Международные организации в сфере экологии Направление, формы и принципы международного Сотрудничества в сфере экологии Основными направлениями международного сотрудничества являются: · охрана природных систем, слабо затронутых хозяйственной деятельностью и способствующих поддержанию планетарного экологического равновесия; · сохранение значимых природных объектов, охрана биологического разнообразия как важнейшего фактора функционирования биосферы; · оздоровление окружающей природной среды, неблагоприятные изменения которой вызваны хозяйственной деятельностью человека; · создание эффективной системы международной экологической ответственности за техногенные действия, последствиями которых может стать деградация окружающей природной среды. Можно выделить следующие формы международного сотрудничества в области охраны окружающей природной среды: · парламентское сотрудничество, заключающееся в координации законодательной деятельности при решении глобальных экологических проблем; · взаимодействие исполнительных структур (правительственных организаций) при реализации международных экологических программ; · «конвенционное сотрудничество», предполагающее единство подходов различных государств к решению экологических проблем; · заключение международных соглашений для координации природоохранных мероприятий; · обмен экологической информацией; · совместное осуществление природоохранных мероприятий; · организация международных экологических форумов; · международный экологический мониторинг важнейших природных систем и объектов; · привлечение общественности, неправительственных организаций, бизнес-структур к осуществлению международного экологического сотрудничества. Международное сотрудничество в сфере экологии базируется на следующих принципах: · окружающая среда – общая забота человечества; · окружающая природная среда вне государственных границ является общим достоянием человечества; · ответственность государств за использование ими природных ресурсов перед мировым сообществом; · равенство прав различных поколений на благоприятную окружающую среду; · принцип превентивных действий, когда угроза возможного ущерба окружающей среде учитывается заранее; · принцип предосторожности, то есть природоохранные меры применяются даже в случае гипотетической возможности экологического нарушения; · возмещение ущерба окружающей среде, когда в случаях невозможности избежать ущерба окружающей среде необходимо его свести к минимуму в кратчайшие сроки; · «загрязнитель платит», то есть ущерб оплачивает тот, кто его причинил. При этом практика показывает, что методы финансового стимулирования и штрафования более эффективны, чем запретительные мероприятия. · интегрированность охраны окружающей природной среды и экономического развития; · взаимозависимость охраны окружающей среды, мира, развития, обеспечения прав человека и фундаментальных свобод; · обязательный учет экологических интересов общественности в принятии экологически значимых решений. · устойчивость использования природных ресурсов, то есть такая реализация экополитики, которая могла бы обеспечить устойчивое развитие. · содействие международному сотрудничеству в исследовании и использовании окружающей среды. Основным инструментом международного сотрудничества в сфере экологии служит международное экологическое право, регулирующее мировую экологическую политику, обеспечение экологической безопасности и устойчивого социально-экономического развития общества. Международные соглашения в области охраны окружающей Среды: краткий обзор Важнейшим инструментом проведения глобальной экологической политики являются международные природоохранные конвенции, договоры, соглашения, резолюции, конференции по проблемам охраны окружающей природной среды и рационального природопользования. В настоящее время насчитывается около 500 международных соглашений по различным аспектам охраны окружающей среды. Среди них многосторонние; региональные; регулирующие общие вопросы защиты окружающей среды или отдельных объектов Мирового океана, атмосферы Земли, околоземного космического пространства и т. д. Центральное место среди источников международно-правовой охраны окружающей природной среды занимают резолюции Генеральной Ассамблеи ООН и Всемирная хартия природы, играющие ключевую роль в реализации принципов и положений международно-правового экологического сотрудничества. Объектами конвенций стали практически все виды природных ресурсов и наиболее опасные виды человеческой деятельности. Охрана биоразнообразия стала объектом внимания международного уровня после Конференции по охране окружающей природной среды в Стокгольме в 1972 году. К наиболее значимым мерам по сохранению растений, животных, микроорганизмов и экосистем можно отнести следующие. Конвенция о биологическом разнообразии подписана в 1992 году в Рио-де-Жанейро 180 государствами; Россия ратифицировала ее в 1995 году. Целью конвенции служит сохранение биоразнообразия, его устойчивое рациональное использование. Конвенция рекомендует государствам участникам разрабатывать соответствующие национальные стратегии и принимать необходимые законодательные акты, формировать системы охраняемых территорий, содействовать сохранению экосистем. Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющая международное значение главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, заключена в 1971 году в г. Рамсар (Иран) и к настоящему времени ратифицирована 130 государствами. Рамсарская конвенция носит глобальный характер и является специализированной, так как ее предмет ограничивается только водно-болотными угодьями. Целью Конвенции является выявление и сохранение наиболее ценных водно-болотных угодий (морские заливы, озера, участки долин рек, заболоченные территории). Штаб-квартира Конвенции располагается в Гланде (Швейцария). Россия, в составе СССР, присоединилась к Конвенции в 1976 году. Общая площадь объектов Рамсарского списка на территории РФ составляет 11, 411 млн га). В него входят 12 природных заповедников (Кандалакшский, Астраханский, Окский и др.), 11 государственных природных заказников федерального («Нижнеобский», «Мшинское болото» и др.) и регионального («Березовые острова», «Река Морошечная» и др.) значений (см. Экологическое право / [отв. ред. О.Л. Дубовик]. – М., 2005. – С. 76). Конвенция об охране Всемирного культурного и природного наследия, призванная охранять уникальные объекты, на которых обитают особо ценные виды и образованы экосистемы, не имеющие аналогов, заключена в 1972 году. Наша страна ратифицировала Конвенцию в 1988 году. В список всемирного наследия включены такие российские территории как озеро Байкал, вулканы Камчатки, девственные леса Коми, золотые горы Алтая, Куршская коса и др.) общей площадью более 18 млн га. Конвенция о международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения, принята в 1973 году в Вашингтоне и вступила в силу в 1975 году. В настоящее время членами Вашингтонской Конвенции (ее сокращенно называют СИТЕС от английской аббревиатуры названия конвенции) являются 154 государства, включая Россию. Последняя, в составе СССР, присоединилась к Конвенции в 1976 году. Штаб-квартира находится в Женеве (Швейцария). Необходимость принятия Конвенции была связана с тем, что международная торговля представителями дикой фауны и флоры, оценивающаяся ежегодно в тысячи миллионов долларов, является одной из важнейших причин сокращения многих видов растений и животных. В основу данной Конвенции положен согласованный сторонами-участницами список редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, торговля которыми может нанести ущерб их популяциям и, следовательно, требует международного контроля. Речь идет о выдаче разрешений установленного международного образца странами-участницами Конвенции, по которым осуществляется экспорт, импорт и реэкспорт занесенных в согласованные списки видов животных и растений. Для реализации целей «Повестки дня на XXI век» и Конвенции о биологическом разнообразии с 1991 года действует Международная программа развития инфраструктуры научных исследований в области сохранения биоразнообразия – DIVERSITAS, являющаяся единственной программой по координации научных исследований в области биоразнообразия на глобальном уровне. В рамках Программы рассматриваются как природные, так и социальные аспекты биоразнообразия. В Европе с 1995 года реализуется Паневропейская стратегия по биологическому и ландшафтному биоразнообразию. Для уточнения наименований живых организмов и создания базы данных действует проект BioNET. К международным мерам в области охраны климата, озонового слоя, атмосферного воздуха можно отнести следующие. Охрана климата регулируется Рамочной конвенцией об изменении климата (РКИК), принятой в Нью-Йорке в 1992 году. Россия ратифицировала конвенцию в 1994 году. Главной целью РКИК провозглашено обеспечение стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на уровнях, которые позволят предотвратить опасные последствия вмешательства человека в климатическую систему. Страны, подписавшие Конвенцию, (а их 154) взяли на себя обязательство представлять национальные отчеты по антропогенным выбросам газов и корректировать свои национальные программы по охране климата путем контроля за источниками выбросов. К Рамочной конвенции об