ошибки в употреблении предлогов Теория задания 7 ЗАДАНИЕ: Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. В 1ом столбце под буквами А) Б) В) Г) Д) даются примеры, во 2ом столбце под цифрами 1) 2) 3) 4) 5) 6) 7) даются обоснования грамматических ошибок. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. Как должен выглядеть ответ:
1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом o В задании с буквой ищем производные предлоги (обычно предложение начинается с них) и проверяем падеж существительного, стоящего после предлога. Все следующие предлоги сочетаются только с Дательным падежом существительного: § Согласно (кому? чему?) § Благодаря (кому? чему?) § Вопреки (кому? чему?) § Подобно (кому? чему?) § Наперекор (кому? чему?) o Также в предложении могут быть предлоги, сочетающиеся с существительным в Родительном падеже: § в меру (чего?) § в течение (чего?) § в продолжение (чего?) § в силу (чего?) § в заключение (чего?) § в виде (чего?) § по причине (чего?) § наподобие (чего?) o Например: Благодаря повышения уровня сервиса в фирменных магазинах стало больше покупателей. 2. нарушение связи между подлежащим и сказуемым o Ищем в заданиях с буквой конструкцию «все, кто…», «те, кто…», «тот, кто…» и т.д., необходимо проверить согласование подлежащего и сказуемого (ед./мн. число) в главном и в придаточном предложениях. § Все, кто смотрел на него, не моглине заметить… мн.ч ед.ч ед.ч. мн.ч. o Например: Все, кто читал пушкинского «Бориса Годунова», помнит бродягу Варлаама. ИЛИ Все, кто читали пушкинского «Бориса Годунова», помнят бродягу Варлаама. 3. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением o В задании с буквой должны быть кавычки o Например: Горячо любящим родную культуру предстаёт перед нами Д.С. Лихачёв в книге«Письмах о добром и прекрасном». o Объяснение: приложение – это определение, выраженное существительным. o Объяснение: § Если перед кавычками стоит родовое название (книга, газета, журнал, картина и т.д.), название в кавычках должно стоять в Им.п. Например, роман «Евгений Онегин»; картина «Осень»; песня «Дубинушка». § Если перед кавычками нет родового названия, название в кавычках склоняется. Например, в «Евгении Онегине»; в «Осени» Левитана; в «Дубинушке». 4. ошибка в построении предложения с однородными членами o Если в предложении есть однородные члены предложения, соединенные союзом «и», после которых идет общее зависимое слово (слова), необходимо проверить, согласуется ли первый однородный член предложения с эти общим зависимым словом. Например, в предложении «мы надеялись и верили в победу» первый однородный член предложения «надеялись» не согласуется с «в победу», поэтому в данном предложении есть грамматическая ошибка. o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи Например, «я люблю рисовать и живопись» o Если в предложении однородные члены связаны двойными союзами «не только – но и», «как – так и», «если не – то», необходимо проверить, стоят ли однородные члены предложения непосредственно после этих союзов. Например, в предложении «Мы ждали не только Машу, но и Ваню» союзы стоят правильно. Если мы поменяем место одного из них: «Мы не толькождали Машу, но и Ваню», в предложении появится грамматическая ошибка. 5. нарушение однородности понятий o в качестве однородных членов предложения не могут быть использованы слова разных частей речи Например, «я люблю рисовать и живопись» 6. нарушение однородности синтаксических элементов o Недопустимо нарушать однородность синтаксических элементов предложения. Не могут выступать в качестве однородных синтаксических элементов причастный оборот и придаточная часть сложноподчиненного предложения. o Например, в предложении «Иван, учившийся в 9 классе и который принял участие в конкурсе, …» допущена ошибка. 7. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом o Задание с буквой начинается с деепричастного оборота o Например: Получив начальное домашнее образование в Москве, Радищева зачислили в петербургский Пажеский корпус. o Деепричастия отвечают на вопросы: что делая? что сделав? o Объяснение: деепричастие выражает добавочное действие при основном действии, выраженном глаголом. Лицо, совершающее оба действия, должно быть одно и то же. В предложении действие «зачислили» совершают «они, какие-то люди» (неопределенно-личное предложение), а действие «получив» совершает Радищев. o Объяснение: деепричастный оборот чаще всего нельзя использовать вместе с безличными предложениями, кроме тех случаев, когда действие выражено словами «можно, нельзя» 8. нарушение в построении предложения с причастным оборотом o Ищем в заданиях с буквой причастный оборот o Причастие отвечает на вопросы: что делающий? что сделавший? что сделанный? o Примеры причастий: работающий, сомневающегося, приехавшему, написанного и т.д. o Например: Одному из героев романа, ищущим смысл жизни, открывается путь к внутренней свободе. o Объяснение: Если в предложении есть причастие, его форма (окончание) должна быть согласована с определяемым существительным. Для этого задаем от определяемого слова вопрос к причастию. Например, «было много ребят, (каких?) приехавшИХ в лес». Окончание причастия должно совпадать с окончанием вопроса к нему. 9. неправильное построение предложения с косвенной речью o Нельзя смешивать прямую и косвенную речь. Недопустимо использовать в придаточной части предложения в косвенной речи местоимения «Я, МЫ, ТЫ, ВЫ». o Например, «Дима признался, чтоя сегодня не готов к уроку». 10. Ошибки, связанные с нарушением порядка слов в простом предложении | Вид ошибки | Пример | 1) | Подлежащее занимает место, не соответствующее закреплённому общепринятому порядку. | О проблемах гуманизма и милосердия в своей статье рассуждает автор. | 2) | Дополнение находится в отрыве от слова, которое им управляет. | Мы не можем согласиться в его отношении к проблеме с автором. | 3) | Определение находится в отрыве от определяемого слова. | Величественное и красивое его поразило здание театра, расположенного справа. | 4) | Обстоятельство занимает место, не соответствующее общепринятому порядку. | В Ленинград он возвратился позже, после войны, из госпиталя. | 5) | Ошибочное местоположение предлога. | Через часа два спор закончился (часа через два) | 6) | Ошибочное местоположение составного союза. | Так как вчера и сегодня эта проблема остаётся важной. | 7) | Ошибочное местоположение частицы бы. | Он хотел полететь бы в космос или бы стать путешественником. | 11. Ошибки в употреблении предлогов Вид ошибки | Пример | | 1) | Смешение предлогов из и с (со) в и на от и с через и из-за | Когда он приехал с деревни в город, то многому удивился. Вернувшись со школы, он сразу сел за уроки. Солдаты, принимавшие участие на войне, вернулись к мирной жизни. Настоящий героизм проявился при боях за Москву. От утра до вечера он трудился в своей редакции. Он чуть не погиб через предательство друга. | 2) | Отсутствие предлога. | Нельзя не приклоняться его героизмом. | 3) | Наличие ненужного предлога. | Автор описывает о событиях послевоенного времени. | КЛАССИФИКАЦИЯ ГРАММАТИЧЕСКИХ ОШИБОК: 1. неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом 2. неправильное употребление падежной формы существительного 3. нарушение связи между подлежащим и сказуемым 4. нарушение в построении предложения с несогласованным приложением 5. ошибка в построении предложения с однородными членами 6. нарушение однородности понятий 7. нарушение однородности синтаксических элементов 8. неправильное построение предложения с деепричастным оборотом 9. нарушение в построении предложения с причастным оборотом 10. неправильное построение предложения с косвенной речью 11. нарушение порядка слов в простом предложении ошибки в употреблении предлогов |