МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

Требования к содержанию курсовой работы





Институт управления и безопасности предпринимательства

 

 

Безопасность жизнедеятельности

 

Методические указания

к выполнению курсовой работы

 

Уфа, 2015


 

 

УДК 331.45

ББК

Б 48

 

Нурутдинов А.А.

Б 48 Безопасность жизнедеятельности [Текст] : метод. указания /

А.А. Нурутдинов. – Уфа: БашГУ, 2015. – 21 с.

 

В методических указаниях к курсовому проектированию для студентов направления 20.03.01 «Техносферная безопасность» заочной форм обучения даны рекомендации к выполнению курсовой работы по безопасности жизнедеятельности. Поставлены цель и задачи выполнения, представлена примерная тематика проектов, требования к содержанию и оформлению, список рекомендуемой литературы.

УДК 331.45

ББК

 

Методические указания рассмотрены и одобрены заседанием кафедры безопасности жизнедеятельности и охраны окружающей среды «___» ___________ 2015 г., протокол №.

 

Рецензент: И.В. Вдовина, доцент кафедры БП и ПЭ Уфимского государственного авиационного технического университета, к.т.н.

Редактор: А.В. Федосов, доцент кафедры ПБ и ОТ Уфимского государственного нефтяного технического университета, к.т.н.

 

 

План 2016 г., позиция ___.

Подписано в печать 30.11.2015. Компьютерный набор. Объем 16 с. Тираж 60 экз. Заказ №.

 

© Башкирский государственный университет, 2015


Оглавление

Введение. 4

1 Общие указания. 4

2 Цель и задачи выполнения курсовой работы.. 5

3 Примерная тематика курсовых проектов. 6

4 Требования к содержанию курсовой работы.. 7

5 Порядок выполнения курсовой работы.. 9

6 Теоретическая часть. 11

6.1 Специальная оценка условий труда и ее отличия от аттестации рабочих мест 11

6.2 Методика проведения специальной оценки и классы условий труда. 13

7 Список рекомендуемой литературы.. 15

 


Введение

 

Учебная дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» является одной из основных дисциплин специализации, предусмотренных Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для подготовки бакалавров направления «Техносферная безопасность».

Основная цель выполнения курсовой работы - закрепление и углубление теоретических знаний, полученных в ходе обучения, развития навыков самостоятельной творческой работы бакалавров для решения конкретных задач в области специальной оценки условий труда.

При выполнении курсового проекта бакалавры учатся систематизировать теоретические знания и приобретать опыт практической работы с нормативными документами по проведению специальной оценки условий труда на различных предприятиях.

 

1 Общие указания

 

Выполнение курсовой работы занимает важное место в подготовке высококвалифицированных специалистов, поскольку её написание способствует глубокому изучению учебных дисциплин, включённых в процесс обучения.

Применяемые в курсовой работе решения должны учитывать передовой отечественный и зарубежный опыт, а также последние достижения в области охраны труда. Курсовая работа выполняется на основе и в соответствии с действующим законодательством и нормативно-технической документацией.

Общий объём работы – 30-40 страниц машинописного текста, включая рисунки, схемы, список литературы и т. п. По мере выполнения курсовой работы написанные разделы предъявляются преподавателюи только после этого оформляются начисто.

Если в тексте курсовой работы употребляются малораспространённые сокращения, новые символы, обозначения, то их перечень необходимо представить в виде списка на отдельном листе после содержания.

Выполненный проект студенты сдают на рецензию и защищают его в сроки, установленные учебным планом.

Курсовая работа защищается перед комиссией с обязательным составлением доклада и презентационного материала в программе Microsoft PowerPoint. Члены комиссии выбираются из числа наиболее опытного профессорско-преподавательского состава кафедры.

При оценке работы учитываются: общая подготовленность студента, его самостоятельность и инициатива при выполнении проекта, умение доложить полученные результаты и дать обоснованное заключение.

В случае получения неудовлетворительной оценки по решению комиссии студент может быть направлен на доработку проекта или на выполнение другого проекта со сменой темы проектирования.

Студенты, несвоевременно выполнившие и не защитившие курсовая работа, к сдаче экзаменационной сессии не допускаются.

 

2 Цель и задачи выполнения курсовой работы

 

Тема курсовой работы должна быть направлена на решение актуальных задач безопасности труда в современном периоде. Решаемая задача может относиться к отдельному опасному и вредному фактору, различным формам трудовой деятельности и профессий, оборудования и технических процессов, явлений (профессиональная заболеваемость, травматизм, грозозащита и т.д.), может относиться к отдельной отрасли промышленности Российской Федерации или зарубежных стран. Тема может иметь теоретическую научную методическую направленность или являться частью научного исследования. Как правило, разрабатываемая проблема должна являться частью возможного дипломного проекта.

Курсовая работа должна отвечать требованиям соответствующих СанПиН, ГОСТ, «Руководства по гигиенической оценке факторов рабочей среды и трудового процесса. Критерии и классификация условий труда» Р 2.2.2006-05, методикой проведения специальной оценки условий труда, предусмотренной Федеральным законом от 28.12.2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», а также действующим законодательством в области специальной оценки условий труда и других государственных нормативных документов

Постановка задачи. Провести специальную оценку условий труда на заданных рабочих местах и разработать мероприятия по приведению условий труда на данных рабочих местах к соответствию государственным нормативным требованиям охраны труда.

