Немецкая (Германская) модель. Понятие корпоративного управления. Основные модели корпоративного управления ( зарубежный и российский опыт) Корпоративное управление — это управление организационно- правовым оформлением бизнеса, оптимизацией организационных структур, построение внутри- и межфирменных отношений компании в соответствии с принятыми целями. Выделяя корпоративное управление в особый тип, особенности которого обусловлены спецификой корпорации в качестве объекта управления, его определяют как «управление, построенное на приоритетах интересов акционеров и их роли в развитии корпорации, управление, учитывающее реализацию прав собственности, предусматривающее взаимодействие акционеров (корпоративные коммуникации), построенное на стратегии развития корпорации в целом (интересы фирмы подчинены общим интересам), наконец, это управление, которое рождает корпоративную культуру, то есть комплекс общих традиций, установок, принципов поведения». Главная функция корпоративного управления – обеспечение работы корпорации в интересах собственников, т.е. акционеров, предоставляющих корпорации финансовые ресурсы. Модели корпоративного управления Англо-американская модель Область распространения модели. Англо-американская модель распространяется на корпорации США, Канады, Великобритании, Австралии, Новой Зеландии. Ключевые участники реализации модели. Ключевыми участниками англо-американской модели являются управляющие, директора, акционеры (в основном, институциональные инвесторы), правительственные структуры, биржи, саморегулируемые организации, консалтинговые фирмы, предоставляющие консультационные услуги корпорациям и акционерам по вопросам корпоративного управления и голосования по доверенности. Три основных участника – это менеджеры (управляющие), директора (Совет директоров) и акционеры. Структура владения акциями. За послевоенный период в Великобритании и США наметился сдвиг в сторону увеличения числа акционеров из числа институциональных по сравнению с индивидуальными инвесторами. Увеличение числа институциональных инвесторов привело к усилению их влияния. В свою очередь, это повлекло за собой законодательные изменения, способствующие их активизации как участников корпоративных отношений. Состав Совета директоров. В советы директоров большинства корпораций Великобритании и США входят как «внутренние» члены ("инсайдеры"), так и «внешние» ("аутсайдеры"). Инсайдер – лицо, либо работающее в корпорации (менеджер, исполнитель или работник), либо тесно связанное с управлением корпорацией. Аутсайдер – это лицо, напрямую не связанное с корпорацией или с ее управлением. Синонимом слова "инсайдер" может быть "исполнительный директор", а синонимом слова "аутсайдер" является выражением "неисполнительный директор" или " независимый директор". Традиционно, председателем Совета директоров и главным (генеральным) исполнительным директором являлось одно и то же лицо. Часто это приводило к различным злоупотреблениям, в частности к концентрации власти в руках одного человека (например, совет директоров контролируется одним человеком, являющимся одновременно председателем и главным исполнительным директором); или концентрации власти в руках небольшой группы лиц (например, совет директоров состоит только из "инсайдеров"); Правление и Совет директоров пытаются удерживать власть в течение длительного периода времени, игнорируя интересы других акционеров. В настоящее время и американские, и английские корпорации тяготеют к включению в Совет директоров все большего числа независимых директоров. Требования к раскрытию информации. Из всех стран реализующих англо-американскую модель корпоративного управления США предъявляют самые строгие нормы раскрытия информации. В других странах, использующих англо- американскую модель управления, требования к раскрытию информации тоже высоки, однако не на столько как в США, где корпорации должны публиковать самую различную информацию. В годовой отчет или в повестку дня ежегодного общего собрания акционеров должны быть включены следующие сведения: - ежеквартальная финансовая информация; - данные о структуре капитала; - справку о прежней деятельности назначаемых директоров (включая имена, занимаемые должности, отношения с корпорацией, владение акциями в корпорации); - размеры зарплаты (вознаграждения), выплачиваемой исполнительным директорам, а также сведения о выплате вознаграждения каждому из пяти наиболее высокооплачиваемых руководителей (их имена должны быть указаны); - данные о всех акционерах, владеющих свыше 5% акционерного капитала; - сведения о возможном слиянии или реорганизации; - сведения о предполагаемых поправках к Уставу; - имена лиц или компаний, приглашаемых для аудиторской проверки. В Великобритании и других странах, использующих англо- американскую модель, требования к раскрытию информации аналогичны. Однако отчетность предоставляется