Представительство и доверенность в гражданском праве. ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» В г. Великие Луки Псковской области Инженерно-экономический факультет Заочное отделение Контрольная работа По дисциплине «Право» Вариант №1 Выполнила: Студентка: Александрова Е.А. № 1331-21 «Б» (экономика); № 15133411 Проверила: Щелкунова Е.В. Великие Луки 2016
Содержание. Стр. 1. Теоретическая часть 3-29 2. Практическая часть 30 3. Список используемой литературы 31 Теоретическая часть. Понятие права, его признаки. Принципы и функции права. Понятие права. В действующих политико-правовых системах существуют различные подходы к понятию и определению права. Такое обстоятельство во многом объясняется многозначностью данного понятия. Право одновременно является и идеалом, и реальностью, порождением социального порядка и проявлением воли, системой нормативов поведения и притязанием отдельного субъекта, инструментом свободы и орудием произвола. Кроме того, плюрализм определений обусловлен рядом объективных и субъективных факторов, среди которых определяющее значение могут иметь особенности национальной культуры, специфика исторической и политической обстановки (сравните господствующие правопонимания при тоталитарных и демократических режимах), уровень научной разработки проблемы, а также субъективные позиции ученых, выражающих различное отношение к природе, социальному назначению, исторической судьбе права. В настоящее время сложились два основных направления в правопонимании. Так, сторонники естественно-правовой концепции утверждают, что право как объективное явление общественной жизни создается не человеком и уж тем более не государством. Оно формируется природой или божественной силой, утверждая тем самым справедливость и равноправие, оберегая человечество от произвола. Представители позитивистского направления, напротив, отмечают, что право не может быть аморфным и создаваться мифической природой. Оно создается государством как объективно существующий и общепризнанный стандарт поведения и только при этом условии может четко и недвусмысленно регулировать общественные отношения. В рамках этих направлений существует множество школ. Их представители преувеличивают значение отдельных признаков, свойств и источников этого явления. Так, развивая представления сторонников естественно-правовой концепции о праве как системе идей и нравственных принципов, представители психологической школы понимают под правом психические переживания людей по поводу взаимной деятельности. Юридический позитивизм в своей крайней форме проявился в нормативистской теории. По мнению представителей этой школы, содержание права состоит только из норм абстрактного долженствования. Представители социологической школы, отмечая, что идеи и абстрактные нормы не позволяют четко и справедливо регулировать отношения, утверждают право как систему действий правоприменительных органов но разрешению конкретных ситуаций, что вызывает возможность произвола. На наш взгляд, следует лишь приветствовать разные подходы к правопониманию. В научном плане каждая из доктрин является шагом к познанию природы и возможностей права. В практическом — благодаря спорам о праве более рационально решаются современные вопросы об источниках, эффективности, системности права, способах и средствах разрешения противоречий и т. д. Названные концепции, наряду с идеями, оказавшимися неоправданными или невостребованными, содержат рациональные моменты, правильно отражая отдельные свойства и аспекты права. Вместе с тем авторы, часто и необоснованно абсолютизирующие их, не дают объективного, комплексного представления о данном явлении в целом. Признаки права.
Различные учёные выделяют различные признаки права, среди них наиболее распространены: 1. Нормативность (устанавливает правила поведения общего характера); 2. Общеобязательность (действие распространяется на всех, либо на большой круг субъектов); 3. Гарантированность государством (подкреплено мерами государственного принуждения); 4. Интеллектуально-волевой характер (право выражает волю и сознание людей); 5. Формальная определённость (нормы права выражены в официальной форме); 6. Системность (право — это внутренне согласованный, упорядоченный организм). Принципы права Принципы права – это руководящие начала, в которых содержится сущность права. Виды принципов права: 1) общие – в них определяются существенные черты права в целом; 2) межотраслевые – они содержат общие составляющие нескольких родственных отраслей права (например, для уголовно-процессуального и гражданско-процессуального права одним из таких принципов является принцип гласности судебного разбирательства); 3) отраслевые – принципы отдельно взятой отрасли права. Они характеризуют наиболее существенные черты конкретной отрасли права. Например, принципом уголовного права является принцип неотвратимости уголовного наказания. Основные принципы: 1) равенство всех перед законом и судом, независимо от социального положения, материального состояния, пола, отношения к религии и т. д. То есть не должно быть тех или иных привилегий или, напротив, дискриминации по указанным признакам; 2) законность – правовые норма должны выполняться всеми субъектами права, без исключения; 3) социальная свобода – разрешено делать все, что не запрещено законом; 4) сочетание прав и обязанностей – право одного гражданина может быть реализовано через обязанность другого гражданина; 5) социальная справедливость – она позволяет достичь соразмерности и соответствия между возможным и должным поведением человека и оценкой результатов его деятельности; 6) гуманизм – уважение к правам личности и его свободам, 7) демократизм – власть принадлежит народу, народ является источником власти, но при этом она