ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | СЕМЕЙНОЕ ПРАВО В МУСУЛЬМАНСКИХ ГОСУДАРСТВАХ Институты личного статута в мусульманском праве регулируют семейные отношения. К семейному праву ислам относит нормы, регламентирующие вопросы опеки и попечительства, наследования, завещания, некоторые виды дарения. Право личного статута в конце XIX века развивалось вместе с процессом кодификации норм мусульманского права. Принятый в 1869-1876 годах законодательный акт Маджаллы, который действовал во многих арабских странах, регулировал вопросы правоспособности и ее ограничения. Крупный египетский ученый и государственный деятель Мухаммед Кадри Паше (1821-1888 годы) составил свод положений ханифитского толка мусульманского права под названием «Нормы шариата по личному статуту». Термин «личный статут» был введен в оборот именно этим трудом. Поворотным пунктом в семейном праве стало принятие в 1917 году семейного закона в Османской империи, который стал первым кодифицированным документом в рассматриваемой отрасли права. Состоявший из 157 статей Закон подробно регламентировал вопросы брака и развода. В его основе находились в основном выводы ханифитского толка. Упомянутый закон действовал в целом ряде арабских стран, и после ликвидации Османской империи. В Сирии, Ираке, например, он применялся до 50-х годов XX века; аналогично дело обстояло и в Ливане; до 1927 года этот закон действовал в Иордании, пока не был заменен новым законом. Семейное право в мусульманских странах в зависимости от сферы действия регулируется по-разному. В ряде государств, таких, как Египет, Судан семейные правоотношения регламентируются отдельными нормативными актами, которые затрагивают некоторые аспекты этих правоотношений. К примеру, законы Египта (№ 25 от 1920 года о содержании семьи и других вопросах личного статута и № 25 от 1929 года о некоторых нормах относительно личного статута, № 44 от 1979 года) касаются некоторых аспектов заключения брака, развода, содержания семьи. В Судане специальные циркуляры Верховного шариатского суда регламентируют отдельные стороны семейных отношений. Сводные нормативные акты с той или иной детализации, регулирующие те или иные стороны отношений, образуют вторую группу законодательства ряда стран, к примеру, Иордании. К третьей группе можно отнести законодательство Марокко, Сирии, Туниса, Ирака, где вопросы семейного права регулируются едиными актами. Такой закон действует в Сирии и называется законом о личном статуте (№ 59 от 1953 года). Содержание данного закона содержанием закона, принятого в Марокко в 1957 году. То же самое можно сказать и о законе Ирака 1959 года. Как известно, самым главным институтом в семейном праве является институт брака. Семейное законодательство практически всех мусульманских стран брак рассматривает как двусторонний договор, в результате заключения которого женщина становится законной женой определенного мужчины. Статья 1 закона Сирии, статья 2 закона Иордании определяет, что целью заключения брачного договора является создание семьи и продолжение рода. Иракский закон закрепляет, что заключение брачного договора должно сопровождаться присутствием двух совершеннолетних и умственно полноценных людей. Большинство арабских стран всвоих законах установило письменную форму брачного договора, который обычно заключается в компетентном государственном органе. Если брак заключался вне этого органа, то он должен был быть зарегистрирован этим органом в течение разумного срока (ст, 40 сирийского закона). Эту функцию чаще всего выполняет суд (в Сирии), специальный чиновник («ма'зуна» в Иордании). Иракский закон не позволяет заключать брак вне суда. Если мужчина заключает брак вне суда, то он наказывается лишением свободы на срок до 1 года или штрафом до 1 тысячи динаров. Достижение определенного возраста является непременным условием для вступления в брак. Для мужчин в Сирии, Ираке, Марокко, Тунисе, Ливане, Египте остановлен в18 лет. Иорданское законодательство (ст.5)определило брачный возраст для мужчин 16 лет. Для женщин обычно устанавливают более низкий и разный возраст брачной правоспособности: в Сирии, Ливане – 17 лет, в Египте – 16 лет, в Иордании, Тунисе, Марокко –18 лет. В законодательстве Иордании установлены особые правила при заключении брака в случае большой разницы в возрасте. По иорданскому закону, если жених более чем на 20 лет старше своей невесты, к тому же не достигшей 18-летнего возраста, судья может скрепить такой договор, если убедится в добровольном желании самой женщины выйти замуж и в пользе такого брака. Хотя в законодательстве таких ограничений нет, судья может не разрешать брак в случае несоответствия друг другу по возрасту и отсутствия смысла в предполагаемом браке. Требуется, чтобы опекуном невесты или жениха было здравомыслящее совершеннолетнее лицо. Так записано в иорданском законе. Статья 10 иорданского закона предусматривает, чтобы опекуном мусульманина