ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Пилотажно-навигационные приборы Лекция №1 Общие сведения о приборном оборудовании. Назначение авиационных приборов состоит в обеспечении надежного контроля за текущими значениями параметров, характеризующих режимы полета самолета, работу двигателя и отдельных систем. Полет в сложных метеорологических условиях и ночью немыслим без приборов, показывающих положение самолета в воздухе и направление его полета. Устанавливая наиболее рациональные режимы работы двигателя и режимы полета, можно увеличить срож службы двигателя, сделать полет более экономичным, увеличить дальность и продолжительность. При точных показаниях авиационных приборов, надежной их работе и правильном пользовании ими обеспечивается безопасность полета. Пилот, в совершенстве владеющий полетами.по приборам, может вывести .самолет из любого сложного положения. По назначению авиационные приборы могут быть разделены на три группы. Пилотажно-навигитационные приборы. В эту группу входят приборы, необходимые для пилотирования самолета и решения навигационных задач, а также пилотажно-навигационные системы: указатель поворота и скольжения, авиагоризонт, магнитный компас, часы АЧС-1, курсовая система. Приборы, контролирующие работу двигателя. В эту группу входят приборы, по которым можно определить тепловой режим и состояние смазки двигателя, а также приборы, показывающие запас и расход топлива. К ним относятся бензинамер, тахометр, трехстрелочный индикатор, термометр головок цилиндров, термометр сопротивления, мановакуумметр. Вспомогательные приборы не имеют непосредственного отношения к управлению самолетом, или двигателями в полете, но позволяют проверить исправность, положение или состояние той или иной группы оборудования самолета. В зависимости от принципа работы приборы подразделяются на электрические, манометрические, радиоэлектронные и гироскопические. Принцип работы электрических приборов заключается в измерении неэлектрической величины при помощи электричества. Состоит прибор из датчика и указателя. Датчик воспринимает неэлектрическую величину, преобразует ее в электрическую и по проводам посылает на указатель, расположенный в кабине пилотов на приборной доске. Указатель измеряет ток, а градуировка шкалы производится на измеряемую неэлектрическую величину. Электрические приборы применяются преимущественно для контроля за работой силовой установки самолета. Электрические приборы характеризуются высокой точностью показаний, малым габаритом указателей, отсутствием запаздывания в показаниях и надежностью. Принцип работы манометрических приборов основан на измерении величины давления воздуха. Чувствительными элементами таких приборов являются мембраны, анероидные коробки, мембранные коробки. Манометрические приборы позволяют измерить высоту, скорость полета и применяются, в основном, как пилотажно-навигационные. Работа радиоэлектронных приборов связана с генерацией, излучением, приемом и преобразованием электромагнитных волн радиодиапазона. Радиоэлектронные приборы, как правило, относятся к пилотажно-навигационным. Такими приборами являются: радиовысотомер РВ-2, автоматический радиокомпас АРК-9, и др. Работа гироскопических приборов основана на свойстве гироскопа сохранять положение оси его вращения в пространстве. Гироскопические приборы, как правило, являются пилотажно-навигационными. Основное назначение таких приборов — измерение углов пространственного положения самолета, курса самолета. Такими приборами являются: авиагоризонт АГК-47Б, гироиндукционный компас ГИК-1, электрический гирополукомпас ГПК-48 и др. Пилотажно-навигационные приборы Приемник воздушных давлений ПВД-6М. Приемник воздушного давления крепится на левой стойке между верхним и нижним крылом самолета так, чтобы встречный поток воздуха не искажался действием воздушного винта и завихрениями от деталей самолета, ПВД-6М две камеры: статическую и динамическую (рис. 1). Статическая камера сообщается с атмосферой через ряд отверстий. Отверстия расположены по окружности приемника на определенном расстоянии от носка, поэтому давление внутри статической камеры всегда равно атмосферному давлению воздуха, находящегося в состояний покоя. Камера полного давления (динамическая) имеет отверстие в носке приемника воздушных давлений. Поэтому трубкой воспринимается не только атмосферное давление, но