Где используют соль Слайд 11 Открытый урок окружающего мира март 2016г. Тема обобщения:Кладовые земли. Тема урока:Полезные ископаемые. Соль. Форма:урок с элементами исследования.Тайна соли. Цель: обобщить представления учащихся о соли, познакомить с основными свойствами; дать первоначальные сведенья о добыче ее, сформировать представление о разнообразии использования соли. Задачи: - Дать первоначальные сведенья, закрепить и обобщить опыт учащихся; - развивать умение читать карту; экологическое мышление; устную речь учащихся; умение обобщать, представлять; - воспитывать интерес к опытно-экспериментальной деятельности; бережное отношение к богатствам земных недр; Оборудование: 1. оборудование для опытов; соль; 2. таблицы, ручки; 3. глобус; карта Ход урока: Эмоциональный настрой учащихся У нас сегодня, ребята, пройдёт необычный урок. Все мы сегодня станем ненадолго учёными-химиками. А как вы думаете, чем занимаются учёные-химики в своих лабораториях? Да, они проводят разные опыты. У каждого на столе есть листы для записи наших исследований. 2. Введение в проблему: На доске - гербы городов. Прочитайте название городов на этих гербах. -Это гербы городов:Соликамск, Сольвычегодск, Усолье – Сибирское. - А что общего в названии городов? (одинаковая часть во всех словах –СОЛЬ-) Слайд 1 - Это названия городов, где добывается соль. 3. Формирование темы урока: -Кто из вас сможет сформулировать тему урока? - Действительно, ребята, ТЕМА сегодняшнего урока: «ПОЛЕЗНЫЕ ИСКОПАЕМЫЕ. СОЛЬ» Слайд 2 4. Актуализация знаний детей: А хотите еще больше узнать? Больше узнать о полезном ископаемом, которое действительно всегда есть у вас дома, у вас на столе. Это соль. - Сегодня мы подробно поговорим об этом полезном ископаемом и ваша задача заполнить таблицу самостоятельно и представить нам ее в конце урока. - Во многих местах на Руси издавна добывали соль. Города, где велась добыча соли, получили «соляные» названия. Г. Соликамск находится в Пермском крае. В 17 веке он стал крупнейшим центром солеваренной промышленности. 36 варниц приносили государству огромные прибыли. Находятся месторождения у левого притока Камы – рек Усолки и Боровой. Слайд 3 - В древности соль ценилась дороже золота. Сейчас соли добывают очень много и запасов ее хватит еще на сотни лет. РАБОТА по карте Волгоградской области. В нашей области тоже есть соляное озеро в Палласовском районе –озеро Эльтон ( учитель показывает на карте озеро), о нём нам расскажет Маркова Амалия. Выступление учащихся: Оз. Эльтон– это настоящее чудо природы, располагается на территории Волгоградской области. Это «жемчужина приволжской степи. Слайд 5 Самое большое по площади минеральное озеро Европы и одно из самых минерализованных в мире. Название, возможно, произошло от монгольского — золотое дно. Иловая грязь озера обладает лечебными свойствами. Сейчас озеро Эльтон – это популярный курорт. Про озеро Баскунчак в Астраханской области нам расскажет Бабкина Оля Бабкина Оля Слайд 4 Оз. Баскунчак – крупнейшее соленое озеро Европы и России, которое расположено в Астраханской области. Соль озера чистейшая, практически без примесей. Соленая залеж составляет сотни метров. Протяженность озера – 18 км, ширина -13 км. Общая площадь -110 кв.км. Работать на озере летом тяжело, не обойтись без очков от солнца, так как блестят россыпи соляных кристаллов. У озера жарче, 50 градусов. Уже через час, одежда и многие предметы покрыты солевой пылью. Усолье-СибирскоеСлайд 6 Первое название села было Михалево, потом уже переименовали в Усолье, то есть расположенное у соли. Усолье Сибирское называют всероссийской солонкой. Почти 300 лет здесь добывают соль путем выпаривания рассола. Низовья Волги Слайд 7 Здесь располагаются соляные озера, отсюда привозили даже во дворец к Екатерине 2 знаменитую «малиновую соль». Такую окраску соли придавали микроскопические организмы – серрации салинарии. Добыча соли Слайд 8 - Ребята, а как вы думаете, как добывают поваренную соль? Соль добывают специальными солесосами, к которым по рельсам подают вагоны. Из трубы солесоса ссыпаются в вагоны размельченная и промытая соль. Отсюда ее развозят в разные районы нашей страны. Свойства соли На столах у учащихся соль, колбы с водой. - А где вы встречаетесь с поваренной солью? (дома, на море) Учитель раздаёт соль. - Перед вами поваренная соль. Какая она? (заполнить таблицу: белая) Запишите в таблицу то, что вы сейчас можете определить. (на вкус солёная) Вывод: -Поваренная соль в природе встречается в виде залежей каменной соли, а также в морской воде и в соленых озерах. Каменная поваренная соль – это горная порода, состоящая из хлористого натрия . В чистом виде соль прозрачна и бесцветна. ОПЫТ: Для опыта нам понадобится стакан с водой, соль, ложечка. Насыплем в стакан с водой несколько ложек соли, размешаем. Что мы наблюдаем? Вывод: соль растворилась и вода стала соленой. Запись в таблицу: растворяется в воде. - Как мы получили соленую воду? (добавили соль в пресную воду) -А какой вода была первоначально? (пресной) - А как вы думаете, есть ли соли в простой воде? (есть, только в малых дозах) - А как вы думаете, существует ли вода совсем без соли? (да, дистиллированная). Слайд 9 - Кто-нибудь может сказать, какую воду называют дистиллированной? (на экране – определение) -Посмотрите на экран. Там вы увидите определение слова. Один ученик читает. - А какая на вкус морская вода? - В морской воде большая концентрация соли. На 1 литр воды почти 2 столовые ложки соли. - Какой воды на Земле больше, морской или пресной? - Какой вывод мы, человечество, для себя можем сделать? (запасы пресной воды мала, поэтому мы должны беречь, экономить ее) Физминутка - А в каком море трудно утонуть и почему, как вы думаете? (где повышенная концентрация соли) - Рассмотрите эти фотографии. Как думаете, почему так происходит? (вода соленая лучше держит, чем пресная) Слайд 10 - Какой опыт нам поможет в этом разобраться? («эффект Мертвого моря») ОПЫТ с яйцом. Запись в таблицу свойства. Повышает плотность воды. Показывает учитель. Где используют соль Слайд 11 - А где используют соль? (в пищу, соляные пещеры при лечении астмы, в заготовках, при хранении монет, мехов, ценностей) - А как вы думаете, зачем мы солим пищу? Соль необходима нашему организму, что бы он нормально работал. Поэтому она поступает в наш организм вместе с пищей. Доза в 3 кг на 1 кг массы тела считается смертельной. Избыточное потребление соли ведет к заболеванию почек, сердца и увеличению давления. Много соли в хлебе, сыре, колбасе и других мясных продуктах. |