Характеристику Лопастепёрых рыб разобрали, теперь давайте рассмотрим Двоякодышащие рыбы (слайд 6) УРОК № 43 I. Профиль урока 1. Тема: «Общая характеристика и разнообразие класса Костные рыбы» 2. Цель: 3. Задачи: 1) Образовательные: а.показать многообразие Костных рыб и черты их приспособленности жизни в водной среде; б.выявить признаки основных классификационных групп класса Костные рыбы, понять их роль в природе и жизни человека. 2) Развивающие: а.способствовать развитию у учащихся интереса к окружающей природе; б.научить сравнивать и отличать класс Костные рыбы. 3) Воспитательные: а.продолжить формирование научного мировоззрения о значении этого класса для хозяйственной деятельности человека и природы. 4. Понятия:малёк, желток, Лопастеперые и Лучеперые рыбы 5. Тип урока:комбинированный 6. Методы: 1) Словесные а.Объяснение б.Беседа в.Рассказ 2) Наглядные а.Схемы б.Презентация по теме (Microsoft PowerPoint) в.Видео 3) Практические а.Работа с учебником 7. Пути активизации познавательной деятельности: -//- 8. Наглядность к уроку: учебник по биологии 7 класса, презентация по теме (Microsoft PowerPoint), видеоролики Внутрипредметные и межпредметные связи. 1) Внутрипредметные: · строение надкласса Рыбы · систематика растений и животных · индивидуальное развитие животных II. Структура урока 1. | Организация класса | 1 мин. | 2. | Актуализация опорных знаний | 5 мин. | 3. | Изучение нового материала | 31 мин. | 4. | Закрепление | 5 мин. | 5. | Задание на дом | 3 мин. | III. Собственно конспект Взаимное приветствие, проверка отсутствующих по журналу, подпись рапорта. Проверка готовности к уроку. Перед тем как мы приступим к изучению новой темы давайте вспомним: 1. Кто такие рыбы и где они обитают? 2. На какие классы делится надкласс Рыбы? 3. Какие особенности Хрящевых рыб? 4. Назовите надотряды Хрящевых рыб? 5. Назовите особенности Скатов и Акул? Приступим к изучению новой темы. Запишите тему в тетрадь (слайд 1).  Как, уже вам уже известно Надкласс Рыбы делится на 2 класса – Костные и Хрящевые рыбы (слайд 2).  Запишите в тетрадь - Основные характеристики Костных рыб (слайд 3)  Основные характеристики: Ø Насчитывает свыше 21 тысячи видов (это самый большой по количеству видов класс среди позвоночных); Ø Есть плавательный пузырь; Ø Скелет в основном состоит из костной ткани; Ø Жабры прикрыты жаберными крышками; Ø У большинства - непрямое развитие (что такое не прямое развитие?); Яйцо(икринка)→личинка→малек→взрослая особь Ø Рот образован хватающими челюстями с зубами Костные рыбы в современной систематике делят на 2 подкласса Лопастеперые и Лучеперые (слайд 4) Перечертите себе в тетрадь таблицу  Давайте разберем характеристику Лопастепёрых рыб (слайд 5)  Основные характеристики: Ø перешли к обитанию во внутренних водоёмах Ø вырост пищевода превращается в лёгкое Ø ведущий анализатор — обоняние Ø изменяется головной мозг Ø с помощью плавников могут ползать по дну и переползать в другой водоём Ø появляется второй круг кровообращения Представители Latimeria chalumnae и целакант  Характеристику Лопастепёрых рыб разобрали, теперь давайте рассмотрим Двоякодышащие рыбы (слайд 6)  Основные характеристики: Ø обладают как жаберным, так и лёгочным дыханием Ø современных двоякодышащих 6 видов Ø в качестве органов лёгочного дыхания функционируют один либо два пузыря, открывающиеся на брюшной стороне пищевода. Ø у рогозуба одно лёгкое, у остальных двоякодышащих — два Представители рогозуб, африканский протоптер Подкласс лучеперые включает много отрядов, но мы рассмотрим основные, а именно: - Осетрообразные
- Карпообразные
- Сельдеобразные
- Лососеобразные
- Окунеобразные
Перечертите таблицу к себе в тетрадь (слайд 7)  Таблицу заполните дома использую не только учебник, но и Интернет, и различные энциклопедии. Значение рыб в природе (слайд 8)  Значение рыб в природе: Ø очищают воду; Ø поедают вредные растения в воде; Ø регуляция численности водных беспозвоночных; Ø корм друг для друга и для некоторых птиц, млекопитающих; Ø звено в целях питания живых организмов. (Записать в тетрадь) Закрепление: - Что вам известно о хрящевых и костных рыбах?
- Как их отличить по внешнему виду?
- Как вы думаете, как изменится мировой океан, если исчезнут акулы и другие хищные виды рыб?
- Чем характеризуются Кистеперые и Двоякодышащие рыбы?
Возможен просмотр видео: - Манта
- Рыба-луна
- Китовая акула
- Летучая рыба
- Скаты
- Обитатели кораллового рифа
Домашнее задание: § 41. Разберите вопросы в конце параграфа. Провести дома исследования со стр. 107. |