014. Понятие и сущность государства. 1. Государство есть исторически развивающееся явление, т.е. его роль и значение рассматривались применительно к конкретно-историческому периоду его развития, с использованием тех объективных факторов, которые характерны для данного периода. 2. Государство есть продукт общественного развития, т.е., применительно к государственно-организованному обществу, оно является основной управляющей системой. 3. Русские юристы излагали в своих работах следующие определения понятия государства. Так Коркунов считал, что государство есть «общественный союз, представляющий собою самостоятельное, признанное принудительное властвование над свободными людьми». Трубецкой считал, что «государство есть союз людей, властвующих самостоятельно и исключительно в пределах определенной территории». Гумплович определяет государство как «естественно возникшую организацию властвования, предназначенную для охраны определенного правопорядка». Следует заметить, что сторонники марксистко-ленинской теории определяли государство как организацию политической власти экономически господствующего класса, машину для угнетения одного класса другим, чтобы удержать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы. Таким образом, указанные определения носили сугубо классовый характер, который является важнейшим признаком любого государства. 4. Несколько иное, более современное определение содержится в работе профессора С.С. Алексеева, который под государством понимает особую организацию политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом - в социалистическом обществе), располагающую специальным аппаратом принуждения и придающую своим велением обязательную силу для населения всей страны. Существуют и другие определения понятия государства, но всех их объединяет то обстоятельство, что любое государство должно рассматриваться в его исторической действительности и во всех его исторических проявлениях. Признаки государства: (характеристики отличающие государство от других полит.организаций. 1-наличие публичной власти, выделенной из общества, и не совпадающей с населением страны (государство обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия ибо публичная власть это чиновники, армия, суды, тюрьмы.) 2-система налогов и сборов, выступающей основной доходной частью бюджета государства, для содержания аппарата. 3-территориальная организация, территория государства очерчена гос-ой границей. Государство объединяет и защищает своей властью всех людей населяющих его территорию, независимо от принадлежности к роду, учреждению. К гос.территории относится земная поверхность, внутренние воды, воздушный столб, недра,территория посольств, консульств за рубежом, борт военных, космических кораблей, находящихся в нейтральных водах. -связь с правом, госво не может существовать без права, так как право определяет юр.рамки и формы осуществления функций государства. -монополия на правотворчество, издает законы, подзаконные акты. -монополия на легальное применение силы, физического принуждения, возможность лишить граждан свободы -устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство) -обладание определенными материальными средствами для проведения своей политики (гос.собственность, бюджет, валюта) -монополия на официальное представительство всего общества. -суверенитет, т.е. самостоятельность гос.власти внутри страны и ее независимость на международной арене. Включает основополагающие принципы, единство, неделимость территории, неприкосновенность границ, невмешательство во внутренние дела. -наличие гос.символов, герб, флаг,гимн. Сущность государства – это наиболее характерное, значимое, определяющее его содержание, социальное назначение и функционирование. Главное в сущности госва его содержательная сторона, то чьи интересы оно прежде всего осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике. Подходы к сущности государства. -классовый подход. Госво можно определить как организацию полит.власти экономически господствующего класса. Госво используется в узких целях, как средство для обеспечения интересов господствующего класса. Рабовладельческие, феодальные, социалистические госва выступают классовыми. -общесоциальный подход. В рамках которого госво это организация полит.власти, создающее условия для компромисса интересов различных классов и соц.групп. здесь госво используется в более широких целях, как средство для обеспечения интересов общества, разных слоем, находя компромисс. Конечно это пока больше идеал нежели реальность, хотя есть ряд стран приближен к этому подходу, Австрия, Швеция, Германия. -В рамках религиозного подхода, организация полит.власти преимущественно осуществляет интересы определенной религии (Католики – Ватикан) -национальный подход, можно определить как организацию полит власти преимущественно содействующую осуществлению интересов титульной нации, за счет удовлетворения интересов других наций, проживающих на территории данной страны. (Латвия проводит поддержку лишь коренных народов, ущемляя интересы других наций) -расовый подход можно определить организацию полит власти преимущественно содействующую осуществлению интересов определенной расы, за счет удовлетворения интересов других рас, проживающих на территории данной страны. Сущность государства многоаспектна, она не сводится только к классовым и общесоциальным началам. Социальное назначение государства вытекает из его сущности, какова сущность, таков и характер деятельности, таковы и цели, задачи которые оно перед собой ставит. Говоря о сущности государства и существующих в научной литературе подходов в ее понимании, следует отметить, что государство может рассматриваться как «объединение людей, подчиненных праву, интересы которых выражают властные органы», либо как «система институтов публичной власти, аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. Таким образом, в зависимости от различных научных пониманий (подходов) в сущности государства можно выделить два подхода: 1. способность выражать общезначимые интересы большинства (общесоциальная сущность); 2. способность представлять интересы экономически господствующего класса, или отдельных социальных групп (классовая сущность). Кроме того, говоря о сущности государства, следует отметить, что ее внутреннее содержание также составляют перечисленные признаки, которые отличают государство от негосударственных институтов и общественных организаций. | | | 027. Функции государства: понятие и классификация Функции государства - это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач. Цель государства - то к чему стремиться общество, задачи-средства достижения цели, а функции- это решение стоящих перед гос.