При неудовлетворительном водоснабжении ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ РАБОТЫ ТЫЛА При некоторых условиях в обстановке пожара работа тыла осложняется. К понятию усложненных условий при работе на пожарах относят: полное отсутствие водоисточников на месте пожара; недостаточное количество воды в водоисточниках вблизи места пожара или отсутствие водоисточников вдали от горящего объекта; наличие водоисточников на значительном расстоянии от горящего объекта; низкую температуру воздуха в зимнее время; сильное задымление; сильный ветер; ночное время. Перечисленные и некоторые другие условия, например боевая работа подразделений во время взрывов, обрушений, разрушений строительных конструкций, завалов, при пожарах в зданиях повышенной этажности, на энергообъектах, в сельской местности и др., существенно влияют на работу тыла. В этих условиях от личного состава требуются большая самоотверженность, выдержка, огромное напряжение моральных и физических сил, смекалка, отличное знание тактико-технических данных пожарной техники и пожарно-технического оборудования. Рассмотрим действия личного состава при работе тыла на пожарах в усложненных условиях. При неудовлетворительном водоснабжении При полном отсутствии водоисточников на месте пожара. Этот вид усложненных условий работы тыла характеризуется отсутствием естественных и искусственных^ водоисточников (рек, озер, прудов, водоемов, емкостей и т. п.), водопроводных сетей, сооружений (водонапорных башен, градирен и др.); полным замерзанием воды в водоисточниках в зимнее время; высыханием воды в водоисточниках в летнее время; неисправностью водопроводных сетей и сооружений, а также отсутствием приспособленной для доставки воды техники. В этих случаях действия личного состава должны быть направлены на организацию работ по преграждению распространения огня в сторону сгораемых построек, что достигается разборкой строительных конструкций, удалением горящих предметов и отдельных конструкций зданий, эвакуацией имущества, оборудования и материалов путем сноса зданий и сооружений (созданием необходимых разрывов от горящего объекта до несгораемых построек). Безводные участки должны быть заранее определены при оперативно-тактическом изучении района выезда, изучены и практически отработаны приемы и способы тушения пожаров в этих условиях. Руководитель тушения пожара и начальник тыла при тушении пожаров в безводных районах должны организовать дополнительную разведку водоисточников (артезианские скважины, колодцы, градирни, стоки производственной воды и др.) с целью подачи воды из них к месту пожара. Кроме этого, руководитель тушения пожара должен помнить, что имеющуюся воду в автоцистернах в первую очередь необходимо использовать на решающем направлении боевых действий, максимально использовать пенообразователь и другие поверхностно-активные вещества в качестве смачивателей. Для тушения можно использовать огнетушители, землю, песок (в зимнее время снег), засыпая ими горящие предметы, конструкции и материалы: войлок, кошму, брезент и другие подручные материалы для изоляции очагов горения. При тушении пожаров вблизи железнодорожных линий вызывать и использовать пожарные поезда, при тушении пожаров вблизи речных магистралей — пожарные суда и катеры. В крайних случаях можно вызывать пожарные самолеты и вертолеты. При недостаточном количестве воды в водоисточниках вблизи места пожара. Если невозможно осуществить подачу к месту пожара необходимого количества воды, начальник тыла должен немедленно поставить в известность руководителя тушения пожара для того, чтобы изменить первоначально принятый план тушения и при-  нять меры по изысканию дополнительных водоисточников, разведку местонахождения которых (артезианские скважины, чаны, градирни, колодцы, стоки воды) можне организовать при помощи местных работников милиции, представителей объектов народного хозяйства и населения, работников группы тыла, которых высылают по направлениям, предварительно проведя рекогносцировку местности, опросив население, используя географическую карту. При принятии решения на способ обеспечения бесперебойной подачи воды к месту пожара необходимо учитывать: ориентировочный запас воды вблизи места пожара; расстояние до пожара и рельеф местности: состояние проездов к водоисточникам и подъездов к ним. Если на месте пожара находятся небольшие непо-полняемые водоисточники, начальник тыла должен организовать их пополнение водой из одного водоисточника в другой или обеспечить перестановку автонасосов, мотопомп с одного водоисточника на другой с предварительной подготовкой рукавных линий (рис. 13). В случаях когда в водопроводной сети слабый напор и нет возможности