ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Классификация функций государства Курсовая работа по предмету «Теория государства и права» На тему: «Функции государства: понятие и виды» Выполнил: студент группы К-СО 311 Прокопенко М.В. Проверила: ст. пр. Загарина А.И. Самара 2016 Введение. Прежде, чем начать изложение, необходимо определиться с применяемым в настоящей работе терминологическим аппаратом. Тема данной работы относится к управленческой проблематике. Очень близкую и схожую проблематику разрабатывают и другие общественные дисциплины, как смежные с теорией государственного управления, так и разрабатывающие проблематику управления иными, чем государство сообществами людей. Каждая из этих дисциплин выработала свой собственный терминологический аппарат. Зачастую один и тот же термин в рамках одной дисциплины означает одно, а в рамках другой дисциплины нечто совершенно иное. Или наоборот, одно и то же явление в рамках разных дисциплин описывается совершенно различными терминами. Иногда даже специалисты различных отраслей общественных, и не только общественных наук не могут прийти к единообразному описанию изучаемых процессов, объектов и явлений и донести друг до друга свои достижения в этих исследованиях. Однако следует отметить, что каждый из используемых терминологических аппаратов позволяет наиболее глубоко осветить и изучить различные аспекты каждой проблемы, наиболее значимые для каждой конкретной научной дисциплины. Усугубляется данная ситуация тем, что имеется очень большое количество научной литературы, переведённой с разных иностранных языков, в которой даже один и тот же термин может иметь несколько вариантов перевода, имеющие разное значение и контекст, не говоря уже о массивах текстов. Так например, в основе современных отечественных общественных наук лежит материалистический диалектический метод познания, который был воспринят из произведений К.Маркса и Ф.Энгельса, написанных в Лондоне на английском языке, а затем переведённых на немецкий и другие языки. А в домарксистский период в основе отечественных общественных наук лежали переводы с греческого языка византийских текстов, которые в свою очередь были основаны на переводах с древнееврейского языка писаний мифологического характера. Всё это не могло не повлиять, и действительно повлияло как на развитие общественной мысли, так и на особенности государственного строительства. В чём состоит смысл понятия «функции государства» и в чём отличие понятия «функции» от понятий «цели» и «задачи»? «Фу́нкция (от лат. functio — совершение, исполнение) (философская), отношение двух (группы) объектов, в котором изменение одного из них ведёт к изменению другого. Ф. может рассматриваться с точки зрения следствий (благоприятных, неблагоприятных — дисфункциональных или нейтральных — афункциональных), вызываемых изменением одного параметра в др. параметрах объекта (функциональность), или взаимосвязи отдельных частей в рамках некоторого целого (функционирование). Понятие Ф. введено в научный оборот Г. Лейбницем. В дальнейшем в философии интерес к Ф. как одной из фундаментальных категорий возрастал по мере распространения в различных областях науки функциональных методов исследования. В наиболее развёрнутой форме функциональный подход был реализован Э. Кассирером, который разработал теорию понятий, или «функций». Эта попытка построения теории познания на основе функционального подхода оказала определённое влияние на философские представления о Ф. Исследуются проблемы обоснованности, приемлемости и доказательности функциональных высказываний и объяснений, широко используемых в биологических и социальных науках, особенно в связи с изучением целенаправленных систем».[1] «Функция в социологии. 1) Роль, которую определённый социальный институт или частный социальный процесс выполняет относительно потребностей общественной системы более высокого уровня организации или интересов составляющих её классов, социальных групп и индивидов. Например, Ф. государства, семьи, искусства и т.д. относительно общества. При этом различаются явные Ф., т. е. совпадающие с открыто провозглашаемыми целями и задачами института или социальной группы, и скрытые, латентные Ф., обнаруживающие себя лишь с течением времени и отличающиеся от провозглашаемых намерений участников этой деятельности. 2) Зависимость, которая наблюдается между различными компонентами единого социального процесса, когда изменения одной части системы оказываются производными от изменений в другой её части (например, изменения в соотношении городского и сельского населения как Ф. развития промышленности). Марксистский поход к исследованию функций опирается на классовый анализ как самих институтов, так и соответствующих потребностей и интересов.» [2] «Термин "функции" в общем смысле можно понимать как внешнее проявление сущности того или иного предмета или явления; как перечень обязанностей тех или иных государственных или иных органов или должностных лиц и т.д. Таким образом, функции - это те проявления того или иного предмета или явления, которые должны быть выражены данным объектом исходя из самой его сущности и предназначения. Следовательно, функции государства присущи государству как таковому, и их содержание обусловлено сущностью государства. Традиционно функции государства понимают как основные направления деятельности государства, обусловленные его сущностью и содержанием, а также стоящими перед ним на том или ином этапе его развития целями, задачами и его социальным назначением».