вом задач. Функции характеризуют гос.во в динамике, а не в статике. Функции государства обладают следующими признаками: 1. основные, главные направления государственной деятельности 2. функции государства осуществляются в особых формах и особыми методами 3. функции государства имеют свой предмет и свое содержание. Предмет функции государства составляет определенная сфера общественных отношений, подвергающаяся государственному регулированию. Содержание функции показывает, что делает гос.во в данной сфере, как оно регулирует данные общественные отношения. Функции государства можно разделить на следующие виды: 1. внутренние и внешние. Внутренние осуществляются внутри страны. К ним можно отнести: обеспечение народовластия; экономическую функцию; финансовый контроль; социально-культурную функцию; охрану прав и свобод граждан; обеспечение правопорядка и общественной безопасности граждан; экологическую функцию, функцию борьбы с различными стихийными бедствиями (эпидемиями и др.) катастрофами; функцию налогообложения и взимания налогов и др, а внешние на международной арене. ним можно отнести: обеспечение обороны и безопасности; интеграции в мировую экономику; внешнеэкономическое партнерство и государственную поддержку иностранных инвестиций, поддержание мирового порядка; борьбу с международным терроризмом, наркобизнесом и наркомафией; сотрудничество с другими государствами в решении глобальных проблем современности (экологической, сырьевой, энергетической, демографической и др.); участие в охране окружающей природной среды и др. 2. постоянные и временные. Постоянные это Ф которые Г осущ-ет неопределенно долго (всегда). Временные это Ф носящие краткосрочный характер. 3. основные и неосновные. Основные - это Ф с помощью которых решаются главные задачи стоящие перед Г. Не основные это Ф с помощью которых решаются не основные задачи Г. Неосновные являются структурными частями основных. К числу критериев можно отнести принцип разделения властей и классифицировать функции Г на основе этого принципа. Соответственно функции подразделяются на: законодательные (правотворческие), управленческие, правоохранительные в том числе судебные, и информационные. Особенность данной классификации состоит в том, что она отражает процесс реализации госуд власти. Это чисто формальная классификация, привязанная к совокупности ветвей госуд власти - законодательной (представительной), исполнительной, судебной, - но тем не менее весьма часто используемая в научных и практических целях. Классификация функций, опирающаяся на разделение властей не у всех ученых-юристов вызывает признание. Некоторые авторы указывают, что данная классификация характеризует не функции государства, а функции его органов, либо формы осуществления функций государства. | | 031. Понятие и структура механизма государства Механизм государства – это система государственных органов, осуществляющих государственную власть, функции государства. Термин «механизм государства» одни зачастую отождествляют с гос. аппаратом, другие считают механизм государства более широким образованием и включают в него не только гос. органы, образующие гос. аппарат, но и принудительные учреждения (тюрьмы ,полиция), а также методы осуществления власти. Понятие механизма государства является более узким по отношению к понятию «политическая система», так как в последнюю входят не только гос.органы, но и негосударственные организации, учреждения, группы принимающие участие в борьбе за полит. власть. В литературе выделяется ряд признаков механизма государства, М.И. Байтин отмечает следующие признаки механизма государства: - это система государственных органов, основанная на единстве принципов организации и деятельности. - характеризуется сложной структурой отражающей определенное место, которое занимают в ней различные виды и группы государственных органов, их соотношением и взаимосвязями. -между государственным механизмом и функциями государства существует тесная обратная связь. Функции осуществляются при помощи гос. механизма, посредством деятельности всей системы государственных органов. Вместе с тем от функций государства зависит структура гос. механизма, они непосредственно влияют на возникновение, развитие и содержание деятельности тех или иных органов государства. -механизм государства для обеспечения возложенных на него задач управления делами общества, воздействия на социальные процессы и сферы располагает необходимыми финансовыми и иными материальными средствами (здания, оборудование, деньги) Структура механизма государства – это внутренние строение, порядок расположения элементов, их соподчиненность, соотношение и взаимосвязь. Структура механизма государства включает: 1.Государственные органы, находящиеся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. (парламент, президент, правительство, министерства, ведомства) 2. государственные организации, подразделения механизма государства, призванные осуществлять охранительную деятельность данного государства ( вооруженные силы, милиция) 3. государственные учреждения, подразделения механизма государства, которые не обладают властными полномочиями (за исключением их администраций), а осуществляют практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной и т.