МегаПредмет

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ

Сила воли ведет к действию, а позитивные действия формируют позитивное отношение


Как определить диапазон голоса - ваш вокал


Игровые автоматы с быстрым выводом


Как цель узнает о ваших желаниях прежде, чем вы начнете действовать. Как компании прогнозируют привычки и манипулируют ими


Целительная привычка


Как самому избавиться от обидчивости


Противоречивые взгляды на качества, присущие мужчинам


Тренинг уверенности в себе


Вкуснейший "Салат из свеклы с чесноком"


Натюрморт и его изобразительные возможности


Применение, как принимать мумие? Мумие для волос, лица, при переломах, при кровотечении и т.д.


Как научиться брать на себя ответственность


Зачем нужны границы в отношениях с детьми?


Световозвращающие элементы на детской одежде


Как победить свой возраст? Восемь уникальных способов, которые помогут достичь долголетия


Как слышать голос Бога


Классификация ожирения по ИМТ (ВОЗ)


Глава 3. Завет мужчины с женщиной


Оси и плоскости тела человека


Оси и плоскости тела человека - Тело человека состоит из определенных топографических частей и участков, в которых расположены органы, мышцы, сосуды, нервы и т.д.


Отёска стен и прирубка косяков Отёска стен и прирубка косяков - Когда на доме не достаёт окон и дверей, красивое высокое крыльцо ещё только в воображении, приходится подниматься с улицы в дом по трапу.


Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) Дифференциальные уравнения второго порядка (модель рынка с прогнозируемыми ценами) - В простых моделях рынка спрос и предложение обычно полагают зависящими только от текущей цены на товар.

студент при ответе постоянно обращается к источнику, не может четко сформулировать ответ и аргументировать свою позицию.





ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ПСИХОЛОГИЯ»

Раздел 2 «Психология развития и возрастная психология»

1. Объект, предмет и задачи психологии развития и возрастной психологии

2. Теория возрастных задач развития Эрика Эриксона

3. Теория психосексуального развития Зигмунда Фрейда.

4. Методы организации исследования в психологии развития

5. Методы изучения возрастных особенностей и проблем развития

6. Понятие возраста. Основные структурные компоненты возраста (социальная ситуация развития, новообразования, ведущая деятельность и др.)

7. Понятие ведущей деятельности. Смена ведущей деятельности в течение жизни человека.

8. Понятие «новообразование». Основные психические новообразования в детский и подростковый период.

9. Механизмы развития личности. Взаимосвязь обучения, воспитания и развития в онтогенезе.

10. Проблема периодизации психического развития. Подходы к периодизации.

11. Основные этапы возрастного развития человека.

12. Категория развития. Условия нормального психического развития ребенка. Влияние социально-культурного фона на развитие человека.

13. Условия нормального протекания беременности.

14. Роль матери и отца в развитии личности ребенка.

15. Этапы внутриутробного развития.

16. Причины аномального развития ребенка.

17. Особенности психики новорожденного. Безусловные рефлексы.

18. Психическое развитие в младенчестве.

19. Кризис трех лет: причины, формы проявления.

20. Психическое развитие в раннем детстве. Развитие речи ребенка.

21. Психологическая характеристика ребенка дошкольного возраста.

22. Психологическая характеристика людей в период зрелости.

23. Понятие возрастного кризиса. Кризисы детства.

24. Основные виды деятельности в дошкольном возрасте.

25. Основные отличия игры и учебной деятельности.

26. Психологическая характеристика готовности ребенка к школе.

27. Психологическая характеристика младших школьников.

28. Психологические особенности подростка. Акцентуации характера у подростков.

29. Девиантное поведение в подростковом возрасте

30. Основные проблемы подросткового возраста

31. Психологические особенности юношеского возраста.

32. Этапы профессионального самоопределения человека.

33. Психологические проблемы, возникающие у людей в молодости.

34. Кризис середины жизни

35. Кризисы периода взрослости и геронтогенеза.

36. Психологические проблемы людей пожилого возраста.

37. Психология старости. Стратегии старения.

38. Особенности развития личности в условиях депривации (дети-сироты и др.)

Раздел 3 «Психология обучения и воспитания»

1. Развитие знаний о психологии обучения и воспитания детей.