изменении климата в 1997 году в Киото был принят Киотский протокол, закрепляющий количественные обязательства развитых стран и стран с переходной экономикой, включая Россию, по ограничению и снижению поступления парниковых газов в атмосферу. Россия вступила в Протокол в 2005 году. Снижение выбросов предположительно должно составить для стран ЕС – 8 %; для США – 6 %; Канады и Японии – 7 %; на прежнем уровне могут оставить Россия, Украина. Исландия и Норвегия могут повысить на 1,8 и 10 % соответственно. Вокруг Киотского протокола ведутся широкие политические, научные, экономические дебаты. Они затрагивают тех, кто присоединился к протоколу(ЕС, РФ) или готов это сделать, и тех, кто категорически против этого, по крайней мере, до представления неопровержимых научных доказательств по парниковым газам (США). В 1985 году на специализированной конференции ЮНЕП была принята Конвенция по защите озонового слоя, а в 1987 году был подписан Монреальский протокол по веществам, нарушающим озоновый слой. С 2001 года в России введен запрет на создание новых мощностей по производству озоноразрушающих веществ. Обращение с опасными отходами регламентирует Базельская конвенция по контролю за трансграничным перемещением радиоактивных отходов и их удалением, подписанная в 1989 году. Согласно Базельской конвенции, в вопросах отнесения отходов к различным категориям опасности приоритетными являются требования национального законодательства государства. Государства, осуществляя свое право на запрещение импорта опасных отходов с целью удаления, должны информировать другие страны о своем решении. Участники Конвенции рассматривают незаконный оборот опасных или других отходов как преступное деяние. Особо регламентируется вопрос трансграничной перевозки. С 2001 года вступила в силу подписанная в 1997 году Объединенная конвенция о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами. В целях охраны водных объектов и морской среды действует ряд конвенций: Конвенция ООН по морскому праву 1982 года, обязывающая государства защищать и сохранять морскую среду, Конвенция о гражданской ответственности за ущерб от загрязнений нефтью 1969 года, Конвенция по предотвращению загрязнения моря сбросами отходов и других материалов 1972 года, Международная конвенция по спасанию 1989 года (вступила в силу в 1996 году), Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер 1992 года (вступила в силу в 1996 году), Бухарестская конвенция о защите Черного моря от загрязнений 1992 года и др. Международные организации в сфере экологии Необходимость объединения усилий в решении глобальных экологических проблем и обеспечении глобальной экологической безопасности вызвала появление разнообразных международных природоохранных и экологических организаций. В настоящее время их насчитывается более пятисот. Более того, экологическая проблематика включена сегодня в программы действий практически всех авторитетных организаций общемирового уровня. По содержанию охватываемых экологических проблем все международные организации можно классифицировать по трем группам: организации природоохранительного направления (ЮНЕП, МСОП), комплексного природоохранительного профиля (ВОЗ, ФАО, ВМО), специального природоохранительного профиля (охрана перелетных птиц, рыбных запасов, международных рек и т. п.). Ведущую роль в международном экологическом сотрудничестве играет Организация Объединенных Наций и ее специализированные учреждения. Как закреплено в Уставе ООН, цель и задачи ООН заключаются в оказании содействия разрешению международных проблем в области экономической, социальной жизни, здравоохранения, повышения уровня жизни населения, соблюдения прав человека. В настоящее время ООН является центром сосредоточения многообразных форм природоохранного сотрудничества всех государств. В сферу компетенции Генеральной Ассамблеи ООН относится определение основных направлений мировой экологической политики, согласование принципов природоохранной деятельности, принятие решений о проведении международных конференций ООН по проблемам окружающей среды, разработка проектов международных конвенций, рекомендаций по охране окружающей среды, создание новых природоохранительных органов, содействие развитию многостороннего и двустороннего сотрудничества государств в сфере экологии. При Генеральной Ассамблее ООН действуют Научный комитет по действию атомной радиации, Комитет по использованию космического пространства в мирных целях (КОСПАР) и др. Особую роль в природоохранительной деятельности играют специализированные учреждения ООН. Среди них Экономический и социальный совет (ЭКОСОС), в рамках которого действуют функциональные