п. сферах. (библиотеки, вузы, театры, научно-исследовательские институты). 4.государственные предприятия, подразделения механизма, не обладающие властными полномочиям, за исключением их администраций, осуществляют хозяйственно -экономическую деятельность, производят продукцию, оказывают услуги для извлечения прибыли. 5. государственные служащие (чиновники), занимающиеся управлением. 6. организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности гос. аппарата. Механизм государства и его структура исторически изменяются, зависят от конкретных задач, стоящих перед государством на определенном отрезке его развития. Первичным структурным элементом механизма государства является гос.орган. Мех Г – это система специальных органов, с помощью которых Г осуществляет свои функции. Г обеспечивает свои функции через систему органов Г носящее название гос. аппарат. Традиционно под гос аппаратом понимают сис-му органов при помощи которых осуществляются задачи и функции Г (каждый гос орган – это структурно обособленное звено, относительно самостоятельная часть госаппарата которая осуществляет от имени Г его задачи и функции посредством определенного вида деятельности в порученной области.) Деятельность Г по осуществлению своих функций облекается в правовые формы: правотворчество, исполнительно-распорядительная, правоохранительная, которые основаны на принципе разделения властей. Соответственно и функции Г подразделяются на законодательные (правотворческие), управленческие и судебные, что в принципе отражает механизм реализации государственной власти. Причем каждая из названных функций может осуществляться совокупностью государственных органов, принадлежащих к определенным независимым ветвям власти. Бюрократизм и коррупция В буквальном смысле слово «бюрократизм»означает власть «бюро», т.е. письменного стола, конторы, или «конторовластие». По сути дела – власть оторванного от народа аппарата. Главный ресурс бюрократов – сама власть и возможность извлекать выгоду из должности, из службы. В руках бюрократа этот ресурс конвертируется в другие виды капитала, материальных благ. Формы проявления бюрократизма – формализм, волокита, канцелярщина (вместо решения вопроса по существу – отписка), бездумное, казенное отношение к делу и др. Основная причина живучести бюрократизма кроется в многообразии и противоречивости интересов, в возможности ими манипулировать в корыстных целях. Так, государственный интерес бюрократы могут превратить ведомственный или местный – в групповой или личный. Иными словами, «государственные задачи превращаются в канцелярские», а «канцелярские задачи – в государственные». Одна из характерных черт бюрократизма – стремление к тайне, засекречиванию деятельности. Коррупция– сложное антисоциальное явление, тесно связанное с государством и правом. Она имеет различные формы и виды проявления. В западных зарубежных странах коррупцию обычно связывают с деятельностью властвующих элит, незаконным использованием ими государственных ресурсов в целях укрепления своей власти или обогащения. Формы коррупции – взяточничество, подкуп, протекционизм и др. Коррупцию порождает возможность бесконтрольно и безнаказанно извлекать выгоду из властных полномочий. Еще Аристотель рекомендовал: самое главное при всяком государственном строе – это посредством законов и остального распорядка устроить дело так, чтобы должностным лицам невозможно было наживаться. Коррупционные отношения осуществляются скрыто, латентно. Поэтому противодействовать коррупции очень непросто. Для противодействия ей необходима целая система антикоррупционных мер и средств, которую необходимо создать и постоянно совершенствовать. Политическая система общества или политическая организация общества — организованная на единой нормативно-ценностной основе совокупность взаимодействий (отношений) политических субъектов, связанных с осуществлением власти (правительством) и управлением обществом. Данное понятие объединяет разнообразные действия и взаимоотношения властвующих групп и подвластных, управляющих и управляемых, господствующих и подчинённых, теоретически обобщает деятельность и взаимосвязи организованных форм властеотношений — государственных и иных институтов и учреждений, а также идеологических и политических ценностей и норм, регулирующих политическую жизнь членов данного общества. Понятие «политическая система» обозначает характерные для определённого общества структуры политической деятельности и отношений и типы политического процесса. Основные формы политических режимов Демократия Теократия Тоталитаризм Авторитаризм Право и мораль — условное название проблемы соотношения категорий права и морали в общественной жизни. Изучается в рамках правоведения, теории государства и права, а также этики. Порядок отношений между членами общества определяется и регулируется не только нормами права, но и другими социальными нормами. Понятие «социальные нормы» выражает их отличие от технических норм, под которыми понимаются нормы, определяющие приемы обращения людей с орудиями труда, предметами материального мира и силами природы. Технические нормы также социальны в том смысле, что производство, в сфере которого они применяются, носит общественный характер. Тем не менее, существует различие между техническими и социальными нормами: если первые определяют отношение людей к тем или иным вещам, к производственным процессам, то вторые регулируют отношения между людьми. Мораль — вид социальных норм, охватывающих своими оценками почти все сферы общественной жизни. Ряд общественных отношений, урегулированных правом, регулируется также и моралью. Связь и соотношение права и морали — проблема любого общества, где существуют эти социальные нормы. Право и