Решение ситуационных задач – юридических казусов История отечественного государства и права Практические занятия Тема «Становление основ советского права» Коллоквиум (4 часа) План 1. Конституция РСФСР 1918 года: а) история создания Конституции; б) основные черты конституционного строя (форма правления, форма государственного устройства, политический режим; экономическая основа); в) органы государственной власти и управления; г) избирательное право. 2. Становление основ советского семейного права. КЗАГС 1918 г 3. Формирование основ советского трудового права. КЗОТ 1918 г. 4. Становление основ советского уголовного права. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 г. Терминологический тренинг Основные термины: Временное правительство, ВРК (военно-революционный комитет), ВЦИК, ВЧК, декрет, народные комиссариаты, Совнарком, Учредительное собрание. Цель практического занятия Целью изучения данной темы является анализ содержания первой Конституции РСФСР, а также принципов, положений и основных институтов советского семейного, трудового и уголовного права. Методические рекомендации В начале подготовки к семинару студентам необходимо усвоить основные термины, относящиеся к данной теме, используя глоссарий, содержащийся в данной программе. Первая часть семинара посвящена изучению Конституции РСФСР 1918 г. Рассматривая вопрос об истории создания Конституции, преподаватель должен обратить внимание студентов на ряд актов, имевших конституционное значение: постановления и декреты II съезда Советов, Декларацию прав трудящегося и эксплуатируемого народа. В этой связи следует знать, когда было принято решение и осуществлены первые практические шаги по созданию Конституции, какие положения вызывали наибольшие разногласия у членов редакционной комиссии: 1. О федеративном устройстве (левые эсеры предлагали административно-территориальный принцип государственного устройства, большевики-ленинцы отстаивали национально-территориальный принцип, а левые коммунисты стояли за федерацию коммун). 2. О системе Советов (левые эсеры предлагали преобразовать Советы в муниципальные органы без политических функций. Левые коммунисты считали, что их следует заменить общинами-коммунами, советы которых формируются по корпоративному принципу). 3. О Совнаркоме (предлагалось слить его с ВЦИКом либо изъять законодательные полномочия). 4.О диктатуре пролетариата (эсеры настаивали на диктатуре трудящихся). 5.Об избирательном праве (эсеры считали необходимым отказаться от принципа неравенства представительства между рабочими и крестьянами, за закрепление принципа один человек – один голос). Весьма важно знать, какие события предшествовали принятию Конституции на V Всероссийском съезде Советов 10 июля 1918 г., так как это объясняет отсутствие дискуссий во время проведения съезда. Рассматривая второй вопрос, необходимо усвоить структуру Конституции; затем рассмотреть основные черты конституционного строя: форму правления, государственного устройства, политического режима, важнейшие преобразования в экономическом и социальном строе, особенности пролетарской демократии (классовый и интернациональный характер, равноправие женщин, сочетание прав и обязанностей). Приступая к третьему вопросу, преподаватель должен обратить внимание на порядок формирования центральных органов власти (Всероссийского съезда Советов, ВЦИК, правительства – СНК), знать предметы ведения каждого из этих органов. При этом следует отметить отсутствие принципа разделения властей и объяснить, почему Конституция его игнорировала. Весьма важно разобраться и в системе органов власти на местах. В рамках четвертого вопроса студенты должны знать систему избирательного права. Здесь следует четко представлять, какие категории граждан были наделены политическими, в том числе избирательными правами, а какие были лишены этих прав и почему. Приступая к изучению вопроса о становлении советского семейного права, важно обратить внимание на первые декреты в этой сфере – о разводе и о браке, которые существенно изменяли систему регулирования брачно-семейных отношений. В них закреплялась новая светская форма брака, снимались старые ограничения на вступление в брак, упрощалась процедура развода и т.