ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение Как определить диапазон голоса - ваш вокал
Игровые автоматы с быстрым выводом Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими Целительная привычка Как самому избавиться от обидчивости Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам Тренинг уверенности в себе Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком" Натюрморт и его изобразительные возможности Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д. Как научиться брать на себя ответственность Зачем нужны границы в отношениях с детьми? Световозвращающие элементы на детской одежде Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия Как слышать голос Бога Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ) Глава 3. Завет мужчины с женщиной 
Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д. Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу. Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар. | Общая характеристика памяти как познавательного процесса. Основные характеристики восприятия К основным характеристикам восприятия относят константность, предметность, целостность и обобщенность. Константность — это относительная независимость образа от условий восприятия, проявляющаяся в его неизменности: форма, цвет и размер предметов воспринимаются нами как постоянные, несмотря на то, что сигналы, поступающие от этих предметов в органы чувств, непрерывно меняются., Важной характеристикой восприятия является его предметность. Предметность восприятия проявляется в том, что объект воспринимается нами именно как обособленное в пространстве и во времени отдельное физическое тело. Наиболее ярко данное свойство проявляется в фено- мене выделœения фигуры из фона. При этом вся наблюдаемая человеком действительность разделяется на две неравные по значимости части: одна — предмет — воспринимается как конкретное, четко очерченное, расположенное на переднем плане замкнутое целое, а вторая — фон — как более аморфное, неопределœенное, расположенное позади предмета и неограниченное поле. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, воспринимаемая реальность всœегда разделяется как бы на два слоя: на фигуру — образ предмета͵ и фон — образ окружающего предмет пространства. Любой образ целостен. Под этим принято понимать внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. При анализе целостности восприятия можно выделить два взаимосвязанных аспекта: объединœение разных элементов в целое и независимость образованной целостности (в определœенных границах) от качества элементов. При этом восприятие целого влияет и на восприятие частей. Несколько правил группировки частей в целое были впервые сформулированы Вертхеймером [399]. Еще одной важной характеристикой образа является его обобщенность. Она означает отнесенность каждого образа к некоторому классу объектов, имеющему название. В этом отражается влияние не только языка, но и опыта данного человека. По мере расширения опыта восприятия образ, сохраняя свою индивидуальность и отнесенность к конкретному предмету, причисляется ко всœе большей совокупности предметов определœенной категории, т. е. классифицируется. Именно классификация обеспечивает надежность правильного узнавания объекта независимо от его индивидуальных особенностей и искажений, не выводящих объект за пределы класса. Значение обобщенности узнавания проявляется, к примеру, в способности человека свободно читать текст независимо от шрифта или почерка, которым он написан. Следует отметить, что обобщенность восприятия позволяет не только классифицировать и узнавать предметы и явления, но и предсказывать некоторые свойства, непосредственно не воспринимаемые. Коль скоро объект по отдельным своим качествам отнесен к данному классу, то с определœенной вероятностью можно ожидать, что он обладает и другими свойствами, характерными для этого класса. Между всœеми перечисленными характеристиками восприятия есть неĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ функциональное сходство. И константность, и предметность, и целостность, и обобщенность придают образу важную черту — независимость в некоторых пределах от условий восприятия и искажений. В этом смысле константность — это независимость от физических условий восприятия, предметность — от того фона, на котором объект воспринимается, целостность — независимость целого от искажения