обычаи Обычаи представляют собой общие правила, возникающие в результате постоянного воспроизводства конкретных образцов поведения и деятельности и в силу длительности своего существования вошедшие в привычку людей. В основе обычаев лежат образцы конкретного поведения, практической деятельности, а потому они трудноотделимы от самого поведения и деятельности. Отсюда высокая детализированность их предписаний, представляющих, по сути дела, достаточно подробное описание самого поведения. Поведенческий образец как таковой еще не является правилом поведения, поскольку субъект всегда сохраняет возможность выбора одного из нескольких подобных образцов в соответствии со своими интересами, целями, задачами. Собственно, обычай можно считать сформировавшимся в социальную норму тогда, когда в силу длительности следования конкретному образцу поведения он становится поведенческим стереотипом (привычкой) людей, поведенческой традицией сообществ, т. е. нормой поведения. В обществе неразрывность с поведенческой и деятельностной практикой обусловливает наличие исключительного многообразия обычаев. Свои обычаи имеют различные этносы, социальные группы, сообщества. Разнятся обычаи и в зависимости от регионов, поскольку отражают все своеобразие жизнедеятельности людей, определяемое спецификой жизни в различных условиях. Следовательно, содержание обычая – это сам образец поведения, а формой его фиксации является привычка, поведенческая традиция. Отсюда и специфика регулятивного воздействия обычных норм. В отличие от права или морали они предполагают не согласование поведения с предписанными требованиями, а воспроизведение самого поведения в его устоявшихся вариантах. Наконец, существование обычая в виде привычки означает отсутствие особых механизмов его обеспечения, отсутствие необходимости в определенном принуждении, поскольку следование привычке обеспечено самим фактом ее существования, т. е. естественно. Исторически обычаи относятся к числу самых ранних социальных норм. В период становления первых цивилизаций, образования древних государств обычаям начинают придавать общеобязательное значение. Облеченные в письменную форму, в определенном смысле систематизированные, своды обычаев возводятся в ранг законов государства (законы Ману, законы Хаммурапи и т. п.) и становятся первыми источниками права. Нормативные системы современных обществ такого перехода обычаев в юридические нормы уже фактически не знают. Сегодня, как правило, говорят о взаимодействии права и обычаев, которое рассматривается преимущественно как «отношение» юридических норм к существующим в обществе обычаям. Такое «отношение» сводится к трем основным вариантам. 1. Юридические нормы поддерживают обычаи, полезные с точки зрения общества и государства, создают условия для их реализации. 2. Юридические нормы могут служить вытеснению вредных с точки зрения общества обычаев. 3. Юридические нормы безразличны к действующим обычаям. Таких обычаев большинство и связаны они главным образом с межличностными отношениями, бытовым поведением людей. От взаимодействия права и обычая надо отличать правовой обычай как источник (форму) права, сохранивший некоторое значение и в настоящее время. При взаимодействии права и обычая сама обычная норма юридического значения не имеет, а значимы действия, совершенные при реализации ее требований. В правовом обычае юридическое значение придается именно обычной норме путем ее соответствующего санкционирования. Другими словами, в этом случае обычай приобретает юридический статус без его текстуальной формулировки в правовом документе. В качестве примера могут рассматриваться ст. 134, 135 Кодекса торгового мореплавания, ст. 5 ГК РФ, санкционирующая обычаи делового оборота. Право и корпоративные нормы Под корпоративными нормами обычно понимаются правила поведения, создаваемые в организованных сообществах, распространяющиеся на его членов и направленные на обеспечение организации и функционирования данного сообщества. Наиболее распространенным примером корпоративных норм являются нормы общественных организаций (профсоюзов, политических партий, клубов разного рода и т.п.). Корпоративные нормы достаточно специфичны. Так, они создаются в процессе организации и деятельности сообщества людей; распространяются на членов данного сообщества; закрепляются в соответствующих документах (уставе, кодексе и т.п.); обеспечиваются предусмотренными организационными мерами. По формальным признакам корпоративные нормы похожи на юридические: текстуально закреплены в соответствующих документах, принимаются по определенной процедуре, систематизированы. Однако на этом сходство фактически заканчивается, ибо названные нормы не обладают общеобязательностью права, не обеспечиваются государственным принуждением. Корпоративные нормы имеют иную природу, нежели право. Предметом их регулирования являются отношения, не урегулированные юридически (в силу невозможности или нецелесообразности такого регулирования). Они «принадлежат» структурным единицам гражданского общества и отражают специфику природы последних. В связи со сказанным важно отличать корпоративные нормы от юридических, содержащихся в локальных нормативных актах. Нормы, содержащиеся в локальных нормативных актах, хотя действуют только внутри определенной организации, являются юридическими, поскольку порождают права и обязанности, обеспеченные юридическими механизмами. Другими словами, в случае их нарушения существует возможность обратиться в компетентные правоохранительные органы. Так, при нарушении положений учредительных документов акционерного общества, например порядка распределения прибыли, заинтересованный субъект может обжаловать состоявшееся решение в судебном порядке. А вынесение решения с нарушением устава политической партии обжалованию в судебном порядке не подлежит. Итак, действуя в системе социального нормативного регулирования, юридические нормы