III. Формирование новых понятий. I. Вступительная беседа. Формулировка темы. Целеполагание. - Ребята, вы любите юмористические рассказы? Я тоже. И сейчас я хочу напомнить вам небольшой фрагмент рассказа А.П.Чехова «Жалобная книга». « Подъезжая к станции и глядя на природу в окно, у меня слетела шля- па». - Скажу вам по секрету: я тоже собираю курьёзные, вызывающие улыбку фразы (чаще всего из ученических работ). Вот некоторые из них: Заигравшись до позднего вечера, мама рассердилась на нас. Сидя у окна, в комнату влетел воробей. Поселившись в деревне, его мечта осталась прежней. - Почему эту жалобу Чехов поместил в юмористическую книгу? - Подумайте, что общего во всех этих предложениях? Какую часть речи неудачно употребляют все авторы предложений из моей «коллекции»? - Над чем не задумались, а может быть, чего-то они не знали? Тогда, как вам кажется, изучив всю тему «Деепричастие», о чем необходимо задуматься? - Сформулируйте тему урока (слайд № 1: употребление деепричастий в речи). - Что значит правильно употреблять деепричастия (произносить, использовать)? - Сформулируйте цели урока (слайд № 2: цели урока). II. Актуализация опорных знаний. - Но прежде всего, чтобы правильно употреблять, надо узнавать деепричастия! Проверим себя (слайд № 3: выделите в каждом столбике деепричастие). I-й вариант а) закрыт; б) закрывшийся; в) закрыв. II-й вариант а) работавший б) работая; в) разработка. - По каким признакам вы это сделали? III. Формирование новых понятий. - Узнавать деепричастия вы умеете. Теперь приступим к теме. Если нужно познакомиться с правилами, заглянем в учебник «Теории»? - Есть ли в нем такие правила? (нет) Поэтому я предлагаю вам самим сделать «научные открытия» на основе наблюдений, анализа языковых фактов, явлений. 1. Знакомимся с особенностями произношения деепричастий (орфоэпическими нормами). - От данных глаголов образуйте деепричастия (устно): создать | - создав | занять | - заняв | поднять | - подняв | - Какую закономерность вы заметили? Продолжайте теперь самостоятельно (письменно). начать (начав) понять (поняв) принять (приняв) прибыть (прибыв) закупорить (закупорив) заплесневеть (заплесневев) облегчить (облегчив) углубиться (углубившись) черпать (черпая) баловаться (балуясь) - Проверьте себя (слайд № 4: произносите правильно). - А теперь еще раз проверьте себя, но в паре. Произнесите друг другу (правильно) запомнившиеся деепричастия. Поставьте себе оценку в лист самоконтроля (в зависимости от того, сколько примеров из 10 вы запомнили). 2. Знакомимся с особенностями использования, включения деепричастий в предложения (грамматическими нормами). И я предлагаю … (Стук в дверь. Сценка: входят два домовенка) Кузя: Света! Света! (зовет) Света: Да, да, я здесь. Кузя: Света, знакомься. Это Егорка – наш сосед с первого этажа. Он домовой. Точнее, магазинный, живет в магазине. Егорка, расскажи Свете, в чем твоя проблема. Света учится в 7-м классе, отличница, мигом разберется. Егорка: У нас в магазине стало очень холодно. Дует. Потому что покупатели дверь не закрывают. И я решил табличку написать. Только не знаю, как лучше сказать. Кузя: Вот что у нас получилось (вешает табличку: «Зайдя в магазин дверь должна быть закрыта»). Света: Нет, это плохо! Получается, что у вас дверь в магазин заходит. С деепричастным оборотом надо быть очень осторожным. И чтобы такой бессмыслицы не получилось, помнить, что действие, выраженное деепричастием, и действие, выраженное глаголом-сказуемым, относится к одному лицу. Кузя: Я понял, надо так (пишет) «Заходя в магазин закрывайте дверь». Света: Было бы неплохо еще слово «пожалуйста» добавить. (Кузя пишет) Кстати, Кузя, а запятую ты поставил? Кузя: Это ещё зачем? И так все понятно. Света: Надо, чтобы все правильно было. А то вы всех покупателей распугаете. Запомните: деепричастный оборот всегда выделяется запятыми. Кузя: Видишь, Егорка, я же говорил, что Света нам поможет. Егорка: Вижу. Только у меня ещё несколько объявлений. Может, проверите, ребята? А мы зайдем завтра. (уходят) Света: Конечно, проверим. (слайд № 5: проверьте Егоркины объявления. Какие из них можно повесить в магазине?) · Проходя мимо витрины, стекло может разбиться! · Проверяйте деньги, не отходя от кассы. · Заходя в магазин, собаки должны остаться на улице! - А вот теперь, когда вы знаете важное правило использования деепричастий в предложении (какое?), самое время вспомнить про мою веселую коллекцию ученических фраз. Предлагаю поучиться на чужих ошибках. (слайд № 6: отредактируйте предложения, слайд № 7: проверьте себя). |