и замены компонентов, составляющих это целое, и, наконец, обобщенность — это независимость восприятия от таких искажений и изменений, которые не выводят объект за границы класса. Понятие о памяти как познавательном процессе Общая характеристика памяти как познавательного процесса. Форма психического отражения, заключ-я в закреплении, сохранении и последовательном воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деят-ти или возвращение в сферу сознания. Функции: накопление опыта, интегрированное свойство психики, фундаментальное св-во личности. Процессы памяти: запоминание – процесс, направленный на сохранение в памяти полученных впечатлений, предпосылка сохранения; сохранение – процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладение им;воспроизведение иузнавание – процессы восстановления прежде воспринятого. Различия м-у ними заключаются в том, что узнавание имеет место при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии. Воспроизведение происходит в отсутствии объекта. Виды памяти: Виды психической активности: 1.Образная п. – возможность сохранять и в дальнейшем использовать данные нашего восприятия. В зависимости от того, какой анализатор принимал наибольшее участие в формировании образа; подвиды обр.п. – зрит., слух., осяз., обонят., вкусов. Психика ч-ка ориентирована на зрит. и слух.п. (память на лица, интонацию, ситуацию) На практике мы сталкиваемся с различными сочетаниями зр., сл., двиг., п.(зрит-двиг., зрит-слух., двиг-слух).ЭЙДЕТИЗМ- зрит.п., долго сохраняющая яркий образ со всеми деталями воспринятого (имеется у всех детей, у взрослых исчезает). Эйдетизм хорошо развит у художн-в, яв-ся одним из задатковк развития способностей. Сферой проф-го применения такой п., может стать музыка, те виды деят-ти, в к-х особое требование к зрит-му точному запоминанию и воспроизв-ю увиденного. Зрит-е образы могут влиять на проявления активности ч-ка, двиг-ю, эмоц-ю, интеллект-ю. 2.Двигательная п. это п. на движение, на положение тела в пространстве. Эта п. обнаруживается очень рано и достигает окончат-го развития раньше др. видов. Она лежит в основе многочисленных навыков и привычек (вытир-е ног перед входом, переход улицы и т.д.). Особенно развита двиг-я п. у людей, чья проф-я деят-ть связана с двиг-й активностью (плотники, водители ит.д). она лежит в основе спортив-х навыков, в выполнении танцев-х фигур. 3.Эмоцион-я п. – характер-ся воспроизв-м чувствит-го состояния при повторном воздействии в той ситуации в которой данное эмоцион-е состояние возникло впервые. Особенности этой п. в быстром ее формировании, особой прочности следов, непроизвольности воспроизведения. Отечеств. псих. Блонский полагал, что чувственная п. на основе к-й развивается эмоц-я имеется уже к 6 мес.реб.и достигает расцвета к 3-5г. На эмоц-й п. основывается осторожность, симпатия, антипатия. Эмоц-я п. обеспечивает прочное запоминание самой информ-и, с которой она связана. 4. Символическая п. Подразделяется на словесную и логич-ю. Слов-я п.формируется прижизненно вслед за образом. Наибольшей силы достигает к 13-14г. Ч-к никогда не запоминает сами слова с помощью которых передаётся инф-я, он запоминает только мысли, образы и впечатления созданные с их помощью. Словесная п., точнее зрит-я может оказывать влияние на зрит-е образы, усиливать или подавлять. Зр. образы могут преобразоваться, что делаются неузнаваемыми после слов-го описания. Т.о воспроизв-е при участии словесной памяти была продуктивна при обозначении предмета словами, поэтому очень важен выбор слов, постановка ?, для получения у ч-ка более точного и правильного ответа. 5. Логическая п. – характер-ся смыслом запоминания смысла информ-и. Это запоминание может не включать ни одного слова из исходной инф-и. В процессе вычленения смысла происходит осмысление инф-и в более обобщенное понятие. Это означает, что в основе логической памяти лежит сложный процесс перекодирования инф-и. Он связан с процессом отвлечения от несущественных деталей и обобщение центральных смыслов инф-и. Эту п. называют смысловой. По времени удержания следов: кратковременная, промежуточная, долговременная 1.Кратковременная п. – объём кр. П. очень мал, для норм-го взаимодействия ч-ка со средой ее надо постоянно освобождать для поступления следующей инф-и. 2. Промежуточная п. – обеспечивает сохранение инф-и в течении нескольких часов, накапливает инф-ю в течении дня, а время ночного сна отводится орг-м для очищения пром-й п. и категоризацией инф-и накопленной за прошедший день, перевода ее в долговр-ю п.. По окончании сна пром-я п. опять готова к приему новой инф-и. У ч-ка к-й спит менее 3ч.