являются только одним из элементов этой системы. В условиях правового общества, демократического государства гармоническое взаимодействие права с иными социальными нормами – необходимое условие его эффективности. Понятие типологии государства и права Государство и право возникли не сразу. Их появлению предшествовал длительный период эволюционных и революционных преобразований общества. Ныне существующие государства прошли в своем развитии многочисленные этапы, изменяясь в политическом, территориальном, экономическом, демографическом, гуманитарном отношении. Поэтому объект научного исследования теории государства и права включает громадное количество разнообразных государственно-правовых феноменов. Чтобы их систематизировать и обощить, в науке теории государства и права была введена категория типологии. Типология - это классификация государств и правовых систем на основе общности их исторического развития и сходства основных, существенных признаков. Типология представляет собой деление государств и правовых систем по однородным группам и подгруппам. Предпосылками для определения типологии государства и права является целый ряд факторов. Человек как биосоциальное существо возникает одновременно с обществом и развивается вместе с ним. Государство возникает на определенном этапе развития человеческих сообществ, определяемом совокупностью объективных факторов экономического, политического, социального, гуманитарного характера. Каждое государство и его система права имеют свою историю. Их развитие представляет собой постоянный, необратимый, естественно-исторический процесс. В истории цивилизации существовало, существует и будет существовать множество различных государств и правовых систем. Одни из них исчезали, другие появлялись. Этот процесс продолжается непрерывно. Каждое государство непрерывно изменяется, реформируется, совершенствуется. Данное развитие сопровождается коренными изменениями социальной природы, назначения, основных принципов организации и функционирования государственной власти. Все государства обладают собственной спецификой, неповторимыми особенностями. Но в то же время у отдельных государств и правовых систем имеются существенное сходство, общие признаки, позволяющие науке объединить их в одну группу - исторический тип государства и права. В развитии каждого государства и права наблюдаются объективные закономерности, познаваемые в результате научного поиска. В частности, существуют определенная зависимость и соответствие между способом производства, экономикой, социальной структурой общества, уровнем духовной культуры, природно-климатическими, демографическими, территориальными и т.п. факторами, с одной стороны, и определенным типом государства и права - с другой. Переход от одного исторического типа государства и права к другому носит объективный характер и включает эволюционные и революционные периоды. Неравномерность исторического развития различных человеческих сообществ обуславливает возникновение государства и права у различных народов неравномерно, по мере созревания объективных предпосылок. Некоторые архаичные сообщества до сих пор так и не обрели государственности. Так же разновременно у различных сообществ происходит смена исторических типов государства и права. В процессе исторического развития общества наблюдается интеграция государственных и правовых систем, их сближение, унификация, сглаживание различий, постепенное становление единых для всего человечества управленческих и правовых систем. В целом, развитие цивилизации идет по восходящей линии определяется термином «прогресс». Его содержание применительно к процессу развития государства и права характеризуется следующим: · постепенная индивидуализация человеческой личности, расширение и укрепление основных прав и свобод человека; · развитие материальной и духовной культуры, постоянное увеличение объема научных, технических, культурных знаний; · уменьшение зависимости человека от окружающей природной среды; · демократизация государственной власти, уменьшение классовой природы государства и права в сторону выполнения общесоциальных функций; · гуманизация государственного управления и нормативного регулирования. В науке теории государства и права четко определилось две разновидности типологии государства: формационная и цивилизационная. Остальные типологии государств, в принципе, представляют собой симбиоз формационной и цивилизационной типологии, каждая из которых выражена в большей или меньшей степени. 040. Соотношение государства и права Государство и право возникают одновременно в силу одних и тех же причин, в результате разложения родового обществ и перехода его в цивилизационное состояние. На определенной ступени развития общества возникает потребность охватить общим правилом повторяющиеся день ото дня аты производства, распределения и обмена продуктов. Чтобы отдельный индивид подчинился общим условиям производства и обмена. Это правило сначала выражается в обычае, затем становится законом. Вместе с законом возникают и органы, которым поручается обеспечивать его соблюдение -публичная власть, государство (Энгельс) Тем не менее государство и право самостоятельные явления и их отождествление недопустимо, дистанция между ними всегда сохраняется. Модели соотношения государства и права: 1. Этатическая модель, которая безраздельно господствовала в советской политико-идеологической практике, государство и есть право. 2. Либеральная модель, когда право выше государства 3. Прагматичная модель, когда государство создает право, но связано с ним. Функциональные аспекты государства и права: единство, различие, взаимодействие 1.Единство, выражается в их происхождении, типологии, культурными, историческими судьбами, гарантируют права личности. Однако это не означает, что все что свойствено гос.ву, свойственно праву, они автономы и самобытны. 2.