Гнроиндукционный компас ГИК-1 Лекция № 3 Приборы измерения и индикации курса и навигационных параметров полета (КИ-13, ГПК-48, ГИК-1) Магнитный жидкостный компас КИ-13является запасным и предназначен для определения магнитного курса самолёта в прямолинейном горизонтальном полёте. Принцип действия КИ-13 основан на взаимодействии его постоянных магнитов с магнитным полем Земли. В корпус залит лигроин ЛВ-9, служащий для демпфирования колебаний картушки и уменьшения трения крена картушки о подшипник. Для компенсации изменения объёма жидкости при изменении температуры, компас имеет компенсационную камеру. Для устранения полукруговой девиации, снизу к корпусу крепится девиационное устройство. Конструкция компаса обеспечивает его нормальную работу при кренах самолёта до 17°. Цена деления шкалы 50, оцифровка через 300. Два основных румба помечены буквами С и Ю. ЗАПРЕЩАЕТСЯ Пользаваться при включеном обогреве стекл. (ошибка до 700). Гирополукомпас ГПК-48 Электрический гирополукомпас ГПК-48 предназначен для производства точных разворотов на заданный угол и кратковременного выдерживания курса самолета. ГПК-48 работает на принципе гироскопа с тремя степенями свободы с горизонтально расположенной осью ротора. Ротор 3-х фазный асинхронный двигатель Uпит=36 В, f=400 Гц, n=20000-22000 обр/мин.  К наружной рамке гироскопа прикреплена картушка с оцифровкой от 0 до 360°. Шкала удержавается гироскопом в пространстве неподвижно. На стекле корпуса прибора нанесена курсовая черта, против которой на картушке можно прочитать курс самолета. При изменении курса самолета будет перемещатися корпус прибора с курсовой чертой относительно неподвижной шкалы. Для установки шкалы картушки на заданный курс в приборе имеется арретир, ручка которого выведена на лицевую сторону. При заарретированном ГПК :в окошке появится красный кружочек, означающий, что показаниями прибора в этом случае пользоваться нельзя. Для правильной работы прибора необходимо, чтобы ось гироскопа выдерживала заданное положение по азимуту. Однако н силу ряда причин (суточное вращение земли, трение в подшипниках) пироскоп все время прецессирует, т. е. «уходит». Допустимым уход для ГПК-48 — 3° за 15 мил., поэтому картупжу ГПК необходимо периодически устанавливать по показаниям основного компаса (ГИК-1). Пользование: 1. Внешний осмотр. 2. Включить питание на центральном пульте за 3-6 мин до выруливания. (третий АЗС)  3. Перед взлетом установить ГПК на курс взлета по ГИК-1. 4. В полете каждые 15-20 мин корректировать показания ГПК по ГИП-1. 5. При выполнении разворота рекомендуется устанавливать ГПК на 0 и углы разворотов отсчитывать от 0. 6. При рулении, взлете и посадке ГПК-48 должен быть разарретирован. Гнроиндукционный компас ГИК-1 Гироиндукционный компас ГИК-1 предназначен для указаштя магнитного курса и угла разворота самолета. Кроме того, при работе 001В мести о с радиокомпасом АРК-5, указатель компаса ГИК-1 позволяет отсчитывать прямой и обратный пеленги радиостанции, а также ее курсовые углы, необходимые при выполнении захода на посадку. Комплект компаса, установленного на самолете Ан-2, включает в себя следующие агрегаты: — индукционный датчик ИД; — коррекционныйт механизм КМ; — гироскопический агрегат Г-Зм; — усилитель курсового сигнала У-6м; — указатель гиро- и радио- компаса УГР; — указатель курса УК-3; — соединительная коробка СК-11; — кнопка согласования 5-К. Все агрегаты компаса, за исключением индукционного датчика, указателей и кнопок согласования, размещены под полом кабины пилотов с правой стороны между шпангоутами № 4 и 5. Индукционный датчик ИД установлен в левой нижней части крыла. Указатель УГР расположен на левой панели приборной доски, рядом с вим находится кнопка согласования. Указатель УК-3 расположен на правой панели приборной доски, рядом с ним также имеется кнопка согласования. Принцип действия основан на свойстве индукционного датчика определять свое положение относительно магнитного меридиана и свойстве 3-х степенного гироскопа. По сигналам от индукционного датчика горизонтальная – главнвя ось гироскопа устанавливается поинаправлению магнитного меридиана. |