реализуется через правовые институты, 8) сочетание естественного (принадлежащего человеку по природе право на жизнь, свободу) и позитивного (созданного или закрепленного государством) права, 9) ответственность за вину – последствием нарушения субъектом права правовой нормы является наступление юридической ответственности, установленной законом; 10) сочетание убеждения и принуждения. Последний принцип требует некоторой конкретизации. Сочетание убеждения и принуждения в правоприменительной практике носит наименование правового регулирования. Метод убеждения является главным, основывается на доброй воле субъекта правоотношения. К этим методам относится правовоспитательная работа. Он позволяет достичь результата без применения насилия. В случае, когда положительного результата мерами убеждения достичь нельзя, необходимо применять иной способ воздействия, именуемый принуждением. Применение принуждения допускается в процессуальной форме, установленной законом (например, арест, наказание и т. д.). Правовое регулирование является формой правового воздействия, осуществляемого при помощи правовых средств. Функции права Функции права представляют собой ключевые направления юридического воздействия права на общественные отношения, в которых раскрываются сущность и социальное назначение права в общественной жизни. Существует несколько видов функций: 1) общесоциальные; 2) специально-юридические. Общесоциальные функции – это функции, посредством которых право выражается в качестве социальных регуляторов отношений в различных сферах общественной жизни: 1) политическая функция – это функция, которая направлена на правовое регулирование между субъектами политической власти; 2) экономическая функция – это функция, которая направлена на юридическое обеспечение надежности и справедливости экономических отношений; 3) культурно-историческая функция – это функция, которая направлена на собрание и развитие культурно-духовных ценностей; 4) функция социального контроля – это функция, которая заключается в исполнении воздействия права на поведение субъектов с помощью поощрения, стимулирования, удержания от неправомерных действий и т. д.; 5) воспитательная функция – функция, посредством которой складывается убежденность в целесообразном и справедливом порядке правового регулирования. Специально-юридические функции – это функции, посредством которых определяются средства и приемы регулирования общественных отношений: 1) регулятивная функция – это функция, которая направлена на осуществление правового воздействия, которое устремлено на организацию социально значимых отношений посредством формально определенных правил поведения, требований общественного развития, особенностей обстановки как внутри государства, так и на международной арене; 2) регулятивная динамическая функция – это функция, с помощью которой осуществляется воздействие на общественные отношения с помощью их оформления и стимулирования; 3) регулятивная статическая функция – это функция, с помощью которой реализовывается воздействие на общественные отношения с помощью закрепления их состояния в институтах права; 4) охранительная функция – это функция, которая состоит в охране положительных, правомерных и вытеснении отрицательных явлений общественной жизни, а также пресечении, предупреждении и восстановлении нарушенных прав: 5) компенсационная функция – это функция, с помощью которой обеспечивается предоставление компенсаций за причиненный вред или нанесенный ущерб; 6) восстановительная функция – это функция, которая направлена на восстановление нарушенного права либо положения; 7) ограничительная функция – это функция, которая направлена на ограничение в общественных отношениях общественно опасного поведения; 8) карательная функция – это функция, которая состоит в назначении наказания за совершенные правонарушения. Сферы действия права и морали не совпадают лишь частично, т. е. значительная совокупность общественных отношений и является предметом регулирования и права, и морали. Моральные требования дают больший простор для толкования и применения, при этом право и мораль рассматриваются по времени введения в действие и их историческим судьбам. Понятие и состав правоотношения. Участники (субъекты) правоотношений. Понятие и состав правоотношения. Правовое отношение – общественное отношение, урегулированное нормой права. По существу, это норма права в ее реальном бытии. Состав (структура) правоотношения: - субъекты правоотношения (носители субъективных прав и обязанностей); - содержание правоотношения (права и обязанности сторон); - объект правоотношения (то благо, по поводу которого возникло правоотношение). Основанием возникновения, изменения или прекращения правоотношения является юридический факт или совокупность таких фактов (юридический состав). Для правоотношения характерно воздействие государственной воли на волю его участников. Виды правоотношений выделяются по разным критериям. По отраслям права правоотношения могут быть гражданско-правовые, уголовно-правовые и др. По субъектам правоотношения можно разделить на относительные (где праву управомоченного субъекта корреспондирует обязанность конкретного индивидуально-определенного субъекта, например обязательственные правоотношения в гражданском праве), абсолютные (где праву управомоченного субъекта корреспондирует обязанность неопределенного круга лиц, например правоотношения собственности в гражданском праве) По месту в механизме правового регулирования различают материальные (основные) и процессуальные (производные) правоотношения. По функциональной роли правоотношения бывают регулятивные и охранительные. Охранительные возникают в момент правонарушения и направлены на восстановление правопорядка. Все остальные являются