п. Отметим, что Кодекс законов и актов гражданского состояния (КЗАГС) 1918 г. воспринял основные идеи этих актов и развил их. Главные принципы, отраженные в КЗАГС, – это принцип гражданского брака и принцип равенства. Особое внимание при характеристике первого Семейного кодекса следует уделить условиям вступления в брак (достижение брачного возраста, не состоять в другом браке, не иметь родства и свойства первой степени), признания недействительности брака и его прекращения (разд. II, гл. 2 – 4). Студентам следует обратить внимание на права и обязанности супругов, особенно с точки зрения изменения положения женщины в семье (разд. II, гл.5); появление института установления отцовства и алиментов (разд. III, гл.1); отмену института усыновления и удочерения (разд.III, гл.5). В заключение студенты должны отметить значение КЗАГС как первого в мире кодекса новой самостоятельной отрасли права. Формирование советского трудового права началось с первых дней советской власти. Первым нормативным актом стал декрет « О восьмичасовом рабочем времени», который регулировал не только продолжительность рабочего дня и рабочей недели, но и запрещал использование труда подростков, ограничивал использование труда женщин. Впоследствии были приняты еще целый ряд декретов, вводящих систему социального страхования и т. п. КЗОТ 1918 г. обобщил весь накопившийся нормативный материал. Студентам необходимо разобраться с сочетанием в Кодексе права на труд и всеобщей трудовой повинности, регулированием труда и отдыха, льготами для подростков и женщин, системой социального обеспечения. При рассмотрении вопроса о становлении советского уголовного права, следует обратить внимание на первые акты советской власти, которые существенно меняли сущность уголовного права, его принципы и содержание. В этой связи весьма важно знать новую категоризацию преступных деяний по степени опасности для советской власти и систему наказаний, сформированную на основе декрета от 28 октября 1917 г. «Об отмене смертной казни», инструкции НКЮ «О видах наказаний, рекомендованных для применения в революционных трибуналах» от 19 декабря 1917 г. Не менее важно знать изменения в системе наказаний и в последующий период: что из себя представляло «объявление врагом республики или народа», когда была введена смертная казнь на фронте, содержание основных положений декрета «О красном терроре». В завершение вопроса следует дать развернутую характеристику «Руководящих начал по уголовному праву РСФСР», представляющую собой итог двухлетнего развития советского уголовного права. Студенты должны знать классовую характеристику уголовного права (ст.3 разд.I) и его принципы (ст.27 разд.VIII) , определение понятия преступления (ст.5 разд.III) и наказания (ст.7 разд.III); цели (ст.8-10 разд.III) и виды наказаний (ст. 25 разд. VI); обстоятельства, которые учитывались при определении наказания (ст.12-16 разд.III). Источники 1. Хрестоматия по истории государства и права России: учеб. пособие / под ред. Ю.П. Титова. – М.: Юрид. лит., 2005, 2008. 2. КЗАГС РСФСР 1918 года / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Интернет. 3. КЗоТ РСФСР 1918 года / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Интернет. 4. Руководящие начала по уголовному праву РСФСР 1919 года / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс»; Интернет. Литература Учебники и учебные пособия: 1. Исаев, И. А. История государства и права России: учеб. для вузов / И.А. Исаев. М.: Норма, 2006, 2009, 2011. 2. История государства и права России: учебник / под ред. Ю.П. Титова. М.: Проспект, 2006, 2008, 2011. 3. История отечественного государства и права: учебное пособие / под ред. Н.В. Михайловой, Г.Ю. Курсковой. М.: Юнити-Дана, 2012. 647 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.knigafund.ru. 4. История отечественного государства и права: учебное пособие / под ред. Г.Ю. Курсковой, А.В. Давиденко. М.: Юнити-Дана, 2014 год. 423 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.knigafund.ru. 5. История отечественного государства и права: учебник / под ред. Р.С. Мулукаева. М.: Юнити-Дана, 2012. 703 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.knigafund.ru. 6. Смирнов С.Н. История отечественного государства и права: учебное пособие. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 335 с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.knigafund.ru. 7. Толстая А.И. История государства и права России: Учебник. М.: Юстицинформ; Омега-Л, 2010.320с. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:www.knigafund.ru.Учебники и учебные пособия: см. тему 1 практических занятий. Дополнительная литература 1. Киселев И.Я. Трудовое право России: историко-правовое исследование / И.Я. Киселев. – М.; Наука, 2001. – 320 с. 3. Новицкая Т.Е. Кодификация гражданского права в Советской России 1920 – 1922 гг. / Т.Е. Новицкая. – М.; Юрид. лит., 1989. – 242 с. 4. Портнов В.П. Становление и развитие конституционного законодательства советской России 1917 – 1920 гг. / В.П. Портнов, М.