МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Дополнительный материал в вопросу № 3 темы «Нарушения в овладении счетными операциями»





 

При коррекции дискалькулии наиболее важными являются следующие принципы:

1. Принцип комплексности предполагает медико-психолого-педагогическое воздействие и позволяет в коррекционной работе учитывать сложных характер симптоматики и механизмов дискалькулии, которые обусловлены несколькими патогенетическими факторами

2. Принцип системного подхода предполагает необходимость учета в коррекционной работе структуры дефекта, определения ведущего нарушения, соотношения первичных и вторичных симптомов.

3. Принцип деятельностного подхода (с учетом структуры деятельности, по А.Н.Леонтьеву).

 

В процессе коррекции дискалькулии необходимо учитывать сложную структуру математической деятельности:

 мотивационно-целевой этап,

 операциональный этап,

 

- этап контроля.

Так, в процессе коррекционного обучения большое внимание уделяется вызыванию интереса к выполнению математических действий, что достигается использованием большого количества наглядности, игровых приемов, значимых для ребенка реальных игровых ситуаций; особенно на начальном этапе коррекции.

4. Принцип учета психологической структуры процесса овладения счетными операциями. Умение пользоваться операциями счета, с одной стороны, и умозаключениями - с другой, является предпосылкой для формирования способности решения матема-тической задачи.

5. Принцип учета особенностей высших психических функций, обеспечивающих овладение счетными операциями. У детей с дискалькулией в процессе коррекции этого нарушения особое внимание направлено на формирование познавательной деятельности детей с учетом их онтогенетического развития, а также на формирование речевых предпосылок математической деятельности. В связи с этим в основе коррекции лежит принцип перехода от более простых мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение) к более сложным, т. е. к формированию обобщения, абстрагирования. Содержание и последовательность коррекционного обучения определяются также уровнем несформированности высших психических функций у детей с дискалькулией.

6. Принцип взаимосвязи в развитии перцептивных, речевых и интеллектуальных предпосылок деятельности по освоению математическими умениями и навыками. Готовность ребенка к овладению математикой зависит от гармоничного развития речевых и неречевых компонентов умственной деятельности. Исходя из этого, коррекционная работа с детьми, страдающими дискалькулией, должна быть направлена на формирование всех предпосылок процесса овладения математическими умениями и навыками.

7. Принцип учета поэтапности формирования умственных действий. На основе теории формирования умственных действий с учетом психологической структуры процесса интериоризации выделяются следующие этапы формирования математических действий:

 

I этап - выполнение математических действий в материализованной форме, основанное на восприятии и предметных действиях с постепенным переходом на уровень представлений. Этот этап можно подразделить на две стадии. Первая - сначала действие осуществляется с помощью экспериментатора. В процессе игры ребенок знакомится с предметными действиями, приобретает логический опыт, наблюдает практические действия, сравнивает, выполняет классификацию. На этой стадии огромное значение имеет терапевтический аспект коррекции. Важно сформировать у ребенка уверенность в возможности преодоления трудностей, спо-собствовать появлению эмоциональной активности и положительного отношения к математической деятельности. Значимым требованием на этой стадии является доведение работы до конца, даже с помощью экспериментатора. Вторая стадия - самостоятельное выполнение действий. Действия ребенка на этой стадии по-прежнему выполняются в материализованной форме, но они сопровождаются объяснением самого ребенка и носят более осознанный характер.



II этап - выполнение действия в речевом плане без его материализации. Конкретные предметы и ситуации замещаются дидактическим материалом (палочки, жетоны, фишки и т. д.). Ребенок должен уметь обосновать свои действия и полученные результаты в вербальном плане, четко определить закономерности, отношения и взаимосвязи. В психотерапевтическом плане поощряются попытки самостоятельного преодоления трудностей, осознание ребенком своих успехов.

III этап - формирование математических умозаключений, основанных на конкретном мышлении с переходом в абстрактную форму. Ребенок , находящийся на этом этапе, способен рассуждать, обобщать, делать выводы и формулировать их в речевом плане. Предполагаются вспомогательные приемы в виде зрительных схем. На основе приобретенного опыта ребенок устанавливает новые способы решения заданий, а также переносит умения с одного действия на другое.

IV этап - интериоризация математических умений и навыков, т. е. выполнение математических действий в умственном плане. На этом этапе у ребенка закрепляются математические умения и навыки, он выполняет логические и другие математические действия, оперируя понятиями как объектами.

8. Принцип программирования при формировании нарушенных функций. При коррекции дискалькулии необходимо формировать в развернутом виде психологическую структуру счетных операций. При этом каждая из математических операций выносится вначале во внешний план, отрабатывается изолированно и доводится до автоматизма. В дальнейшем происходит организация, структурирование программы выполнения математического задания под руководством педагога. После овладения этой программой она становится для ребенка алгоритмом выполнения аналогичных математических действий, средством самоуправления.

