Малоформализованные методы психодиагностики. Содержание семинарских занятий. Семинарское занятие 1. 1. Введение в психолого-педагогическую диагностику. Этика, деонтология и правовые основы психодиагностики. План: 1. Психодиагностика как наука. Предмет психодиагностики и ее место в системе психологических знаний и практики. 2. Задачи психодиагностики, классификации типов эмпирических психодиагностических ситуаций. 3. Психодиагностический процесс. 4. Объект психодиагностики, структура, состояние. 5. Психодиагностические средства, психологический диагноз и методы его постановки. 6. Социально-этические требования к психодиагностам и психодиагностике. 7.Квалификационные требования к людям, проводящим психодиагностику. 8. Морально-этические нормы психодиагностики. 9. Профессионально-этические принципы психодиагностической деятельности. Задания для самостоятельной работы: 1.Составьте схему, отражающую связь психолого-педагогической диагностики с другими науками. 2.Заполните таблицу: Область практического использования диагностики | Основные задачи диагностики | Умения практического педагога-психолога | | | | 3.Назовите основные задачи, которые выполняет психолого-педагогическая диагностика в школе. 4.В чем специфика психодиагностического обследования в медико-психологической консультации? 5.Составьте примерный морально-этический кодекс школьного психолога. Литература. 1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика [Текст] : учебник / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 84 с. : ил. 2. Психологическая диагностика [Текст] : учебник / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 656 с. : табл. 3. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях [Текст] : тесты, методики, критерии оценки. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 416 с. 4. Психодиагностика и психокоррекция [Текст] / под ред. А. А. Александрова. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с. 5. Сыромятников, И. В. Психодиагностика [Текст] : учебное пособие / И. В. Сыромятников. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 640 с. : табл. 6. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2005. - 320 с. Формализованные методы психодиагностики. План 1.Понятие метод, методика, методы психодиагностики 2.Критерии классификации психодиагностических методов 3.Характеристика и отличие формализованных(стандартизированных) методов 4.Тест. Норма теста. Структура (составные части) теста 5.Требования к тестам. Правила проведения тестов. 6.Классификации тестов по разным основаниям 7. Классификации тестов по содержанию 8.Опросники. Варианты опроса. 9.Характеристика видов опросников по предметной сфере. 10.Эксперимент. Виды. Задания для самостоятельной работы: 1. Составьте правила использования рисуночных тестов. 2. Сравните между собой тесты, опросники и проективные методики, определите преимущества и недостатки каждого из методов. 3. Дайте развернутую характеристику тестов достижений и области их применения. Литература. 1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика [Текст] : учебник / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 84 с. : ил. 2. Психологическая диагностика [Текст] : учебник / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 656 с. : табл. 3. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях [Текст] : тесты, методики, критерии оценки. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 416 с. 4. Психодиагностика и психокоррекция [Текст] / под ред. А. А. Александрова. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с. 5. Сыромятников, И. В. Психодиагностика [Текст] : учебное пособие / И. В. Сыромятников. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 640 с. : табл. 6. Психолого-педагогическая диагностика [Текст] : учебное пособие / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. - 2-е изд., стереотип. - М. : Академия, 2005. - 320 с. Малоформализованные методы психодиагностики. 1. Особенности малоформализованных методов 2. Проективные техники. Группы проективных техник. Признаки проективных техник. 3.Беседа. Виды. Условия проведения. 4.Наблюдение. Виды наблюдения. 5. Требования к наблюдению. 6. Преимущества и недостатки метода наблюдение. 7. Метод анализа продуктов деятельности. Виды. 8. Контент- анализ. 9.Биографический метод. 10.Эмпатическое слушание. Задания для самостоятельной работы: 1.Составьте таблицу: Вид проективной техники | Пример методики | Достоинства методики | Недостатки методики | | | | | 2.Составьте инструкцию для анализа и интерпретации рисунка «Несуществующее животное». 3.Назовите возможные ошибки при использовании проективных методик. Литература. 1. Бурлачук Л. Ф. Психодиагностика [Текст] : учебник / Л. Ф. Бурлачук. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 84 с. : ил. 2. Психологическая диагностика [Текст] : учебник / под ред. М. К. Акимовой, К. М. Гуревича. - 3-е изд., перераб. и доп. - СПб. : Питер, 2008. - 656 с. : табл. 3. Психодиагностика и профориентация в образовательных учреждениях [Текст] : тесты, методики, критерии оценки. - Ростов н/Д : Феникс, 2005. - 416 с. 4. Психодиагностика и психокоррекция [Текст] / под ред. А. А. Александрова. - СПб. : Питер, 2008. - 384 с. 5. Сыромятников, И. В. Психодиагностика [Текст] : учебное пособие / И. В. Сыромятников. - М. : Академический проект ; Екатеринбург : Деловая книга, 2005. - 640 с. : табл. |