и региональные комиссии и комитеты, занимающиеся наряду с политическими, экономическими и социальными вопросами исследованием и составлением докладов по экологическим проблемам. В числе региональных комиссий ЭКОСОС действует Европейская экономическая комиссия (ЕЭК), в состав которой входит специальный орган по окружающей среде, координирующий экологическую деятельность комитетов ЕЭК. Приоритетными направлениями деятельности ЕЭК являются внедрение малоотходных и безотходных технологий, оценка воздействия на окружающую среду, охрана экосистем, борьба с трансграничным загрязнением и т. д. С 1972 года (в соответствии с рекомендациями Стокгольмской конференции ООН по окружающей среде) в структуре ООН действует специальный орган – Программа ООН по окружающей среде (ЮНЕП). К основным направлениям деятельности ЮНЕП относятся: • охрана отдельных природных объектов (защита морской среды, охрана почв и пресных вод, диких животных); • борьба с различными видами вредного воздействия (борьба с опустыниванием, загрязнением); • рациональное использование природных ресурсов; • создание мировой справочной службы по наблюдению за состоянием окружающей среды (мониторинг); • развитие экологического образования, профессиональная подготовка кадров, проведение международных конференций; • разработка международно-правовой основы природоохранительной деятельности. Так, при поддержке ЮНЕП были разработаны Конвенции по охране Средиземного моря от загрязнения (1976), Кувейтская региональная конвенция по охране морской среды от загрязнения (1978), Конвенция о трансграничном загрязнении воздуха на большие расстояния (1979), Боннская конвенция о сохранении мигрирующих видов диких животных (1979) и многие другие. Организация Объединенных Наций по культуре, науке, образованию (ЮНЕСКО), образованная в 1948 г. со штаб-квартирой в Париже, занимается в природоохранной сфере руководством экологическими программами (среди них долгосрочная, межправительственная и междисциплинарная программа «Человек и биосфера» (МАБ), Международная программа по образованию в области окружающей среды, Международная гидрологическая программа и другие); осуществляет учет и организацию охраны природных объектов, отнесенных к всемирному наследию; содействует оказанию помощи развивающимся странам в развитии экологического образования и подготовке специалистов-экологов. При поддержке ЮНЕСКО были разработаны Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия (1972), Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве место обитания водоплавающих птиц (1971) и др. Международный союз охраны природы и природных ресурсов (МСОП), созданный 1948 году, рассматривает в качестве своей основной задачи развитие международного сотрудничества государств, национальных и международных организаций, отдельных граждан. К основным направлениям деятельности МСОП относятся: • сохранение естественных экосистем, растительного и животного мира; • охрана редких и исчезающих видов растений и животных; • охрана памятников природы; • организация заповедников, резерватов, национальных природных парков; • экологическое просвещение; • предоставление помощи и консультации. По инициативе МСОП, начиная с 1966 года, ведется Красная книга редких и исчезающих видов растений и животных. При содействии МСОП проводятся международные конференции по охране природы, разрабатываются проекты международных конвенций по охране памятников природы, отдельных природных объектов и комплексов, была разработана программа «Всемирная стратегия охраны природы» (1980) и Стратегия по поддержке жизненного уровня на должном уровне (1991). Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), образованная в 1946 году, занимается вопросами охраны здоровья человека посредством контроля и управления негативным воздействием на окружающую среду. ВОЗ проводит санитарно-эпидемиологический мониторинг окружающей среды, обобщает данные о заболеваемости людей в связи с состоянием окружающей среды, изучает проблемы оздоровления городов, организации отдыха и санаторно-курортного лечения граждан, участвует в международных программах по улучшению санитарно-гигиенических условий жизни человека, занимается разработкой Глобальной стратегии охраны здоровья и окружающей среды. В своей деятельности Организация сотрудничает с ЮНЕП, МАГАТЭ, ВМО и др. Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), образованное в 1957 году для выполнения программы обеспечения ядерной безопасности и охраны окружающей среды от радиоактивного загрязнения, разрабатывает Правила строительства и эксплуатации атомных электростанций, проводит экспертизу проектируемых и действующих АЭС, устанавливает нормы радиационной безопасности, проверяет их выполнение. Сельскохозяйственная и продовольственная Организация Объединенных Наций (ФАО), образованная в 1945 году, занимается экологическими проблемами в сельском хозяйстве, такими как охрана и использование земель, водных ресурсов, лесов, животного мира, биологических ресурсов Мирового океана; содействует использованию возобновляемых источников энергии. ФАО подготовила почвенную карту мира. Организация участвует в разработке многих экологических программ. На сегодняшний день к основным из них относятся: • специальная программа по охране продовольствия, охватывающая более 70 стран; • программа по техническому сотрудничеству (предоставление грантов для сравнительно краткосрочных проектов); • целевые проекты, финансируемые Программой развития ООН (для развития устойчивых путей использования местных естественных ресурсов); • проекты «Телефуд» (кратковременные проекты по борьбе с голодом); • программа действий в чрезвычайных обстоятельствах и при реабилитации (для ликвидации последствий войн и природных катаклизмов); • «Эмпресс» – система быстрого реагирования в целях предотвращения болезней животных и защиты растений от пестицидов. По инициативе ФАО была принята Всемирная почвенная хартия, проведены международные конференции по народонаселению, продовольствию, по борьбе с опустыниванием земель, охране водных ресурсов. Международная морская организация (ИМО), созданная в 1948 году, действует в области морского судоходства и охраны моря от загрязнения; принимает активное участие в разработке международных конвенций по борьбе с загрязнением моря нефтью и другими вредными веществами, участвует в организации международных конференций по охране Мирового океана. В состав ИМО входит Комитет по защите морской среды. Всемирная метеорологическая организация ООН (ВМО), созданная в 1947 году, занимается изучением воздействия человека на погоду и климат планеты в целом и по отдельным регионам. Цель ВМО состоит в развитии международного сотрудничества в области метеорологических наблюдений, содействии быстрому обмену информацией. Организация активно участвует в реализации всемирных программ по климату, исследованиях атмосферы, водных ресурсов. ВМО действует в рамках Глобальной системы мониторинга окружающей среды (ГСМОС), координируемой ЮНЕП. В ГСМОС также входят ВОЗ, ФАО, ЮНЕСКО. К числу одной из крупнейших в мире общественных благотворительных организаций относится Всемирный фонд дикой природы (ВВФ), занимающийся сбором средств от государств, общественных организаций, частных лиц для создания конкретных проектов по охране диких животных. В сферу деятельности Фонда входит защита окружающей среды, сохранение биоразнообразия, создание и развитие особо охраняемых природных территорий, экологическое образование. На сегодняшний день в составе ВВФ действуют около 30 национальных объединений, более пяти миллионов индивидуальных членов. С момента с оздания в 1961 году Фонд профинансировал более 11 000 проектов в 130 странах мира. Помимо перечисленных ведущих международных организаций в мировом сообществе действуют многочисленные международные структуры, занимающиеся специальными экологическими проблемами. Среди них можно выделить Международный регистр потенциально токсичных химических веществ (МРПТХВ), созданный как часть ЮНЕП и занимающийся изучением и распространением информации о токсичных химических веществах, их воздействии на человека и окружающую среду. Базы данных МРПТХВ содержат информацию о более чем 600 химических веществах. Для координации по оказанию помощи странам, которых постигло стихийное бедствие, действует Бюро ООН по оказанию помощи на случаи стихийных бедствий (ЮНДРО). Бюро обрабатывает информацию о стихийных бедствиях, разрабатывает меры по предотвращению нанесенного ущерба. Кроме международных организаций, играющих важную роль в решении экологических проблем глобального уровня, охраной окружающей среды вплотную занимаются многие региональные организации общей и специальной компетенции. Список литературы 1. Дубовик О.Л. Экологическое право. – М.: Юристъ, 2002. 2. Колбасов О.С. Международно-правовая охрана окружающей среды. – М.: Международные отношения, 1982. 3. Трусов А.Г. Международное экологическое право. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1999. Список литературы 1. Никаноров А.М. Глобальная экология / А.М. Никаноров, Т.А. Хоружая. – М., 2000. – 284 с. 2. Экология / [под ред. С.А. Боголюбова]. – М., 2002. – 286 с. 3. Экология / [под ред. В.В. Денисова]. – Ростов н/Д., 2004. – 671 с. 4. Экологическое право / [под ред. О.Л. Дубовика]. – М., 2005. – 767 с. |