регулятивными, они регулируют правомерное поведение. По целям воздействия правоотношения делятся на статические, имеющие целью закрепление сложившихся общественных отношений (например, правоотношения собственности), и динамические, призванные вызвать прогрессивные изменения в общественных отношениях (например, обязательственные правоотношения). По содержанию выделяют простые правоотношения (где одному праву соответствует одна обязанность) и сложные, которые состоят из основного правоотношения и дополнительных правоотношений (например, уголовно-процессуальное отношение). Участники (субъекты) правоотношений. Люди и их объединения, которые выступают как носители установленных законом прав и обязанностей, становятся участниками правоотношений, а также субъектами права. В соответствии с общим положением субъекты правоотношений – это отдельные индивиды, а также организации, которые по нормам права являются носителями субъективных юридических прав и обязанностей. В действительности не все отдельные индивиды и организации могут являться субъектами правоотношений. Такое положение можно объяснить различными объективными факторами (в частности, физиологическими, психологическими, экономическими). Участниками правоотношений являются те субъекты, которые находятся в области объективного права. Главным образом их большинство в правовом государстве. Другие лица, по каким-либо причинам не охваченные сферой правового регулирования, находятся под непосредственной опекой разных благотворительных общественных организаций, а также государства. Субъектов права подразделяют чаще всего: 1) на индивидуальные; 2) коллективные. К индивидуальным субъектам права относят: 1) граждан Российской Федерации; 2) иностранцев; 3) лиц без гражданства; 4) лиц с двойным гражданством. Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Их делят на следующие виды: 1) государство; 2) государственные органы и учреждения; 3) общественные объединения; 4) административно-территориальные единицы; 5) субъекты Российской Федерации; 6) религиозные организации; 7) юридические лица. Необходимо учитывать, что не любой коллектив людей может выступать субъектом права. Таким правом, например, не обладают семья, учебные группы, производственные бригады и другие общности. Таким образом, субъектами права могут быть только более или менее важные, устойчивые, а также постоянные образования, которые отличаются единством цели, определенной внутренней организацией, а не случайные или временные объединения граждан или каких-то структур. Степень участия конкретных субъектов в правовых отношениях должна определяться их правоспособностью и дееспособностью. Субъектами правоотношения являются такие участники правоотношения, которые имеют права и обязанности, исполняют своими действиями возложенные на них обязанности и осуществляют данные им права. Субъекты правоотношения главным образом и определяют специфику правовых отношений, так как это единственный отличный элемент правоотношений, который содержится в правоотношениях различных отраслей права. Под правоспособностью субъектов понимают признаваемую государством общую возможность обладать предусмотренными законом правами и обязанностями, а также быть их носителем. Правоспособностью в одинаковой мере обладают все граждане без исключения. Правоспособность также является закрепленной в законодательстве способностью субъекта иметь как юридические права, так и юридические обязанности. Она начинает действовать с момента рождения человека и прекращается с его смертью. Правоспособность вместе с тем не является естественным свойством индивидуума, а порождается объективным правом. Конституционный статус Федерального собрания. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания как представительного и законодательного органа РФ. Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве. Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления. Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации. Представительный характер Федерального Собрания заключается в том, что Федеральное Собрание призвано выражать интересы и волю народа Российской Федерации. Народное представительство реализуется путём проведения периодических и свободных выборов. Последние направлены на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Характеристика Федерального Собрания в качестве законодательного органа означает, что Федеральное Собрание обладает исключительным правом принимать законы, то есть правовые акты высшей юридической силы. Ни один закон не может вступить в силу, если он не рассмотрен, не одобрен и не принят парламентом. Федеральное Собрание обладает неограниченной компетенцией в сфере законодательства по вопросам, отнесенным Конституцией РФ к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Государственной Думы и Совета Федерации. Государственная Дума является палатой общенародного представительства, а в Совете Федерации реализуется представительство субъектов Федерации. Двухпалатная структура Федерального Собрания предполагает самостоятельность палат по отношению друг к другу, которая выражается в различном порядке образования Государственной Думы и Совета Федерации, в различной компетенции каждой из палат,1 разной роли в законодательном процессе, в отсутствии единого координирующего органа Федерального Собрания, в раздельном порядке заседания Совета Федерации и Государственной Думы.2 Конституция РФ предусматривает только три случая, когда Совет Федерации и Государственная Дума могут собираться совместно: для заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда, выступлений руководителей иностранных государств. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания складывается из совокупности конституционных норм, характеризующих его положение в системе органов государственной власти. Конституционно-правовой статус Федерального Собрания включает в себя следующие элементы:
1. правовые нормы, определяющие порядок выборов депутатов Государственной Думы и формирования Совета Федерации; 2. правовые нормы, устанавливающие компетенцию Федерального Собрания; 3. правовые нормы, регулирующие внутреннее устройство и порядок работы Федерального Собрания. Представительство и доверенность в гражданском праве. Исковая давность. Представительство в гражданском праве. Представительство — это отношение, в силу которого одно лицо (представитель) совершает юридические действия от имени другого лица (представляемого), и правовые последствия этих действий, если они совершены в пределах предоставленных представителю полномочий, возникают непосредственно для представляемого. Представитель — лицо, совершающее сделки или иные правомерные юридические действия от имени другого лица по его полномочию. Представляемый - это лицо, от имени которого действует представитель при заключении порученных ему сделок. Виды представительства: В гражданском праве выделяется два типа представительства (не путать с представительством в суде): • Добровольное представительство - представительство, которое основано на договоре между представляемым и представителем. Особенность данного вида является то, что представительство возникает вследствие добровольного волеизъявления сторон. К тому же, к этому виду представительства относится доверенность и коммерческое представительство. • Законное представительство - представители назначаются согласно предписанию закона. Так, законным представителем малолетних (от 6 до 14 лет лиц) согласно п. 1 ст. 28 ГК являются их родители. Также возможно представительство на основании актов государственных органов или органов местного самоуправления. КОММЕРЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВИТЕЛЬСТВО - особый вид представительства в гражданском праве. В соответствии со ст. 184 ГК РФ коммерческим представителем является лицо, постоянно и самостоятельно выступающее от имени предпринимателей при заключении ими договоров в сфере коммерческой деятельности. Доверенность в гражданском праве Доверенность - документ, выдаваемый одним лицом другому для представительства перед третьим лицом. Требование к доверенности: 1. письменная форма 2. доверенность на совершение сделок, требующих нотариальной формы, должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных законом (п. ст. 185 ГК) 3. доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации (п. 5 ст. 185 ГК) Виды доверенностей: 1. Генеральная доверенность - на представление интересов доверителя во всех сферах. 2. Специальная доверенность - на совершение каких-либо однородных действий. 3. Разовая доверенность - на выполнение определённого конкретного действия. Срок доверенности: Общий срок доверенности - 3 года, и даже, если доверенность выдана на больший срок, она все равно действует 3 года. А если срок в доверенности отсутствует, то по правилам она действует всего 1 год. Исключением из правил является нотариально удостоверенная доверенность, предназначенная для совершения действий за границей и которой не указан срок действия - действует вплоть до отмены ее самим доверителем (п. ст. 186 ГК). Основания прекращения доверенности: Ст. 188 ГК перечисляет исчерпывающий список таких оснований: 1) истечения срока доверенности; 2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее; 3) отказа лица, которому выдана доверенность; 4) прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность; 5) прекращения юридического лица, которому выдана доверенность; 6) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим; 7) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим. В случаях прекращения действия доверенности каждая сторона должна известить друг друга и лишь после извещения наступает последствия прекращения доверенности. Представитель обязан после того, как узнал, что доверенность прекратила свое действие выдать ее обратно представляемому. Исковая давность. Исковая давность - это установленный законом промежуток времени, в течение которого возможна принудительная защита нарушенного гражданского права. Сроки исковой делятся на общие (3 года) и специальные. Требования, на которые исковая давности не распространяется: на требование о защите личных неимущественных прав и других нематериальных благ; на требование вкладчика к банку о выдаче вкладов; на требования собственника об устранении всяких нарушений его прав (если они не связаны с лишением его права владения вещью). Срок исковой давности начинает течь со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права, а по обязательствам, со дня наступления срока исполнения обязательства. Приостановление течения срока исковой давности - это отрезок времени, в течение которого действовало препятствующее обстоятельство. Это обстоятельство не зависит от воли сторон: нерпе одалживая, сила; нахождение истца и ответчика, в вооруженных силах, переведенных в военное положение; мораторий; приостановление действия закона, регулирующего подобные отношения; если стороны заключаю соглашение о процедуре медиации. Перерыв течения исковой давности - при совершении истцом или ответчиком прямо предусмотренных законом действий, время, истекшее до совершения этих действий, в срок исковой давности не защитывается, срок давности начинает течь заново: 1. Предъявление иска в установленном законом порядке; 2. Совершение обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга. Восстановление срока исковой давности может осуществляться судом, в тех исключительных случаях, когда суд признает причину пропуска уважительной (только для граждан, но не для юридических лиц). |