каждые полгода, и, как правило, объем предоставляемых данных меньше по всем категориям, включая финансовую информацию и сведения по назначаемым директорам. Немецкая (Германская) модель. Область распространения модели. Немецкая модель используется в немецких и австрийских корпорациях. Некоторые элементы этой модели присутствуют также в Нидерландах и Скандинавии. Кроме этого, недавно некоторые корпорации Франции и Бельгии также начали применять элементы немецкой модели. Ключевые участники реализации модели. Банки играют особую роль в реализации немецкой модели, поскольку являются долгосрочными акционерами корпораций. Представители банков выбираются в Советы директоров, их представительство в составе Совета директоров постоянно. Банк выступает акционером и кредитором, эмитентом ценных бумаг и долговых обязательств, депозитарием и голосующим агентом на ежегодных общих собраниях акционеров. В виду того, что Совет директоров в немецкой модели представляет собой двухпалатный орган, то в состав ключевых участников выделены отдельно обе палаты его составляющие: Правление и Наблюдательный Совет. Правление (Исполнительный Совет) состоит из менеджеров корпорации, Наблюдательный Совет - из представителей рабочих, служащих корпорации и акционеров. Обе палаты функционируют раздельно – недопускается одновременное участие в составе Правления и Наблюдательного Совета одного и того же лица. Структура владения акциями. Основными акционерами в Германии являются банки и корпорации. В Германии корпорации также являются акционерами и могут иметь долгосрочные вложения в других неаффилированных корпорациях, т. е. корпорациях, не принадлежащих к определенной группе связанных (коммерчески или промышленно) между собой корпораций. Иностранные инвесторы до недавнего времени не оказывали существенного влияния на немецкую систему, однако в настоящее время их роль возрастает. Состав Совета директоров. Как говорилось выше, Совет директоров в немецкой модели представляет собой двухпалатный орган. Наблюдательный Совет назначает и распускает Правление, утверждает решения руководства и дает рекомендации Правлению. Численность Наблюдательного Совета устанавливается законом. В небольших корпорациях (численностью менее 500) акционеры избирают весь Наблюдательный Совет. В средних корпорациях (размер корпорации зависит от размера фондов и средств и количества сотрудников) сотрудники избирают одну треть Наблюдательного Совета, состоящего из 9 чел. В больших корпорациях сотрудники избирают половину Наблюдательного Совета, состоящего из 20 чел. Требования к раскрытию информации. В Германии разработаны достаточно строгие правила раскрытия информации. Корпорации должны предоставлять в годовом отчете или на общих собраниях следующую информацию: - финансовую отчетность за каждое полугодие; - данные о структуре капитала; - ограниченную информацию о каждом кандидате в Наблюдательный Совет (с указанием имени и фамилии, адреса, места работы и занимаемой должности); - совокупную информацию о вознаграждениях, выплачиваемых членам Правления и Наблюдательного Совета; - данные об акционерах, владеющих более 5% акций корпорации; - информацию о возможном слиянии или реорганизации; - предлагаемые поправки к Уставу; - имена лиц или название компаний, приглашаемых для аудиторской проверки. Японская модель Область распространения модели. Японская модель выработана исключительно японской практикой в сочетании с японскими традициями, поэтому модель распространяется только на данное государство. Ключевые участники реализации модели. Японская система корпоративного управления является многосторонней и базируется вокруг ключевого банка и финансово-промышленной сети или кейрецу(крупные корпоративные конгломераты и холдинги) . Основной банк и кейрецу – это два разных, но дополняющих друг друга элемента японской модели. Практически все японские корпорации имеют тесные отношения со своим основным банком. Банк предоставляет своим корпоративным клиентам кредиты и услуги по выпуску облигаций, акций, ведению расчетных счетов и консалтинговые услуги. Многие японские корпорации имеют также крепкие финансовые связи с сетью связанных с ними корпораций. Такие сети характеризуются общим заемным и акционерным капиталом, торговлей товарами и услугами и неформальными деловыми контактами. Они называются "кейрецу". Государственная экономическая политика также играет одну из ключевых ролей в управлении японскими акционерными обществами. С 30-х гг. XX в. японское правительство проводит активную экономическую политику, направленную на оказание помощи японским корпорациям. Эта политика подразумевает официальное и неофициальное представительство правительства в Совете корпорации, в случаях, когда она находится в затруднительном финансовом положении. Ключевыми участниками японской модели являются: главный банк, связанная с корпорацией (аффилированная) корпорация или кейрецу, правление и правительство. Структура владения акциями. В Японии рынок акций целиком находится в руках финансовых организаций и корпораций. В послевоенный период в Японии заметно увеличилось число институциональных акционеров. В 1990 г. финансовые организации (страховые компании и банки) владели примерно 43% японского фондового рынка, а корпорации (за исключением финансовых организаций) – 25%. Иностранные инвесторы – примерно 3%. Состав Совета директоров. Совет директоров японских корпораций практически полностью состоит из внутренних участников, т. е. исполнительных директоров, управляющих, руководителей крупных отделов корпорации, и Правления. Советы директоров японских корпораций, как правило, больше, чем в США, Великобритании или Германии. Средний японский совет состоит из 50 членов. Если объем прибыли корпорации уменьшается в течение продолжительного периода, основной банк и члены кейрецу могут снять директоров и назначить своих кандидатов. Другое, привычное для Японии явление – это назначение отставных чиновников различных министерств и ведомств в состав совета директоров корпорации. Например, Министерство финансов может назначить своего отставного чиновника в совет директоров банка. В японской модели состав совета директоров зависит от финансового состояния корпорации. Требования к раскрытию информации. Требования к раскрытию информации в Японии достаточно строгие. Корпорации должны сообщать о себе достаточно много, а именно: -финансовую информацию (каждое полугодие), -данные о структуре капитала, - сведения о каждом кандидате в совет директоров (включая имена и фамилии, занимаемые должности, отношения с корпорацией, владение акциями корпорации), -данные о вознаграждениях, в основном, наибольшие суммы, выплачиваемые исполнительным работникам и членам совета директоров, -сведения о предлагаемых слияниях и реорганизации, -предлагаемые поправки к Уставу, -имена лиц или названия корпораций, приглашаемых для аудиторской проверки. 2.ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ КОРПОРАЦИЕЙ 1. Общее собрание акционеров (ОСА) Общее собрание акционеров, согласно ст. 47 ФЗ «Об акционерном обществе», есть высший орган управления в обществе, при этом общество обязано ежегодно проводить общие собрания акционеров, в сроки установленные уставом, но не ранее чем через 2 месяца и не позднее чем через 6 месяцев после окончания финансового года. Ст. 48 ФЗ «Об акционерном обществе» определяет компетенцию общего собрания акционеров, то есть перечисляет все важные вопросы, относящиеся к функциям ОСА: -утверждение устава и внесение в него поправок; -реорганизация общества (слияние, поглощений); -ликвидация общества; -определение количественного состава Совета директоров (СД), избрание его членов и досрочное прекращение их полномочий; -увеличение уставного капитала общества, путем увеличения номинальной стоимости акций или путем размещения дополнительных акций, если уставом общества последнее не отнесено к компетенции СД; -образование исполнительного органа общества, досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции СД; -избрание членов ревизионной комиссии общества и досрочное прекращение их полномочий; -утверждение аудитора общества; -выплата (объявление) дивидендов по результатам первого квартала, полугодия, девяти месяцев, финансового года; -утверждение годовых отчетов, годовой бухгалтерской отчетности и распределение прибыли; -определение порядка ведения общего собрания; -дробление и консолидация акций; -принятие решений об одобрении крупных сделок; -принятие решения об участии в холдинговых компаниях, ФПГ, ассоциациях и иных объединениях коммерческих организаций. Голосующей акцией общества является обыкновенная акция. Решение общего собрания принимается большинством голосов акционеров-владельцев голосующих акций. Решение по первым трем вопросам принимается большинством в ¾ голосов акционеров-владельцев голосующих акций, принимающих участие в собрании. Акционер вправе обжаловать в суде решение принятое общим собранием с нарушением требований ФЗ «Об АО», иных правовых актов РФ, устава общества, в случае если он не принимал участия в собрании или голосовал против. Сообщение о проведении общего собрания акционеров должно быть сделано не позднее, чем за 20 дней, а сообщение о проведении общего собрания, повестка дня которого содержит вопрос о реорганизации общества – не позднее, чем за 30 дней до даты его проведения. Оно направляется каждому участнику заказным письмом, либо вручается под роспись, либо, если это предусмотрено уставом общества, публикуется в доступном для всех акционеров общества печатном издании. Право на участие в общем собрании осуществляется акционерами как лично, так и через своего представителя по доверенности, составленной в письменной форме. ОСА правомочно, если в нем приняли участие акционеры, обладающие в совокупности более чем половиной голосов размещенных голосующих акций общества. По итогам собрания составляется протокол, содержащий основные положения выступлений, итоги голосования по поставленным вопросам, подписанные председательствующим и секретарем. Законодательство не предусматривает участия общего собрания в определении стратегии компании и рассмотрении стратегических программ. 