и скоростной напор. Сумма этих давлений образует полное давление. Рис 1. Приемник воздушных давлений | Рис. 2. Высота полета самолета: Нист— истинная высота; Нотн— относительная высота; Набс— абсолютная высота | Высотомер ВД-10 предназначен для определения высоты полета. Различают следующие высоты (рис 2): истинная (Нист) — высота полета над данной местностью; абсолютная (Набс) — высота полета над уровнем моря; относительная (Нотн) — высота полета над пунктом взлета или пунктом посадки. Принцип работы высотомера основан на измерении атмосферного давления. Метод барометрического измерения высоты основан на закономерном падении давления с поднятием на высоту. Поэтому высотомер конструктивно выполнен в виде чувствительного барометра (рис. 3), упругим элементом которого является блок анероидных коробок (поз.1,2), помещенных в герметическом корпусе, внутрь которого поступает атмосферное давление. Анероидные коробки через передающий механизм связаны с двумя стрелками (большой 14 и малой 16), помещенными на лицевой части прибора. Работа высотомера заключается в том, что с поднятием на высоту давление окружающей среды уменьшается и анероидные коробки расширяются. Перемещение центра коробок через передаточный механизм передается на стрелки, которые, поворачиваясь, показывают на шкале высоту. Шкала высот 15 проградуирована до 10 км, цена деления для большой стрелки — 10 м, а для малой—100 м. Оцифровка от 0 до 9, что соответствует для большой стрелки сотням метров, а для малой — тысячам. Анероидные коробки и передающий механизм со стрелками можно перемещать при помощи кремальеры 18, переводя при этом стрелки высотомера. Одновременно при вращении кремальеры вращается шкала барометрического давления 17 и два индекса (поз.12,13). Стрелки высотомера, шкала барометрического давления и индексы связаны между собой кинематически. При этом, если на барометрической шкале установить 760 мм. рт. ст, то стрелки будут показывать абсолютную высоту а индексы будут в положении «0». Если на барометрической шкале установить величину атмосферного давления аэродрома, то стрелки будут показывать Нотн — высоту относительно аэродрома, а индексы по шкале 15 будут показывать высоту аэродрома над уровнем моря. Рис. 3. Высотомер ВД-10: 1, 2— анероидные коробки; 3— нижний центр; 4— верхний центр; 5— биметаллический компенсатор; 6— тяга; 7— ось сектора; 8— зубчатый сектор; 9,10,19,20,21,22 — шестерни; 11— шестерня малой стрелки; 12,13— индексы; 14— большая стрелка; 15— шкала; 16— малая стрелка; 17— шкала барометрического давления; 18— кремальера | Оцифровка шкалы барометрического давления от 670 до 790 мм рт. ст. через 10 мм рт. ст., цена деления 1 мм рт. ст. Для повышения безопасности полетов существуют единые правила пользования высотомерами: а) перед вылетом вращением кремальеры поставить стрелки на нуль, при этом барометрическая шкала покажет давление у земли, а индексы — высоту относительно давления 760 мм рт. ст.; б) после взлета при наборе высоты один из высотомеров вращением кремальеры поставить на давление 760 мм рт. ст., или индексы поставить на нуль и набирать по этому высотомеру заданную высоту (высоту эшелона). После набора высоты эшелона и второй высотомер ставится на высоту эшелона. Этим обеспечивается расхождение самолетов на встречных и пересекающихся курсах на разных высотах; в) при подлете к аэродрому посадки запросить по радио относительную высоту (относительно уровня моря) места посадки и на одном из высотомеров установить индекс против этой высоты, тем самым вводится поправка аналогично введению поправки по барометрической шкале. После того как будет дано разрешение на снижение, второй высотомер также устанавливают на эту высоту. Высотомер имеет ряд существенных ошибок, которые заставляют очень тщательно следить за высотомером и грамотно им пользоваться. Основные ошибки высотомера, влияющие на безопасность полета, следующие: 1. Ошибка, связанная с изменением атмосферного давления у земли. Как известно, атмосферное давление неодинаково у земли в различных точках местности, и полет всегда будет происходить над местностью с различным давлением. А так как высотомер работает на принципе измерения атмосферного давления, которое уменьшается с поднятием на высоту, то и показания его при полете на одной и той же высоте будут различны. Если, например, самолет будет лететь на одной и той же высоте (по отношению к земле), а давление по трассе (у земли) повышается, то стрелки высотомера будут беспрерывно поворачиваться, показывая уменьшение высоты. Если в этом случае сохранить заданную высоту по высотомеру, то полет будет происходить с набором высоты, и фактически высота полета будет больше (высотомер «недопоказывает»). И наоборот, если по трассе давление у земли будет падать, а в полете держать по высотомеру одну и ту же высоту, то полет будет происходить со снижением (высотомер «перепоказывает»). Такое явление, в особенности при полете вне видимости земли, может привести к тяжелым последствиям. 