М. Славин. – М.: Юрид. лит., 1987. – 216 с. 3. Протасов Л.Г. Всероссийское Учредительное собрание. История рождения и гибели. М., 1997. 6. Семидеркин Н.А. Создание первого брачно-семейного кодекса / Н.А. Семидеркин. – М.: Юрид. лит., 1989. – 240 с. 7. Чистяков О.И. Конституция РСФСР 1918 года. Изд. 2-е / О.И. Чистяков. – М.: Зерцало-М, 2003. – 224 с. 8. Швеков Г.В. Первый советский уголовный кодекс / В.Г. Швеков. – М.: Юрид. лит., 1983. – 234 с. Решение ситуационных задач – юридических казусов 1. На основе анализа декрета II Всероссийского съезда Советов от 26 октября 1917 г. определите полномочия первого советского правительства. Почему это правительство называлось «временным»? 2. Всероссийский Центральный Исполнительный комитет (ВЦИК) 3 января 1918 г. принял декрет о роспуске Учредительного собрания. Правомочен ли ВЦИК решать вопрос об Учредительном собрании? Не противоречит ли данный декрет решениям II Всероссийского съезда Советов? 3. 26 февраля 1918 г. на основании решения коллегии ВЧК были расстреляны самозванный князь Эболи и его сообщница Бритт. Как отмечалось в решении коллегии ВЧК, эти лица, выдавая себя за представителей советской власти, под видом обысков совершали грабежи и кражи. Правомерно ли применение расстрела к данным лицам? 4. При проведении выборов в Нижегородский Совет рабочих, солдатских и крестьянских депутатов решением исполкома Нижегородского Совета от 22 июля 1918 г. возрастной ценз избирателей был снижен до 17 лет. По итогам выборов в состав Совета было избрано 25 рабочих, 10 крестьян, 3 ремесленника и 5 служащих. Председатель местного ЧК потребовал отменить результаты выборов, так как, по его данным, двое из избранных крестьян и один ремесленник пользовались наемным трудом. Правомочно ли решение исполкома о снижении возрастного ценза? Какое решение должно быть принято по итогам выборов? 5. В декабре 1918 г. комитет красноармейцев интернационалистов обратился в Вологодский Совет рабочих солдатских и крестьянских депутатов с просьбой рассмотреть вопрос о разрешении воинам-интернационалистам принять участие в выборах на VI Всероссийский съезд Советов. Правомочен ли местный совет принять положительное решение по данному обращению? 6. В августе 1918 г. собрание рабочих и служащих станции Орша выразило недоверие бывшему левому эсеру Авксентьеву, избранному в состав губернского Совета, и потребовало его отзыва. Какое решение должно быть принято губернским Советом на основании Конституции РСФСР 1918 г.? 7. В ноябре 1918 г. Бумбараш, вернувшийся в свою деревню из германского плена, обнаружил что все его имущество распределено между односельчанами. Обратившись в сельсовет с просьбой о возвращении своего имущества, он получил отказ. Председатель сельсовета предъявил ему документ о гибели рядового Бумбараша «посредством воздушного шара», подписанный командиром его части 15 августа 1917 г. Правомочны ли действия местных властей? 8. В январе 1919 г. гражданин Кравцов обратился с заявлением в социальный отдел Исполкома местного совета. В своем заявлении он указал, что отдел ЗАГСа отказал ему в усыновлении сына гражданки Павлушиной, которая умерла от тифа. Этот ребенок, как писал гражданин Кравцов, является его незаконнорожденным сыном, что могут подтвердить как родственники Павлушиной, так и ее соседи. Какое решение будет принято по заявлению гражданина Кравцова? 9. В конце декабря 1918 г. гражданка Никанорова обратилась в Отдел распределения рабочей силы с просьбой зарегистрировать ее как безработную для получения пособия из местной кассы безработных. В своем заявлении гражданка Никанорова указала, что прежнее место работы уборщицы суконной фабрики она оставила из-за плохих условий труда. На запрос Отдела распределения рабочей силы о причинах оставления работы гражданки Никаноровой профсоюзный комитет суконной фабрики признал их неосновательными. Какое решение будет принято по заявлению гражданки Никаноровой? Какое решение могло быть принято, если бы это имело место в феврале 1919 г.? 10. В феврале 1920 г. гражданин Ланской, вернувшийся в Советскую Россию из австрийского плена, обратился в Калужский народный суд с просьбой признать недействительным брак между гражданкой Ланской и Ширяевым на том основании, что с ней (Ланской) он состоит в браке с 1914 г. и свое согласие на развод никогда не давал. В свою очередь гражданка Ланская предоставила копию решения местного суда от 16 января 1919 г. о признании гражданина Ланского юридически умершим и о распределении его имущества на основании декабрьского декрета 1918 г. Какое решение будет принято по заявлению гражданина Ланского? |