2. Сравнительная характеристика развития познавательных процессов у школьников разных ступеней обучения

3. Стили педагогической деятельности и общения

4. Диагностика готовности ребенка к школьному обучению

5. Кризис начала обучения в школе и способы его преодоления

6. Анализ развивающих функций традиционной и инновационной системы обучения

7. Модели обучения (познавательная, коммуникативная, кибернетическая)

8. Научение и его виды.

9. Ученик как субъект учебной деятельности. Учение. Учебная деятельность и ее структура

10. Мотивация учебной деятельности у детей младшего школьного возраста и способы ее повышения



11. Мотивация учебной деятельности у взрослых людей

12. Отечественные теории обучения

13. Зарубежные теории обучения

14. Воспитание как процесс, институты воспитания, принципы воспитания

15. Методы воспитания

16. Особенности программированного обучения

17. Проблемное обучение и его использование

18. Традиционное обучение, его плюсы и минусы

19. Организация психологического анализа урока

20. Неуспеваемость, ее причины и способы работы с неуспевающими детьми

21. Психологические детерминанты отставания в учении

Раздел 4. Социальная психология

1. Социальная психология как наука.

2. Понятие группы и ее виды. Феномены группового влияния.

3. Стадии формирования группы.

4. Методы изучения взаимоотношении в группе.

5. Приёмы формирования коллектива

6. Структура и этапы развития конфликта. Стили поведения в конфликте.

 

ЗАДАЧИ

1.В процессе усвоения учебной деятельности в 1 классе Витя спрашивает про незнакомую букву: «Какая это буква?», а Вова интересуется полузнакомой буквой: «В какую сторону пишется буква Е?» и т.д.

Что проявляется в этих вопросах учащихся? О чем может говорить отсутствие вопросов у учащихся?

 

2. В начальной школе можно наблюдать, как одни дети сравнительно быстро приступают к работе по заданному образцу, добросовестно выполняют инструкции учителя, другие – постоянно обращаются за помощью, задавая много вопросов для коррекции своих действий.

У какой группы учащихся выше готовность к школьному обучению?

 

3. Петя (2 г. 7 мес.) много болел, подолгу находился в больнице практически не разговаривал. В дальнейшем маме пришлось потратить много сил, для того чтобы Петя нормально говорил.

Назовите основную причину трудного усвоения речи Петей?

 

4. Катя (18 лет) в поисках смысла жизни решила родить, кормить, одевать ребенка…заботиться о его здоровье. Позже, когда ребенку стало 20 лет, он женился и переехал к жене, оставив свою мать в одиночестве.

В чем ошибка Кати при определении смысла жизни?

 

5.Юля пишет: «Мне 21 год, учусь в институте, и живем мы с бабушкой на ее пенсию и мою стипендию. Моя мать наведывается к нам раз в месяц, а все остальное время пьет. Ну почему у других есть все: и красота, и деньги, и замечательные родители, а у меня ничего! Я толстая и прыщавая, ничего не знаю, на компьютере работать не умею и с ужасом смотрю в будущее. При такой жизни я могу быть разве что уборщицей…»

Как психологу необходимо строить свою работу с Юлей?

 

6. «Переведите» на психологический язык известное высказывание Л.Н.Толстого:

«От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего – страшное расстояние. А от зародыша до новорожденного – пучина».

 

7. Сравните воображение ребенка и взрослого. Какие утверждения из приведенных ниже вы считаете правильными? Обоснуйте свои ответы.

1. Воображение ребенка богаче воображения взрослого.

2. Фантазия взрослого скована рамками логики и опыта.

3. Ребенок живет в фантастическом мире более, нежели в реальном.

4. Ребенок может вообразить себе гораздо меньше, чем взрослый человек, но он больше доверяет продуктам своего воображения.

5. Воображение ребенка более эмоционально, чем воображение взрослого.

 

8. Первоклассникам были заданы вопросы: «Что самое ценное, значимое в школьной жизни? Что нравится в школе?»

Ответы отличников: «нравится русский язык, интересно», «нравятся уроки».

Ответы троечников и неуспевающих: «нравится, что играем», нравится, что в школе бывают выходные»

Есть ли различия в области познавательных интересов?

 

9. Ваня, ученик 1 класса, придя домой, с радостью рассказывает маме, что было интересного в школе, что он узнал, понял, чему научился.

О развитии какой мотивации у Вани можно говорить?

 

10. Можно наблюдать, что старший школьник не реагирует на замечания, которые делают окружающие.

Связано ли такое поведение старшего школьника с его самооценкой? К чему приводит подобное поведение?

