Составление психолого-педагогической характеристики учащегося Кафедра психологии (ауд. 207 ст.к.) ЗАДАНИЕ По педагогической практике Раздел «Психология» Для студентов 3 курса ф-та физического воспитания, стационар 2015/16 Изучение мотивов общения учащихся со взрослыми и сверстниками с помощью наблюдения Цель: определить типичные мотивы общения учащихся со взрослыми (педагогами, студентами-практикантами) и сверстниками. Содержание задания. Для изучения особенностей мотивов общения предварительно необходимо изучить программу наблюдения. Наблюдение проводится в течение недели на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях и т.п. В процессе наблюдения в протоколе фиксируются факты, касающиеся отмеченных в программе наблюдения особенностей. Протокол может вестись в виде дневника, в котором каждый день делаются записи (в том числе и ретроспективные) непосредственно наблюдаемых фактов. Анализ полученных результатов. Круг общения учащегося: количественный и качественный анализ: · насколько широкий у школьника круг общения; · с какими качествами школьник выбирает друзей, с какими сверстниками он не хочет строить отношений; · специфика совместных интересов учащегося со сверстниками (чем занимаются, как проводят свободное время); · как складываются отношения с педагогами, студентами; с кем из взрослых стремится поддерживать отношения, с кем избегает контактов. Проявление инициативы в общении: · является инициатором общения, первым устанавливает контакты; · сам не проявляет инициативы, но с удовольствием включается, если кто-то проявляет активность; · не проявляет интереса к общению, на предложения к общению не отвечает, предпочитает держаться в стороне; · проявляет явный негативизм на попытки установить с ним контакт: грубит, демонстративно не отвечает, делает вид, что не слышит. Типичные мотивы общения: · деловые (обращается в ситуациях затруднения, за конкретной помощью, советом); · личностные: Ø эгоистические – получение определенной выгоды от общения (возможности списать, заручиться поддержкой, общение как средство достижения корыстных целей); Ø признание собственной значимости, получение позитивных оценок окружающих; Ø альтруистические (помощь другим, оказание поддержки, сопереживание, сочувствие). Реакция на похвалу и порицание со стороны взрослых (педагогов, студентов-практикантов) и сверстников. Освоенность коммуникативных навыков: · как ученик находит общий язык с разными людьми; · насколько ясно выражает собственные мысли; · особенности разрешения конфликтов со сверстниками (взрослыми); · сформированность умения работать в группе, распределять обязанности, договариваться. Составление психолого-педагогической характеристики учащегося Цель:изучить психологические особенности сознания и личности учащегося и составить психолого-педагогическую характеристику. Педагогу необходимо уметь ориентироваться в учебно-воспитательном процессе на индивидуально-психологические особенности каждого конкретного ученика. Это предполагает не только умение выделить отдельные черты и свойства личности учащегося, но и видеть его как целостную личность, выступающую в качестве активного субъекта собственной жизнедеятельности и всех тех социальных контактов, в которые он включён. Поэтому психолого-педагогическая характеристика является средством для целостного восприятия педагогом личности учащегося. Этапы выполнения задания 1. Выбрать двух учащихся с различным уровнем успеваемости для изучения и последующего написания психолого-педагогической характеристики, установить с ними личный контакт. 2. Изучить схему психолого-педагогической характеристики и составить план сбора необходимой информации с указанием способа её получения (наблюдение, беседа, экспериментальное исследование). Для сбора информации рекомендуется использовать приведённые в данном методическом пособии схемы наблюдений, планы бесед и экспериментальные методики. 3. В процессе прохождения практики необходимо осуществить сбор необходимых материалов для составления психолого-педагогической характеристики двух учащихся. На следующем этапе следует проанализировать данные, полученные в ходе изучения учащихся, обобщить их и составить психолого-педагогические характеристики. СХЕМА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ХАРАКТЕРИСТИКИ УЧАЩЕГОСЯ 1.