2. Температурная ошибка. При рассмотрении первой ошибки температура у земли считалась неизменной, а на самом деле изменение температуры у земли перераспределяет атмосферное давление по высоте, что вызывает неправильные показания высотомера. Так, при повышении температуры у земли более плотные слои воздуха поднимаются вверх, и высотомер будет «недопоказывать» высоту. Наоборот, при понижении температуры у земли более плотные слои опускаются вниз, и высотомер будет «перепоказывать» высоту, поэтому в холодное время года надо быть осторожным, в особенности при выходе самолета из облачности. 3. Ошибка при изменении рельефа местности. Высотомер рельеф местности не учитывает, поэтому перед полетом необходимо хорошо изучить профиль трассы или же изучить трассу по карте и всегда над возвышенностями иметь безопасную высоту. Указатель скорости УС-450 (рис. 4) служит для определения скорости движения самолета относительно воздуха. Он работает на принципе измерения скоростного напора (динамического давления воздуха), который равен  где: ρ— плотность воздуха; V— скорость полета самолета. Указатель скорости состоит: из приемника воздушного давления (ПВД) 1, измерителя 4 и соединительных трубопроводов: полного 2 и статического (атмосферного) 3 давлений. Приемник воздушного давления имеет две камеры: переднюю и боковую. Передняя камера воспринимает полное давление (статическое и динамическое), боковая камера воспринимает только статическое давление. Рис. 4. Указатель скорости УС-450: 1— приемник воздушного давления (ПВД); 2— трубопровод полного давления; 3— трубопровод статического давления; 4— измеритель | Приемник воздушного давления при помощи трубопроводов полного и статического давлений соединен с измерителем. Измеритель представляет собой чувствительный манометр, мембранная коробка которого соединена с трубопроводом полного давления, а герметический корпус — с трубопроводом статического давления. Мембранная коробка через передающий механизм соединена со стрелками. При увеличении воздушной скорости возрастает динамическое давление, воспринимаемое мембранной коробкой, которая, расширяясь, через передающий механизм повернет стрелки. Стрелки на шкале покажут воздушную скорость. Деформация мембранной коробки будет происходить только лишь за счет динамического давления, так как давление — статическое — внутри герметического корпуса и внутри мембранной коробки взаимно уравновесятся. Деформация мембранной коробки, а значит и показания прибора, будут определятся величиной скоростного напора воздуха. То есть указатель скорости измеряет динамическое давление, которое зависит не только от скорости самолета, но и плотности воздуха. Плотность зависит от температуры и давления, которые изменяются как у земли, так и на высоте. Следовательно, динамическое давление при одной и той же скорости полета будет меняться с изменением плотности воздуха и показания прибора будут отличаться от истинных. С поднятием на высоту плотность воздуха уменьшается, динамическое давление уменьшается и прибор будет показывать заниженную величину скорости. Учитывается эта ошибка при помощи навигационной линейки. Допустимые погрешности при нормальной температуре на всех давлениях шкалы не более ±6 км/ч. На последних выпусках самолета устанавливается сигнализация электрообогрева ПВД. Указатель скорости допускает следующие ошибки: 1. Указатель скорости измеряет динамическое давление, которое зависит не только от скорости самолета, но и плотности воздуха. Плотность зависит от температуры и давления, которые изменяются как у земли, так и на высоте. Следовательно, динамическое давление при одной и той же скорости полета будет меняться с изменением плотности воздуха и показания прибора будут неверными. С поднятием на высоту плотность воздуха уменьшается, динамическое давление уменьшается и прибор будет «недопоказъшать». Учитывается эта ошибка при помощи навигационной линейки. 