в сутки пром.п. не успевает очищаться, в результате нарушается выполнение мыслительных операций, снижается внимание, кратк.п., появляются ошибки в речи, в действиях. 3.Долговременная п. –обеспечивает длит-е сохранение инф-и. Эта инф-я может воспроизвод-ся ч-ком сколько угодно раз без утраты. Многократное и системное воспроизвед-е только упрочняет следы в д.п. При пользовании д.п. для припоминания требуется мышление и усилие воли. Д.п. начинает функционировать не сразу после того, как ч-ком был воспринят и запомнен материал, а спустя некоторое время, необходимое для того, чтобы ч-к внутренне смог переключиться с одного процесса на др., с запоминания на воспроизв-е. Эти 2 процесса не могут происходить параллельно, т.к их структура различна, а механизмы несовместимы, противоположно направлены. Акустическое кодиров-е характерно для перевода инф-и из кратк.п. в д.п., где она уже хранится, не в форме звуков, а в виде смысловых кодов и структур, связанных с мышлением. Обратный процесс предполагает перевод мысли в слово. Для д.п. с сознат-м доступом свойственна закономерность забывания -забывается все ненужное, определенный % и нужной инф-и. Память бывает произвольная –инф-я запоминается целенаправленно с помощью спец-х приемов, эффект-ть зависит от целей запоминания (во время учебы или профес-я), от приемов заучивания: механич-е дословное многокр-е повторение без осмысливания, логический пересказ – логич-ое осмысление материала, системетиз-я, выделение главных компонентов инф-и, перессказ своими словами, образные приемы запоминания, перевод инф-и в образы, графики, схемы, картинки, обр.п.бывает слух., зрит., моторно-двигат., вкусов., осязат., обон., эмоц., мнемотехнические приемы запоминания (спец-е приемы запоминания инф-и). Непроизвольная п. – инф-я запоминается сама собой без спец-го заучивания, а в ходе выполнения деятельности. Развита у детей, у взрослых ослаблена. 38.Физиологические основы памяти Мгновенная память определяется процессами, происходящими в периферическом отделе анализатора (в рецепторах). Информация там хранится очень недолго — от долей до нескольких секунд. Тем не менее этот процесс лежит в основе деятельности кино и телевидения. Дело в том, что человек в кинотеатре видит не одно непрерывное изображение, а череду неподвижных картинок. Каждое последующее изображение накладывается на память о предыдущей, в результате чего создается иллюзия движения. В основе кратковременной памяти лежит циклическое вращение импульсов в нейронных цепях. Электрический сигнал, попавший в такую ловушку, может какое-то время циркулировать в ней, пока его не сотрет следующий импульс Длительность хранения информации здесь — от нескольких секунд до нескольких минут. Поэтому, получив важную информацию, желательно перенести ее на материальный носитель — бумагу или электронный блокнот, чтобы обезопасить ее от возможной потери. Объем кратковременной памяти — 7 ± 2 единиц информации, причем не имеет значения, что понимается под единицей информации — буква или слово. Если человеку приходится запоминать массу информации, он может укрупнять единицы информации объединять в блоки, расширяя таким образом емкость своей памяти. Большая часть информации из кратковременной памяти стирается, но какое-то ее количество переходит в оперативную память. Переход ее из кратковременной в оперативную называется консолидацией. Этому процессу способствуют определенные условия: важность информации для субъекта, неоднократное повторение информации, яркость, необычность информации, а также наличие эмоций при этом. В оперативной памяти информация хранится от нескольких минут до нескольких часов (суток), чаще всего один день — от пробуждения до сна, после чего одна часть ее переходит в долговременную память, а другая — стирается. Срок хранения информации в оперативной памяти связан с задачей, стоящей перед человеком. При этом логическая обработка информации, поступившей за день, происходит во время «медленного» сна, а перевод ее в долговременную память — во время «быстрого» сна. Долговременная память может хранить информацию как угодно долго — на протяжении всей жизни