выступал только мусульманин. При отсутствии у невесты или жениха родственников роль опекуна переходит к мусульманскому судье. Если семейное законодательство мусульманских государств регулирует не все аспекты семейного права, то оно отсылает к выводам исламско-правовой доктрины. Более того, во многих арабских странах исламское право в виде доктрины достаточно широко регулирует семейные правоотношения. Помимо этого, следует сказать, что в семейном праве ряда арабских стран в дополнение к традиционным мусульманским принципам и нормам применяются и обычаи, которые в целом ряде случаев могут не совпадать с предписаниями шариата. Семейное законодательство Алжира содержит принцип сохранения исламских традиций с одновременным закреплением новых положений. Общепланетарное правосознание и мировоззрение не может не оказывать влияния на правовые нормы с исламско-нравственными правилами поведения в сфере семейных отношений. Влияние ислама на семейное право было неравномерным. Так, в 1956 году верховный муфтий Египта осудил участие женщин во всеобщих выборах в парламент. Власти Египта не ограничили права женщин, и в 1957 году египетские женщины приняли участие в голосовании и две женщины приняли участие в деятельности парламента. В странах ислама, несмотря на общее приниженное состояние женщины, шариат признает, что женщина имеет право на наследование и у нее есть определенные гарантии от необоснованного развода. Студент должен иметь виду, что не во всех мусульманских государствах есть полигамия, в ряде стран она либо ограничена, либо отменена. В некоторых странах (Иордании, Сирии, Египте) может быть дано однократное высказывание о разводе, данное мужем своей жене. Такое правило не соответствует взглядам мусульманско-правовых школ, которые исходят из того, что развод формулируется мужем троекратным повторением о разводе. Прекращение брака по добровольному согласию между супругами называется «мухала'а» или «хал'». В этом случае заключается договор о прекращении брака. Существенным условием упомянутого договора является то, что муж получает от жены возмещение, как правило, в виде денежной суммы. Иракское законодательство считает, что прекращение брака возможно путем обычного соглашения между супругами. В целом ряде арабских стран возможно прекращение брака на основании решения суда. В Ираке, Сирии, Марокко, Иордании в суд с соответствующим заявлением могут обратиться оба супруга, а в Египте, Ливане такое право предоставлено жене. Основаниями для такого судебного решения могут стать различные обстоятельства. В их числе находятся болезнь, тот или иной физический недостаток супруга. Жена может потребовать в суде прекратить брак, если муж стал психически ненормальным или по болезни стал неспособным к половой близости. Иордания предоставляет такое же право требовать судебного расторжения брака и мужу, если обнаружится тяжелое заболевание или половая неполноценность жены. Жена может требовать прекращения брака по судебному решению, если муж отсутствует без достаточных на то оснований в течение более чем 1–2 лет. Брак в таких случаях расторгается, если место пребывания мужа стало известно. Такое право имеет жена, если муж лишен свободы на срок более трех лет. Она может требовать расторжения брака уже через год после заключения мужа. По иорданскому законодательству решение о прекращении брака по рассмотренным основаниям является окончательным. В законодательстве Сирии такие судебные решения могут быть отменены. В семейном праве арабских государств могут быть и другие основания для судебного расторжения брака. Закон вИраке считает, что любой из супругов может требовать развода по суду, если другой супруг или супруга совершил супружескую измену. Жена вправе требовать развода, если ее муж заключит новый брак без разрешения суда. Мусульманский семейный закон позволяет жене требовать расторжения брака, если муж злоупотребляет спиртными напитками. Законы многих арабских государств допускают прекращение брака судом, если супруги конфликтуют друг с другом. В случае возникновения семейного разлада решение о разводе в суде принимается не сразу. Сирийское и иорданское законодательства, например, предписывают суду изучать причины спора и назначать срок не менее одного месяца для примирения сторон. Законодательством ряда арабских государств установлены дополнительные правила, которые применяются в том случае, если муж злоупотребляет правом на развод. Если муж развелся со своей женой без достаточно уважительных причин и жена в этом случае попадает в бедственное положение, то суд обязывает мужа сделать дополнительное возмещение. Анализируя семейное законодательство арабских государств можно сделать вывод, что мужчина располагает неограниченным правом на развод. Женщина может действовать только в рамках, очерченных законом. В законодательстве некоторых арабских стран формулируется ряд последствий прекращения брака. Определенное значение имеет