Метод групповой оценки личности (ГОЛ) ДОКЛАД По дисциплине: Основы психологии и управления Тема: Методики изучения социально-психологических характеристик группы. Выполнил: студент группы ММ –141 Арикян С.А. Проверил: доктор педагогических наук профессор Ишкова Л.В. Новокузнецк 2016 Содержание Введение…………………………………………………………………………..2 1 Метод наблюдения………………………………………………………..........3 2 Метод анализа документов…………………………………………………..3 3 Метод опроса………………………………………………………………….4 4 Метод социометрии…………………………………………………………...6 5 Метод групповой оценки личности (ГОЛ)………………………………….7 6 Тесты……………………………………………………………………………8 7 Шкалы измерения социальных установок………………………………….8 8 Эксперимент…………………………………………………………………...9 9 Аппаратурный метод……………………………………………………..….10 Вывод……………………………………………………………………..…….11 Список использованной литературы………………………………………….12 Введение Социально-психологическое исследование — это вид научного исследования, проводимого с целью установления психологических закономерностей взаимодействия индивидуального и коллективного субъектов. Основными источниками информации о социально-психологических явлениях принято считать: а) характеристики реального поведения и деятельности личности и группы (поступки и действия, вербальное и невербальное поведение, образ и стиль жизни и т. д.); б) особенности индивидуального и группового сознания: социальные установки, ценностные ориентации, оценки, мнения, убеждения, отношения, социальные представления, ожидания и т. п. в) слабоосознаваемые или неосознаваемые характеристики личности и группы (имплицитные представления, социальные стереотипы и предрассудки, архетипы и т.п.); г) характеристики продуктов материальной и духовной деятельности личности и группы; д) отдельные события жизнедеятельности личности и группы, ситуации социального взаимодействия и т. д. Среди методов эмпирического исследования наиболее широкое распространение в социальной психологии получили следующие: наблюдение, анализ документов, опрос, социометрия, групповая оценки личности (ГОЛ), тесты, шкалы измерения социальных установок и аппаратурный метод. Метод наблюдения В зависимости от роли наблюдателя в ситуации исследования различают включенное (участвующее) и невключенное (простое) наблюдение. Включенное наблюдение предполагает непосредственное взаимодействие исследователя с изучаемой группой. Наблюдатель выступает полноправным членом группы. Классическими примерами таких исследований являются изучение Н. Андерсоном жизни бродяг, У. Уайтом — эмигрантов, В. Б. Ольшанским — ценностных ориентаций молодых рабочих и др. Невключенное наблюдение регистрирует социально-психологические явления со стороны, без взаимодействия с изучаемым человеком или группой. При этом наблюдение может проводиться открыто или незаметно для исследуемого объекта. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (в естественных условиях жизни личности или группы) и лабораторные (в искусственных условиях). Много внимания уделяется способам повышения достоверности получаемых с помощью наблюдения данных, например разработке надежных схем (программ) наблюдения, использованию технических средств регистрации поведения и деятельности личности или группы, специальной подготовке наблюдателей и т. д. Метод анализа документов Этот метод является разновидностью общепсихологического метода анализа продуктов человеческой деятельности. У. Томас и Ф. Знанецки впервые в социальной психологии применили этот метод для исследования феномена социальной установки. Документы обычно различаются по: 1) способу фиксации информации (рукописные, печатные, фото-, кино- и видеодокументы); 2) целевому назначению (естественные, специальные и целевые); 3) степени персонификации (личные и безличные); 4) статусу (официальные и неофициальные) и т. д. Методы анализа документов различаются на качественные (или неформализованные) и количественные (формализованные). В основе любого метода лежат процессы понимания текста и интерпретации исследователем содержащейся в нем информации. Количественные методы анализа документов получили широкое распространение в 30-40-х гг. XX в. в связи с разработкой специальной процедуры —контент-анализа, который является способом перевода интерпретированной текстовой информации в количественные показатели с последующей математико-статистической обработкой (Семенов В. Е., 1983). Метод опроса Метод опроса получил наиболее широкое применение в социально-психологических исследованиях. Его суть состоит в получении информации об объективных или субъективных фактах со слов опрашиваемых (респондентов). Опросы делятся на два основных типа: а) интервью (очный опрос); проводится в форме непосредственных вопросов-ответов; б) анкетирование (заочный опрос); предполагает самостоятельное заполнение вопросника (анкеты) самими респондентами. В социальной психологии опросы применяются в следующих случаях: 1) для сбора предварительной информации на ранних стадиях исследования; 2) для апробации или пилотажного испытания нового методического инструментария; 3) как дополнительное средство уточнения, расширения и контроля получаемых данных; 4) как основной эмпирический метод сбора социально-психологической информации. К основным видам интервью относятся стандартизированное и нестандартизированное. В первом случае предполагаются стандартные (не изменяющиеся для всех респондентов) формулировки вопросов и их последовательность. В нестандартизированном интервью исследователь руководствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы и определяя их последовательность в соответствии с конкретной ситуацией и ответами респондента. По сравнению с результатами анкетирования интервью дает более содержательную информацию. Однако его недостатком является трудноконтролируемое влияние личности и профессионального уровня исследователя на опрашиваемого, что может приводить к снижению объективности получаемой информации. Основные преимущества анкетирования состоят в возможности выполнения массовых опросов и его профессиональной доступности. Метод социометрии Метод социометрии разработан Дж. Морено для исследования эмоционально-психологических отношений в малой группе. Социометрическая процедура предполагает опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном виде совместной деятельности или ситуации. Социометрия — процедура, предполагающая опрос каждого члена малой группы с целью установления возможности его участия (или неучастия) в определенном. виде совместной деятельности или ситуации. Непараметрическая процедура в социометрии проводится без ограничения количества предпочтений или отклонений членов группы. Параметрическая процедура предполагает строго фиксированное число предпочтений или отклонений, что позволяет стандартизировать их условия в группах различной численности. Результаты использования социометрии могут быть представлены в виде социометрии (таблиц), социограмм, графически отображающих структуру отношений в группе, и социометрических индексов, количественно представляющих психологические отношения в группе. Надежность социометрических данных зависит прежде всего от силы социометрического критерия (вопроса) как основания для предпочтений или отклонений членов группы. К числу известных разновидностей социометрического метода относятся шкала приемлемости, аутосоциометрия, коммуникометрия и др. Наиболее существенные недостатки метода социометрии: а) невозможность выявления мотивов межличностных предпочтений или отвержений; б) высокая вероятность искажения результатов из-за неискренних ответов или психологической защиты; в) возможность использования лишь в группах, имеющих опыт группового взаимодействия. Метод групповой оценки личности (ГОЛ) — это способ получения характеристики человека через взаимные оценки членов группы. Метод ГОЛ основан на феномене групповых представлений о каждом члене группы как результате взаимного познания людей в процессах их совместной деятельности и общения. С помощью этого метода оцениваются качества человека по предлагаемому их перечню с использованием приемов: а) прямого оценивания по n-балльной шкале; б) ранжирования качеств; в) попарного сравнения качеств и др. Содержание оцениваемых качеств определяется целями исследования, а их число варьируется у разных исследователей в диапазоне от 20 до 180. Адекватность измерения качеств с помощью ГОЛ зависит от познавательных способностей оценивающих, особенностей оцениваемых членов группы, их взаимной позиции в группе, опыта их взаимодействия и т. д. (Чугунова Э. С., 1986). |