МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

ДИДАКТИКА ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ: ПОНЯТИЕ, ОСНОВНЫЕ КАТЕГОРИИ





Педагогическую науку традиционно делят на дидактику (теорию обучения)и теорию воспитания.

Термин «дидактика» (от греч. didaktikos – поучающий) впервые ввел в педагогику немецкий ученый Вольфганг Ратке (1571 – 1635) для обозначения искусства обучения. Аналогичным образом как «универсальное искусство обучения всех всему» трактовал дидактику и автор первого учебника по теории обучения «Великая дидактика» Я.А. Коменский.

Общая дидактикапризвана дать ответы на вопросы: с какими целями, чему и как обучать учащихся по всем предметам на всех уровнях системы образования.

Частные дидактики(предметные или частные методики) разрабатывают теорию обучения конкретным учебным предметам и (или) на определенном образовательном уровне (например, методика обучения истории, иностранным языкам, методика начального профессионального образования, дидактика высшей школы).

Общая дидактика составляет теоретическую базу частных дидактик, основываясь в то же время на результатах их исследований.

Как заметил еще К.Д. Ушинский, дидактика университетского образования может быть выражена в двух словах: знай хорошо свой предмет и излагай его ясно.

Более молодая дидактика высшей школы и дидактика среднего образования совпадают в содержательном аспекте – это совместная деятельность преподавателей и обучающихся, направленная на усвоение учащимися определенного объективизированного опыта человечества. Однако между ними существуют и значимые различия, которые заключаются в следующем.

Дидактика высшей школы содержит огромное количество нерешенных методических проблем. Если в дидактике среднего образования уже давно сложились солидные научно-методические направления по обучению отдельным учебным предметам, то в дидактике высшей школы, в частности юридической, с трудом можно найти что-либо подобное.

Весьма существенное различие между дидактикой высшей и дидактикой средней школы связано с субъектами образовательного процесса. В вузе это, как правило, гораздо более мотивированный к обучению студент и гораздо более квалифицированный в научной области, соответствующей преподаваемому предмету, педагог. Вместе с тем здесь существует уже отмечавшаяся выше острая проблема педагогической квалификации вузовского преподавателя в отличие от учителя средней школы, имеющего, как правило, профессиональное педагогическое образование.

Сегодня преподаватель вуза должен быть не просто лектором, как это у нас традиционно принято, а организатором и стимулятором учебной деятельности, самообразования и самовоспитания студентов. Поскольку эффективное и качественное обучение невозможно без профессиональных занятий наукой, то вузовскому преподавателю просто необходимо стремиться к гармоничному сочетанию научной и педагогической деятельности. Достичь такого сочетания довольно сложно, поскольку это два различных вида деятельности.

ОБУЧЕНИЕ– специально организованный, управляемый процесс педагогического взаимодействия преподавателя и обучающихся, направленный на усвоение студентами определенного объективизированного опыта человечества с целью развития профессиональной личности специалиста.

Обучение как совместная деятельность преподавателя и обучающихся включает в себя преподавание и учение.



 

Содержание обучения– специально отобранная и признанная обществом (государством) система элементов объективизированного опыта человечества, усвоение которой необходимо для выполнения определенной профессиональной деятельности. Содержание обучения в юридическом вузе, например, определяется действующими федеральными государственными стандартами (ФГОС) по направлению «Юриспруденция» для различных уровней юридического образования.

Элементы содержания обучения – это знания, установленные и выведенные в опыте способы профессиональной деятельности, опыт творчества, эмоционально-ценностное отношение к изучаемым объектам и реальности.

УСВОЕНИЕ – это овладение индивидом исторически сформированными, выработанными обществом способами поведения знаниями, умениями и навыками; процесс их превращения в форму индивидуальной субъективной деятельности.

Усвоение проходит поэтапно:

Существуют четыре вида усвоения объективизированного опыта человечества:

 

 

Одной из главныхзадачдидактики как науки является познание процесса обучения, в результате чего устанавливаются закономерности этого процесса.

Для понимания сущности дидактики как науки следует выстроить в логическую цепочку следующие понятия: дидактическая закономерность – теория (концепция) обучения – дидактический принцип – форма – метод – прием – средство – результат обучения.

