построение определенной конкретной модели и выполнение математических действий с ее использованием. Решение математической задачи с использованием метода моделирования является лучшим способом в работе с детьми, страдающими дискалькулией. Преимущества этого метода состоят в следующем: метод практических действий больше соответствует уровню развития в младшем школьном возрасте, чем метод вербально-мыслительный; - моделирование облегчает абстрагирование понятий, так как ребенок должен перевести содержание задачи на «язык модели», а затем только сравнить полученное с условием задачи; В процессе коррекции дискалькулии необходимо осуществлять дифференцированый подход на основе учета симптоматики, степени выраженности дискалькулии. Коррекция дискалькулии основывается на подробном психолого-педагогическом диагнозе каждого ребенка. Процесс коррекции принципиально зависит от того, какие механизмы вызывают данный вид нарушений и какова степень нарушения у ребенка. Корригирующие воздействия требуют индивидуального подхода в работе с ребенком. Коррекция дискалькулии у детей осуществляется по следующим направлениям: 1. коррекция нарушений сенсомоторных (гностико-практических) функций (зрительный, слуховой гнозис, кинестетический гнозопраксис, пространственно-временные представления, ориентировка в собственном теле, перцептивная (зрительная, слуховая) память и т. д.) и их интеграция; 2. формирование сукцессивных и симультанных процессов; 3. развитие логических операций; 4. формирование речевых предпосылок овладения математическими умениями, и навыками; 5. интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий; 6. закрепление сформированных предпосылок в процессе усвоения математических умений и навыков, выполнения математических заданий. Методика логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников основывается на комплексном подходе, который включает в себя: — изучение формирования счетной деятельности у детей — специальную организацию пространственно-развивающей среды; — знакомство детей с природным и рукотворным материалом и использование его в процессе активной предметно-практической деятельности и игре, проведение обучающих игр с математическим содержанием; — общение взрослого с ребенком в процессе формирования счетной деятельности; — взаимодействие всех взрослых - участников образовательного процесса (учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования) с целью координации работы. Вопросы к зачету по дисциплине: «Технологии преподавания математики (специальные)» 1. Структура и содержание образовательных программ в школе V вида. 2. Коррекция звукопроизношения у школьников с ТНР на уроках математики. 3. Методические основы изучения математики. 4. Игры и упражнения на развития речи школьников с ТНР на уроках математики. 5. Предмет и задачи технологий преподавания математики. 6. Симптоматика, механизмы и классификация дискалькулии. 7. Методические основы изучения математики. 8. Особенности усвоения учащимися чисел первого десятка. 9. Принципы коррекции дискалькулии. 10. Средства обучения математике в школе V вида. 11. Профилактика дискалькулии. 12. Формы обучения математике в школе V вида. 13. Причины, вызывающие нарушения счетной деятельности у учащихся с ТНР. 14. Связь обучения математике с другими учебными предметами. 15. Методы и принципы обучения математике в школе V вида. 16. Задачи пропедевтического периода в школе V вида. 17. Игры и упражнения на развития речи школьников с ТНР на уроках математики. 18. Организация преподавания математики в подготовительный период в школе V вида. 19. Особенности усвоения учащимися с ТНР чисел первого десятка. 20. Методика обучения математике в период пропедевтики в школе V вида. 21. Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка в школе для детей с ТНР на уроках математики. 22. Последовательность изучения каждого числа первого десятка. 23. Обозначение числа цифрой и письмо цифр. 24. Место числа в числовом ряду. 25. Причины, вызывающие нарушения счетной деятельности у учащихся с ТНР. |