Различия, вытекают из онтологического статуса и общественной природы. Если гос.во есть политико-территориальная организация публичной власти, то право - система официально установленных и охраняемых норм. Государство-сила, право-воля. 3.Взаимодействие, выражается в многообразном влиянии их друг на друга. Гос.во воздействует на право тем, что оно его создает, изменяет, совершенствует, охраняет, исполняет.Право результат гос.ой деятельности, его продукт. Право же в свою очередь легализует и конституирует гос.ую деятельность, определяет границы дозволенности и недозволенности, обеспечивает контроль над законностью (легитимностью) этой деятельности. С помощью права закрепляется внутрянняя организация государства, его форма, структура, аппарат, механизм упрваления, статус и компетенция. Гос.во создает право для регламентации собственной деятельности. В вопросе о взаимодействии П и Г в мировой науке сложились два основных подхода: этатистический и естественно правовой (либеральный). Этатистический признает примат (первенство) государства т.е. согласно этому подходу государство является определяющим фактором по отношению к праву, поскольку право устанавливается и санкционируется гос-ом (юрид-ий позитивизм). Согласно естественно правовому либеральному подходу не государство, а право является определяющим фактором. Государство зависит от права и должно ему подчинятся. Этот подход провозглашает примат права (этот подход наиболее ярко выражен в теории правового государства). Государство должно быть подчинено праву. Есть ещё и 3ий подход который не отдает предпочтение государству или праву, а рассматривает государство и право в их взаимосвязи. Позитивное право независимо от того выражает оно социально оправданную свободу поведения или нет тесно взаимодействует с гос-ом. Оно не может сущ-ать без государства, равно как и государство не может сущ-ть без него. Позитивное право не может сущ-ть без государства в силу следующих обстоятельств: 1. Позит-ое право не может возникнуть без государства поскольку оно либо устанавливается либо санкционируется гос-ом. 2. Позитивное право не может функционировать без государства, поскольку оно должно быть обеспечено гос-ым принуждением. Т.о. право не может не возникнут не сущ-ть без государства. Государство в свою очередь не может обойтись без права: при помощи позит-го права государство себя конституирует т.е. юрид-ки оформляет (с помощью конституции, законов и др). Государство использует позит–ое право как основной инструмент социального регулирования. С помощью позитивного права государство устанавливает в общ-ве именно тот порядок, который необходим и выгоден государству. Правово́й обы́чай — исторически сложившееся и санкционированное государством правило поведения, включенное в систему правовых норм и признаваемое источником права. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического процесса возникновения права, а также преемственности в развитии правовых норм. В правовой науке, как отечественной, так и зарубежной, обычное право изучалось и изучается в историческом аспекте и в плане сравнения обычной нормы с другими социальными нормами. Признание государством отличает правовой обычай от простого обычая, который не является источником права. Государство может признать обычай правовым в одной из следующих форм: - в форме отсылки к норме обычая в тексте нормативно-правового акта; - в форме судебного решения, когда суд ссылается на норму обычая. Текст обычая не фиксируется в нормативно-правовых актах. Если это происходит, то уже нельзя говорить о правовом обычае как об источнике права - его замещает нормативно-правовой акт, частью которого и становится норма обычая. Признаки правового обычая: - локальный характер заключённых в нём норм - норма правового обычая распространяет своё действие на сравнительно небольшую территорию и (или) на небольшую группу людей, объединяемую по кровнородственному или профессиональному признаку; - имеет юридическую силу - защищается возможностью применения мер государственного принуждения; - не должен противоречить принятым в данном обществе нормам морали и государственной политике в данной области правового регулирования (последний вопрос решается правоприменительным органом); - существует достаточно продолжительное время и известен достаточно широкому кругу лиц. Применение Обычаи (обычные нормы) признаются источниками права не во всех государствах, и лишь в ограниченном круге правовых отношений. Наиболее широко правовые обычаи применяются в банковской практике, коммерческом обороте, сфере страхования, международной торговле. Правовой обычай закрепляет давно сложившиеся общественные отношения, вошедшие в привычку. Государственное санкционирование здесь, как правило, проявляется в том, что государственные органы в своей деятельности используют их в качестве нормативной основы для вынесения властно-распорядительных решений, издания судебных и административных актов. Иногда отсылка к правовому обычаю прямо дается в законе или ином нормативном акте. Участники правовых отношений вправе обосновывать свои требования и защищать права ссылками на сложившиеся правовые обычаи. Разновидностью правового обычая являются обычаи делового оборота - сложившиеся и широко применяемые в какой-либо сфере предпринимательской деятельности правила поведения, не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли они в каком-либо документе. В развитых правовых системах правовой обычай выступает в качестве дополнительного источника права, когда норма правового обычая восполняет пробел, образовавшийся в результате неурегулированности того или иного условия в договоре или пробелы законодательства. Юридический прецедент - это правило, сформулированное в решении суда или иного государственного органа по конкретному юридическому делу, которому придается общеобязательное значение. Существуют два вида юридического прецедента: судебный и административный. Судебный