2. Совет директоров (СД) Совет директоров (наблюдательный совет общества) осуществляет общее руководство деятельностью общества за исключением решений вопросов отнесенных законом к компетенции общего собрания акционеров. В обществах с числом акционеров-владельцев голосующих акций менее 50, устав может предусматривать, что функции СД осуществляет общее собрание акционеров. По решению ОСА членам СД в период исполнения ими своих обязанностей могут выплачиваться вознаграждения и компенсироваться расходы, связанные с исполнением ими функций членов СД общества. К компетенции СД относят следующие вопросы: -Определение приоритетных направлений деятельности общества, в том числе утверждение годового бюджета, стратегий и программ развития общества; -Утверждение повестки дня общего собрания акционеров, определение даты его проведения; -Предварительное утверждение годового отчета общества; -Утверждение решений о выпуске ценных бумаг, проспектов эмиссии ценных бумаг; -Приобретение размещенных обществом ценных бумаг; -Утверждение регистратора общества и условий договора с ним, принятие решения о расторжении договора с ним; -Рекомендации по размеру дивидендов, их форме, срокам выплат; -Направление использования резервного и иных фондов общества; -Контроль за применением процедур внутреннего контроля; -Рекомендации по размерам выплачиваемых членам ревизионной комиссии общества вознаграждений и компенсаций, утверждение условий, заключаемого с аудитором договора, в том числе, определение размера оплаты его услуг; -Одобрение сделок, связанных с приобретением, отчуждением имущества, стоимость которого составляет от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества; -Одобрение сделок в совершении которых имеется заинтересованность; -Создание и ликвидация филиалов, представительств и предварительное утверждение кандидатов на должность их руководителей; -Назначение генерального директора общества и определение срока его полномочий; -Избрание (переизбрание) председателя СД и его заместителя; -Образование правления, определение срока его полномочий, досрочное прекращение полномочий; -Создание постоянно действующих или временных комитетов СД, утверждение внутренних положений о них; -Назначение и освобождение от должности корпоративного секретаря общества, утверждение внутреннего положения об аппарате корпоративного секретаря; -Принятие решений об участии общества в других организациях путем покупки, продажи акций долей других организаций, а так же путем внесения дополнительных вкладов в уставные капиталы этих организаций; -Утверждение внутреннего документа по вопросам раскрытия информации об обществе. Состав СД рассматривается в ст. 66 и 67 ФЗ «Об акционерном обществе», в которых установлены лишь общие нормы. СД не может быть создан в акционерном обществе с числом акционеров-владельцев голосующих акций менее 50. Если же он создан, то его количественный состав определяется уставом общества или решением общественного собрания. Ограничения в законе: для общества с числом акционеров-владельцев голосующих акций общества более 1000, количественный состав СД не может быть менее 7 человек, а для общества с числом акционеров-владельцев голосующих акций более 10000 – менее 9 человек. Председатель СД избирается большинством голосов от общего числа членов СД, организует работу общества, созывает заседания СД, председательствует на них, организует ведение протокола, председательствует на общем собрании акционеров, имеет право подписи протоколов общества. Применительно к структуре СД ФЗ «Об АО» устанавливает два требования: -Члены коллегиального исполнительного органа (Правление) не могут составлять более ¼ состава СД; -Лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа (директор, ген. директор) не может быть одновременно председателем СД общества. В кодексе корпоративного поведения содержится следующая рекомендация: независимые директора должны составлять не менее ¼ СД и их должно быть не менее трех человек. ФЗ «Об АО» не содержит требований к наличию независимых директоров, но в нем сформулированы критерии независимости директора относительно заключаемых корпорацией сделок, в частности сделок с заинтересованностью (ст. 83 ФЗ), т.