Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов Задание на 02 мая 2016 г. по учебной дисциплине МДК 01.01. Теоретические основы организации обучения в начальных классах Изучите теоретические вопросы и выполните задания: Тема 1.2. Требования образовательного стандарта начального общего образования и примерные программы начального общего образования | 1. Система образования Российской Федерации | 2. Содержание начального общего образования: основные понятия | 3. ФГОС. Структура и содержание | 4. Отличия ФГОС второго поколения | 5. Примерные программы начального общего образования Тема 1.3. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы | 6. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы Самостоятельная работа 1 Тема. Образовательный стандарт начального общего образования и примерные программы начального общего образования Составление аннотированного указателя литературы по проблеме «Федеральный государственный стандарт второго поколения»- 2ч. Цели. Студент должен уметьискать необходимую информацию, используя для этого различные источники, включая электронные, полно и доступно вычленять и квалифицировать источники в рамках ФГОС. Студенты должны знатьособенности ФГОС начального общего образования, требования к образовательным программам, вариативность учебно-методического обеспечения в начальной школе. Задание. В рамках заявленной темы подготовить аннотированный указатель литературы по проблеме. Форма контроля. Индивидуальная проверка аннотированных указателей. Например: Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа /сост. Е.C.Савинов. - 4е изд., перераб. - М.: Просвещение, 2013. - 223с. - (Стандарты второго поколения) Примерная основная образовательная программа начального общего образования одобрена Координационным советом при Департаменте общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации по вопросам организации введения федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. Самостоятельная работа 3 Тема. Программы и учебно-методические комплекты для начальной школы. Составление перечня программно-методических материалов на основе знакомства с программно-методическим обеспечением современной начальной школы – 2ч. Цели. Студент долженуметь искать необходимую информацию, используя для этого различные источники, включая электронные, полно и доступно вычленять и квалифицировать программно-методическое обеспечение в рамках УМК. Студенты должны знатьособенности современных образовательных программ в рамках ФГОС начального общего образования, вариативность учебно-методического обеспечения в начальной школе. Задание. В рамках заявленной темы подготовить перечень программно-методических материалов. Форма контроля. Индивидуальная. Предметное содержание и структура УМК «Планета знаний» соответствуют требованиям нового Государственного стандарта начального общего образования, базируются на Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), современных педагогических технологиях, общей концепции самого учебно-методического комплекта. Органической частью концепции УМК «Планета знаний» являются предметные авторские концепции, в которых учтены современные научные достижения в предметной области знаний и результат многолетней педагогической практики. УМК «Планета знаний» состоит из учебников, рабочих тетрадей, дидактических и методических пособий по всем основным предметам для всех классов начальной школы. Авторский коллектив, создавший его, с полным основанием можно назвать учительским. «Букварь», «Прописи» и «Русский язык» для 1 класса подготовили заслуженные учителя Российской Федерации Т.М. Андрианова и к.п.н. В.А. Илюхина. «Литературное чтение» для 1–4 классов создано заслуженным учителем Российской федерации, к.п.н. Э.Э. Кац. «Английский язык» для 2– 4 классов написали учителя с большим стажем практической работы Е.В. Насоновская, Н.Ю. Горячева, С.В. Ларькина. Учитель-историк, к. ист. н. Е.В. Саплина – один из авторов учебников «Окружающий мир» для 3– 4 классов. В создании комплекта участвуют известные ученые-педагоги. Под руководством академика Российской академии образования М.И. Башмакова подготовлена «Математика» для 1–4 классов, «Русский язык» для 2– 4 классов написан к.п.н. Л.Я. Желтовской, «Музыка» – д.п.н. Т.И. Баклановой, «Изобразительное искусство» – д.п.н. Н.М. Сокольниковой. Соавторами учебных материалов по предмету «Окружающий мир» являются профессор И.В. Потапов, к.п.н. Г.Г. Ивченкова и к.ист.н. А.И. Саплин. Ценнейший опыт научной и практической деятельности авторского коллектива воплощен в УМК «Планета знаний». Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, в единстве форм учебного процесса, в единстве используемых учебных схем, в единстве сквозных линий типовых заданий, в единстве подходов к организации учебной и внеучебной деятельности. Структура, организация учебного материала, система заданий, оформление всех учебных материалов УМК «Планета знаний» несут смысловую нагрузку, направлены на развитие младших школьников и формирование у них общеучебных умений и навыков. Содержание каждого учебника делится на три–пять крупных разделов, которые начинаются со специального разворота – маршрута, где изобразительными средствами представлены содержание, логика и этапы изучения материала, что позволяет учащимся представить последовательность изложения учебных тем и сформировать понимание плана их изучения. Каждый урок делится на инвариантную и вариативную части. Каждый раздел учебника завершается проверочной работой, тренинговыми заданиями и проектной деятельностью. Такая структура учебников и рабочих тетрадей обеспечивает возможность организации дифференцированного подхода к обучению. Авторский коллектив исходил из того, что дифференцированный подход к обучению –это прежде всего учет индивидуального темпа развития ребенка и построение его личной траектории движения в образовательном пространстве. Первый уровень дифференциации реализуется через деление учебного материала во всех учебниках и рабочих тетрадях на инвариантную и вариативную части. Инвариантная часть соответствует обязательному