ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Политическая идеология: сущность, функции, уровни Тема 15 ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕОЛОГИЯ Политические идеологии - неотъемлемая часть современного научного знания о политических процессах и явлениях. Выбор путей социального и политического развития тесно связан с Новыми трактовками и оценками политических идей и событий. Историческая ретроспектива является необходимым моментом для обоснования и выработки соответствующих концепций и представлений о современности и перспективах ее развития. 1. Политическая идеология: сущность, функции, уровни. 2. Основные политические идеологии современности. 3. Политическая идеология в Республике Молдова. Политическая идеология: сущность, функции, уровни Термин «идеология» (с греч. - наука об идеях) был введен в научный оборот в 1796 г. французским философом и экономистом А. Дестютом де Траси в докладе «Проект идеологии». В этом докладе де Траси стремился разработать методологию систематизации идей мыслителей Нового времени - Бэкона, Локка, Гельвеция, и создать общую «теорию идей», или науку об идеологии. Со времени введения этого термина в научный оборот сложились самые разнообразные взгляды на это духовное явление. Пришедший к власти Наполеон называл идеологию демагогией и болтовней, не имеющей под собой ничего конкретного, сразу придав этому термину отрицательное значение. Вместе с тем востребованность идеологии практикой знала взлеты и падения. Эпоха Просвещения провозгласил а рождение идеологий, показала их мобилизационный и преобразовательный потенциал, идеологически подготовив буржуазные революции. Однако в середине XX в. американский ученый Д. Белл заявил о «конце идеологий», бессмысленности их существования. Тезис о «конце идеологий» (деидеологизации) был пущен в оборот как реакция на студенческие движения, развернувшиеся в 60-е годы XX в. Появившиеся в конце 50-х - начале 60-х гг. концепции Р. Арона, Д. Белла, К. Поппера и других ученых, предвещавших наступление эпохи деидеологизации, основывались, прежде всего, на крахе идеологий нацизма и фашизма, распространении ревизионистских версий марксизма в Западной Европе. Но, как показывает практика, говорить сегодня о конце идеологий несколько преждевременно. В современной политической науке можно выделить несколько устойчивых позиций по отношению к идеологии: - бескомпромиссное разведение идеологии и науки, отрицание познавательной функции за идеологией. Немецкий социолог М. Вебер относил идеологию (как и религию) к области веры, отрицая тем самым саму постановку вопроса о ее научности; - немецкий социолог К. Маннгейм рассматривал идеологию как неадекватное отображение действительности, как совокупность идей, сознательно скрывающих истинное положение вещей; - американский социолог Т. Парсонс рассматривал идеологию как инструмент интеграции общности, оставляя в тени ее социально-исторические источники; - американский ученый Д. Браун сводит идеологию к психологии отдельных групп и индивидов. Если суммировать рациональные оценки и подходы к толкованию политической идеологии, то можно сказать, что политическая идеология - это систематизированная совокупность идейных воззрений, выражающих и защищающих интересы какой-либо общественной группы и требующих подчинения индивидуальных помыслов и поступков как можно большего числа людей соответствующим целям и задачам использования власти. То есть политическая идеология - это доктрина, обосновывающая притязания какой-либо группы на власть или ее использование и предусматривающая поэтому ту или иную стратегию политических действий. Функции идеологии прежде всего сводятся к овладению массовым политическим сознанием, внедрению своих критериев оценки настоящего и будущего развития общества, определению целей и задач, по которым люди должны ориентироваться в политическом пространстве. Можно выделить следующие функции идеологии: - функция выражения и защиты интересов определенных социальных групп состоит в том, что идеология возникает на базе интересов какой-либо социальной группы и призвана противопоставить их интересам других групп; - ориентационная функция выражается в том, что идеология включает в себя основополагающие представления об обществе, власти, личности и тем самым задает систему ориентации человеческой деятельности; - мобилизационная функция заключается в том, что, предлагая идеал более совершенного общества, идеология выступает в качестве непосредственного мотива политической деятельности и мобилизует общество, социальные группы на его реализацию; - интегративная функция состоит в том, что идеология придает политическому действию такую значимость, которая по своим масштабам превосходит любой индивидуальный или групповой интерес, Идеология противостоит частным интересам, обладает ярко выраженным групповым характером и тем самым выступает интегрирующим фактором; - амортизационная функция проявляется в том, что, будучи способом интерпретации действительности, идеология способствует ослаблению социальной напряженности в обществе, когда возникает несоответствие между потребностями индивида, группы, общества и реальными возможностями их удовлетворения. Указанные функции идеология выполняет благодаря двум свойствам, отличающим ее от других форм политического сознания: 1) претендования на тотальную значимость (или глобальность). Любая идеология стремится распространить свое влияние на широкие слои населения, заявить о своем великом призвании изменить мир и мобилизовать массы на достижение выдвинутой идеи; 2) нормативность. Любая идеология требует приверженности своих сторонников культивируемым ею нормам и ценностям. Помимо рациональных, теоретически обоснованных положений, любая идеология содержит те цели и идеалы, которые населению предлагается воспринимать на веру. В меньшей степени таким налетом коллективных верований обладают официальные идеологии, направляющие реальный курс государственной политики. Большей предрасположенностью к этому обладают идеологии оппозиционных сил, как правило, ожидающие от власти значительно большего, чем она может дать, и стремящиеся с помощью красивого идеала привлечь к себе больше сторонников. Современная политическая идеология является многоуровневой. Выделяют три уровня функционирования идеологических систем: теоретико-концептуальный (элитарный), программно-политический (пропагандистско-просветительский) и актуализированный (житейский). На первом уровне разрабатываются политические теории, формулируются основные положения, раскрывающие интересы и идеалы политических групп, партий и движений. На втором уровне теории и идейные принципы трансформируются в программы и политические лозунги. Идеология становится политической пропагандой, проникает в школы и вузы, газеты и журналы, теле- и радиопередачи, рекламу. Третий уровень выявляет степень эффективности политической пропаганды, которая, проникая в общественное и индивидуальное сознание, выражается в различных формах политического участия. |