е. корпорация нуждается в независимых директорах при совершении данных сделок. В Кодексе приведены 7 критериев независимости членов Совета директоров, причем указанно, что независимый директор сохраняет свой статус в течении 7-летнего срока исполнения обязанностей в обществе. Директор является независимым если он: 1) не является в настоящее время и не являлся в течение последних 3 лет должностным лицом или работником общества, а также должностным лицом или работником управляющей организации общества; 2) не является должностным лицом другого общества, в котором любое из должностных лиц общества является членом комитета совета директоров по кадрам и вознаграждениям; 3) не является аффилированным лицом должностного лица общества или должностным лицом управляющей организации общества; 4) не является аффилированным лицом общества, а также аффилированным лицом такого аффилированного лица; 5) не является стороной по обязательствам с обществом, в соответствии с условиями которых он может приобрести имущество (получить денежные средства), стоимость которого составляет 10% и более его совокупного годового дохода, кроме получения вознаграждения за участие в деятельности совета директоров; 6) не является крупным контрагентом общества (таким, совокупный объем сделок общества с которым в течение года составляет 10% и более балансовой стоимости активов общества); 7) не является представителем государства. Независимый директор по истечении 7-летнего срока исполнения обязанностей члена совета директоров общества не может рассматриваться как независимый. Кодекс корпоративного поведения рекомендует так же в совете директоров создавать комитеты для предварительного рассмотрения наиболее важных вопросов относящихся к компетенции совета директоров: -Комитет по стратегическому планированию способствует повышению эффективности общества в долгосрочной перспективе); -Комитет по аудиту (обеспечивает контроль СД за финансово-хозяйственной деятельностью общества); -Комитет по кадрам и вознаграждениям (способствует привлечению к управлению обществом высококвалифицированных специалистов и созданию необходимых стимулов для их успешной работы); -Комитет по урегулированию корпоративных конфликтов (способствует предотвращению и эффективному разрешению корпоративных конфликтов с участием АО); -Комитет по этике (способствует соблюдению обществом этических норм и построению доверительных отношений в обществе). Эффективная работа СД – важный фактор повышения инвестиционной привлекательности компаний, роста их акционерной стоимости, а сам СД главный элемент качественной системы корпоративного управления. 3. Исполнительные органы общества Руководство текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания или совета директоров, организация выполнения решений общего собрания и СД осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, ген. директором) или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества (Правление). Исполнительные органы подотчетны: - совету директоров; - общему собранию акционеров. Возможна передача полномочий генерального директора управляющей организации (по решению общего собрания акционеров). Ген. директор и правление могут избираться общим собранием акционеров или СД, если это предусмотрено уставом общества, ст. 48 ФЗ. Компетенция генерального директора: -без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы; -совершает сделки от имени общества; -утверждает штатное расписание; -издает приказы и дает указания обязательные для исполнения всеми работниками общества; -осуществляет функции председателя правления, если в обществе оно образовано. Компетенция правления законом не определена, но ФЗ (ст.69) устанавливает, что компетенция правления определяется уставом общества. Кодекс корпоративного поведения рекомендует отнести к компетенции правления: организацию разработки приоритетных направлений деятельности, финансово-хозяйственного плана, утверждение внутренних документов общества, отнесенных к компетенции исполнительных органов. Закон не содержит перечня обязанностей исполнительных органов общества, в нем лишь установлено, что права и обязанности ген. директора и членов правления определяются договором, заключенным каждым из них с обществом (ст. 69 ФЗ). Кодекс рекомендует, чтобы исполнительные органы ежемесячно отчитывались перед советом директоров о своей деятельности. Ограничения компетенции исполнительных органов по совершению сделок: 1.Крупные сделки: -Сделки стоимостью от 25 до 50% балансовой стоимости активов общества, требуют единогласного одобрения всеми членами совета директоров (ст.79 ФЗ). Общество через свой устав может понизить эту планку или ввести дополнительный перечень видов сделок, требующих единогласного одобрения; -Сделки стоимостью более 50% балансовой стоимости активов общества, а так же сделки стоимостью от 25 до 50% балансовой стоимости активов, если по ним не достигнуто единогласия совета директоров, требуют одобрения общего собрания акционеров; 2.