 

11. Как взрослые могут завоевать авторитет у детей юношеского возраста?

 

12. Подростковый период психофизиологического развития характеризуется сложным, бурным, противоречивым процессом. Подросткам присуща личностная нестабильность.

Выделите основные особенности характера и поведения подростка? Кто из отечественных и зарубежных психологов занимался изучением этого вопроса?

 

13. При переходе из младшей школы в среднюю дети пытаются строить свои взаимоотношения самостоятельно. Возможны случаи конфликтов, в которых подростки оказываются в позиции обвиняемых, отвергаемых… На ход конфликта часто влияет поведение родителей отвергаемых детей.

Какой должна быть тактика поведения родителей?

 

14. Ниже приведены выделенные И. С. Коном механизмы самооценивания. Объясните, для каких возрастных этапов характерно включение тех или иных механизмов. Имеют ли механизмы самооценки личностную окраску или они универсальны?

1. Усвоение субъектом оценки его другими людьми (как непосредственное отражение чужих оценок, так и ориентация на то, как индивид представляет себе эти оценки, а также равнение на генерализованного другого).

2. Социальное сравнение — индивид осознает и оценивает себя путем сравнивания с другими людьми.

3. Самоатрибуция — индивид заключает о себе и о своих внутренних состояниях, наблюдая и оценивая свое поведение в различных ситуациях.

 

15. Исходя из знаний в области возрастной и педагогической психологии, сформулируйте 5 основных рекомендаций.

В своей популярной книге «Дети и деньги» детские психологи К. Девис и Р.Тейлор дают родителям подробные рекомендации относительно выдачи денег на личные нужды.

16. «Моему сыну саше 14 лет. Неожиданно в нем проснулось чувство бунтарства, какого я никогда не встречала у детей, - говорит мама. Он не признает никаких правил и кажется, ненавидит всю нашу семью. Он приходит в ярость, когда мы пытаемся заставить его соблюдать дисциплину. В конфликтных ситуациях он неуправляем».

С чем связаны такие изменения? Как относится к данной ситуации?

17. Сформулируйте проблему, описанную в педагогической ситуации. Предложите шаги психологического анализа данной ситуации и возможные пути её решения.

Девятый класс внезапно стал «неуправляемым», хотя случаев открытого группового сопротивления или сопротивления лидеров класса не было отмечено. Зато учитель чувствовал скрытое методическое и организованное сопротивление любым педагогическим воздействиям в форме ригидного поведения, молчания, скуки, отсутствия эмоционально-заинтересованного отношения учащихся к вовлечённости в процесс обучения. Учитель решил обратиться за помощью к психологу.

В ответе должны быть представлены основные этапы (диагностический и корректирующий) и направления психологической помощи; указаны формы и методы работы; а также задействованы все субъекты образовательного пространства.

Эта ситуация связана с процессом гормональных изменений, происходящих в организме подростка. В конфликтной ситуации, в состоянии повышенного возбуждения контроль сознания подростка снижается. Поэтому разговор следует перенести на период затишья.

Не обвиняя подростка надо отметить, что события последнего времени нельзя назвать приятными. В разговоре подчеркнуть, что взрослость - это не только самостоятельность, но и большая ответственность.

18. Женщина (25 лет) говорит: «Я считаю себя застенчивой. Я так не думала, пока в 7 классе учитель не назвал меня «тихой» с тех пор я почувствовала, что способности к общению низкие. Боялась, что меня будут отвергать».

Дайте психологический анализ данной ситуации.

Критерии оценивания

5 – ответ четкий, логически обоснован теоретически (ссылки на авторов, конкретные исследования), студент делает самостоятельные выводы, ответ подкрепляется примерами; практические задачи решаются с научных позиций, речь четкая, студент свободно оперирует научной терминологией;

4 – ответ четкий, логически обоснован теоретически (ссылки на авторов, конкретные исследования), ответ слабо подкрепляется примерами (студент затрудняется применить знания при решении конкретных практических задач, речь четкая студент свободно оперирует научной терминологией;

Ответ носит репродуктивный характер, студент затрудняется давать четкие определения, при ответе испытывает сложности с аргументацией, затрудняется при решении практических заданий, испытывает затруднения в использовании научной терминологией.

студент при ответе постоянно обращается к источнику, не может четко сформулировать ответ и аргументировать свою позицию.

 





©2015 www.megapredmet.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.