увеличить его, начальник тыла должен устанавливать пожарные автонасосы на гидранты через жесткие всасывающие рукава или использовать колодцы гидрантов в качестве промежуточных емкостей с забором воды из них. При наличии открытых водоемов (река, озеро, пруд, каналы и т. п.) с низким расположением горизонта воды или при отсутствии удовлетворительных подъездов к водоемам начальник тыла организует забор воды из этих водоемов с помощью гидроэлеваторов, эжекторов, мотопомп. При невозможности подачи воды по магистральным рукавным линиям (отсутствие пожарных рукавов, техники, водоисточников) следует организовать подвоз воды автоцистернами с привлечением для перевозки воды бензовозов, молоковозов, поливочных машин и других емкостей, приспособленных для этой цели. При тушении развившихся пожаров начальник тыла организует бесперебойную подачу воды от более мощной пожарной техники: автонасосных пожарных станций, морских и речных судов, пожарных поездов, а также вперекачку от пожарных автомобилей и мотопомп. Особое внимание следует обращать на взаимодействие с водопроводными службами города, объектов, при необходимости затребовать от них чертежи и планы водопроводных сетей, а при недостатке воды из-за слабого напора в водопроводной сети с помощью дополнительных насосов на водопроводных станциях и местных насосов-повысителей или, отключая участки водопрюводной сети, направить максимум воды к месту пожара. При недостатке воды на месте пожара работа личного состава при подаче стволов и прокладке рукавных линий имеет некоторые особенности: на тушение пожара вводят только перекрывные стволы со спрысками малого диаметра (стволы Б), стволы с распылителями, обеспечивая экономное расходование воды; пожарные рукава прокладывают прорезиненные, меньшего диаметра; целесообразнее применять растворы воды со смачивателями и огнетушащие пены. Необходимо помнить, что стволы сосредоточивают и вводят только на решающем направлении боевых действий подразделений, обеспечивая тушение на других участках пожара путем разборки .конструкций и создания необходимых разрывов на путях распространения огня. При наличии внутренних пожарных кранов, стационарных систем пожаротушения их приводят в действие в первую очередь. При наличии основных водоисточников на значительном расстоянии от места пожара тушение организуют подвозом воды пожарными или хозяйственными автоцистернами или подачей воды к месту пожара впере- качку. В таких случаях успех в боевом развертывании, сосредоточении сил и средств для тушения пожара во многом зависит не только от четких оперативных действий пожарных подразделений, но и от организаторских и тактических способностей командиров и, в первую очередь, начальника тыла, который, оценив обстановку, должен немедленно поставить в известность руководителя тушения .пожара для изменения первоначально принятого плана тушения, умело организовать работу тыла. Начальник тыла обязан принять необходимые меры по изысканию дополнительных водоисточников, вызову необходимого количества различных средств и оборудования. При этом проводят рекогносцировку местности для определения условий и способа подачи воды и разведку водоисточников. Рассмотрим наиболее характерные приемы работы тыла. Подвоз воды к месту пожара организуют бесперебойным: одна автоцистерна обеспечивает подачу воды на пожар, другую заправляют водой, а остальные находятся в пути следования к водоисточнику и к месту пожара. Для этой цели у водоисточника создается пункт наполнения автоцистерн водой (рис. 14), а на месте пожара — пункт расхода воды на тушение (рис. 15). Заполнение емкости автоцистерны водой на пункте наполнения может осуществляться пожарными машинами (автонасосами, мотопомпами), установленными на водоисточник, от пожарных гидрантов, колонок, с помощью гидроэлеваторов или самостоятельно. На пункте наполнения должна быть подготовлена удобная площадка для маневрирования автоцистерн, находящихся на заправке. От автомобиля или мотопомпы, установленной на водоисточнике, прокладывают одну-две рукавные линии необходимой длины, к концам которых присоединяют разветвления. От разветвления прокладывают рабочую заправочную линию с жесткими всасывающими рукавами на конце во избежание перелома рукавов при опускании их в горловину цистерны. Для работы на пункте наполнения оставляют одного пожарного, который работает на разветвлении. Наполнение автоцистерн производят водитель прибывшей цистерны и пожарный у разветвления. При наличии достаточного количества автоцистерн на пункте расхода воды целесообразно оставить постоянно головную автоцистерну, работающую по подаче  воды. Место ее стоянки также должно быть удобным для подъезда автоцистерн, привозящих