В процессе формирования программы выполняется пошаговая коррекция дискалькулии, которая включает следующие стадии:

 выделение минимальных единиц данной математической деятельности (действий);

 формирование автоматизма действий, составляющих ту или иную математическую деятельность, т. е. превращение действий в операцию (способ действия, автоматизированное действие);

 интеграция операций в определѐнную целостную математическую деятельность.

В процессе коррекции осуществляется постепенный переход от пассивного выполнения заданий к активному, что имеет особое значение в соответствии:

 с операционной структурой процесса овладения математическими умениями и навыками;

 особенностями нарушений неречевых и речевых высших психических функций.

9. Принцип постепенности перехода от наглядно-действенного к вербально-логическому мышлению. Формирование вербально-мыслительно-мнестической деятельности у школьников с нарушениями счетных операций осуществляется по следующим этапам:

 наглядное воспроизведение действий условия задачи с помощью реальных рисунков;

 воспроизведение условия задачи с помощью абстрактно-графических схем;

 выполнение решения задачи в умственном плане.

 

В связи с этим в коррекционном обучении широко используется метод моделирования. Моделирование предполагает построение определенной конкретной модели и выполнение математических действий с ее использованием. Решение математической задачи с использованием метода моделирования является лучшим способом в работе с детьми, страдающими дискалькулией. Преимущества этого метода состоят в следующем:

 метод практических действий больше соответствует уровню развития в младшем школьном возрасте, чем метод вербально-мыслительный;

 

- моделирование облегчает абстрагирование понятий, так как ребенок должен перевести содержание задачи на «язык модели», а затем только сравнить полученное с условием задачи;

В процессе коррекции дискалькулии необходимо осуществлять дифференцированый подход на основе учета симптоматики, степени выраженности дискалькулии. Коррекция дискалькулии основывается на подробном психолого-педагогическом диагнозе каждого ребенка. Процесс коррекции принципиально зависит от того, какие механизмы вызывают данный вид нарушений и какова степень нарушения у ребенка. Корригирующие воздействия требуют индивидуального подхода в работе с ребенком.

Коррекция дискалькулии у детей осуществляется по следующим направлениям:

1. коррекция нарушений сенсомоторных (гностико-практических) функций (зрительный, слуховой гнозис, кинестетический гнозопраксис, пространственно-временные представления, ориентировка в собственном теле, перцептивная (зрительная, слуховая) память и т. д.) и их интеграция;

2. формирование сукцессивных и симультанных процессов;

3. развитие логических операций;

4. формирование речевых предпосылок овладения математическими умениями, и навыками;

5. интеграция речевых и неречевых функций в процессе выполнения математических заданий;

6. закрепление сформированных предпосылок в процессе усвоения математических умений и навыков, выполнения математических заданий.

 

Методика логопедической работы по профилактике дискалькулии у дошкольников

 

основывается на комплексном подходе, который включает в себя:

— изучение формирования счетной деятельности у детей

— специальную организацию пространственно-развивающей среды;

— знакомство детей с природным и рукотворным материалом и использование его в процессе активной предметно-практической деятельности и игре, проведение обучающих игр с математическим содержанием;

— общение взрослого с ребенком в процессе формирования счетной деятельности;

— взаимодействие всех взрослых - участников образовательного процесса (учитель-логопед, учитель-дефектолог, воспитатели, музыкальный руководитель, педагоги дополнительного образования) с целью координации работы.

 

 

Вопросы к зачету по дисциплине: «Технологии преподавания математики (специальные)»

1. Структура и содержание образовательных программ в школе V вида.

2. Коррекция звукопроизношения у школьников с ТНР на уроках математики.

3. Методические основы изучения математики.

4. Игры и упражнения на развития речи школьников с ТНР на уроках математики.

5. Предмет и задачи технологий преподавания математики.

6. Симптоматика, механизмы и классификация дискалькулии.

7. Методические основы изучения математики.

8. Особенности усвоения учащимися чисел первого десятка.

9. Принципы коррекции дискалькулии.

10. Средства обучения математике в школе V вида.

11. Профилактика дискалькулии.

12. Формы обучения математике в школе V вида.

13. Причины, вызывающие нарушения счетной деятельности у учащихся с ТНР.

14. Связь обучения математике с другими учебными предметами.

15. Методы и принципы обучения математике в школе V вида.

16. Задачи пропедевтического периода в школе V вида.

17. Игры и упражнения на развития речи школьников с ТНР на уроках математики.

18. Организация преподавания математики в подготовительный период в школе V вида.

19. Особенности усвоения учащимися с ТНР чисел первого десятка.

20. Методика обучения математике в период пропедевтики в школе V вида.

21. Наглядные пособия, используемые при изучении чисел первого десятка в школе для детей с ТНР на уроках математики.

22. Последовательность изучения каждого числа первого десятка.

23. Обозначение числа цифрой и письмо цифр.

24. Место числа в числовом ряду.

25. Причины, вызывающие нарушения счетной деятельности у учащихся с ТНР.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.