прецедент — решение суда по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, обязательным при решении аналогичных дел. При этом вопрос о применении аналогии решается также судом. Административный прецедент — решение органа исполнительной власти по конкретному делу, обоснование которого становится правилом, которое применяется при решении аналогичных дел. Характеристики правового прецедента как источника права: - множественность - в правовой системе, использующей прецедент, его создают несколько органов; - казуистичность - прецедент всегда конкретен и максимально приближен к жизненной ситуации; - гибкость - позволяет правоприменительному органу выбирать тот прецедент, который в наибольшей степени соответствует как обстоятельствам дела, так и государственной политике в данной сфере. Не всё судебное решение является прецедентом. В нём выделяют ядро, то есть изложение правовых принципов, применяемым к правовым вопросам, возникающим из конкретных обстоятельств дела - это и есть норма права, заключённая в решении. Страны В странах англо-саксонского права судебный прецедент является ведущим источником права. В России прецедент официально не является источником права, хотя на практике решения вышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров. Роль прецедента в некотором смысле выполняют постановления Пленумов Верховного и Высшего Арбитражного судов по отдельным вопросам правоприменения. 52. Нормативный договор как источник права: понятие, виды Нормативный договор - это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (межгосударственные договоры, федеративный договор и др.) Он не только устанавливает права и обязанности сторон на основе уже существующих норм права, но, в отличие от простого соглашения, направлен на установление норм права, которым обязуются в будущем подчиняться их участники. Нормативный договор должен порождать права и обязанности для неопределенного круга лиц, а не только для договаривающихся сторон. Виды Среди договоров нормативного содержания выделяют внутринациональный и международный договоры. Внутринациональный договор как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д. Предметом договоров нормативного содержания обычно являются сотрудничество, делегирование полномочий и др. Для субъектов внутригосударственного договора эти нормы являются источником права, в соответствии с которым могут издаваться нормативно-правовые акты. Международный договор является соглашением между государствами. Международные договоры могут приниматься в виде конвенций, деклараций, соглашений. Если внутринациональный договор имеет субординационную природу по отношению к национальному законодательству, то международный договор имеет координационную природу, определяя взаимоотношения равноправных субъектов правотворчества. Международные договоры могут быть трансформированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству. Признаки 1. Сущностным признаком, отличающим договор от правового акта, является его санкционирование несколькими субъектами правотворчества. 2. Правовая база нормативных договоров находится в действующем законодательстве. Такие договоры выполняют правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство. 3. В нормативном договоре всегда предполагается участие государственного органа. Чем более высокое место в управленческой иерархии занимает последний, тем выше юридическая сила договора. 4. Нормативные договоры заключаются в публичных интересах, их цель - достижение общего блага, то есть общественные цели здесь преобладают. 5. Нормативные договоры содержат правила, регулирующие поведение не только (а иногда и не столько) непосредственных участников договора, но и иных субъектов. Поэтому такой договор не замыкается внутри системы договаривающихся сторон, а имеет и внешнее юридическое воздействие. 6. Многочисленность, неопределенность адресатов, то есть тех субъектов, на которых направлено юридическое действие договора. 7. Договорные нормы рассчитаны на длительное действие и многократное применение Правопонима́ние — определённое представление о существе права. На вопрос: «Что есть право?» разные школы права отвечали по-разному. Теория естественного права Сократ, Аристотель, Г.Гроций, Дж. Локк, Вольтер, Монтескье, Жан-Жак Руссо, А. Н. Радищев Главное — это духовное, идейное, нравственное начало. Приоритет над нормативным и реальным началами. Право — это возведённая в закон справедливость, в рамках данной доктрины разделяется право и закон, так как закон может быть не правовым. Право возникает естественным путём, появляется раньше государства, а нормы права лишь воплощают эти идеи. Само право даровано Богом или природой, поэтому государство должно уважать и соблюдать естественные права и свободы человека (право на жизнь, имя, собственность, создание семьи и др.). После Второй мировой войны идёт процесс возрождения естественного права. Позитивная теория К. Бергбом (эст.)русск., Т. Гоббс, Г. Ф. Шершеневич, Дж. Остин. Эта теория возникла в значительной степени как оппозиционная «естественному праву». Право — это приказ, принуждение исходящий от государства. Право возникает с государством, не будет государства — не будет права. Кто нарушает нормы позитивного права — санкция (кара, наказание). Социологическая школа права Ойген Эрлих, С. А. Муромцев , Роско Паунд (англ.)русск., Дж. Фрэнк (англ.)русск., Р. Иеринг Право — это не то, что задумано, и не то, что записано, а то, что получилось в действительности. Право воплощается не в естественных правах и не в законах, а в реализации законов. Если закон находится в области должного, то право — в сфере сущего. Есть право в текстах («мёртвое право») и есть право поведения субъектов правоотношений («живое право»). Формулируют такое «живое» право прежде всего судьи в процессе юрисдикционной деятельности (Паунд: «Право — то, что решил судья»). Источник познания права — это непосредственное наблюдение жизни, поступков; изучение обычаев и документов (договоры, завещания, сделки). Нормативизм (неопозитивизм) Р. Штаммлер (нем.)