воду и осуществляющих подпитку головной автоцистерны (см. рис. 15, а). Такой способ избавит от излишних маневров и переключений рабочих линий. При ограниченном количестве автоцистерн целесообразно автоцистерны, прибывающие с пункта наполнения, непосредственно включать в действующую рукавную линию. Рабочая линия от напорного патрубка насоса состоит из 4-метрового рукава, разветвления и двух-трех рабочих линий к стволам (см. рис. 15,6). При использовании хозяйственных цистерн, не имеющих насосной установки, производят забор воды из нее с помощью пожарных мотопомп и подают воду к стволам (см. рис. 15, в). Для подвоза воды можно использовать сельскохозяйственную технику, имеющую емкость и насосную установку для забора воды и подачи ее на пбжар. Если автоцистерны, применяемые для подвоза воды к месту пожара, имеют разные вместимости, расчет количества автоцистерн производят по автоцистерне, имеющей меньшую вместимость. Для четкой организации подвоза воды устанавливают радиосвязь между пунктом наполнения и пунктом расхода. Количество автоцистерн для подвоза воды к месту пожара определяется по формуле | где А — резерв автоцистерн. При расстоянии от места пожара до водоисточника менее 4 км принимается А = 1, более 4 км—А = 2; /„ — время в пути следования автоцистерны к водоисточнику и обратно, мин; /., — время заполнения цистерны водой на пункте наполнения, мин; (р — время расхода воды из цистерны на пункте расхода, мин. где L — расстояние от места пожара до водоисточника, км; v — средняя скорость движения автоцистерны (в среднем 30 км/ч). | Время заполнения емкости цистерны определяется по формуле. | Время в пути следования определяется по формуле где Wn — вместимость цистерны, л; Q„ — рабочая подача насоса, которым заполняют прибывшую на заправку цистерну, или расход воды из колонки, л/мин. Время расхода воды из цистерны определяют по формуле  где Л/ств — количество стволов с одинаковыми насадками (если стволы с различными насадками, их расход суммируется); 'qCTB — подача ствола, л/с. При определении количества автоцистерн, необходимых для подвоза воды, следует помнить, что при работе большого количества стволов на месте пожара нужно организовать работу нескольких пунктов расхода, что приведет к увеличению расчетного количества автоцистерн во столько раз, сколько будет организовано пунктов расхода. Пример I.Определить количество автоцистерн АЦ-40/131/137 для подвоза воды к месту пожара; если расстояние до водоисточника 4 км, на тушение требуются два ствола Б. Заполнение автоцистерн осуществляют с помощью двух мотопомп МП-800 (рис. 16). Решение: 
 Перекачка воды к месту пожара. Подачу воды вперекачку применяют при значительном расстоянии от водоисточника до места пожара, когда напор, развиваемый одним автонасосом, недостаточен для преодоления потерь напора в рукавных линиях и для создания рабочих пожарных струй. Кроме того, перекачка может быть применена и в тех случаях, когда, несмотря на близость водоисточника, подъезд к нему отсутствует, например при крутых или обрывистых берегах, в заболоченных местах и т. д. В этих случаях можно применять переносные мотопомпы. Как показывают практика и экспериментальные работы, перекачивать воду можно на любые расстояния, по любой пересеченной местности. Все зависит от технических и тактических возможностей подразделений. Однако не всегда целесообразно организовывать подачу воды вперекачку. Исходя из основной задачи подразделений на пожаре предельным следует считать такое расстояние, на котором боевое развертывание с подачей воды вперекачку обеспечивают в минимально короткие сроки, когда к моменту подачи огнетушащего средства пожар не достигнет стадии интенсивного развития. Учитывая техническую оснащенность крупных гарнизонов, предельное расстояние для подачи воды вперекачку можно считать до 5 км. Для гарнизонов, где имеется только один рукавный автомобиль, такое расстояние можно принять 2 км, а при двух рукавных автомобилях — до 3 км. Перекачка воды может осуществляться различными способами. Однако во всех случаях выбирается такой, который в конкретных условиях является более выгодным.  