МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Политическая идеология: сущность, функции, уровни





Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ

Политические идеологии - неотъемлемая часть современного научного знания о политических процессах и явлениях. Выбор путей социального и политического развития тесно связан с Новыми трактовками и оценками политических идей и событий. Историческая ретроспектива является необходимым моментом для обоснования и выработки соответствующих концепций и представлений о современности и перспективах ее развития.

1. Политическая идеология: сущность, функции,

уровни.

2. Основные политические идеологии современности.

3. Политическая идеология в Республике Молдова.

Политическая идеология: сущность, функции, уровни

Термин «идеология» (с греч. - наука об идеях) был введен в научный оборот в 1796 г. французским философом и экономистом А. Дестютом де Траси в докладе «Проект идеологии». В этом докладе де Траси стремился разработать методологию систематизации идей мыслителей Нового времени - Бэкона, Локка, Гельвеция, и создать общую «теорию идей», или науку об идеологии. Со времени введения этого термина в научный оборот сложились самые разнообразные взгляды на это духовное явление. Пришедший к власти Наполеон называл идеологию демагогией и болтовней, не имеющей под собой ничего конкретного, сразу придав этому термину отрицательное значение.

Вместе с тем востребованность идеологии практикой знала взлеты и падения. Эпоха Просвещения провозгласил а рождение идеологий, показала их мобилизационный и преобразовательный потенциал, идеологически подготовив буржуазные революции. Однако в середине XX в. американский ученый Д. Белл заявил о «конце идеологий», бессмысленности их существования. Тезис о «конце идеологий» (деидеологизации) был пущен в оборот как реакция на студенческие движения, развернувшиеся в 60-е годы XX в. Появившиеся в конце 50-х - начале 60-х гг. концепции Р. Арона, Д. Белла, К. Поппера и других ученых, предвещавших наступление эпохи деидеологизации, основывались, прежде всего, на крахе идеологий нацизма и фашизма, распространении ревизионистских версий марксизма в Западной Европе. Но, как показывает практика, говорить сегодня о конце идеологий несколько преждевременно.

В современной политической науке можно выделить несколько устойчивых позиций по отношению к идеологии:

- бескомпромиссное разведение идеологии и науки, отрицание познавательной функции за идеологией. Немецкий социолог М. Вебер относил идеологию (как и религию) к области веры, отрицая тем самым саму постановку вопроса о ее научности;

- немецкий социолог К. Маннгейм рассматривал идеологию как неадекватное отображение действительности, как совокупность идей, сознательно скрывающих истинное положение вещей;

- американский социолог Т. Парсонс рассматривал идеологию как инструмент интеграции общности, оставляя в тени ее социально-исторические источники;

- американский ученый Д. Браун сводит идеологию к психологии отдельных групп и индивидов.

Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию политической идеологии, то можно сказать, что политическая идеология - это систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы какой-либо общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. То есть политическая идеология - это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий.



Функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием, внедрению своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве. Можно выделить следующие функции идеологии:

- функция выражения и защиты интересов определенных социальных групп состоит в том, что идеология возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп;

- ориентационная функция выражается в том, что идеология включает в себя основополагающие представления об обществе, власти, личности и тем самым задает систему ориентации человеческой деятельности;

- мобилизационная функция заключается в том, что, предлагая идеал более совершенного общества, идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию;

- интегративная функция состоит в том, что идеология придает политическому действию такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес, Идеология противостоит частным интересам, обладает ярко выраженным групповым характером и тем самым выступает интегрирующим фактором;

- амортизационная функция проявляется в том, что, будучи способом интерпретации действительности, идеология способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, когда возникает несоответствие между потребностями индивида, группы, общества и реальными возможностями их удовлетворения.

Указанные функции идеология выполняет благодаря двум свойствам, отличающим ее от других форм политического сознания:

1) претендования на тотальную значимость (или глобальность). Любая идеология стремится распространить свое влияние на широкие слои населения, заявить о своем великом призвании изменить мир и мобилизовать массы на достижение выдвинутой идеи;

2) нормативность. Любая идеология требует приверженности своих сторонников культивируемым ею нормам и ценностям.

Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений, любая идеология содержит те цели и идеалы, которые населению предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом коллективных верований обладают официальные идеологии, направляющие реальный курс государственной политики. Большей предрасположенностью к этому обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе больше сторонников.

Современная политическая идеология является многоуровневой. Выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистско-просветительский) и актуализированный (житейский).

На первом уровне разрабатываются политические теории, формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы политических групп, партий и движений.

На втором уровне теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой, проникает в школы и вузы, газеты и журналы, теле- и радиопередачи, рекламу.

Третий уровень выявляет степень эффективности политической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.