Общие сведения об ученике. Фамилия, имя и отчество ученика. Возраст. Физическое развитие. Состояние здоровья (в том числе нервно-психического). Состав семьи и её социально-культурный уровень. 2.Учебная деятельность и индивидуально-психологические особенности познавательной сферы учащегося. Преобладающий уровень успеваемости (отличный, хороший, удовлетворительный, не успевает), склонность к одним предметам и затруднения в других. Психологическая характеристика учебной деятельности. Мотивы учебной деятельности. Состояние дисциплины и ответственности, особенности переживания успехов и неудач, отношение к похвале и порицаниям учителя, относящиеся к учебной деятельности. Умение учиться: умение принимать учебную задачу, умение выделять и осуществлять учебные действия и действия контроля, умение самостоятельно работать с учебником, составлять планы-конспекты, умение адекватно оценивать результаты учебной деятельности. Отношение к отметкам. Умение организовать самостоятельную учебную деятельность: систематически готовить домашние задания, находить дополнительную информацию, готовить рефераты и сообщения и т.п. Активность на уроках. Особенности познавательной деятельности. Особенности внимания. Преобладающий вид внимания на уроке. Сформированность произвольного внимания, распределения, переключения и устойчивости внимания. Особенности памяти. Преобладающий тип памяти учащегося (зрительный, слуховой, моторный). Доминирующие способы заучивания материала (механический или осмысленный), владение приемами рационального запоминания. Особенности мышления. Сформированность умственных действий. Умение анализировать учебный материал, обобщать прочитанное, делать самостоятельно выводы. Гибкость ума. Особенности речи. Умение выражать мысли в устной и письменной форме (понятность, логичность, образность, оригинальность речи, запас слов учащегося). Характеристика способностей. Наличие специальных способностей (к литературе, музыке, рисованию, математике и т.д.). Уровень развития общих способностей: способностей к овладению знаниями, умениями, навыками (способности к учению). 3. Психологические особенности общения и личности учащегося. Состав класса, уровень успеваемости и дисциплина в нем. Место ученика в системе межличностных отношений (наличие или отсутствие друзей, конфликтов в общении с одноклассниками). Сформированность навыков общения. Проявления организаторских способностей (инициативен или пассивен, организатор или исполнитель). Черты характера, проявляющиеся в отношении к коллективу и сверстникам: положительные (гуманность, доброта, терпимость, искренность, ответственность, справедливость, проявления дружбы и товарищества и др.); отрицательные черты (жестокость, завистливость, лживость, нетерпимость, равнодушие, черствость, грубость и др.). Отношение к общественным поручениям и совместным с одноклассниками видам деятельности, качество их выполнения. Отношения с родителями: уважение и любовь, признание, их влияния или равнодушие, отчужденность. Отношение к педагогам, их авторитетность для ученика. Потребностно-мотивационная сфера учащегося. Основные мотивы поведения и цели, к которым стремится ученик. Место нравственных мотивов в общей иерархической структуре. Ценностные ориентации учащегося. Интересы ученика, их направленность (литература, музыка, спорт, техника, политика и т.д.), широта, устойчивость, связь с интересами класса. Профессиональные интересы и намерения. Предпочитаемые виды труда. Отношение к процессу и результату труда. Наличие трудовых навыков. Особенности самосознания. Содержание образа Я, различия между Я-реальным и Я-идеальным. Особенности самооценки. Эмоционально-волевая сфера. Преобладающие эмоции. Особенности эмоциональных состояний (склонность к аффективным реакциям). Умение владеть своими эмоциями. Развитие высших чувств (нравственных, интеллектуальных, эстетических). Волевые черты: целеустремленность и самостоятельность. Активность и инициативность. Устойчивость поведения или внушаемость, склонность поддаваться влиянию других. Дисциплинированность и степень ее сознательности. Выдержка и самообладание. Сила воли. Недостатки воли (упрямство, нерешительность, негативизм, лживость, неумение доводить дело до конца и др.). 4. Общие психолого-педагогические выводы. Основные достижения и проблемы личности учащегося и их возможные причины (внешние и внутренние). Ближайшие и перспективные учебно-воспитательные задачи. Предполагаемые пути их решения. |