Перекачка воды a in насоса . и насос; (5 через емкость цистерны пожарной Мишины; в — через промежуточную емкость Способами перекачки воды принято считать: из насоса в насос (рис. 17, а), через емкость цистерны пожарной машины (рис. 17,6), через промежуточную емкость (рис. 17, в). Кроме того, можно использовать сочетание этих способов в одной системе перекачки. При перекачке воды по способу из насоса в насос осуществляют последовательную (по одной рукавной линии) или параллельную (по двум рукавным линиям) подачу воды от одного насоса во всасывающий патрубок другого насоса. При организации перекачки воды следует соблюдать определенные условия: наибольший по подаче и мощности насос устанавливают на водоисточнике; при перекачке воды способом из насоса в насос для предотвращения сплющивания рукавов у всасывающего патрубка последующего насоса поддерживают напор в линии не менее 0,1 МПа (10 м вод. ст.), при перекачке воды через цистерну пожарной машины — 0,035— 0,04 МПа (3,5—4 м вод. ст.), при перекачке воды через промежуточную емкость — не менее ее высоты, м; на насосах необходимо поддерживать напор в пределах 90 м, обеспечивающий наиболее длительный и устойчивый режим работы насосов; необходимо иметь радиосвязь между автомобилями и постами контроля за состоянием и контролем рукавных систем; резерв рукавов создавать из расчета один рукав на 100 м длины магистральной линии. Расчет необходимого количества автонасосов для организации перекачки воды производят в такой последовательности: Определяем способ перекачки. Определяем расстояние от места пожара до водоисточника по количеству рукавов в магистральной линии, шт.,  где 1,2 — коэффициент запаса, учитывающий рельеф ' местности и изгибы рукавной линии; L — расстояние от места пожара до водоисточника, м; 20— длина стандартного пожарного рукава, м. Определяем предельное расстояние от головного автомобиля до места пожара (разветвления) по количеству рукавов в магистральной линии, шт.:  где Ни — напор на насосе, м (см. табл. 6); Н„а.зв — напор на разветвлении, м; Z — уровень работы стволов, м; ft„VK — потери напора в одном рукаве, (см. табл. 8). Определяем расстояние между автонасосами, участвующими в перекачке воды по количеству рукавов . в магистральной линии, шт.:  для перекачки воды из насоса в насос;  для перекачки воды через цистерну пожарной машины, где 10 — напор в рукавной линии при подходе к всасывающему патрубку насоса, м; 3,5 — напор в рукавной линии, подходящий в горловину емкости автоцистерны, м; 2' — подъем местности, м. Определяем количество автонасосов для организации перекачки воды 
Примечания: 1. Определение расстояний производится не в метрах, а в количестве рукавов в рукавной линии. Для перевода расстояний из количества рукавов в метры можно использовать формулу | 2. При организации перекачки воды по двум магистральным линиям общее количество рукавов для прокладки магистральных линий увеличивается в 2, расстояние между насосами — в 4 раза, количество автонасосов уменьшается. 3. При подаче воды по двум магистральным рукавным линиям можно увеличить расход воды на тушение в 2 раза, не изменяя расстояния между машинами. 4. После расчета необходимо произвести проверку по наличию рукавов на автонасоса.х и рукавных автомобилях. При организации подачи воды вперекачку необходимо учитывать следующие рекомендации: во всех случаях должны быть выдержаны расстояния между автомобилями с учетом превышения геодезических отметок. Отсутствие расчета может привести к перегрузке отдельных машин и срыву работы всей системы перекачки; прокладывать рукавные линии необходимо с помощью рукавного автомобиля и другими способами, способствующими ускорению боевого развертывания; при больших расходах воды и ограниченном количестве машин перекачку производить по двум магистральным линиям, на участках которых выставлять контрольные посты с резервом рукавов для быстрой замены вышедших из строя; успешное тушение пожаров с перекачкой воды обеспечивается достаточным количеством основных пожарных, рукавных автомобилей, надежной связью и высокой боевой готовностью подразделений пожарной охраны. Для сокращения ступеней перекачки необходимо применять автонасосные пожарные станции. Пример2. Определить количество пожарных автонасосов для организации подачи воды вперекачку, если на тушение требуются один ствол А и четыре ствола Б, поднятых на высоту 7 м; рукава прорезиненные диаметром 77 мм, нормальные, I категории; подъем местности составляет 4 м; расстояние от места пожара до водоисточника 2000 м.  Решение: Перекачка из насоса в насос по одной рукавной линии (рис. 18): яр = (1,2 • 2000) 20 = 120 рукавов; п' = (80 — 40 — /), 6.6 = 5 рукавов; п» = (80 - 10 — 4) 6,6 = 10 рукавов; Na„ = (120 - 5) 10 + 1 = 13 AN. Перекачка воды из насоса в насос по двум рукавным линиям (рис. 19): /!р = 240 рукавов; п' = 20 рукавов; п" = 40 рукавов; Nан = 4 AN.  Подача воды к месту пожара с использованием гидроэлеваторов. При плохих подъездах к открытым водоисточникам, а также если уровень воды в водоисточнике ниже 7 м оси насоса, забор воды можно осуществлять с помощью гидро-^теваторных систем (рис. 20). Ими можно забирать воду  в глубины до 20 м или на расстояние до 100 м по горизонтали, используя струйные насосы Г-600. |