человека. Этот процесс осуществляется при участии специфических белков памяти и нуклеиновых кислот. В настоящее время имеется гипотеза, что функционирование информации в этом виде памяти связан с изменением структуры нервных клеток и их электрических контактов — синапсов. В функционировании памяти человека участвуют различные структуры анализаторов и центральной нервной системы. Возникновение сенсорных следов информации происходит в рецепторных системах анализаторов. Виды памяти Виды памяти в психологии виды памяти в психологии Такая психическая функция человека, как память, является особенной. Остальные функции не могут быть произведены без ее участия. Проявления памяти очень разнообразны и многогранны. Предлагаем вашему вниманию классификацию видов памяти в психологии. Виды памяти человека в психологии По времени сохранения материала Кратковременная память. Материал хранится недолго, примерно около двадцати секунд, а объем элементов, который одновременно удерживается в памяти небольшой – от пяти до девяти. Сенсорная память. Информация сохраняется на уровне рецепторов, если из хранилища рецепторного она впоследствии не переводится в иную форму хранения, то теряется безвозвратно. Время сохранения очень короткое – до одной секунды. Такая память чаще всего используется у новорожденных. Долговременная память. Она обеспечивает продолжительную сохранность материала, время хранения и объем информации не ограничиваются. Долговременная память, в отличие от кратковременной, иначе обрабатывает полученную информацию. Долговременная память оптимально «раскладывает» информацию – это обеспечивает ее оптимальное сохранение. Такое явление называют «реминисценция», происходит увеличение объема нужного материала, а также повышается качество. Оперативная память. Является промежуточным хранилищем между долговременной и кратковременной памятью. Сохраняет материал на определенный необходимый срок. По характеру психической активности Эмоциональная память. В ней сохраняются чувства и эмоции, которые пережил человек. Эти чувства побуждают или, напротив, удерживают человека от каких – либо действий, которые вызывают положительные или отрицательные эмоциональные переживания. Является самым сильным видом памяти. Словесно–логическая память является главенствующей по отношению к остальным разновидностям памяти. При данном виде памяти человек анализирует полученный материал и выделяет логические части. Содержимое материала тщательно обрабатывается и делится на логические части. классификация видов памяти Образная память. Подразделяется на вкусовую, обонятельную, осязательную, зрительную и слуховую. Особенно развита образная память у подростков и детей. Двигательная память. Хранит информацию о движениях, а также об их системах. Является фундаментом, необходимым для формирования различных трудовых и практических навыков. У физически развитых людей, как правило, отличная двигательная память. Механическая память. Помогает человеку запомнить содержание материала, который он по каким–то причинам не может запомнить. Человек повторяет необходимую информацию до тех пор, пока она не отложится в его головном мозге. Механизмы памяти Механизмы памяти Способности кратковременной памяти весьма ограничены: если информация не повторяется достаточно часто, то она — исчезает. Комплекс данных, присутствующих в каждый момент кратковременной памяти, называют, буфер повторения. Эта информация сохраняется в буфере до тех пор, пока она не передается в долгосрочную память, или пока не будет заменена новой. Долговременная память считается практически неограниченной, но не вечной, и реактивацию информацию можно предотвратить путем пополнения ассоциаций, которые необходимы для ее идентификации. Забывчивость Немедленный возврат информации (воспоминание) может быть неверным, поскольку она не была представлена в долговременной памяти. А той доли информации из долговременной памяти может не хватать потому, что не достаточно прочных связей, чтобы сосредоточиться на них. Эта теория также объясняет, почему некоторые воспоминания кажутся удаленными из памяти: такие воспоминания недоступны, поскольку их присутствие было бы неприемлемо для человека из-за беспокойства или чувства вины, которые могут активировать неприятные ощущения. Поэтому информация не исчезла, но подсознание не дает необходимых данных для создания и объединения ассоциаций. |