Сделки с заинтересованностью: требуют одобрения совета директоров или общего собрания акционеров. Процедура вступления в должность генерального директора: 1. Избрание общим собранием акционеров генерального директора; 2. Подписание счетной комиссии протокола об итогах голосования; 3. Заключение трудового договора; 4. Приказ о назначении на должность. Совет директоров имеет право в любое время приостановить полномочия генерального директора (ст.69 ФЗ). Ограничения для членов исполнительных органов: -Ген. директор не может быть одновременно председателем совета директоров (ст.66 ФЗ) и (или) членом ревизионной комиссии (ст.85 ФЗ); -Совмещение должностей в органах управления других организаций, допускаются только с согласия совета директоров (ст. 69 ФЗ); Кодекс не рекомендует совмещения функций секретаря с исполнителем иных обязанностей в обществе. Ген. директор и члены правления несут следующие виды ответственности: -Гражданско-правовую (ст.71 ФЗ) – это ответственность за причиненные обществу убытки своими действиями или бездействием, не несут ответственности члены, голосовавшие против решения, которое повлекло убытки и не принимавшие участия в голосовании; -Материальную (ст. 277 ТК) – связанная с трудовыми отношениями. Руководитель организации возмещает убытки, причиненные его виновными действиями; -Административную (ст. 3.11 Кодекса об административных правонарушениях) – предусматривает административную дисквалификацию, т.е. лишение физ. лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе юр. лица, входить в совет директоров и осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юр. лицами. Назначается судьей, устанавливается на срок от 6 мес. до 3 лет; Уголовную (ст. 184 УК РФ) – злоупотребление при эмиссии ценных бумаг. Внесение в проспект эмиссии недостоверной информации, размещение эмиссионных ценных бумаг выпуск которых не прошел гос. регистрацию, злостное уклонение от предоставления информации, содержащей данные об эмитенте, о его финансово-хозяйственной деятельности и т.д. 4. Корпоративный секретарь В числе новаций, содержащихся в Кодексе корпоративного поведения, есть рекомендация акционерным компаниям иметь должностное лицо – секретаря общества (Корпоративного секретаря). Задачей которого является обеспечение соблюдения органами и должностными лицами общества процедурных требований, гарантирующих реализацию прав и интересов акционеров общества. Порядок назначения (избрания) секретаря общества и его обязанности должны быть изложены в уставе общества. В целом, к функциям корпоративного секретаря можно отнести: 1. Обеспечение подготовки и проведения общего собрания акционеров в соответствии с требованиями законодательства, устава и иных внутренних документов общества на основании решения о проведении общего собрания акционеров. 2. Подготовку и проведение заседаний совета директоров в соответствии с требованиями законодательства, устава и иных внутренних документов общества. 3. Содействие членам совета директоров при осуществлении ими своих функций. 4. Обеспечение раскрытия (предоставления) информации об обществе и хранение документов общества. 5. Надлежащее рассмотрение обществом обращений акционеров и разрешение конфликтов, связанных с нарушением прав акционеров. 6. Информирование председателя совета директоров обо всех фактах, препятствующих соблюдению процедур, обеспечение которых входит в обязанности секретаря общества. 7. Взаимодействие с регулирующими органами, аудиторами, кредиторами и др. заинтересованными сторонами. 8. Обеспечение соблюдение компанией соответствующего законодательства. Корпоративный секретарь должен удовлетворять двум основным требованиям: Обладать высоким профессионализмом в следующих вопросах: -соблюдение порядка подготовки и проведения общего собрания акционеров, деятельности СД, хранения, раскрытия и предоставления информации об обществе, поскольку несоблюдение именно этих процедур влечет за собой большинство нарушений прав и интересов акционеров; -его статус должен обеспечивать достаточную степень независимости по отношению к менеджерам компании, способность аккумулировать и доносить мнения, запросы и жалобы акционеров до совета директоров. Для обеспечения независимости секретаря общества от должностных лиц исполнительного органа, кодекс корпоративного поведения рекомендует, чтобы назначения и освобождения от должности корпоративного секретаря осуществлялись решением совета директоров компании. -Следует подчеркнуть, что за последние годы функции корпоративного секретаря существенно усложнились. В настоящее время корпорациям приходится иметь дело с ростом влияния институциональных инвесторов, повышением требований гражданского общества к уровню социальной ответственности бизнеса, усилением давления на совет директоров и топ-менеджмент со стороны акционеров и работников предприятия, ужесточением норм законодательства. В результате корпоративный секретарь превратился из второстепенного должностного лица в одну из ключевых фигур современного АО. |