2. Инструментальные ошибки такие же, как и у всех мембранных приборов, т. е. запаздывание показаний, температурные л шка-ловые ошибки, застой. 3. Установочные ошибки зависят в основном от установки приемника воздушного давления и проводки: непараллельность приемника воздушного давления набегающему потоку воздуха приводит к неправильным показаниям этого прибора; завихренность воздуха перед частями самолета, к которым крепится приемник, а также завихрения непосредственно возле ПВД вызывают неправильные показания прибора; негерметичность проводки, изгиб, обрыв, закупорка проводки: засорение, закупорка или замерзание приемника приводит к искаженным показаниям или же могут вызвать полный отказ прибора. При пользовании указателем скорости необходимо помнить, что из-за увеличенной длины проводки, а также из-за изгибов ее прибор запаздывает в показаниях. Особенно необходимо это учитывать при переводе самолета с большой скорости на меньшую. Вариометр ВД-10 (рис. 5) служит для определения вертикальной скорости подъема и снижения самолета. Принцип работы вариометра основан на измерении разности давлений воздуха наружного атмосферного на данной высоте и внутри сосуда, связанного с наружным атмосферным воздухом при помощи капилляра. Эта разность давлений возникает при вертикальном перемещении сосуда, и величина ее зависит от скорости вертикального перемещения. Вариометр состоит из гофрированной коробки, связанной трубкой большого диаметра с окружающей атмосферой. Коробка заключена в герметический корпус, связанный с окружающей средой при помощи капилляра. Через передающий механизм коробка связана со стрелкой. Рис. 5. Вариометр ВР-10: 1— манометрическая коробка; 2— пружина; 3— капиллярная трубка; 4— штуцер; 5— передающий механизм; 6— юстировочное устройство | При подъеме самолета атмосферное давление воздуха уменьшается. Воздух из корпуса будет выходить через капилляр, вследствие чего давление воздуха внутри корпуса больше атмосферного давления внутри гофрированной коробки, в которой давление всегда равно давлению окружающей среды. Под давлением этой разности коробка будет сжиматься и через передающий механизм передвигать стрелку вверх от нуля, показывая величину вертикальной скорости подъема в метрах в секунду, так как разность давлений в корпусе и коробке и, следовательно, величина сжатия коробки зависят от скорости вертикального перемещения. При снижении самолета атмосферное давление внутри гофрированной коробки увеличивается, а внутри корпуса отстает на величину, пропорциональную скорости снижения. Под действием разности давлений гофрированная коробка расширяется и через передающий механизм передвигает стрелку вниз от нуля, показывая вертикальную скорость снижения в метрах в секунду. Для того чтобы поставить стрелку на 0 при отсутствии вертикальных скоростей перемещения самолета, имеется специальный юстировочный винт, который необходимо вывернуть, потянуть на себя и, повернув, подвести стрелку на 0. Это производится при стоянке самолета на земле. Погрешность прибора при нормальной температуре не должна превышать на отметках от 1 до 10 м/сек величины +1 м/сек. Вариометр допускает следующие ошибки: 1. При выходе самолета из режима подъема или режима планирования в горизонтальный полет вариометр горизонтальный полет не покажет до тех пор, пока не сравняются давления в гофрированной коробке и внутри корпуса, т. е. вариометр запаздывает в показаниях. Чем резче будет совершен переход в режим горизонтального полета, тем больше будет запаздывание. Особенно важно эту ошибку учитывать при пользовании вариометром в полете при невидимости земли. 2. Плотность воздуха влияет на разность между давлением внутри гофрированной коробки и внутри корпуса. Например, при пониженной плотности воздуха разность давлений будет меньше, так как через капилляр воздух будет проходить быстрее и прибор будет «недопоказывать». 3. Инструментальные ошибки такие же, как и у всех мембранных приборов. При отказе указателя скорости с помощью вариометра можно поддерживать определенную скорость полета. Еслл стрелка отклоняется вверх, значит скорость полета уменьшается, если стрелка отклоняется вниз, скорость полета увеличивается. |