минимуму содержания и содержит в себе необходимый учебный материал. Вариативная часть включает дополнительный материал. В любой школе, в любом классе все дети разные по уровню и темпу развития. И учащимся предлагается сделать выбор. Ближайшая цель – обязательный минимум содержания, перспективная цель – достижение максимального уровня освоения материала, предлагаемого авторами, безусловно, с учетом возрастных возможностей младших школьников. Инвариантная и вариативная части в учебных материалах имеют разную цветовую окраску. Для облегчения выбора все однотипные задания во всех учебниках и рабочих тетрадях имеют свою маркировку: это обеспечивает комфорт ученику и учителю при работе с частями комплекта. Второй уровень –в вариативной части представлена система разнообразных заданий по видам деятельности (творческой, интеллектуальной и поисковой). Наиболее сложные задания включены в «интеллектуальный марафон». Они ориентированы на развитие у детей самостоятельности, инициативности, творческих способностей, на формирование умения правильно использовать знания в нестандартной ситуации. Задания повышенной сложности отличаются разнообразием по сложности, по типам и форме представления результата. Вся система заданий («творческие задания», задания на «информационный поиск», «дифференцированные задания» и «интеллектуальный марафон») направлена на формирование у младших школьников умения учиться. Она,с одной стороны, предоставляет ученику пространство самостоятельного выбора заданий, соответствующих уровню его подготовленности, а с другой стороны – дает учителю возможность конструировать уроки с опорой на индивидуальные возможности каждого ученика и общий уровень подготовленности всего класса. Третий уровень – проверочные и тренинговые задания. Они есть в учебниках и рабочих тетрадях и направлены на формирование у младших школьников навыка самоконтроля; обеспечивают индивидуальную работу с учащимися и диагностику их знаний; способствуют организации самостоятельной работы школьников. Четвертый уровень –проектная деятельность.Проектыпредставлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике. Работа над проектамиспособствует умению планировать и организовать свою деятельность, расширению кругозора учеников по темам, близким к учебным, формирует у них умение работать с информацией и умение работать в разных группах, выполняя разные социальные роли (приобретаются коммуникативные умения),развивает творчески. Эта форма работы носит исключительно добровольный характер и поможет учителю в организации внеурочной деятельности.В учебниках представлены творческие, информационные и практико-ориентированные проекты. Содержание УМК создает условия для проявления самостоятельности и инициативности, развития творческих способностей ребенка в различных видах и формах деятельности.Одной из форм является «работа в паре». Учащимся предоставляется возможность «учиться, обучая»: объяснять учебный материал другим, переосмысливать свои знания, рефлексировать, смотреть на объясняемое с новых, не ученических позиций. Процесс обучения при «работе в паре» приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке. Более того, «работа в паре» помогает детям в формировании коммуникативных навыков. В заключение хочется еще раз подчеркнуть, что все структурные составляющие комплекта «Планета знаний» позволяют прежде всего формировать у учащихся такие общеучебные умения и навыки, как: умение решать творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций; работать с учебными, художественными и научно-популярными текстами; овладевать первоначальными умениями поиска необходимой информации; самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения учебной задачи; определять способы контроля и оценки деятельности; определять причины возникающих трудностей и пути их устранения; умение договариваться, распределять работу, оценивать общий результат деятельности и свой вклад в него. Авторский коллектив стремился средствами УМК «Планета знаний» создать комфортный и результативный для учителя и ученика процесс обучения; предоставить условия для формирования и развития у учащихся интереса к учению; продемонстрировать интеграцию учебной и внеурочной деятельности в единый учебно-воспитательный процесс; обеспечить реальную социализацию учащихся. Источники. Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов В Единой Коллекции размещены учебно-методические материалы, которые ориентируют учителя на внедрение современных методов обучения, основанных на использовании информационно-коммуникационных технологий. В ее состав вошли наборы цифровых ресурсов к большому количеству учебников, используемых в школах России, разнообразные тематические и предметные коллекции, а также другие учебные, культурно-просветительские и познавательные материалы. Представлены в Коллекции и инновационные учебно-методические разработки, мотивирующие к использованию образовательных технологий, принципиально изменяющих образовательную среду, делающих ее адекватной требованиям информационного общества. http://planetaznaniy.astrel.ru/«Планета знаний» http://www.vgf.ru/tabid/186/Default.aspx«Начальная школа XXI века» УМК, рабочие программы http://www.zankov.ru/ «Система Л.В. Занкова» УМК, рабочие программы http://window.edu.ru/ Образовательные ресурсы по предметам http://schoolguide.ru/index.php/progs/perspekt.html Школьный гид Программы обучения в начальной школе, официальные документы Выполните следующие практические задания: Задание 1 Определите цели (образовательную, развивающую, воспитательную) и задачи урока окружающего мира в 3 классе по теме «Почва» с проведением опыта, выделите УУД Задание 2 Урок математики в 1 классе по теме «Сложение и вычитание однозначных чисел с переходом через разряд», укажите методическую литературу и другие источники информации, необходимые для подготовки к уроку, обоснуйте выбор учебника математики из имеющихся УМК Выполненное задание необходимо представить в тетрадях (написанное от руки, через клеточку) 07 мая 2016 г. 30 апреля 2016 г. С уважением Виктория Владимировна Комарова. |