[3] «Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач. Именно в функциях проявляется сущность конкретного государства, его природа и социальное назначение. Содержание функций показывает, что делает данное государство, чем занимаются его органы и какие вопросы они преимущественно решают. Как основные направления деятельности государства они не должны отождествляться с самой деятельностью или отдельными элементами этой деятельности. Функции призваны отражать ту деятельность государства, которую оно должно осуществлять, чтобы решать поставленные перед ним задачи. Функции характеризуют государство в развитии, динамике, а не в статике. Они связаны с объективными потребностями, устанавливаются в зависимости от типа государства, основных задач, стоящих перед ним, и представляют собой средство реализации этих задач. В функциях проявляется социально обусловленная роль, которую призвано выполнять государство на том или ином историческом этапе своего развития. К наиболее значимым признакам функций государства относятся: 1) устойчиво сложившаяся предметная деятельность государства в важнейших сферах общественной жизни; 2) непосредственная связь между сущностной характеристикой государства и его социальным назначением, которая (связь) реализуется в деятельности государства; 3) направленность деятельности государства на выполнение крупных задач и достижение целей, встающих на каждом историческом этапе развития общества; 4) определенные формы реализации функций государства (чаще всего правовые), связанные с применением особых, в том числе властно-принудительных, методов. Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи - средства ее достижения, то функции - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Следовательно, цели и задачи определяют функции. Последовательность возникновения функций зависит от очередности задач, встающих перед обществом в его историческом развитии, а также преследуемых целей. Эти задачи и цели зависят от реальных условий: потребностей и интересов населения; экономических возможностей общества; нравственного и культурного уровня общества; профессионализма государственных служащих и структур и др. В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других - в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д. (Л.А. Морозова). Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.»[4] Существует также иной научный подход к изучению и рассмотрению функций государства. «Признавая справедливость данного определения, следует прояснить некоторые его аспекты. Прежде всего нужно обратить внимание на тот смысл, в котором употребляется термин "государство". В науке теории государства и права государство предлагается рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле понятие государства составляет совокупность трех элементов: территория, население (народ, нация), публичная (государственная) власть».[5] «Государство в узком смысле - это состоящая из органов управления и принуждения суверенная политико-территориальная организация, которая существует за счет общества, выражает его власть и осуществляет ее в целях создания и поддержания в обществе определенного порядка».[6] «Таким образом, категория функций государства базируется на узком подходе к пониманию государства как организованной государственной власти. Государство в широком значении не может иметь тех функций, которые выделяются в научной литературе: экономическая, социальная и прочие, т.к. эти функции могут быть реализованы только государственной властью как одной из составных частей единой сущности государства. Наиболее правильно, на наш взгляд, говорить не о функциях государства, а о функциях государственной власти, т.е. о тех направлениях деятельности государственной власти, которые проистекают из самой ее сущности. Тем не менее использование термина "функции государства" также допустимо, но нужно иметь в виду, что здесь государство выступает синонимом государственной власти или государства в узком своем значении.»[7] Классификация функций государства «Немаловажное значение имеет также вопрос о выделении конкретных функций государства, их классификации. Эти вопросы решаются неоднозначно в юридической науке. Критериев, по которым возможно произвести полную классификацию функций государства, не выработано, поэтому практически любая однородная группа задач государственной власти может быть возведена в разряд функций. Так, наряду с общепринятыми функциями, в научной литературе предлагается выделять также информационную функцию [8], миграционную функцию [9], функцию охраны природы и окружающей среды [10] и т.п. Таким образом, функцией государства можно назвать группу однородных задач государственной власти. То есть отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в совокупности формируют определенную функцию государства. Например, учет налогоплательщиков является задачей налоговых органов, и эта единичная задача входит в состав налоговой функции государства. На наш взгляд, функции государства нужно рассматривать в нескольких аспектах: 1) функции государства как такового, как политико-правового института; 2) функции определенного типа государства, т.е. функции, присущие той или иной идеальной модели государства (например, функции тоталитарного, авторитарного, демократического государства и т.п.); 3) функции конкретного государства на определенный момент времени. Для каждого из обозначенных аспектов содержание функций будет различным, поэтому рассмотрение в юридической литературе функций государства без учета названного разграничения недостаточно объективно. Функции государства как политико-правового института. Государство как институциональное образование возникло прежде всего в результате появления публичной власти в определенном обществе, отсюда проистекают и функции данного явления. Такими функциями можно назвать: - политическую, которая заключается в осуществлении государственной власти, управления обществом. Функция реализуется посредством создания государственно-властного механизма, отдельные звенья которого - государственные органы наделены определенными отраслевыми полномочиями. Через систему таких органов государственно-властные решения реализуются в фактических отношениях граждан и их объединений; - функцию