Закономерность отвечает на вопрос о том, что установлено, принцип дает ответ на вопрос о том, как та или иная закономерность может быть реализована на практике.

Дидактическая закономерность– это объективная, устойчивая, существенная, повторяющаяся связь между компонентами процесса обучения, а также между обучением и внешними условиями. Поскольку дидактические закономерности имеют преимущественно вероятностно-статистический характер, то по большей части они проявляются как тенденции, т.е. во множестве случаев, что характерно для всех общественных процессов.

Концепция (частная теория)– это система взглядов, определяющих понимание явлений и процессов, объединенных ведущим замыслом.

Дидактическая концепция– это основополагающий замысел, идея теории обучения, указывающая способ построения системы методов и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания сущности этих процессов. В этом смысле можно говорить о концепциях личностно-ориентированного обучения, проблемного обучения, компетентностного подхода в образовании, диалога культур и т.д.

Дидактический принцип– основное положение, первооснова, руководящее начало в процессе и системе обучения.

Дидактические принципы:

– определяют содержание, формы, методы и средства обучения в соответствии с его целями и закономерностями;

– отражают зависимость между закономерностями учебного процесса и образовательными целями;

– выступают в качестве регулятивных норм педагогической деятельности.

Различают общедидактические и частнометодические принципы (например, принцип научности в общей дидактике, принцип коммуникативности в методике обучения иностранным языкам).

Форма обучения– это способ организации учебного процесса, его специальная конструкция (коллективная, групповая, индивидуальная работа под руководством преподавателя, заочная, экстернат). В вузе на протяжении столетий функционирует лекционно-практическая форма обучения.

Метод обучения(от греч. methodos – путь, исследование) – способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучающихся, направленной на решение задач обучения и достижение образовательных целей. Метод представляет собой совокупность относительно однородных приемов теоретического и практического усвоения определенного содержания обучения.

Прием обучения– элемент метода, его составная часть, определенный шаг в реализации метода обучения.

Средства обучения– специально разработанные материальные или материализованные объекты, предназначенные для осуществления и повышения эффективности учебного процесса (например, аудио- и видеокурсы, учебные пособия, учебные фильмы, таблицы, схемы, компьютерные программы).

Результат обучения – представляет собой четкие формулировки того, что, как ожидается, будет знать, понимать и (или) будет в состоянии продемонстрировать обучающийся по окончании процесса обучения и как он будет демонстрировать свое достижение.

Эффективность обучения в вузе определяется рядом внутренних и внешних критериев.

 

Успешность обучения – следствие эффективного руководства учебным процессом, обеспечивающим высокие результаты при минимальных затратах.

Академическая успеваемость обучающихся определяется как степень совпадения реальных и запланированных результатов учебной деятельности и находит отражение в балльной оценке.

Качество обученияоценивают по таким показателям, какполнота, системность, глубина, действенность, прочность усвоенного обучающимся содержания обучения, т.е. степень его соответствия образовательному стандарту. Одним из основных показателей высокого качества обучения является способность обучающихся и выпускников вуза самостоятельно решать учебные и профессиональные задачи.

Качество образованиятрактуется как определенный уровень знаний, умений, навыков, интеллектуального, нравственного и физического развития, которого достигают выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения и воспитания.

Обученность– наличный запас усвоенных знаний, понятий и способов деятельности, т.е. система знаний, умений и навыков, соответствующая заданному в образовательном стандарте ожидаемому результату.

Обучаемость– приобретенные субъектом обучения под влиянием обучения и воспитания готовность и способность к различным психологическим перестройкам и преобразованиям личности в соответствии с программами и целями дальнейшего обучения, т.е. общая способность к усвоению новых знаний, образцов и способов поведения, умений и навыков. Важнейшим показателем обучаемости является то количество дозированной помощи, которое необходимо студенту для достижения заданного результата. Индивидуальными показателями обучаемости являются скорость и качество усвоения обучающимся определенного содержания обучения.

 

ДРУГИЕ ПОНЯТИЯ ДИДАКТИКИ:

Знания – конкретные взаимосвязанные факты, системы понятий, законы, правила, отражающие определенные закономерности;

Умения – практические действия, совершаемые на основе полученных знаний и которые, в свою очередь, могут в дальнейшем способствовать получению новых знаний;

Навыки – автоматизированные действия.





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.