Оценка соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда включает в себя:

– идентификацию потенциально вредных и (или) опасных производственных факторов;

– исследование (испытание) и измерение вредных и (или) опасных производственных факторов;

– отнесение условий труда на рабочем месте по степени вредности и (или) или опасности к классу (подклассу) условий труда по результатам проведения исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов;

– оформление результатов проведения специальной оценки условий труда.

Оценка соответствия условий труда гигиеническим нормативам проводится путем инструментальных измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса в ходе осуществления штатных производственных (технологических) процессов и (или) штатной деятельности организации.

Поставленная цель курсовой работы способствует успешному решению следующих задач:

ü расширению знаний и навыков студентов по выбранной тематике;

ü систематизации и закреплению полученных знаний;

ü увеличению общей культуры безопасности студентов;

ü получению опыта и навыков в работе с журнальной и монографической литературой;

ü развитию навыков творческой работы, подготовке к проведению самостоятельных научных исследований, овладению методикой научного исследования;

ü овладению навыками грамотного литературного оформления результатов своих исследований;

ü подготовке к написанию дипломного проекта (работы).

 

 

3 Примерная тематика курсовых проектов

 

В качестве объекта экономики рекомендуется использовать предприятие, в котором студент заочной форму обучения осуществляет свою трудовую деятельность. В случае отсутствия возможности выбора предприятия рекомендовано использовать крупные предприятия города в качества объекта исследований. Ниже приведена примерная тематика курсовых работ:

1. Проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте … (должность)… на примере … (объект экономики);

2. Разработка программы мероприятий по совершенствованию охраны труда на … (объект экономики);

3. Разработка рекомендаций по обеспечению безопасности труда на рабочем месте… (должность)… в … (объект экономики);

4. Анализ опасных и вредных производственных факторов и разработка мероприятий по улучшению условий труда … (должность)… в … (объект экономики).

Допускается использовать несколькими студентами одного объекта экономики. В данном случае отличие в работах обеспечивается исследованием различных рабочих мест. Таким образом, несмотря на схожесть названия, работы будут принципиальны отличны друг от друга. Для уточнения темы работы, ее необходимо согласовать с научным руководителем.

 

Требования к содержанию курсовой работы

В курсовой работе студент должен:

- дать оценку актуальности выбранной темы;

- показать ее значимость для государства или отрасли (решаемая проблема должна улучшать статистические показатели по заболеваемости, травматизму и инвалидности, характеру повреждений, производственные затраты и т.д.);

- обязательно применить стандарты системы стандартов и другие стандарты безопасности труда, правила БЧС, ПБ, СН, СанПиН, СНиП, и другую нормативно-техническую документацию по безопасности труда со ссылкой на них;

- при принятии решений использовать производственный опыт, методы, средства и способы, применяемые в промышленности для повышения безопасности производства;

- курсовая работа должна быть написан грамотным техническим языком с применением терминов, понятий безопасности, гигиены и других дисциплин (понятия, определения, сокращения приводятся в приложении);

- курсовая работа должна иметь план, иметь объем не менее 30 страниц, содержать графики, диаграммы, таблицы, и т.д.;

- пояснительная записка, графические материалы и текстовая документация должны соответствовать стандарту ИУБП оформления и написания курсовых работ (Уфа, БашГУ, 2012 г.).

Курсовая работа состоит из графической части (презентация в формате .ppt) и пояснительной записки. Пояснительная записка должна включать в себя:

- Титульный лист;

- Задание на курсовую работу;

- Оглавление;

- Введение

- Описание деятельности организации.

- Описание рабочего места.

- Мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте (должность)

- заключение;

- библиографический список;

- приложения (при наличии).

Если тема посвящена проведению специальной оценки труда и/или анализу вредный производственных факторов, то в содержание необходиом включить разделы:

- Идентификация опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте (должность)

- Измерение и оценка опасных и вредных производственных факторов на рабочем месте (должность)

Пример содержания приведен в Приложении 1

Во введении обосновывается актуальность изучаемой темы, приводятся цель и задачи.

Основная часть курсовой работы посвящена подробному исследованию заданной студенту темы и сопровождается схемами, таблицами, расчётами, предложениями. В ней студент должен провести идентификацию производственных факторов согласно методике проведения специальной оценки условий труда. Суть идентификации: на основе имеющейстя у работодателя документации (техническая документация на оборудование, проекты, результаты ранее проведенных измерений вредных факторов и т.п.) провести обследование рабочих мест путем их осмотра, опроса работников и т.д. и выявить вредные факторы. Далее необходимо провести сравнение выявленных факторов с классификатором потенциально вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса

Не подлежат идентификации:

1. рабочие места работников, профессии, должности, специальности которых включены в списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых осуществляется досрочное назначение трудовой пенсии по старости;

2. рабочие места, в связи с работой на которых работникам в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

3. рабочие места, на которых по результатам ранее проведенных аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда были установлены вредные и (или) опасные условия труда.