поддержания общественного порядка. Общественный порядок - это желаемая модель организации общественного взаимодействия в соответствии с правовыми предписаниями, исходящими от государственной власти, поэтому поддержание общественного порядка является важнейшей функцией. Действия, нарушающие правовые нормы, посягают в первую очередь на установленный в государстве правопорядок, и для защиты желаемой модели организации общественных связей создаются специальные органы (полиция, прокуратура и пр.); - экономическую функцию. Основой государства, в особенности государства современного европейского типа, являются материальные и финансовые ресурсы. Рациональное использование, накопление и распределение материально-финансовых ресурсов являются важнейшей функцией государства с момента его образования. Деньги и иные экономические средства имеют ряд важнейших задач в обществе: а) инструмент управления государством общественными процессами; б) накопление государственно-общественных ресурсов; в) средство самоорганизации граждан в экономических взаимоотношениях и некоторые другие; - функцию защиты от внешних угроз. Для реализации этой функции в государстве создаются вооруженные силы, состоящие из специально обученных для ведения военных действий лиц и комплекса технических средств (вооружения, машин и т.п.). Внешние угрозы представляют опасность для существования данного государства и господства публичной власти на определенной территории, поэтому указанная функция присуща любому государству. Обозначенные выше функции характерны для государства как института и сохраняют свою значимость в государствах любых исторических периодов и типов. Данные функции можно назвать базовыми функциями государства. Функции определенного типа государства. Типология государств предполагает распределение государств по определенному критерию (либо совокупности таких критериев) на определенные группы, типы. Названные выше базовые функции имеются у государств всех типов без исключения. Степень реализации базовых функций может различаться, однако без реализации данных функций государство немыслимо. В дополнение к базовым функциям существуют типовые функции, т.е. функции, характерные для того или иного типа государств. Например, функция защиты прав человека и основных свобод характерна для государств современного демократического типа и не характерна для восточных деспотических государств. Называемые в литературе также социальная, культурно-воспитательная, экологическая и некоторые другие подобные функции характерны для современных демократических государств и не могут характеризовать все типы государств. Функции конкретного государства на определенный момент времени. В состав функций конкретного государства включаются базовые и типовые функции, а также функции, свойственные только данному государству, т.е. специфические функции. Для того чтобы назвать перечень этих функций, необходимо проанализировать важнейшие задачи и интересы данного конкретного государства. Именно специфические функции определяют в совокупности с иными характеристиками особенности государств. На состав данных функций влияют такие факторы, как географическое положение, национальный состав населения, запасы недр, климат и т.п. Если определенные государственные задачи имеют большое значение, то они переходят в разряд функций. Например, в современной России такими функциями, которые проистекают из задач, можно назвать борьбу с коррупцией; модернизацию; борьбу с пьянством, алкоголизмом, табакокурением и пр. То есть масштаб проблем вынуждает рассматривать данные аспекты не как часть социальной, экономической или иных функций, а как отдельные направления деятельности конкретного государства. Таким образом, функцией государства можно назвать группу однородных задач государственной власти. То есть отдельные задачи государственной власти, в том числе выраженные в полномочиях государственных органов, в совокупности формируют определенную функцию государства. На наш взгляд, функции государства нужно рассматривать в нескольких аспектах: а) функции государства как такового, как политико-правового института. Такими функциями можно назвать: политическую функцию, которая заключается в осуществлении государственной власти, управления обществом; функцию поддержания общественного порядка; экономическую функцию; функцию защиты от внешних угроз. Обозначенные выше функции сохраняют свою значимость в государствах любых исторических периодов и типов. Данные функции можно назвать базовыми функциями государства; б) функции определенного типа государства, т.е. функции, присущие той или иной идеальной модели государства (например, функции тоталитарного, авторитарного, демократического государства и т.п.), типовые функции государства; в) функции конкретного государства на определенный момент времени, или специфические функции.»[11] Существуют также другие, более упрощённые научные подходы к классификации функций государства. «Функции государства не следует отождествлять и с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определенного вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, ее наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение. В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают свое действие с решением определенной задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение); в зависимости от принципа разделения властей - на законодательные (правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные; в зависимости от значения – на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров); в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние».[12] Классификация функций государства в зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, - на внутренние и внешние является наиболее часто употребляемой в юридической науке. Причём основные функции имеют как внешнюю, так и внутреннюю составляющую. |