русск. , П. И. Новгородцев, Г. Кельзен Право исходит только от государства — право немыслимо без государства, как и государство без права. Исходным является представление о праве как о системе (пирамиде) норм, где на самом верху находится «основная норма», принятая законодателем, и где каждая низшая норма черпает свою законность в норме большей юридической силы. Правовые нормы носят иерархичный характер, в основании находятся индивидуальные акты. По Кельзену, право — это сфера должного, а не сущего. Оно, таким образом, не имеет обоснования вне сферы норм долженствования и его сила зависит от логичности и стройности системы юридических правил поведения. Право следует изучать в «чистом виде», наука должна описывать свой объект таким, какой он есть, а не предписывать, каким он должен быть. Историческая школа права Г.Гуго, Савиньи, Пухта Право — это историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, а возникает и развивается постепенно. Законодатель должен максимально выражать «общее убеждение нации». Право основано на общих интересах, солидарности (многопартийность в парламенте), создание норм международного права — нормы договора (фиксированное согласие) или обычай (молчаливое согласие). Творец права — не законодатель, а народ; Народ-правотворец → основной источник права — обычай. Негативное отношение к кодификации права. Такая кодификация вредна, так как законодатель может исказить волю народа. Психологическая теория права Э.Р. Бирлинг (нем.)русск., Л. Кнапп, Г. Тард, Л.И. Петражицкий, А. Росс (англ.)русск. З.Фрейд Психика людей — это фактор, определяющий развитие общества, в том числе и право. Делится на два вида права — позитивное право и право каждой личности. Понятие и сущность права выводятся не из деятельности законодателя, а прежде всего из психологических закономерностей — правовых эмоций людей, которые носят императивно-атрибутивный характер. Правосознание состоит из правовой идеологии и правовой психологии. Роль правосознания и правовой культуры чрезвычайно важна. Материалистическая теория Маркс, Энгельс, Ленин Право понимается как возведенная в закон воля господствующего класса, то есть как классовое явление. Содержание выраженной в праве классовой воли в конечном счете определяется характером производственных отношений, носителями которых выступают классы собственников, держащие в своих руках государственную власть. Право представляет собой такое социальное явление, в котором классовая воля получает государственно-нормативное выражение. Право — это нормы, устанавливаемые и охраняемые государством. Исто́чник (фо́рма) пра́ва — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другие проводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормы права, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своей сути с источником. Источники права — это то, чем практика руководствуется в решении юридических дел. Под источником позитивного права принято понимать форму выражения государственной воли, направленной на признание факта существования права, на его формирование или изменение. Виды источников права Самым первым источником права следует считать правовой обычай. Различают источник права в материальном, идеологическом и формальном (юридическом) смысле. Источник права в материальном смысле — это сами общественные отношения, то есть материальные условия жизни общества, система экономических отношений, существующие в обществе формы собственности и т. п. Источник права в идеологическом смысле — это правосознание и правовая культура. При этом имеется в виду как правосознание законодателей, так и правосознание народа, которое оказывает влияние на формирование права. Источник права в формальном (юридическом) смысле — это способ закрепления и существования норм права. Также можно говорить об источниках права в историческом и политическом смыслах: в историческом смысле он представляет собой различные памятники права (Законы Ману), а в политическом смысле под источником права понимается государство. Состав и система источников права, существующих в той или иной стране, определяется историческими особенностями и принадлежностью правовой системы этой страны к той или иной правовой семье (англосаксонской, романо-германской, социалистической и т. д.). Так, в англосаксонской правовой системе в отличие, например, от романо-германской существенное значение имеют правовые прецеденты (судебные или административные). Нередко при решении судебных споров английскими судами требуется доказательство древних обычаев, существующих в данной местности. В религиозных правовых семьях правовое значение могут иметь богословские доктрины. В теории выделяются следующие источники права в формальном смысле[1]: нормативный правовой акт; основной нормативный правовой акт (в том числе конституция, религиозные тексты); закон; подзаконный нормативный правовой акт; нормативный договор (в том числе международные, межправительственные договоры); правовой прецедент (судебный или административный прецедент); правовой обычай (в том числе урф); правовая доктрина (в том числе религиозные догмы, кияс); принцип права (в том числе принципы международного права, истислах). Правово́й обы́чай (Обычное право) — исторически сложившийся источник права и правило поведения. Позже часто санкционировалось[источник не указан 829 дней] государством и включалось в его систему правовых норм. Обычное право представляет собой одно из древнейших явлений в истории человечества. Причем проблемы возникновения, формирования и развития обычного права носят многоплановый характер, поскольку его нормы являются элементами национальной культуры. Изучение обычаев, их соотношения с другими источниками права важно для понимания исторического |