Необходимо провести исследование (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных производственных факторов и затем отнести условия труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда. В четвертом разделе студенту необходимо разработать мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте (должность).

В заключении формулируются основные выводы по проработанной теме, даются рекомендации или перечисляются мероприятия по улучшению условий труда на рабочем месте.

Список использованной литературы должен содержать пронумерованный перечень источников, использованных в курсовом проекте, в алфавитном порядке в соответствии с ГОСТ 7.1–2003. Рекомендуется, в основном, включать современные литературные источники не старше 10 лет с момента работы над курсовым проектом. Нормативная база должна быть актуализированная. Количество используемых источников не должно быть менее 20.

В приложения включаются вспомогательные материалы, необходимые для полноты восприятия или аргументации отдельных разделов работы, а также крупномасштабные графические материалы: схемы, зарисовки, таблицы.

Приложения оформляются как продолжение курсовой работы, располагают их в порядке появления ссылок в тексте. Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием посредине страницы слова «ПРИЛОЖЕНИЕ» (прописными буквами), иметь обозначение (заглавными буквами, начиная с А) и содержательный заголовок.

Рисунки, таблицы и формулы, помещаемые в приложении, нумеруются арабскими цифрами (без знака №) в пределах каждого приложения. Например: Рисунок П.А.2 (второй рисунок приложения А).

 

 

5 Порядок выполнения курсовой работы

 

Процесс выполнения курсовой работы состоит из следующих этапов:

1) Выбор темы и согласование её с руководителем.

2) Ознакомление с основными её проблемами и составление плана работы.

3) Подбор и изучение литературных источников.

4) Уточнение плана работы.

5) Написание и оформление курсовой работы.

6) Передача работы на рецензию руководителю.

7) Защита проекта.

Основная организационная работа выполняется лично студентом. Студент обязан информировать руководителя о выполнении работы в соответствии.

Основные этапы выполнения курсовой работы.

1 -й этап – выбор темы. Выбор темы производится в соответствии с рекомендациями, изложенными в разделе 3. При выборе темы курсовой работы должна учитываться специализация студента или направленность работы студента, особенно если она совпадает или соответствует профилю подготовки бакалавра, и тот производственный опыт, который им уже приобретён.

2 -й этап – составление примерного плана курсовой работы. Данный этап является очень важным и ответственным моментом в общем процессе работы над полученным заданием, поскольку именно от него в значительной мере зависит качество и целостность всей работы.

План должен отражать основные узловые проблемы выбранной темы и может содержать от трёх до пяти вопросов, подлежащих рассмотрению. Составленный студентом план желательно обсудить с научным руководителем, что может в дальнейшем облегчить выполняемую работу. Окончательная доработка плана осуществляется после третьего этапа.

3 -й этап – подбор и изучение литературных источников. На этом этапе студент должен составить всю библиографию, касающуюся темы выбранного курсовой работы, в которой выделяются основные и вспомогательные литературные источники.

Составляют библиографию на основе рекомендованной литературы с обязательным конспектированием нужного материала с целью его изучения и использования в курсовом проекте, так как материал, изложенный «своими» словами, лучше подвержен усвоению человеческой памятью.

В составляемую библиографию желательно включать нормативно-правовую документацию, стандарты, литературу, изданную в последние годы, в том числе журнальные статьи и материалы из «Интернет».

4 -й этап – уточнение плана курсовой работы. В процессе работы над литературными источниками у студента могут появиться новые мысли, идеи, способные повлиять на составленный ранее план или даже на выбранную тему.

В этом случае возникшие вопросы следует согласовывать с руководителем, после чего приступают к написанию курсовой работы.

5 -й этап – написание и оформление работы. Собранный материал группируют, обрабатывают и систематизируют в соответствии с окончательным вариантом плана. На этом этапе уточняется структура работы и подбирается иллюстративный материал. После этого пишется черновой вариант работы, который подвергается последующей литературной обработке и редактированию.

6-й этап – передача работы на рецензию руководителю. Выполненный проект предъявляется руководителю для проверки. После проверки руководитель допускает работу к защите.

Если курсовая работа выполнена с нарушениями требований, он возвращается студенту на доработку. Преподаватель, возвративший работу, должен указать причину (причины) невозможности её защиты.

7-й этап – защита курсовой работы. Работа, допущенная к защите, защищается перед комиссией и слушателями, где автор делает краткий доклад (5-7 минут) о её содержании.

Докладчик должен обосновать актуальность темы, указать объект анализа, цель, задачи и степень их достижения (результаты), сделать выводы.

Автор работы должен свободно ориентироваться по данной теме и продемонстрировать хорошие знания по выполненной работе и приведённой литературе. Критериями оценки проекта являются: содержание, глубина и степень раскрытия темы, умение анализировать материал, доказательность выводов, тщательность оформления проекта, качество доклада и защиты. Курсовые проекты оцениваются по четырёхбалльной системе: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно». На основании выполненного курсовой работы и по итогам защиты преподаватель выставляет оценку в ведомость и зачётную книжку.

 

 

Теоретическая часть

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.