исчисление срока «'идда»,в течение которого женщина не имеет права вновь выйти замуж. Такой срок обычно назначается после смерти мужа. Продолжительность периода «'идда» для женщины, вступившей в брак ине находящейся всостоянии беременности, после прекращения брака равняется периоду, который не мо быть меньше 3-х месяцев. В отдельных странах закреплены исламско-правовые правила поведения жены в течение упомянутых сроков. В течение срока «'идда» после мужа вдова обязана проживать в прежнем супружеском доме. Действие всех нормативных актов по вопросам брачно-семейных отношений распространяется только на мусульман. На это указывает, в частности, статья 306 сирийского закона. Семейное законодательство арабских стран в целом базируется на принципах мусульманского права. Это видно из того, что в случае не урегулирования тех или иных вопросов нормами семейного права, применяются выводы той или иной школы мусульманского права или принцыпы исламского права. В семейном праве отдельных стран жене позволяется внести в договор условие, которое позволяет ей иметь развод в случае заключения мужем другого брака (статья 31 марокканского закона, статья 6 египетского закона). Законодательство многих арабских стран закрепляет норму шариата, которая позволяет мусульманину иметь четырех жен. Характерно, что семейное право ряда арабских стран содержит некоторые ограничительные условия, несоблюдение которых не допускает полигамию. Муж может получить от суда разрешение на второй и последующие браки с учетом его объективных возможностей и субъективных качеств. Так, закон Сирии позволяет судье разрешать заключение второго брака в случае, когда у мужа есть возможность содержать жен, а также требовать заключения нового брачного договора. В числе оснований может быть, к примеру, бесплодие жены. Иракское законодательство указывает еще одно условие: справедливое отношение мужа к своим женам. Марокканский закон закрепляет, что если суд сомневается в «справедливом» обращении мужа со своими женами, то ему может быть отказано в заключение еще одного брака. Брачный договор не заключаете до тех пор, пока новая жена не будет проинформирована том, что ее жених уже находится в браке с другой женщиной. Кроме того, есть норма, гласящая о том, что если муж заключит еще один брак, то первая жена может требовать в суде развода на основании морального вреда, причиненного новым браком. Аналогичное положение содержится и на египетском законодательстве. Семейное право арабских государств содержит запреты на браки между лицами, которые состоят в близкой степени родства. Мужчина не вправе жениться на своих прямых родственниках, как по восходящей, так и по нисходящей линиям. Об этом говорится в статье 33 сирийского, в статье 24 иорданского, в статье 14 иракского законов. Правило о постоянном запрете действует в отношении вопроса о браке мужчины с бывшими женами своих прямых родственников, а также с прямыми родственницами своей жены. Такая норма закреплена в статье 25 иорданского и в статье 34 сирийского законов. Семейное законодательство многих арабских стран налагает запрет на заключение брака между мужчиной и замужней женщиной (см., например, статьи 38 сирийского и статью 27 иорданского законов). Интересно то, что он не может вновь жениться на своей прежней жене, которой он сам дал развод. Мужчина может заключить брак с пятой женщиной только тогда, когда он разведется с одной из своих четырех жен. Об этом говорится в статье 37 сирийского закона, в статье 28 иорданского закона. По законодательству арабских стран, не признается брак, заключенный мусульманкой с немусульманином. Суд обычно расторгает брак, если один из супругов отказывается от ислама. К числу первоочередных обязанностей мужа после заключения брака относится обеспечение жены соответствующим жильем. Если у мужа несколько жен, то он обязан обеспечить им примерно одинаковое жилье. Если жены не согласны жить вместе в одном доме, то муж не может действовать против их желания. К тому же, законодательство Сирии и Ирака предписывает, что муж не может поселить к своей жене кого-либо из своих родных; исключение могут составить только несовершеннолетние дети. Кроме того, законодательство Иордании в таком случае позволяет поселять родителей мужа, которые находятся на его иждивении, И наоборот, жена не может без согласия теперешнего мужа поселить вместе с собой детей от другого брака, а также других родственников. В семейном законодательстве арабских стран предусмотрено правило об ответственности мужа за содержание жены со дня заключения брачного договора. В содержание жены входят питание, одежда, расходы на лечение. Законодательство Египта предписывает, чтобы жена была обеспечена всем необходимым по обычаю. Хотя размер содержания зависит от материальных возможностей мужа, тем не менее, ей должны быть предоставлены средства в таком объеме, который был бы достаточным для удовлетворения ее обычных потребностей. |